Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / КОРРЕКЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сёмина Марина Викторовна, Чинчикова Анна Ивановна

В данной статье описаны основы психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Представлена история исследования синдрома и комплекс соответствующих симптомов при его проявлении. Актуализированы социально-психологические факторы развития синдрома, сформулированы рекомендации родителям, воспитывающим детей с СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сёмина Марина Викторовна, Чинчикова Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE CHILD WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER AND HYPERACTIVITY

This article describes the basics of psycho-pedagogical support of children with attention deficit disorder and hyperactivity. Presents the history of the study of the syndrome and the set of relevant symptoms at his manifestation. Updated socio-psychological factors in the development of the syndrome, recommendations for parents of children with syndrome.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ»

(51,2%), и студентам пятого курса (50,1%). Это может быть связано с меньшим осознанием своих конфликтов студентами-первокурсниками, а значит, с меньшими когнитивными и эмоциональными препятствиями для их «объективного» разбора;

- участие в семинарах-лекториях считают полезным для себя значительное количество респондентов первого (69%), третьего (74%) и пятого (75,3%) курсов. Данный факт свидетельствует об актуальности затрагиваемых вопросов, тематики внутриличност-ных конфликтов и гендерной идентичности;

- потребность обратиться за помощью к специалисту осознали 35% респондентов первого курса, 39,2% респондентов третьего курса и 41,7% респондентов пятого курса. Такие незначительные проценты, на наш взгляд, отражают не столько интенсивность и степень переживания самих внутриличностных конфликтов, сколько доверие к специалистам и готовность более глубоко и, безусловно, болезненно анализировать причины их возникновения. Отметим, что семинары-практикумы вызвали различные эмоциональные отклики, нашедшие отражение в показателях функциональных состояний. Так, эмоциональное утомление (показатель самочувствие) в большей степени было установлено у студентов первого курса (49%), в то время как прилив эмоций и сил выявлен у студентов третьего (53%) и пятого (62%) курса. Настроение как комплексная характеристика, отражающая эмоциональное состояние имеет негативный оттенок также преимущественно у студентов первого курса (52%), по сравнению с 29% студентов третьего курса и 19% студентов пятого курса. В то же время активность, отражающая подвижность, скорость и темп протекания психических функций после семинаров - практикумов, наоборот, высокий уровень приобрела у большинства студентов - первокурсников (71%), и только примерно у половины студентов - третьекурсников

и пятикурсников (58% и 62%, соответственно). Представим результаты диагностики личностного профессионального плана. Согласно Л. Б. Шнейдер [3], на основе личностного профессионального плана возможно выделение следующих уровней профидентичности:

1) Сочетание параметров «дальняя профессиональная цель» и «ближняя профессиональная цель» -модальность «хочу»;

2) Сочетание параметров «знание требований профессии к человеку» и «знание своих возможностей для реализации профессиональных целей» - модальность «знаю»;

3) Сочетание параметров «Определение путей подготовки для реализации профессиональных целей», «Наличие резервного варианта» и «Практическая реализация поставленных целей» - модальность «могу».

Нас, прежде всего, интересовала модальность «хочу», поскольку она позволит сделать вывод о наличии/отсутствии изменений в мотивации учебной деятельности после реализации тренинговой программы. Так, сформированность ближних и дальних профессиональных целей - это свидетельство «сбалансированности» познавательных, «адаптационных» и статусных мотивов. Поскольку осознание и формулирование ближней и дальней профессиональной цели по установленным данным не вызвало затруднений у большинства респондентов вне зависимости от типа гендерной идентичности можно сделать вывод о позитивном влиянии тренинговой программы на мотивацию обучения.

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2006.

3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Дис....док. психол. наук: 19.00.13 - Москва, 2001.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА

ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Сёмина Марина Викторовна

кандидат пед.наук, доцент; Чинчикова Анна Ивановна

студентка 3 курса, Забайкальский государственный университет, г. Чита

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE CHILD WITH ATTENTION DEFICIT DISORDER AND HYPERACTIVITY Semina Marina Viktorovna, candidate ped.sciences, associate professor; Chinchikova Anna Ivanovna, 3rd year student, Zabaikalsky state University, Chita АННОТАЦИЯ

В данной статье описаны основы психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Представлена история исследования синдрома и комплекс соответствующих симптомов при его проявлении. Актуализированы социально-психологические факторы развития синдрома, сформулированы рекомендации родителям, воспитывающим детей с СДВГ. ABSTRACT

This article describes the basics of psycho-pedagogical support of children with attention deficit disorder and hyperactivity. Presents the history of the study of the syndrome and the set of relevant symptoms at his manifestation. Updated socio-psychological factors in the development of the syndrome, recommendations for parents of children with syndrome.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивность, факторы развития, коррекция, сопровождение.

Keywords: attention deficit disorder and hyperactivity, factors of the developmental, correction, maintenance.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) - это расстройство, чаще проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Известно, что таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Актуальность данной проблемы вызвана тем, что в мире ежегодно увеличивается процент детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Современная медицина снизила возрастные рамки для постановки данного диагноза: если в прошедшем веке синдром СДВГ мог быть установлен с 7 лет, то сейчас диагноз можно определить в возрасте до 5 лет. По данным Американской психиатрической ассоциации за 2012 год синдром дефицита внимания с гиперактивностью составляет когорту детей от 3 до 7 % в расчете от общей возрастной группы [4]. Авторы отмечают более частое (в 3- 4 раза чаще) наблюдение синдрома СДВГ у мальчиков, чем у девочек.

Обращаясь к истории становления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, отметим, что многие исследователи считают официальным основателем этой проблематики британского врача Дж.Стила, посвятившего в 1902 году описанию феномена серию своих лекций. В них была представлена группа импульсивных детей со значительными поведенческими проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием или злой волей ребенка - детей, которым сегодня медики ставят диагноз СДВГ.

Однако стоит заметить, что еще до Дж.Стила, симптомы девиации в поведении гиперактивного ребенка, которые характерные для синдрома СДВГ, активно обсуждались в рамках медицинской концепции «имбицильности» и «идиотии». В 20-е годы XIX столетия у многих детей, выживших после эпидемии энцефалита, наблюдалась симптоматика, аналогичная СДВГ. Позже она вошла в историю медицины под названием «сонной болезни» (encephalitis lethargica) [3].

В 1845 г. в книге «The Story of Fidgety Philip» («История неугомонного Филиппа») доктором Генрихом Хофф-маном было приведено первое описание поведения ребенка при СДВГ. Героем появления книги стал собственный сын доктора Хоффмана. Автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман начал писать детские стихи, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трехлетнему сыну. Так появился необычный труд - иллюстрированный томик стихотворений о гипреактивных детях и их характерных чертах.

Значительные успехи в диагностике и лечении СДВГ были достигнуты в XX веке. В 1930-1940 гг. в научную практику была введена концепция «минимального мозгового повреждения» для описания СДВГ - повреждения, которое обозначает легкое нарушение поведения и обучения, развивающееся в результате недостаточности функций ЦНС. В 1959 г. в научной литературе появился термин «минимальная мозговая дисфункция» (ММД), который в дальнейшем использовался для описания поражений головного мозга, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения. В 1962г. Оксфордская группа ученых провела международный симпозиум по детской неврологии, участники которого официально признали

этот термин для обозначения совокупности проблем поведения и обучения «в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем». Одновременно в медицине активно развивается концепция гиперкинезов детского возраста. В 1968г. в материалах американской классификации психиатрических болезней появляется термин «гиперкинетическая реакция детства». В 1970-е г. становится актуальной концепция расстройства/ дефицита внимания, в течение следующего десятилетия расстройство/ дефицит внимания рассматривается без связи с гиперактивностью. Только в 1994 году в текстах международной классификации болезней синдром заявляется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Важно отметить, что традиционно типичные появления СДВГ, такие как агрессивность, импульсивность, асоциальность трактовались не столько как моральная, сколько медицинская проблема, что в свою очередь повлияло на доминирование медикаментозных методов лечения гиперактивности. Сегодня тысячи научных статей посвящены этому расстройству, они обеспечивают молодых исследователей информацией о его природе, течении, причинах, трудностях, связанных с ним, и эффективных методах коррекции [3].

В современной науке усиливается тенденция понимания феномена, имеющая психологические основания. Данной проблематикой занимались такие исследователи как: А.М. Радаев, В.М.Трошин, Л.А. Ясюкова, А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева, З. Тржесоглава, И. П. Бряз-гунов, Е. В. Касатикова, Ю.С.Шевченко и многие другие. Так, Г.А. Широкова представляет СДВГ как комплекс нарушений системы эмоциональной регуляции. Основным показателем патологических изменений является гиперактивность, проявляемая человеком [5, с. 121].

Комплексы клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей несколько различаются у разных авторов. В нашей работе мы опираемся на труды А.Д.Гонеева, Н.И. Лифинцевой и Н.В.Ялпае-вой. Авторы приводят следующий симптомокомплекс: беспокойные движения в кистях и стопах; неумение сидеть на одном месте; легкая отвлекаемость на посторонние раздражители; нетерпеливость; неумение доводить до конца начатое дело; быстрая переключаемость с одного дела на другое; болтливость; неумение играть с сверстником, разговаривать спокойно и тихо; отсутствие умение прогнозировать последствия своих поступков; необдуманность действий и спонтанность; суетливость; не-сформированность праксиса и мелкой моторики; малая продолжительность сна и затруднения при засыпании [1, с. 121].

Необычность поведения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не является результатом проявления дурного характера, или невоспитанности, как считают многие взрослые. Если рассмотреть природу СДВГ, то она заключается в том, что у ребенка в силу органических нарушений и усугубляющих причин социального характера недостаточно развито внимание или есть нарушения в его развитии в сочетании с повышенной двигательной активностью ребенка. По мнению Г.А. Широковой «...СДВГ - это специфическая особенность психики,

обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами» [5, с.62].

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являются патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность в проявлении симптома. Представим эти факторы более подробно. В развитии СДВГ рисками в пренатальный период развития являются следующие события: обострение хронических заболеваний матери, а также перенесенные ею инфекционные заболевания, травмы у женщины в области живота, токсикозы, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, принятие алкоголя и курение, попытки прервать беременность.

На этапе собственно родовых процессов факторами, провоцирующими развитие СДВГ, являются: стимуляция родовой деятельности; преждевременные, скоротечные или затяжные роды, асфиксии, внутренние кровоизлияния; а также неправильное положение плода.

В дальнейшем нежелательными факторами психосоциального характера являются неадекватный психофизиологическому статусу ребенка стиль воспитания в семье и психотравмы детства (смерть одного из родителей или бабушки/дедушки; развод родителей; потеря работы родителями и т.д.).

Поскольку данная проблема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день, ряд специалистов предлагают психологическую помощь семьям, в которых дети страдают синдромом СДВГ. По существующей практике психолого-педагогического сопровождения, родитель отслеживает эффективность проводимого лечения и сообщает о его результатах неврологу, психологу, педагогам. Многолетние наблюдения подтверждают положительную динамику работы психолога с родителями и детьми.

Наибольшую эффективность в работе с детьми с СДВГ имеют технологии коррекционного воздействия, включающие такие приемы и методы, как обучение самомассажу и приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций; пальчиковые игры; игры для развития быстроты реакции и координации движений; подвижные игры с использованием сдерживающих моментов; игры для развития тактильного взаимодействия, психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния; работа с глиной, водой, песком. В современной специальной литературе приведен целый ряд детских развивающих заданий, которые помогут взрослым организовать занятие с ребенком с СДВГ. Например, игра «Туда и обратно» (автор Ю.Ги-рина) поможет детям в развитии мышления и навыков прямого и обратного счета. А такая игра, как «Знайка» (автор И.Климина) поможет детям, страдающим СДВГ, развить внимание и зрительную память [2, с. 32].

В работе с родителями, а также другими значимыми взрослыми людьми, которые окружают такого ребенка, очень важно изменить тревожно-требовательное или враждебное отношение к ребенку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также скорректировать стиль взаимодействия с ним. Главной задачей родителей является обеспечение общего эмоционально-нейтрального фона развития и раннего обучения ребенка.

Надо сохранять в общении с ребенком спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения, коррекция которых происходит достаточно медленно.

В самом начале пути родителям необходимо выработать единую (совместно с педагогами и психологами) стратегию поведения и требований к ребенку. Начало работы с родителями заключается в том, чтобы объяснить причины поведения ребенка на основе его анамнеза. Стоит заметить, что для гиперактивного ребенка будут не действительны дисциплинарные меры воздействия. Эмоциональный фон общения с гиперактивным ребенком должен быть ровным, а также положительным, исключая эйфорическое поведение родителей в случае успехов малыша или отвержение за неудачи. Такие дети быстро становятся манипуляторами, поэтому тактика вседозволенности должна быть недопустима.

Инструкции гиперактивным детям должны даваться порциально, в структуре просьбы или требования -не более десяти слов. Нельзя просить ребенка сделать сразу несколько поручений (умыться, почистить зубы, заправить постель и т.д.), поскольку ребенок просто не запоминает их. Наиболее благоприятно давать следующее задание только после выполнения предыдущего. Взрослые должны установить обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Что касается системы запретов и ограничений: количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться здоровья и безопасности ребенка). Установленные требования должны неукоснительно и четко выполнятся ребенком. Совместно с ребенком должны быть разработаны и приняты им санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Также, внимание родителей важно обратить на построение фраз в общении с ребенком с СДВГ. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативного поведения, таким образом перепроектируя его. Родителям лучше сказать «можно бегать на игровой площадке», чем «прекрати беготню в доме!». Также взрослым следует включиться в игру ребенка для того, чтобы направить его спонтанную энергию в необходимое русло. Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно даже использовать звуковой сигнал (хлопок в ладоши, короткий вокальный звук).

Для оптимизации режима сна и отдыха необходимо приучать детей с синдромом СДВГ к четкому распорядку дня. Стоит заметить, что нежелательно будет изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации в ДОУ предметно-пространственной среды необходимо помнить о том, что гиперактивные дети, вследствие двигательной расторможенности и слабости произвольного внимания, характеризуется повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие свободных пространств, сухих бассейнов, мягких модулей и т.д. В игровой комнате должно быть пространство для активного отдыха детей.

Говоря об организации учебных занятий, педагогам необходимо продумывать материал так, чтобы алгоритм его проведения варьировался в различных видах. На занятиях в игровой форме должны проводиться физкуль-

тминутки. От гиперактивных детей, лишенных возможности смены деятельности, нельзя требовать следования строгой дисциплины, поскольку это только снизит их уровень усвоения материала и работоспособность. Занятия должны строится так, чтобы они включали разные методы (например, рассказ, демонстрацию, обыгрывание и т.д.). При выполнении ребенком задания взрослому нужно находиться рядом, комментируя его выполнение спокойным голосом и при необходимости поглаживая ребенка.

Проанализировав работы П. Альтхерра, Л. Берга, А. Вельфля, И.П. Брязгунова, Е.В. Касатикова, Н. Н. Зава-денко, сформулируем общие рекомендации педагогам и родителям в организации взаимодействия с ребенком с СДВГ.

1. Следует ввести для оценивания действий ребенка знаковую систему. Нужно замечать каждый успех ребенка, а также давать ему понять, что вы цените успехи ребенка.

2. На занятиях устраивайте минутки активного отдыха. Необходимо отметить, что дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью не способны долго удерживать внимание и нуждаются в физической разрядке.

3. Гиперактивный ребенок всегда должен находить под присмотром взрослых, поэтому на занятиях лучше такого ребенка сажать напротив себя.

4. Энергию ребенка направляйте в нужное русло. На занятиях давайте ребенку раздавать что-нибудь, мотивируйте его на спокойные действия.

5. Избегайте длительной монотонной деятельности, занятия должны быть увлекательными и интересными для малыша, с прослеживаемым результатом.

6. Учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать последовательность их выполнения и проявлять логику.

7. Следует использовать элементы игры во всех сюжетах жизнедеятельности.

8. Не нужно давать многословных инструкций ребенку, помните о правиле «не больше 10 слов».

9. Вы должны создавать ситуации успеха, в которых ребенок СДВГ смог бы проявить свои силы.

10. Относитесь к гиперактивному ребенку внешне также, как и к остальным детям.

11. Необходимо учить ребенка СДВГ взаимодействовать с другими детьми, улучшать его коммуникативные навыки. Следует поощрять его стремление к положительному взаимодействию.

12. Можете предложить ребенку регулярно выполнять часть домашних дел (кормить собаку, ходить за хлебом и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

13. Создайте благоприятную и эмоционально теплую обстановку для ребенка СДВГ.

Как никакие другие, дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, требуют со стороны взрослых участия и терпения в их сопровождении. Ни один тип медикаментозного лечения не может считаться сегодня универсальным и безопасным для каждого ребенка с СДВГ [4]. У ребенка могут появиться нежелательные побочные эффекты, и это может сделать применение медикаментозной терапии неприемлемым. Большие ресурсы в этом плане несут методы психолого-педагогического сопровождения. Кропотливой и комплексной должна быть работа психолога и педагога с такими детьми, поскольку, только единая система требований в семье и в дошкольных учреждениях может помочь им быть успешными и адаптивными в социуме.

Литература

1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сла-стенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Гурин Ю. В. Море чудес и другие игры на бумаге. -СПб. Кристалл, 1998.

3. История Диагноза «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности»

4. СДВГ - режим доступа к изд.: http://www .rusarticles.com/medicina-i-zdorove- statya/istoriya-diagnoza-sindrom-deficita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-3581375.html.

5. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Буклет Национального института психического здоровья США (National Institute of Mental Health) - режим доступа к изд.: http://adhd-kids.narod.ru /articles/nimh booklet.html.

6. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЖЕНЩИН С ОНКОГИНЕКОЛОГИЧЕСКИМИ

ЗАБОЛЕВАИНЯМИИ

Султанова Аклима Накиповна

канд. мед. наук, доцент Новосибирского государственного медицинского университета

STUDY OF LIFE QUALITY OF WOMEN WITH ONCO-GYNECOLOGICAL DISEASES

Aklima N. Sultanova, Candidate of medicine, Assistant Professor of Novosibisk state medical university АННОТАЦИЯ

Целью работы было всестороннее (теоретическое и эмпирическое) исследование уровня депрессии, качества жизни и тревоги (личностной, ситуативной) у женщин с онкогинекологической патологией. В результате изучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.