Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЯ КАК ПОЛИПРОФЕССИНАЛЬНАЯ БРИГАДА СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕШЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ'

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЯ КАК ПОЛИПРОФЕССИНАЛЬНАЯ БРИГАДА СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕШЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ (ПМПК) / ПОЛИПРОФЕССИНАЛЬНАЯ БРИГАДА СПЕЦИАЛИСТОВ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рычкова Лидия Сергеевна, Кузнецова Мария Николаевна, Ботова Наталья Дмитриевна

В статье авторы делятся опытом сопровождения детей с проблемами развития на примере комплексной полипрофессиональной диагностики психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Описаны типы специальных (коррекционных) учреждений. Отмечено, что в настоящее время у родителей детей с ОВЗ есть возможность выбора между инклюзивным и коррекционным образованием. Сделан вывод, что деятельность ПМПК направлена не только на дифференцированный отбор детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а и на выявление актуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рычкова Лидия Сергеевна, Кузнецова Мария Николаевна, Ботова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION AS A POLYPROFESSINAL TEAM OF SPECIALISTS IN SOLVING DIAGNOSTIC ISSUES IN CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS

The article, the authors share their experience of accompanying children with developmental problems as an example of complex polyprofessional diagnostics of the psychological, medical and pedagogical commission (PMPC). The types of special (correctional) institutions are described. It is noted that at present parents of children with disabilities have the opportunity to choose between inclusive and remedial education. actual and potential opportunities of each child with disabilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЯ КАК ПОЛИПРОФЕССИНАЛЬНАЯ БРИГАДА СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕШЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ»

шения таких подростков проходит на фоне высокого самомнения, скептичного отношения к другим людям, стремления к лидерству и независимости.

Подростки, обладающие относительно средним статусом в группе в общении и межличностных отношениях тягу к лидерству практически не проявляют, но при этом занимают в группе независимое положение, имеют собственное мнение.

Подростки с низким статусом в группе в общении демонстрируют робость, уступчивость, слабовольность, неуверенность в себе и даже боязливость. Вступая с другими в межличностные отношения, у них, как привило, отсутствует собственное мнение. Для их отношений и общения характерны зависимость, уступчивость, пассивность, нерешительность, низкая самооценка и зависимость от группы.

Как видим, несовершеннолетние осужденные каждой группы имеют определенные проблемы при построении межличностных отношений и общения. В связи с этим, считаем целесообразным психолого-педагогическую работу с ними строить на основе развития коммуникативной компетентности, которая может быть определена, во-первых, как ориентированность личности в различных ситуациях общения, во-вторых, как ее способность конструктивно взаимодействовать с окружающими, благодаря пониманию себя и других.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жильцова Ю.В. Особенности психолого-педагогической коррекции "трудных" подростков в условиях загородного лагеря / Ю.В. Жильцова, С.Е. Корышева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 7 (197). - С. 434-438.

2. Кожевникова Е.Н. Организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних условно осужденных / Е.Н. Кожевникова, А.А. Жарких // Уголовно -исполнительная система и русская православная церковь, другие традиционные для России религиозные объединения - взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных : сборник материалов VI международной научно-практической конференции. - Рязань, 2018. - С. 174-178.

3. Хачатурян С.Д. Эмоциональное отношение детей к родителям в семейных системах несовершеннолетних осужденных без лишения свободы / С. Д. Хачатурян // Психология и право. -2011. - № 3. - С. 5-17.

REFERENCES

1. Zhiltsova, Y.V. фтв Korysheva, S.E. (2021), "Features of psychological and pedagogical correction of "difficult" teenagers in conditions of suburban camp", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (197), pp. 434-438.

2. Kozhevnikova, E.N. and Zharkikh, A.A., (2018), "Organization of psychological and pedagogical support for juveniles on probation", The penal system and the Russian Orthodox Church, other traditional religious associations for Russia - interaction in the spiritual and moral education of convicts, collection of materials of the VI International Scientific and Practical Conference, Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan, pp. 174-178.

3. Khachaturyan, S. D. (2011), "Emotional attitude of children towards parents in the family systems of juvenile convicts without imprisonment", Psychology and law, No 3, pp. 5-17.

Контактная информация: orekh7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2022

УДК 159.922.7

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИЯ КАК ПОЛИПРОФЕССИНАЛЬНАЯ БРИГАДА СПЕЦИАЛИСТОВ В РЕШЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск; Мария Николаевна Кузнецова, преподаватель, Челябинский государственный

университет, г. Челябинск; Наталья Дмитриевна Ботова, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Курчатовского района, г.

Челябинск

Аннотация

В статье авторы делятся опытом сопровождения детей с проблемами развития на примере комплексной полипрофессиональной диагностики психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Описаны типы специальных (коррекционных) учреждений. Отмечено, что в настоящее время у родителей детей с ОВЗ есть возможность выбора между инклюзивным и коррекционным образованием. Сделан вывод, что деятельность ПМПК направлена не только на дифференцированный отбор детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а и на выявление актуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), полипрофесси-нальная бригада специалистов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), индивидуальный образовательный маршрут, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, инклюзия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p523-530

PSYCHOLOGICAL-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION AS A POLYPROFESSINAL TEAM OF SPECIALISTS IN SOLVING DIAGNOSTIC ISSUES IN CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL PROBLEMS

Lidia Sergeevna Rychkova, the doctor of medical sciences, professor, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk; Maria Nikolaevna Kuznetsova, the teacher, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk; Natalya Dmitrievna Botova, the teacher-psychologist, Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of the

Kurchatovsky District, Chelyabinsk

Abstract

The article, the authors share their experience of accompanying children with developmental problems as an example of complex polyprofessional diagnostics of the psychological, medical and pedagogical commission (PMPC). The types of special (correctional) institutions are described. It is noted that at present parents of children with disabilities have the opportunity to choose between inclusive and remedial education. actual and potential opportunities of each child with disabilities.

Keywords: psychological, medical and pedagogical commission (PMPC), polyprofessional team of specialists, children with disabilities (HH), individual educational route, special (correctional) educational institution, inclusion.

ВВЕДЕНИЕ

Во всем мире наблюдается рост детей с многочисленными проблемами в развитии. Клиническая картина нарушений у детей очень разнообразна - это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта [1, 5].

Выделяют целый ряд факторов, определяющих увеличение количества детей с отклонениями в развитии: возникновение природных, техногенных, социальных катаклизмов; психосоциальные причины (снижение качества жизни, неблагоприятные бытовые и социальные условия, общая физическая ослабленность детей, вызванная плохим питанием); неблагоприятная экологическая обстановка; внутриутробные патологии, такие как гипоксия плода, инфекционные болезни и др. [4, 6].

По данным научной литературы, в 2000-х годах около 85% детей нуждаются в помощи специалистов: врачей-психиатров, неврологов, педагогов-психологов, специальных педагогов (тифло-, сурдопедагогов и специалистов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью и эмоционально-волевыми нарушениями) [2]. Проблемы в развитии, как правило, имеют сложный сочетанный характер, проявляясь как в психической,

так и в физической сфере, приводя к поведенческим нарушениям и искажению личностного развития. Это обусловливает необходимость междисциплинарного, полипрофессионального изучения детей с целью ранней, своевременной диагностики минимальных отклонений в развитии. Комплексная диагностика позволит разработать систему раннего сопровождения и коррекционно-реабилитационной помощи [1, 4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основным структурным подразделением, решающим вопросы комплексной диагностики детей и подростков с проблемами в развитии, в последние десятилетия являются психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

В современных условиях развития образовательной системы главной особенностью работы ПМПК является направленность не на дифференцированный отбор детей и подростков в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а на выявление актуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка с особыми образовательными потребностями и создание для них рекомендации по разработке оптимальных образовательных условий, включающих оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

С этой целью в образовательном учреждении командой специалистов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Разработанный маршрут определяет индивидуальные возможности освоения образовательного стандарта ребенком, основываясь на направлениях помощи, предложенных ПМПК. Индивидуальная программа разработана на основе комплексной диагностики специалистами ПМПК, характеризующей уровень интеллектуального, эмоционально-волевого, мотивационного и личностного развития ребенка. Программа направлена на создание благоприятных микросоциальных условий в семье и образовательном учреждении для полноценной реализации потенциала ребенка в процессе обучения и воспитания [1, 2].

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет регламентировать деятельность всех специалистов, включенных в сопровождение ребенка с проблемами развития. Индивидуальный подход к образовательному процессу реализуется на всех уровнях образования: дошкольного, начального, основного общего образования. Индивидуальный маршрут позволяет достичь равновесия, привести в соответствие реальные возможности ребенка и требования образовательной среды. Это обеспечит адаптацию и полноценную социализацию ребенка с особыми образовательными потребностями в настоящем и будущем [1, 2, 5].

В процессе комплексной диагностики ребенка важно, чтобы семья и специалисты ПМПК взаимодействовали на основе общего понимания потребностей ребенка. Поэтому внимание родителей необходимо акцентировать на особенностях развития ребенка и на необходимости оказания ему своевременной помощи и создания соответствующих условий, которые могут обеспечить только родители (или законные представители). Важно, чтобы члены семьи осознавали необходимость изменения образовательной среды в соответствии с актуальными возможностями ребенка [5].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время заключения и выводы специалистов ПМПК носят рекомендательный характер. Новый подход в оценке уровня развития ребенка предполагает гибкость в принятии решений. Эта позиция противоположна распространенному несколько десятилетий назад «комиссионному» освидетельствованию ребенка с жесткой постановкой диагноза - «ярлыка», со сложностью его корректировки или невозможностью снятия диагноза. В соответствии с Законом об образовании, именно родители (законные представители) несут ответственность за образование и обучение ребенка, поэтому так важно донести до них в доступной форме информацию о наличии особенностей в развитии ребенка [5]. Основная цель деятельности ПМПК - реализация комплексного обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет для своевременного выявле-

ния особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей. Дифференциация типа психического дизонтогенеза позволяет наметить пути коррекции и компенсации отклонений в развитии ребенка на всех этапах онтогенеза.

Специалисты ПМПК опираются в процессе диагностики на основополагающие критерии нормативного развития ребенка. Эта информация должна быть доступна для родителей как база для первичной оценки уровня психологического развития ребенка и своевременного обращения к профессионалам ПМПК [1, 4, 6].

Наиболее важным критерием является знание специфики ведущей деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Считаем важным остановиться на основных проявлениях ведущей деятельности ребенка и возрастных психологических новообразованиях в соответствии с онтогенетическими периодами развития.

Младенчество (ребенок до года) как период онтогенеза предполагает непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым в качестве основы его развития. Потребность в общении и эмоциональном контакте для младенца не менее важна, чем удовлетворение его физиологических потребностей.

В раннем детстве (1-3 года) ведущей - становится предметно-манипулятивная деятельность с игрушками и объектами окружающей среды (не всегда с соответствием с их общественно-культурным назначением). На первый план выступает речевое развитие и формирование наглядно-действенного мышления. Зарождается самосознание ребенка, его социальное «Я».

В дошкольном возрасте (3-7 лет) развитие ребенка происходит в контексте сюжет-но-ролевой игры, сочетающей общение, воссоздание социальной ситуации, разыгрывание социальных ролей и правил. В игре реализуется потребность в социально значимой деятельности и формируется соподчинение мотивов, волевая регуляция, способы социального взаимодействия.

Младший школьный возраст (7-10 лет) связан с учебно-познавательной деятельностью, требующей произвольности и самоконтроля, в сочетании с межличностным общением. У ребенка формируется рефлексия и внутренний план действий.

В подростковом возрасте (от 11 до 15-16 лет) интимно-личностное общение со сверстниками позволяет ребенку и (или) подростку сформировать собственную систему ценностей, образ «Я». Личностная рефлексия и самосознание подростка переходят на новый уровень.

Ранняя юность (17-18 лет) предполагает ориентацию на профессиональное и личностное самоопределение с опорой на достижения всех предыдущих периодов.

ПМПК осуществляет диагностику ребенка на всех возрастных этапах в случае, если развитие ребенка приобретает специфический или нарушенный характер, а процесс образования затруднен. Такой ребенок и его семья испытывают трудности при формировании необходимого комплекса знаний, умений и навыков как общесоциального, так и академического плана. ПМПК, выполняя функции своевременной диагностики, создает основу для целостного развития личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

Специалисты ПМПК являются высоко профессиональными экспертами по диагностике и определению уровня развития ребенка, которому необходима психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.

ПМПК - это полипрофессиональная бригада специалистов медицинского, педагогического и психологического профиля. В соответствии с пунктами 4-5 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олиго-френопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необхо-

димости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

В современных условиях работы ПМПК особая роль принадлежит социальному педагогу, деятельность которого направлена на оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ и социально-психологической адаптации. На основе предоставляемых на комиссию документов и в ходе беседы с родителями (законными представителями) этот специалист выясняет особенности социального статуса семьи, характеризует условия микросоциальной среды ребенка, функциональный состав семьи. В своем заключении в виде протокола он делает предположение о благополучности или неблагополучности семьи в целом, разрабатывает прогноз её влияния на развитие ребенка, определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение проблемы.

Одной из главных фигур в деятельности ПМПК является врач-психиатр. Его задачей является установление возможных причин имеющихся нарушений, что может быть положено в основу разработки плана дальнейших оздоровительных и коррекционно-реабилитационных мероприятий. Врач-психиатр в деликатной и корректной форме сообщает родителям (законным представителям) сущность и вероятную причину нарушений. Врач устанавливает контакт с родителями и обращает их внимание на целесообразность и необходимость выполнения предлагаемых рекомендаций в интересах ребенка. Психиатр, в случае необходимости, может рекомендовать углубленное динамическое обследование и последующее лечение в специализированных учреждениях здравоохранения.

В контексте определения индивидуального образовательного маршрута важна деятельность учителя-дефектолога в составе ПМПК. Именно этот специалист выявляет и прогнозирует степень усвоения образовательной программы ребенком, возможные причины трудностей в обучении, соответствие сформированных знаний, умений, навыков возрасту ребенка.

Учитель-дефектолог исследует характер представлений об окружающем мире у ребенка, уровень развития конструктивной, игровой и продуктивной деятельности, сенсорного развития, специфику временных, пространственных и элементарных математических представлений, устанавливает соответствие этих показателей возрастной норме. Если речь идет о ребенке школьного возраста, учитель-дефектолог изучает степень соответствия знаний и навыков ребенка требованиям основной образовательной программы и необходимость проектирования дифференцированного индивидуального образовательного маршрута.

Учитель-логопед, работающий в структуре ПМПК, определяет наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка и необходимость коррекции. Недостаточность речевого развития может стать причиной трудностей в обучении и школьной дезадаптации. Если ребенок смешивает схожие по звучанию слова, неверно согласовывает числительные с существительными, использует недостаточно распространенную фразу, то вероятны затруднения в освоении чтения и письма в начальной школе. Учитель-логопед выявляет актуальный уровень речевого развития и пути коррекционного воздействия.

Педагог-психолог оценивает уровень как когнитивного развития, так и состояние эмоционально-волевой сферы и личностные особенности ребенка. Педагог-психолог отслеживает эффективность коммуникации в семье, целенаправленность деятельности и общий потенциал психофизического развития ребенка. Психолог намечает первостепенные направления психокоррекционной работы с ребенком.

Полипрофессиональный комплексный подход реализуется в ПМПК с использованием современных технологий и междисциплинарного взаимодействия специалистов. Он заключается в понимании индивидуальной логики развития ребенка и в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в макро- и микросреде [4, 5, 6].

Перед специалистами стоит задача всесторонней, комплексной и при этом оперативной диагностики возможностей ребенка. На этом этапе информационно-коммуникативные технологии способны обеспечить для каждого ребёнка индивидуализацию диагностического процесса, оптимизацию формата предъявляемых стимульных материалов, позволяя ребенку максимально продемонстрировать свой потенциал. Например, для детей с двигательными нарушениями и расстройствами речи возможно применение специальных программ, а также клавиатур, джойстиков, коммуникаторов, которые сделают процесс диагностики максимально экологичным для ребенка и информативным для специалистов. Возможности диагностического инструментария широко используются в электрон варианте, например, в виде «Интерактивной песочницы», с помощью которой можно в считанные секунды изменить размер и цвет шрифта, увеличить иллюстрацию в стимульном материале, сделать ее ярче для детей с ослабленным зрением. Интерактивная песочница в значительной степени расширяет границы и возможности диагностического процесса. Это уникальное оборудование, которое позволяет специалистам ПМПК в игровой форме выявить уровень развития у детей высших психических функций; игровая форма предпочтительна в период дошкольного детства, поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте: именно в игре созревают и развиваются все новообразования данного периода, активно протекает эмоциональное и когнитивное развитие. Таким образом, валидность диагностики определяется многоас-пектностью и точностью диагностической картины в сочетании с возможностью динамического наблюдения и фиксацией изменений.

В центре внимания ПМПК всегда находится непосредственно ребенок и его потенциал развития, а не только и не столько определенный диагноз.

Традиции отечественной медицины основываются на понимании важности целостного подхода к личности больного, о котором говорил еще в XIX в. известный русский терапевт Матвей Яковлевич Мудров, провозгласивший принцип о необходимости лечения непосредственного самого больного, а не болезни как совокупности симптомов. Его теория строилась на высказываниях основателя медицины, врачевателя древности Гиппократа. В своей речи «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству у постели больного» Мудров призывал к тому, что цель врачевания не состоит только в лечении болезней, в изучении причин, а в необходимости лечить самого больного. Этот постулат сохраняет свою актуальность и в настоящие дни; специалисты ПМПК опираются на него в своей деятельности.

Все функции в организме тесно связаны между собой и для достижения результата важно не просто заниматься коррекцией отдельных нарушений, но реализовывать комплексный подход, который позволит раскрыть потенциал ребенка. Коррекция будет эффективна в том случае, когда среда будет отвечать специальным образовательным потребностям ребенка. Поэтому ПМПК исследует не только возможности ребенка, но и социальную ситуацию его развития, необходимость ее трансформации.

Своевременное изменение социальных условий ребенка позволит, по выражению одного из основателей отечественной дефектологии Л.С. Выготского, «минус», который, по его мнению, представляет собой дефект, ограничение, слабость, умаление развития, преобразовать в «плюс», который предполагает интенсивное включение компенсаторных механизмов личности и стимулирует усиленное движение вперёд.

Оптимальной средой для ребенка с особыми образовательными потребностями являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений была создана с целью максимальной реализации образовательного потенциала детей с особенностями в развитии. Такие учреждения могут специализироваться на обучении различных категорий детей и подростков: с нарушениями сенсорных систем, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Указанные нарушения могут быть изолированными или представлять собой сложный,

комбинированный дефект развития. Приоритетной задачей является сохранение и максимальное развитие здоровья учащихся, а также компенсация, замещение нарушенных функций за счет сохранных. В учреждениях реализуется постоянный мониторинг психофизического состояния учащихся, а также психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка. [3].

ПМПК принимает решение о целесообразности направления ребенка в один из типов специальных (коррекционных) учреждений:

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей, деятельность которых направлена на создание условий для развития, образования и воспитания глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей, центральным направлением деятельности которых является преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей, приоритетной задачей функционирования которых является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения и содействие адаптации ребенка с глубокими нарушениями зрения в обществе;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей, в системе которых создаются условия для сохранения и восстановления неполноценного зрения;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией ориентированы на детей с первично сохранным слухом и интеллектом;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реализующие процесс обучения и воспитания с учетом актуального функционального состояния здоровья детей, их двигательных возможностей и рекомендаций врачей;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития, деятельность которых направлена на нормализацию всех сфер развития личности ребенка с преимущественным акцентом на когнитивные процессы;

• специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью, приоритетом деятельности которых является в первую очередь социализация ребенка, реализация его возможностей в доступных формах учебной и трудовой деятельности.

В то же время в некоторых случаях специалисты ПМПК могут рекомендовать обучение ребенка с особенностями в развитии в системе общего образования в рамках инклюзии при создании для ребенка образовательных условий, учитывающих его потребности и актуальные возможности. Специалисты ПМПК должны оценить возможности адаптации ребенка в учреждении и его способность осваивать основную образовательную программу при соблюдении принципов индивидуального и дифференцированного подхода.

Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся, при этом для каждого ребенка создается комфортная образовательная среда, учитывающая состояние здоровья, интеллектуальные, социальные, эмоциональные и культурные характеристики. Инклюзивное образование предусматривает не просто помещение ребенка с особенностями в развитии в общий образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для удовлетворения образовательных потребностей всех детей.

ВЫВОДЫ

В соответствии с «Законом об образовании» ответственность за воспитание и обучение детей несут родители (законные представители). В настоящее время у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья есть выбор трех вариантов обучения. Первый - коррекционная школа. В нашей стране имеется 1664 таких образовательных организаций, в которых учатся около 541 тысячи детей. Второй вариант - специальный класс в общеобразовательной школе. Как правило, это небольшая группа от 9 до 15 детей со схожими проблемами, например, нарушениями зрения или слуха. Так обучаются примерно 355 тысяч детей. И еще около 316 тысяч получают знания в условиях инклюзии, то есть вместе с обычными ребятами.

«Закон об образовании» предоставляет родителям право выбрать любой вариант обучения, при этом основная задача ПМПК - помочь родителям сделать адекватный выбор, руководствуясь прежде всего интересами ребенка, а не своими собственными амбициями и интересами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахова Л.Г. Способы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе сопровождения обучающихся с особенностями в развитии и поведении / Л.Г. Астахова // Вестник Калужского университета. Серия 1: Психологические науки. педагогические науки. - 2020. - № 1 (46). - С.107-111.

2. Бобкова Т.С. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Центром психолого- педагогической и медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования / Т.С. Бобкова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016. - № 3 (26). - С. 61-66.

3. Логинова Е.Т. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультативной поддержки / Е.Т Логинова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 1 (62). - С. 104-107.

4. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Ма-майчук. - Санкт-Петербург : Речь, - 2014. - 220 с.

5. Рычкова Л.С. Специальная психология: учебное пособие. - 3-е изд., доп. и перераб./ Л.С. Рычкова. - Челябинск : ИЦ ЮУрГУ, 2017. - 156 с.

6. Рычкова Л.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: монография/ Л.С. Рычкова - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2020. - 147 с.

REFERENCES

1. Astakhova, L. (2020). "Ways of organizing interdisciplinary interaction of specialists in the process of accompanying students with special needs in development and behavior ", Bulletin of Kaluga University, No. 1 (46), рp. 107-111.

2. Bobkova, T. (2016). "Accompaniment of children with disabilities by the Center of psychological, pedagogical and medico-social assistance in inclusive education", Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, psychology, No. 3 (26), рp. 61-66.

3. Loginova, E. (2015). "A special (correctional) educational institution as a resource center for providing advisory support", Bulletin of Cherepovets State University, No. 1 (62), рр. 104 -106.

4. Mamaichuk, I.I. (2016). Psychological assistance to children with developmental problems, Speech, St. Petersburg:

5. Rychkova L.S. (2017). Special psychology: textbook. -3rd ed., supplement and revision, SUSU Research Center, Chelyabinsk:

6. 8Rychkova, L.S. (2020). Psychological and pedagogical support of children with disabilities in inclusive education, SUSU Publishing Center, Chelyabinsk

Контактная информация: manechka.ku@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.