ние и учет биологических и социальных факторов формирования личности) должны учитываться и в современной педагогике [3, 104]. Антропологические законы и принципы воспитания человека, изложенные в педагогическом наследии К. Д.Ушинского, получили дальнейшее развитие в современной педагогике и социально ориентированном образовании, что дает основания отнести педагогическую антропологию к фундаментальным научным разработкам в области педагогических знаний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алиева Л.В. К.Д.Ушинский о педагогических правилах воспитания человека. «Отечественная и зарубежная педагоги-
ка», №2, 2014. - с. 19-31.
2. Воробьева К. Н., Антропологический подход к воспитанию [Элек-тронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная
цифровая библиотека PORTALUS.RU, ноябрь, 2007. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/shkola/rus
3. Иванова Е.О. К.Д. Ушинский и развитие современного педагогиче-ского образования // Отечественная и зарубежная
педагогика. 2014. № 2 (17). - С. 101-106
4. Скуднова Т.Д. Антропология образования: дискурс и практика. Т.Д., Таганрог,2016. - 120 с .
5. http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html К.Д.Ушинский «О народности в общественном воспита-
нии»
6. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропо-
логи. - М.: Дрофа, 2005. - 557 с.
7. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собрание сочинений в 11-ти томах. Т. 2 - М., 1948,
557 с.
8. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=79.
М. Д. Кубышкина
ПСИХОЛОГО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
Аннотация. Данная статья посвящена историческому анализу изученности агрессии в зарубежной и отечественной психологии. Внимание обращено на раскрытие различных подходов к пониманию природы агрессии.
Ключевые слова: агрессия, подход, концепция, поведение, общество.
M.D. Kubyshkina
PSYCHOLOGICAL-HISTORICAL ASPECT OF STUDYING THE APPEARANCE
OF AGGRESSION
Annotation. This article is devoted to the historical analysis of the study of aggression in the foreign and domestic psychology. Attention is drawn to the disclosure of various approaches to understanding the nature of aggression.
Key words: aggression, approach, concept, behavior, society.
В современном мире агрессия имеет место во всех сферах человеческой жизни, а именно в межличностных отношениях, сфере деловых отношений, СМИ, Интернете, исследованиях, посвященных проблемам изучения агрессии. Данная проблема является актуальной и не может не волновать. Различные аспекты агрессии и ее проявления изучают психологи, лингвисты, социологи, педагоги, и, в связи с этим, данное понятие имеет несколько трактовок. Исследователи из различных областей научного знания имеют различающиеся точки зрения на понимание этого явления.
С точки зрения психологии, агрессия понимается как поведение и проявление негативных эмоций по отношению к кому-либо. Исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяют агрессию следующим образом: «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [4, 26].
Лингвистические работы, рассматривают агрессивность с точки зрения анализа способов и форм ее проявления. Исследователь А. Басе дает следующее определение вербальной агрессии: «Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань)» [19, 10].
Социологи исследуют мотивационную составляющую проявлений агрессии, которая наряду с другими социальными факторами способствует появлению агрессивного поведения. Агрессия в социологии понимается как «враждебное действие или поведение», обусловленное внешним мотивом или ситуацией [10, 302].
Как показал анализ литературы, в основе всех определений лежит ряд концепций, которые создавались в разные периоды развития психологической мысли. Они интерпретируют агрессию с разных сторон. Обозначим наиболее известные.
Психоаналитическая концепция речевой агрессии. Ее основателем является австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд, который рассматривает проявление агрессии как «врожденный инстинкт» [24]. По его мнению, «... она всегда связана с инстинктами самосохранения» [24].
Приверженцы теории влечений предполагают, что человек не в состоянии победить собственную агрессию и считают, что «её можно лишь временно сдерживать или трансформировать в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели» [26]. Контролировать приступы агрессивного поведения необходимо постоянной разрядкой. Подобного рода разрядкой может служить выплеск негативных эмоций. Например, «с помощью наблюдения за жестокими действиями разрушения неодушевлённых предметов, участия в спортивных состязаниях...» [26]. Поэтому неудивительным представляется успех, особенно среди молодежи, таких жанров кино, как фильмы ужасов, триллеры, боевики, и возрастающая популярность экстремальных видов спорта (банджи-джампинг, тарзанка, паркур и т.д.).
Следующей является этологическая концепция агрессии. Как известно, этология - это наука о поведении животных и человека (греч. Ethos - привычка, характер, logos - наука, знание) [17]. Основоположниками данного подхода являются австрийские ученые Конрад Лоренц и Нико Тин-берген. Их исследования относятся к 1930-ым годам XX в. Они, так же как и Фрейд, рассматривали агрессию в качестве природного инстинкта, который «в естественных условиях ... служит сохранению жизни и вида» [13, 6]. Но эти авторы связывают проявление агрессии с явлением доминирования. По их мнению, причиной доминирования может являться борьба за власть, статус в обществе, признание.
В целом, приверженцы этологической концепции концентрируются не на причинах человеческой агрессии. Они анализируют ее как спонтанную реакцию на поведенческие проблески. Для сторонников этой концепции интерес представляют методы предотвращения агрессивного поведения.
Следующей выступает фрустрационная концепция агрессии. Основоположником фрустра-ционной теории (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) считается американский исследователь Джон Доллард, создавший альтернативную 3. Фрейду теорию. Джон Доллард рассматривал агрессивное поведение как ситуативный процесс, а агрессию считал результатом действия фруст-раторов [3]. Под последними он понимал непреодолимый барьер (объективный или субъективный), стоящий на пути к достижению цели, который вызывает состояние растерянности [3].
Интересным является мнение Л. Берковиц. Этот автор в своей книге «Агрессия: причины, последствия и контроль» отмечает, что нередко люди, испытывающие фрустрацию, не ведут себя при этом агрессивно, и агрессия у них не возникает без надлежащих условий [1].
Следующей является социально-психологическая концепция Э. Фромма. Немецко-американский психолог и социолог Эрих Фромм в своей работе «Анатомия человеческой деструк-тивности» оспаривает мнение представителей биологического подхода, а именно: 3. Фрейда и К. Лоренца. Он полагает, что «объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животных разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков...» [25, 163]. По мнению Фромма, в основе жестокого, агрессивного поведения, лежит не природный инстинкт, а человеческий потенциал, который объясняется социологическими и социальными причинами, а так же условиями социализации индивида.
Еще одной является бихевиористическая концепция или теория социального научения. Представления об агрессии в рамках этой теории связаны с евангельским мифом, широко известным в культуре Европы, повествующем о том, что человек, подобно Ангелу, изначально рождается чистым и непорочным и в процессе своего взросления приобретает отрицательные качества, свойственные взрослому человеку.
Таким образом, в бихевиоризме (англ. Behavior - поведение), основоположниками которого являются Б. Э. Торндайк и Дж. Уотсон, агрессия рассматривается как приобретенная форма поведения. Она, по мнению данных авторов, усваивается в процессе социализации через наблюдение за агрессивными действиями. А это, в свою очередь, приводит в дальнейшем к социальному подкреплению. Поэтому в данной концепции поддается анализу влияние первичных посредников социализации, к которым относятся родители, сверстники, воспитатели, преподаватели. Именно они могут «обучать» детей агрессивному поведению [26]. Положительные и отрицательные подкрепления являются важными элементами этой концепции. Так как именно они способные контролировать агрессивное поведение или способствовать ему.
Положительное подкрепление - это «событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия» [19, 7]. К ним можно отнести похвалу, словесное одобрение, положительную оценку в школе и т.д.
Отрицательное подкрепление - это «любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение» [19, 17]. Примером отрицательного подкрепления может являться словесное выражение неодобрения, порицание, неудовлетворительная оценка, поставленная учителем и т.д.
Однако, многие последователи бихевиоризма, такие как А. Бандура и А. Басе, отмечают, что непосредственно сама агрессия определяется как врожденное качество человека, в то время как «контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение» не считаются врожденными: «они - результат научения» [17, 92].
Следующей является психолингвистическая концепция. С точки зрения психолингвистического подхода, речевую агрессию можно рассматривать в качестве перехода, «в результате которого внешние по своей форме процессы ...преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию... » [13, 149]. По мнению приверженцев этой концепции, агрессия возникает в процессе мышления, в результате преобразования внешней реакции на негативные раздражители во внутреннюю [20, 159].
Психолингвисты считают, что человек способен контролировать собственные речевые действия. Например, Л.С. Выготский настаивает на «подчинении поведения человека его собственной власти» [7].
Следующий - этнометодологический подход. Этнометодология - термин, придуманный американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. В буквальном переводе обозначает «изучение методов народа». Этнометодология изучает любые практики, предполагающие взаимодействие людей, и анализирует повседневные ситуации, стереотипные действия, которые происходят по привычке, о которых люди не задумываются. Известно, что агрессия может обуславливаться определенными стереотипами, которые провоцируют определенное поведение. В связи с этим возможно использование этнометодологии в качестве средства анализа агрессии (особенно речевой) и её поведенческого проявления. Известно, что у каждого народа имеются свои представления о стереотипах вежливого или невежливого поведения.
В отечественной психологии проблема агрессивности и ее проявления впервые была рассмотрена в работах В.М. Бехтерева и его сотрудников. Под его руководством изучались механизмы возникновения и развития агрессивности, ее проявления, способы коррекции агрессивного поведения. Он определял агрессию как форму генерализованного ответа детей на резкие изменения окружающей среды, поэтому для её коррекции необходимо дать детям время для выработки дифференцированной реакции на новые условия. В ходе коррекционной работы детей не только обучали определенным формам поведения, но и способам «выхода» из неблагоприятной или непонятной ситуации [9].
В.М. Бехтеревым был установлен факт развития агрессивного поведения по типу «доминанты». Данное поведение, по мнению автора, нельзя остановить, даже если существует угроза наказания. В связи с этим им было предложено формировать особые социально приемлемые реакции, которые позволяли бы перенаправить агрессивную энергию на поступки, приемлемые обществом [2].
Дальнейшее развитие исследований агрессивности произошло в русле педологии в 20-30 годах ХХ века. В то время педология и детская психология ставили перед собой задачу разработки методов воздействия на психику, способов воспитания и перевоспитания детей. Особого внимания заслуживают работы А.Б. Залкинда, А.С. Залужного, С.С. Моложаева по проблемам общения детей, преодоления агрессивности, конфликтов в общении между сверстниками. Ими было установлено, что конфликтность и агрессивность у детей связаны с неудовлетворенностью своим статусом в группе или содержанием общения. Поэтому для того, чтобы дети смогли реализовать свои способности и притязания в общении, А.Б. Залкинд предложил всем детям занимать позицию лидера в различных видах деятельности [8].
В трудах С. Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева понимание проявлений агрессии лежит в особенностях эмоциональной и мотивационной сфер субъекта [11].
В рамках деятельностного подхода одно и то же действие - в частности, агрессивное, - может иметь разное место в общей структуре деятельности человека и, соответственно, разный личностный смысл для личности.
Именно этот подход, в отличие от всех остальных, позволяет не только вписывать агрессию в более широкий контекст социальных связей личности, но и за счет разных целей этих связей глубже дифференцировать разновидности агрессивного поведения.
С середины 60-х годов ХХ века и до наших дней изучение агрессивности и агрессивного поведения протекает более комплексно: данную проблему изучают с позиции персонализции (А.В. Петровский, 1987); в русле теории переживания (Ф.Е. Василюк, 1984); в аспектах статусной
психотерапии и коррекции агрессивного поведения (B.C. Мухина,1985; Я.Л. Коломинский, 1984; Ю.В. Егошкин, 1995; Л.М. Семенюк 1991,1998 и др.); Л.С. Славина (1966) - с позиции изучения аффекта; В.С. Мерлин (1976) - темперамента; В.И. Селиванов (1966) - воли.
Л.С. Славина выделяет агрессивность как черту личности, которая формируется под влиянием аффекта неадекватности. В ходе исследования, проведенного на детях с аффективным поведением, было установлено, что для возникновения «аффекта неадекватности» недостаточно одного наличия неудовлетворенной жизненно важной и значимой потребности для ребенка. Такого рода аффективные переживания возникают тогда, когда эта неудовлетворенная потребность связана у ребенка с расхождением между уровнем его притязаний и его реальными возможностями. Неудовлетворенная потребность может привести к возникновению у ребенка грусти, печали и тоски. Однако она не создает тех аффективных переживаний, которые отличаются своей неадекватностью и агрессивным отношением к людям [23].
Г.С. Васильев определяет агрессивность как свойство темперамента. Основывая свои предположения на том, что агрессивность при фрустрации связана с силой возбудительного процесса. Социальная агрессивность понимается ею как отношение личности, так как она не сопряжена с силой возбудительного процесса. Влияние свойств темперамента носит опосредованный характер, обуславливая социальный статус человека в системе межличностных отношений [5].
Ф.Е. Василюк рассматривает агрессивность с позиции теории переживания. Согласно этой теории, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, который, в свою очередь, отрицательно сказывается на осуществляемой деятельности и приводит к фрустрации. Далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступать в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса [6].
Безусловно, на наш взгляд, заслуживает внимания исследования А. А. Рояк. В своей работе ею были установлены причины, которые влияют на возникновение трудностей в общении со сверстниками. Как правило, личностные качества детей (завышенная самооценка, неудовлетворенность низким статусом в группе) или низкий уровень развития их операциональных, в том числе игровых навыков, не дают детям наладить общение со сверстниками. Этим и объясняется существующая взаимосвязь агрессивности с завышенной самооценкой [21].
Необычный подход к рассмотрению агрессии и ее видов предлагает А.И. Харченко. Автор считает, что единицей анализа явления агрессии может служить так называемый «Социальный Алгоритм» (СА). Абсолютное большинство действий человека определяется действующими СА. Действия людей по СА определяют процессы в обществе, особенно в сфере общения и социального взаимодействия людей, так как социальные алгоритмы общения и взаимодействия очень устойчивы к изменениям в силу того, что они очень гибко интегрируются в психику человека. Для отдельного человека, по мнению А.И. Харченко, путями усвоения готовых СА являются научение и подражание. СА могут усваиваться как сознательно, так и бессознательно. Источниками СА являются родители, воспитатели, друзья, знакомые, литература, искусство, средства массовой информации. Атрибутами любого СА является цель, на которую он работает, и краткие признаки ситуации включения. Выделяются также субъект и объект (жертва) агрессии. А. И. Харченко считает, что причиной любого факта агрессии является работа того или иного СА агрессии [27].
Представляют большой интерес исследования И. А. Невского (1996), который рассматривал развитие агрессивности во взаимосвязи с неустойчивой эмоциональной реакцией детей. Исследователь указывает на то, что при неблагоприятных условиях жизни ребенок не успевает выработать критерии эмоциональной оценки людей, поэтому каждый новый человек, независимо от его взаимоотношений с ребенком, может восприниматься агрессивно [15].
Нетрадиционный подход к раскрытию понятия агрессии осуществлен в исследовании О. Ю. Михайловой. В нем агрессия рассматривается как одна из поведенческих стратегий активного разрешения неудовлетворяющей субъекта ситуации, которая формируется на основе теории поисковой активности [14]. Будучи уже сформированной, она выступает как самостоятельная форма поведения, хотя включает в себя элементы поисковой активности, сохраняя тем самым признаки своего происхождения.
О.Ю. Михайловой были определены специфические признаки агрессии, которые отличают ее от других стратегий поисковой активности [14]. Первым признаком, по мнению автора, является смысл агрессии, который заключается в изменении отношений между субъектом и возможностями удовлетворения его потребностей, представляемых ситуацией. Агрессия всегда выражается как реакция на ситуацию при сохранении постоянного к ней отношения субъекта. Все другие стратегии поведения включаются при изменениях. Эти изменения касаются либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации. В отличие от них агрессия проявляется как попытка субъекта воздействовать на ситуацию, не изменяя ни самого себя, ни своей мотивации, ни своей оценки ситуации или отношения к ней [14].
Вторым специфическим признаком агрессии, по мнению О.Ю. Михайловой, является ее экспансия. Экспансия подразумевает увеличение возможностей субъекта, удовлетворение его нужд с помощью устранения фруструрирующих и депривирующих факторов. Целью агрессивного поведения человека является деструкция ситуации - лишение объекта присущих ему свойств [14].
Третьим специфическим признаком агрессии, выделенным О.Ю. Михайловой, является ее адресованность другому субъекту. Об этом свидетельствует сама этиология слова «агрессия», которое образовалось от лат. «нападать». Известно, что без наличия взаимоотношений агрессия не проявляется даже у животных. Человеческая агрессия всегда социально адресована, даже в тех случаях, когда непосредственным ее объектом являются предметы [14].
По мнению В.Ф. Пирожкова, интерес представляет теория групповой агрессии. На основании проведенных под руководством Н.Н. Пуховского экспериментальных исследований по проверке адекватности биогенетической, социогенетической и психологической теорий агрессии ученые стали утверждать, что нельзя понимать групповую агрессию как сумму агрессий отдельных индивидов, то есть вне преобразующего влияния преступной группы, а преступную группу без учёта составляющих её личностей. Преступная группа - это коллективный агрессор, в котором групповая агрессия - совершенно иное качество, преобразованное из агрессий отдельных индивидов. Криминальная группа коренным образом преобразует личности [16].
Таким образом, изучение научной литературы показывает, что западные исследования агрессии основываются на междисциплинарной парадигме. Проблема агрессивности в отечественной психологии рассматривается во взаимосвязи с проблемами общения, конфликтности, социального статуса, занимаемого человеком в группе.
Было выявлено, что причинами агрессивного поведения становятся личные качества, эмоциональные проявления личности и социальные алгоритмы. К специфическим симптомам агрессии относятся воздействие на ситуацию, социальная направленность, удовлетворение индивидом социальных и биологических потребностей. Поэтому профилактические меры, на наш взгляд, должны проводиться на раннем этапе. Интересной представляется точка зрения исследователя О. А. Липовой, которая считает, что развитие критического мышления у ребенка поможет в дальнейшем снизить уровень агрессии и позволит самостоятельно контролировать агрессивные проявления в любой сложной жизненной ситуации [12].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 512 с.
2. Бехтерев, В.М. Внушение и воспитание. - Петроград, «Время», 1912. - 40 с.
3. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. -672 с.
4. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - Спб.: Питер, 2000. - 336 с.
5. Васильева, Г.С. Взаимосвязь агрессивного отношения к людям, социального статуса в межличностных отношениях свойства темперамента у старших дошкольников // Темперамент: Системное исследование. - Пермь, 1976. - с. 65-79.
6. Василюк, В.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 200 с.
7. Выготский, Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1983. - 432 с.
8. Залкинд, А.Б. Педология в СССР. - М.: Работник просвещения, 1929. - 82 с.
9. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения. - М.-Л., 1937. - 144 с.
10. Изард, К.Э Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 575 с.
12. Липовая, О.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза. Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта имени А.П. Чехова, 2013. Специальный выпуск № 1. - С. 142-145.
13. Лоренц, К. Агрессия. СПб: Амфора, 2001. - 352 с.
14. Михайлова, О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход/Под ред. П.Н.Ермакова. -Ростов-на-Дону, 2000. - 150 с.
15. Невский, И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. - Кишинев: Лумина, 1983. - 135 с.
16. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология: Психология подростковой преступности. - М.: Ось-89, 1998. Кн. 1-ая. -317 с.
17. Прайор, К. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1995. - 413 с.
18. Психология развития. Словарь / под. ред. A.JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.
19. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика, 1996. - 312 с.
20. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
21. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития. - М.: Педагогика, 1988. - 118 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: ПитерКом, 1998. - 668 с.
23. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением. - М.: Просвещение, 1966. - 149 с.
24. Фрейд, 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991. - 428 с.
25. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.- 447 с
26. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия. М.: УРСС, 2006. -360 с.
27. Харченко, А.И. Системный анализ явления агрессии человек - человек. - М., 1995. - 78с.