Научная статья на тему 'Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии'

Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6549
803
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / AGGRESSION / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / VERBAL AGGRESSION / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ОПРЕДЕЛЕНИЕ / DEFINITION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Анастасия Анатольевна

Статья посвящена анализу основных подходов к исследованию феномена агрессии. Внимание обращается на невозможность изучения феномена агрессии в рамках единственного научного направления. Сделана попытка типологизировать основные научные подходы к изучению агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main scientific approaches to the study of the phenomenon of aggression

This paper analyzes the main approaches to the study of the phenomenon of aggression. Attention is drawn to the impossibility of studying the phenomenon of aggression in the framework of a single scientific field. An attempt is undertaken to typologize basic scientific approaches to the study of aggression.

Текст научной работы на тему «Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии»

УДК 316.74:81 ББК 60.562.5 П 58

А.А. Попова,

преподаватель кафедры «Иностранные языки» Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.Н. Платова, г. Новочеркасск, тел.: 8-909-430-45-15, e-mail: popova.nastaya@hotmail.com

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА АГРЕССИИ

( Рецензирована )

Аннотация. Статья посвящена анализу основных подходов к исследованию феномена агрессии. Внимание обращается на невозможность изучения феномена агрессии в рамках единственного научного направления. Сделана попытка типологизировать основные научные подходы к изучению агрессии.

Ключевые слова: агрессия, речевая агрессия, поведение, определение, концепция, социализация.

А.А. Popova,

Lecturer of the Department «ForeignLanguages»oftheSouth-Russian State Polytechnical University named after M.N. Platova, Novochercassk, ph.: 8-909430-45-15, e-mail: popova.nastaya@hotmail.com

MAIN SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF AGGRESSION

Abstract. This paper analyzes the main approaches to the study of the phenomenon of aggression. Attention is drawn to the impossibility of studying the phenomenon of aggression in the framework of a single scientific field. An attempt is undertaken to typologize basic scientific approaches to the study of aggression.

Keywords: aggression, verbal aggression, behavior, definition, concept, socialization.

В связи с проникновением агрессии почти во все сферы человеческой деятельности, включая межличностные отношения, сферу деловых отношений, СМИ, Интернет, исследование феномена агрессии является довольно актуальным. Изучением различных аспектов агрессии занимаются лингвисты, социологи, психологи, педагоги, и, соответственно, данный феномен имеет множество определений. Исследователи вышеперечисленных научных направлений имеют отличные друг от друга

точки зрения на то, что она собой представляет.

С точки зрения психологии, речевая агрессия понимается как речевое поведение и проявление негативных эмоций по отношению к кому-либо. Р. Бэрон, Д. Ричардсон предлагают следующее определение агрессии: «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [1; 26].

В большинстве лингвистических работ осуществляется анализ спосо-

бов и форм её выражения. А. Басс, например, предложил следующее определение вербальной агрессии: «Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань)» [2; 10].

Социологи изучают мотиваци-онную составляющую, феномен речевой агрессии, которые наряду с другими социальными факторами способствует агрессивному поведению. Представители данного научного направления определяют агрессию как «враждебное действие или поведение», обусловленное внешним мотивом или ситуацией [3; 302].

Ряд ученых концентрируется на изучении вербальной агрессии с точки зрения педагогического дискурса и исследуют причины проявления агрессии у подростков и влияние поведения педагогов на поведение учеников. Ю. Щербинина в своей статье «Речевая агрессия в школе и способы её преодоления» расценивает вербальную агрессию как «грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка» [4; 9].

Также существует ряд работ, посвященных вербальной агрессии в средствах массовой информации и других средствах коммуникации (Интернет), рассматривающие агрессию как способ манипуляции общественным сознанием. С этой точки зрения, агрессия трактуется как «...осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты» [5].

В рамках существующих представлений о речевой агрессии, все представленные определения можно разделить на два типа:

1. Оценочные определения, когда поведенческие паттерны рассматриваются в контексте нанесения вреда человеку, подвергшемуся агрессии.

2. Второй тип определений основывается на концепции целенаправленности действий, когда агрессивное поведение носит явно преднамеренный характер. «Агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда другому» [6; 26].

В основе всех существующих определений лежит ряд концепций, рассматривающих агрессию с различных точек зрения. Наиболее заметными из них являются следующие:

1. Психоаналитическая концепция речевой агрессии. Теория влечений.

У истоков этой концепции стоит австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд. В рамках данного подхода, Фрейд рассматривает проявление агрессии как «врожденный инстинкт, ...и она всегда связана с инстинктами самосохранения» [7].

Приверженцы теории влечений полагают, что человек не в состоянии преодолеть собственную агрессию, и считают, что «её можно лишь временно сдерживать или трансформировать в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели» [8]. Контролировать приступы агрессивного поведения необходимо постоянной разрядкой. В качестве такой разрядки может служить выплеск отрицательных эмоций, например, «с помощью наблюдения за жестокими действиями разрушения неодушевлённых предметов, участия в спортивных состязаниях...» [8]. Поэтому неудивительным представляется успех, особенно среди молодежи, таких жанров кино, как фильмы ужасов, триллеры, боевики, и возрастающая популярность экстремальных видов

спорта (банджи джампинг, тарзан-ка, парашютный спорт и т.д.).

2. Этологическая концепция агрессии.

Этология - это наука о поведении животных и человека (греч. Ethos - привычка, характер, logos - наука, знание) [9]. Основоположниками данного подхода являются австрийские ученые Конрад Лоренц и Нико Тинберген (30-е годы XX в.). Они также рассматривали агрессию в качестве природного инстинкта, который «в естественных условиях так же, как и другие, служит сохранению жизни и вида» [10; 6], и связывают проявление агрессии с явлением доминирования, причиной которого может стать борьба за власть, положение в обществе, признание.

В целом приверженцы этоло-гической концепции концентрируются не на причинах человеческой агрессии, даже наоборот, они рассматривают ее как спонтанную реакцию, на ее поведенческом проявлении, а также способах предотвращения агрессивного поведения.

3. Фрустрационная концепция агрессии.

Основоположником фрустраци-онной теории (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) считается американский исследователь Джон Доллард, создавший альтернативную 3. Фрейду теорию, в которой он рассматривал агрессивное поведение как ситуативный процесс, а агрессию считал результатом действия фрустраторов, под которыми понимается непреодолимый барьер (объективный или субъективный), стоящий на пути к достижению цели, вызывающий состояние растерянности, фрустрации [11].

Однако JI. Берковитц в своей книге «Агрессия: причины, последствия и контроль», отмечает, что нередко люди, испытывающие фрустрацию, не ведут себя при этом агрессивно, и агрессия у них не возникает без надлежащих условий [12].

4. Социально-психологическая концепция Э. Фромма.

Немецко-американский психолог и социолог Эрих Фромм в своей работе «Анатомия человеческой де-структивности» оспаривает мнение представителей биологического подхода, а именно 3. Фрейда и К. Лоренца. Он полагает, что «объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животных разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков...» [13; 163]. По Фромму, в основе жестокого, агрессивного поведения, лежит не природный инстинкт, а человеческий потенциал, обусловленный социологическими и социальными факторами, прежде всего, условиями социализации индивида.

5. Бихевиористическая концепция. Теория социального научения.

Представления об агрессии в рамках этой теории связаны с евангельским мифом, широко известным в культуре Европы, повествующем о том, что человек, подобно Ангелу, изначально рождается чистым и непорочным и в процессе своего взросления приобретает отрицательные качества, свойственные взрослому человеку.

Таким образом, в бихевиоризме (англ. Behavior - поведение), основоположниками которого являются Б.Э. Торндайк и Дж. Уотсон, агрессия рассматривается как приобретенная форма поведения, усвоенная в процессе социализации посредством наблюдения за агрессивными действиями, что приводит в дальнейшем к социальному подкреплению. Поэтому в данной концепции поддается анализу влияние первичных посредников социализации (родителей, сверстников, воспитателей, преподавателей), «обучающих» детей агрессивному поведению [4]. Положительные и отрицательные подкрепления являются важными элементами этой

концепции, способные контролировать агрессивное поведение или же способствовать ему.

Положительное подкрепление

- это «событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия» [2; 7]. Положительным подкреплением может послужить похвала, словесное одобрение, положительная оценка в школе и т.д.

Отрицательное подкрепление

- это «любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение» [2; 17]. Отрицательным подкреплением может являться словесное выражение неодобрения, порицание, неудовлетворительная оценка, поставленная учителем и т.д.

Однако многие последователи бехивиоризма, такие как А. Бандура и А. Басс, отмечают, что непосредственно сама агрессия определяется как врожденное качество человека, в то время как «контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение» не считаются врожденными: «они - результат научения» [14; 92].

6. Психолингвистическая концепция.

С точки зрения психолингвистического подхода, речевую агрессию можно рассматривать в качестве перехода, «в результате которого внешние по своей форме процессы ...преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию...» [10; 149]. Другими словами, агрессия возникает в процессе мышления, то есть в качестве преобразования внешней реакции на негативные раздражители во внутреннюю, так как «формой выражения эмоции у человека является речь» [15; 159].

Психолингвисты, будучи солидарными с этологами и социальными бихевиористами, признают возможность и необходимость человеку контролировать собственные речевые действия. Л.С. Выготский, в частности, настаивает на «подчинении поведения человека его собственной власти» [16].

7. Этномедологический подход.

Этнометодология - термин, придуманный американским социологом Гарольдом Гарфинкелем - буквально, «изучение методов народа». Этнометодология изучает любые практики, предполагающие взаимодействие людей, и анализирует повседневные ситуации, стереотипные действия, которые происходят по привычке, о которых люди не задумываются [17]. Исходя из того, что агрессия может, особенно на начальном этапе её возникновения, обуславливаться определенными стереотипами, которые воспринимаются как вызывающее поведение, пейоративные или уничижительные высказывания, вполне разумным представляется использование этнометодо-логии в качестве средства анализа агрессии, особенно речевой агрессии и её поведенческого проявления, тем более что у каждого народа существуют свои представления о стереотипах вежливого или невежливого поведения. Например, известный невербальный жест, обозначающий «ОК» и являющийся позитивным сигналом для западных культур, может стать источником агрессивного поведения при общении с испанцами.

Таким образом, можно прийти к выводу, что исследование агрессии должно основываться на междисциплинарной парадигме, включающей психолингвистическую, психоаналитическую теории, теорию влечений Фрейда, социально-психологическую концепцию Фромма, этологическую, фрустрационную концепции, а также концепции этнометодологии.

Примечания:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 1998. 336 с.

2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика, 1996. 312 с.

3. Изард К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980. 552 с.

4. Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: УРСС, 2006. 360 с.

5. Речевая агрессия в СМИ. URL: http://knowledge.allbest.ru/journalism/2c0a65 635b3bc78a5d43a89421306d37_0.html

6. Федосюк М.Ю. «Стиль» ссоры // Русская речь. 1993. № 5. С. 14-19.

7. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991.

8. Щербинина Ю.В. Русский язык: речевая агрессия и пути её преодоления. М.: Флинта: Наука, 2004. 224 с.

9. Психология развития. Словарь / под. ред. A.JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / ред.-сост. JI.A. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.

10. Лоренц К. Агрессия. СПб: Амфора, 2001.

11. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004.

12. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с.

13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

14. Прайор К. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. М.: Се-лена+, 1995.

15. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.

16. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1983.

17. Garfinkel Н. The Origins of the Term «Ethnomethodology» // Ethnomethodology / ed. by R. Turner. Baltimore: Pinguin, 1974. P. 15-18.

References:

1. Baron, R. Aggression / R. Baron, D. Richardson. SPb.: Piter, 1998. P. 336.

2. Psycologichal dictionary / ed. by V.P Zinchenko, B.G. Mesheryakov. M.: Pedagogics, 1996. P. 312.

3. Izard K.E. Human emotions [Text] / K.E. Izard. M.: MGU, 1980. P. 552.

4. Scherbinina, Yu.V.Verbal aggression [Text] / V. Shcherbinina. M.: URSS, 2006. P. 360.

5. Verbal aggression in the media [electronic resource]. Mode of access: http: //knowledge.allbest.ru/journalism/2c0a65635b3bc78a5d43a89421306d37_0. html.

6. Fedosyuk M. Yu. "Style", argument, text. / M. Yu. Fedosyuk // Russian language. 1993. № 5. P. 14-19.

7. Freud Z. «I» and «It». Tbilisi: Merani, 1991.

8. Scherbinina Yu.V. Russian language: Verbal aggression and ways to overcome it [text]. Flint M.: Nauka, 2004. P. 224.

9. Psycology of the development. Dictionary / Ed. by A.L. Venger // psychological vocabulary. Encyclopedic Dictionary in six volumes / Ed. and сотр. by L.A. Karpenko. Gen.ed. by A.V. Petrovsky. M.: PER SE, 2005.

10. Lorents K. Aggression. Spb.: Amphora, 2001.

11. Great Psychological Dictionary. Сотр. by Meshcheryakov В., ZinchenkoV., Olma-Press. 2004.

12. Berkovits L. Aggression: causes, consequences and control. SPb.: Prime -EVROZNAK, 2001. P. 512.

13. Fromm E. Anatomy of human destructiveness. M.: Republic, 1994.

14. Prayor K. Do not growl at a dog. On the training of animals and people. M.: Selena +, 1995.

15. Reykovsky, Ya. Experimental psychology of emotions. Text. / Ya. Reykovsky. M.: Progress, 1979. P. 392.

16. Vygotsky L.S. Child Psychology. // Coll. Op. in 6 volumes. Vol. 4. Pedagogics, 1983.

17. Garfinkel H. The Origins of the Term «Ethnomethodology» // Ethnomethodology Baltimore: Pinguin, 1974 Pp. 15-18 / Ed. By R. Turner (Ed.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.