Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никуленкова Ольга Евгеньевна

В статье обозначена проблема внутриличностных конфликтов актуализирующихся у студентов в период обучения в вузе. Рассмотрены эффективные формы предупреждения внутриличностных конфликтов в рамках образовательного процесса и помощи студентам в осознании и конструктивном разрешении внутриличностных конфликтов с учетом их гендерных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никуленкова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WARNING INTRAPERSONAL CONFLICTS STUDENTS SPECIFIC TO GENDER IDENTITY IN THE CONTEXT OF THE UNIVERSITY

The article outlines the problem of actualizing intrapersonal conflicts among students during the period of study at the University. Considered an effective form of prevention intrapersonal conflict within the educational process and assist students in understanding and constructive resolution of interpersonal conflicts based on their gender characteristics.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ

СПЕЦИФИКИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Никуленкова Ольга Евгеньевна

кандидат психол. наук, доцент, Невинномысский Государственный Гуманитарно Технический институт

г. Невинномысск

WARNING INTRAPERSONAL CONFLICTS STUDENTS SPECIFIC TO GENDER IDENTITY IN THE CONTEXT OF THE UNIVERSITY Nikulenkova Olga, Candidate of psychology sciences, associateprofessor, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk АННОТАЦИЯ

В статье обозначена проблема внутриличностных конфликтов актуализирующихся у студентов в период обучения в вузе. Рассмотрены эффективные формы предупреждения внутриличностных конфликтов в рамках образовательного процесса и помощи студентам в осознании и конструктивном разрешении внутриличностных конфликтов с учетом их гендерных особенностей. ABSTRACT

The article outlines the problem of actualizing intrapersonal conflicts among students during the period of study at the University. Considered an effective form of prevention intrapersonal conflict within the educational process and assist students in understanding and constructive resolution of interpersonal conflicts based on their gender characteristics.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт; гендерная идентичность; групповая психотерапевтическая работа; психологическое консультирование; тренинговая программа; профессиональная идентичность; мотивация учебной деятельности.

Keywords: intrapersonal conflict; gender identity; group psychotherapeutic work; psychological counseling; training program; professional identity; motivation of educational activity.

Процесс личностно-профессионального развития студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, сопровождается внешними и внутренними противоречиями, особое место среди которых занимают внутрилич-ностные конфликты. Которые на протяжении всего периода обучения в вузе не только не устраняются, но и, напротив, актуализируются, углубляются.

Проблема внутриличностного конфликта в психологии является одной из фундаментальных. Теоретический анализ данной проблемы показал, что в отечественной психологии, как и в зарубежной, существуют различные подходы к интерпретации, обоснованию и классификации внутриличностных конфликтов. Вместе с тем, обобщение данных подходов позволяет говорить, о том, что внутриличностный конфликт понимается как сложное психологическое закономерное в развитии личности явление, в основе которого лежат противоречия ценностно-смысловой сферы личности, проявляющиеся на мотива-ционном, когнитивном, эмоциональном и поведенческих уровнях.

Отсутствие единой для психологии традиции в понимании внутриличностных конфликтов приводит к трудностям их классификации. В зависимости от аспекта анализа, от теоретической позиции исследователя выделяется многообразие оснований для классификации. В основу нашего исследования была положена классификация, предложенная А. И. Шипиловым [1], построенная на объединении сходных подходов, на дифференциации структур внутреннего мира человека, включающего мотивы, ценности и самооценку.

При обсуждении специфики внутриличностных противоречий в студенческом возрасте, основное внимание ученых сосредоточено на выявлении факторов, обуславливающих внутриличностные конфликты на этапе адаптации к вузовскому обучению, в меньшей степени на всем этапе профессионального обучения.

Несмотря на большой интерес исследователей к внутриличностным конфликтам студенческого возраста, данная проблема не рассматривается целостно, анализируются лишь отдельные виды внутриличностных конфликтов, не рассматривается их гендерная специфика.

В целом, проведенный теоретический анализ проблемы внутриличностных конфликтов студентов в процессе обучения в вузе позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальной работы, направленной на помощь студентам в разрешении внутриличностных конфликтов с учетом их гендерных особенностей.

В настоящее время большого недостатка в концептуальных, методологических и методических подходах к помощи человеку в преодолении его внутриличностных конфликтов практически нет: в любом психотерапевтическом или консультативном направлении выработаны свои стратегии, технологии, конкретные приёмы и упражнения. Соответственно, форма оказания такой помощи также достаточно традиционна: это групповые или индивидуальные занятия, которые проводит практикующий специалист - психолог или психотерапевт. Такая форма широко используется в детских дошкольных учреждениях и школах.

В вузах всё зависит от наличия организованной и квалифицированной работы служб психологического сопровождения не столько по преодолению внутриличностных конфликтов, сколько по их предупреждению.

Как отмечает Н. В. Гришина, задача практической помощи психолога по предупреждению и преодолению внутриличностных конфликтов человека состоит в инициировании и организации его диалога как наиболее конструктивной формы разрешения конфликта с самим собой и с другими людьми. Применительно к проблеме разрешения конфликтов различные виды психологической помощи представляют собой разные формы организации диалога в рамках психологических традиций [2].

Одной из распространенных и эффективных форм разрешения и преодоления внутриличностных конфликтов является групповая психотерапевтическая работа. Цель которой - помочь проявлению, осознанию и «проживанию» своих конфликтов за счет группового контекста. Конкретные же формы использования возможностей группы напрямую зависят от ориентации и спецификации психолога на конкретные теоретические и практические подходы.

Психологическое консультирование как одна из психологических традиций работы с внутриличностными конфликтами, по мнению многих исследователей и практиков, трудно дифференцируема по приемам и концептуальным подходам от психотерапевтической практики. Однако психологическое консультирование в большей мере позволяет прорабатывать и разрешать экстраперсональные конфликтные взаимодействия, чем интерперсональные, к которым, зачастую, и относится внутриличностный конфликт.

Соответственно, форма оказания такой помощи также достаточно традиционна: это групповые или индивидуальные занятия, которые проводит практикующий специалист - психолог или психотерапевт. Такая форма широко используется в детских дошкольных учреждениях и школах. В вузах, повторимся, всё зависит от наличия организованной и квалифицированной работы служб психологического сопровождения.

При разработке программы по предупреждению внутриличностных конфликтов в рамках образовательного процесса и помощи студентам в осознании и конструктивном разрешении внутриличностных конфликтов, мы учитывали три важных аспекта: 1) внутриличностные конфликты тесно связаны с конфликтами гендерной идентичности, традиционно, сложными для проработки, поскольку являются «интимными» - про них не принято открыто и сразу говорить даже в индивидуальном или групповом терапевтическом взаимодействии; 2) разработанная программа должна быть максимально подходящей для студентов различных специальностей и различных курсов обучения; 3) заложенные в программе мероприятия и формы работы с внутриличностными конфликтами студентов, должны быть составлены таким образом, чтобы их могли реализовывать преподаватели психологических дисциплин даже при отсутствии служб психологического сопровождения в организационной структуре вуза.

Исходя из этого, мы разработали два направления предупреждения и оказания помощи студентам в преодолении специфических для гендерных групп внутриличностных конфликтов. Первое направление предполагает организацию серии семинаров-лекториев и семинаров-практикумов, которые проводятся преподавателем психологических дисциплин. Эти семинары могут проводиться в рамках ставших уже традиционными мероприятий к Международному Дню Психического здоровья (10 октября) или в формате недели психологии. Такая «внешняя рамка», «эгида» позволит студентам, переживающим острую стадию внутриличностного конфликта, особенно связанного со сложностями в гендерной идентичности, более комфортно и раскрепощено себя чувствовать, быть открытыми настолько, насколько это возможно для них.

Целью семинаров-лекториев является информиро-

вание и просвещение студентов различных специальностей и различных курсов в области сути, содержания, форм протекания и специфических видов внутриличност-ных конфликтов, их возможной тесной связи с гендерной идентичностью. Студенты получают раздаточные материалы в виде «памяток», лифлетов, содержащих краткий обзор основных тем, затронутых на семинаре-лектории. Ожидаемым результатом от проведения серии таких семинаров является осознание студентами наличия, интенсивности и степени внутриличностного конфликта, наличия его связи с проблемами гендерной идентичности в комплексе: биологический пол, полоролевые характеристики, сексуальная ориентация.

Мы апробировали серию семинаров-лекториев: четыре тематические встречи по два академических часа каждая. На первом семинаре студентам предлагается диагностический комплекс, подобранный нами. Обработку результатов диагностики мы предлагали провести самим студентам на семинаре и консультировали по возникшим вопросам. Следующие семинары-лектории были тематическими. После проведения данной серии мы проводили анкетирование, с целью оценки полезности подобных мероприятий и актуальности, затрагиваемых в их рамках тем.

Целью семинаров - практикумов является просвещение и консультативная помощь студентам различных специальностей в преодолении внутриличностных конфликтов, в частности, напрямую связанных с проблемами гендерной идентичности. Серию семинаров-практикумов мы проводили между семинарами - лекториями и связывали их с затрагиваемыми темами. После проведения заключительного семинара - практикума мы предлагали студентам опросник «САН» (самочувствие, активность, настроение), позволяющий оперативно диагностировать показатели эмоционального состояния.

Второе направление предполагает проведение тренинга. Целью предложенной тренинговой программы является, осознание и гармонизация внутреннего мира студентов, развитие их самоощущения и принятия себя.

Тренинг состоит из трёх блоков: осознание гендерной идентичности; работа с внутриличностными конфликтами; профессиональное самоопределение и мотивы учебной деятельности.

Анализ результатов анкетирования респондентов первого, третьего и пятого курсов с различными типами гендерной идентичности и актуальными внутриличност-ными конфликтами после проведения семинаров - лекториев позволяет заключить:

- согласны с результатами диагностики внутрилич-ностных конфликтов и гендерной идентичности 52% респондентов мужской и женской частей выборки первого курса, 64,3% респондентов третьего курса, 67,1% респондентов пятого курса. Таким образом, осознание и своеобразное «признание» наличия внутриличностных конфликтов и определенного типа гендерной идентичности в большей мере «доступно» студентам третьего и пятого курсов;

- информацию о причинах внутриличностного конфликта в рамках семинаров-лекториев в большей мере удалось принять и осознать студентам - первокурсникам (59%), студентам третьего курса

(51,2%), и студентам пятого курса (50,1%). Это может быть связано с меньшим осознанием своих конфликтов студентами-первокурсниками, а значит, с меньшими когнитивными и эмоциональными препятствиями для их «объективного» разбора;

- участие в семинарах-лекториях считают полезным для себя значительное количество респондентов первого (69%), третьего (74%) и пятого (75,3%) курсов. Данный факт свидетельствует об актуальности затрагиваемых вопросов, тематики внутриличност-ных конфликтов и гендерной идентичности;

- потребность обратиться за помощью к специалисту осознали 35% респондентов первого курса, 39,2% респондентов третьего курса и 41,7% респондентов пятого курса. Такие незначительные проценты, на наш взгляд, отражают не столько интенсивность и степень переживания самих внутриличностных конфликтов, сколько доверие к специалистам и готовность более глубоко и, безусловно, болезненно анализировать причины их возникновения. Отметим, что семинары-практикумы вызвали различные эмоциональные отклики, нашедшие отражение в показателях функциональных состояний. Так, эмоциональное утомление (показатель самочувствие) в большей степени было установлено у студентов первого курса (49%), в то время как прилив эмоций и сил выявлен у студентов третьего (53%) и пятого (62%) курса. Настроение как комплексная характеристика, отражающая эмоциональное состояние имеет негативный оттенок также преимущественно у студентов первого курса (52%), по сравнению с 29% студентов третьего курса и 19% студентов пятого курса. В то же время активность, отражающая подвижность, скорость и темп протекания психических функций после семинаров - практикумов, наоборот, высокий уровень приобрела у большинства студентов - первокурсников (71%), и только примерно у половины студентов - третьекурсников

и пятикурсников (58% и 62%, соответственно). Представим результаты диагностики личностного профессионального плана. Согласно Л. Б. Шнейдер [3], на основе личностного профессионального плана возможно выделение следующих уровней профидентичности:

1) Сочетание параметров «дальняя профессиональная цель» и «ближняя профессиональная цель» -модальность «хочу»;

2) Сочетание параметров «знание требований профессии к человеку» и «знание своих возможностей для реализации профессиональных целей» - модальность «знаю»;

3) Сочетание параметров «Определение путей подготовки для реализации профессиональных целей», «Наличие резервного варианта» и «Практическая реализация поставленных целей» - модальность «могу».

Нас, прежде всего, интересовала модальность «хочу», поскольку она позволит сделать вывод о наличии/отсутствии изменений в мотивации учебной деятельности после реализации тренинговой программы. Так, сформированность ближних и дальних профессиональных целей - это свидетельство «сбалансированности» познавательных, «адаптационных» и статусных мотивов. Поскольку осознание и формулирование ближней и дальней профессиональной цели по установленным данным не вызвало затруднений у большинства респондентов вне зависимости от типа гендерной идентичности можно сделать вывод о позитивном влиянии тренинговой программы на мотивацию обучения.

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2006.

3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Дис....док. психол. наук: 19.00.13 - Москва, 2001.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Сёмина Марина Викторовна

кандидат пед.наук, доцент; Чинчикова Анна Ивановна

студентка 3 курса, Забайкальский государственный университет, г. Чита

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE CHILD WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER AND HYPERACTIVITY Semina Marina Viktorovna, candidate ped.sciences, associate professor; Chinchikova Anna Ivanovna, 3rd year student, Zabaikalsky state University, Chita АННОТАЦИЯ

В данной статье описаны основы психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Представлена история исследования синдрома и комплекс соответствующих симптомов при его проявлении. Актуализированы социально-психологические факторы развития синдрома, сформулированы рекомендации родителям, воспитывающим детей с СДВГ. ABSTRACT

This article describes the basics of psycho-pedagogical support of children with attention deficit disorder and hyperactivity. Presents the history of the study of the syndrome and the set of relevant symptoms at his manifestation. Updated socio-psychological factors in the development of the syndrome, recommendations for parents of children with syndrome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.