Научная статья на тему 'Феномен агрессивного поведения в студенческой среде'

Феномен агрессивного поведения в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3331
897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холина Оксана Александровна

Агрессия как поведенческий феномен и психологическая реальность в различных своих проявлениях является объектом изучения многих научных антропоцентричных дисциплин. На наш взгляд, еще не достаточно исследований, посвященных изучению агрессивного поведения в студенческой среде, особенно это является актуальным по отношению к личностным качествам будущих педагогов. Можно констатировать, что постепенно происходит переоценка, отход от старого однообразного понятия агрессивности не только как негативного поведенческого акта, почти с обязательным повреждением или причинением ущерба себе или другим, но и как выражение ее в социально приемлемых формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggression as behavioural phenomenon and psychological reality, in various manifestations, is object of studying of many scientific the antropotsentrichnykh of disciplines. In our opinion, there are enough researches devoted to studying of aggressive behavior in the student's environment, especially it is actual on the relation of personal qualities of future teachers. It is possible to note that gradually there is a revaluation, withdrawal from old monotonous concept of aggression not only as negative behavioural act, almost to obligatory damage or causing damage to or another, but also as its expression in socially acceptable forms.

Текст научной работы на тему «Феномен агрессивного поведения в студенческой среде»

УДК 159.922.6 ББК 88.8

О.А. Холина

ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Агрессия как поведенческий феномен и психологическая реальность в различных своих проявлениях является объектом изучения многих научных антропоцентричных дисциплин. На наш взгляд, еще не достаточно исследований, посвященных изучению агрессивного поведения в студенческой среде, особенно это является актуальным по отношению к личностным качествам будущих педагогов. Можно констатировать, что постепенно происходит переоценка, отход от старого однообразного понятия агрессивности не только как негативного поведенческого акта, почти с обязательным повреждением или причинением ущерба себе или другим, но и как выражение ее в социально приемлемых формах.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, аутоагрессия, враждебность.

O.A. Kholina

PHENOMENON OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN THE STUDENT'S ENVIRONMENT

Abstract. Aggression as behavioural phenomenon and psychological reality, in various manifestations, is object of studying of many scientific the antropotsentrichnykh of disciplines. In our opinion, there are enough researches devoted to studying of aggressive behavior in the student's environment, especially it is actual on the relation of personal qualities of future teachers. It is possible to note that gradually there is a revaluation, withdrawal from old monotonous concept of aggression not only as negative behavioural act, almost to obligatory damage or causing damage to or another, but also as its expression in socially acceptable forms.

Key words: aggression, aggressive behavior, physical aggression, verbal aggression, indirect aggression, autoaggression, hostility.

Агрессия в поведении людей существовала всегда, во многие эпохи она естественным образом была включена в жизнь людей. В настоящее же время агрессивность людей мешает цивилизованному существованию общества, и поэтому общество различными способами пытается решить проблему агрессивности. Эту задачу невозможно решить без серьезных психологических исследований в этой области.

Особенно важно, с нашей точки зрения, изучение агрессивных проявлений у студентов педагогических профессий, которым необходимо научиться регулировать свои агрессивные проявления, а не просто подавлять их или, наоборот, оставлять их без контроля.

Актуальность темы связана с тем, что агрессивность как феномен, затрагивает общество в целом, вызывает научно-практический интерес специалистов разных областей, так как это явление имеет весьма противоречивые толкования.

Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по изучению, диагностике и предупреждению агрессии агрессивного поведения. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алема-скина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Ковалёва А.Г., Кондрашенко В.Т., Лич-ко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Существуют различные представления о природе агрессивности - одни исследователи считают, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, другие убеждены в том, что агрессивность связана главным образом с проблемами воспитания и культурой. К тому же существуют самые различные теории, каждая из которых выдвигает свои аргументы в защиту того или иного положения.

С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведенных в последние 20 лет, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности. Ведь если агрессивность - врожденная черта человека, то увеличивается вероятность того, что конфликты между разными социальными и культурными группами будут продолжаться и усиливаться, а войны неизбежны. Если агрессивные тенденции, свойственные многим людям,

обусловлены главным образом привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, агрессивных кинофильмов и телепередач), то можно пересмотреть методы воспитания и характер спортивных и культурных мероприятий, с тем, чтобы они способствовали созданию гармоничных отношений между людьми.

Агрессивное поведение в обществе находится под определенным контролем, но значение, которое придается агрессии в разных культурах, и степень ее ограничения сильно различаются.

В современной России сложилось неоднозначное отношение к агрессивности. Несмотря на то, что насилие часто считается несовместимым с духовными ценностями российской культуры, его часто высоко ценят и преподносят как средство достижения целей. В телевизионных программах, которые являются для подрастающего поколения мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем 5 или 6 раз в час. Агрессия телевизионных и кинематографических персонажей часто вознаграждается, а герои часто бывают такими же агрессивными, как настоящие преступники.

С другой стороны, в российских семьях также возрос уровень взаимной агрессии: обретение свободы сопровождается высвобождением агрессии, а агрессивное поведение, в свою очередь, воспринимается его носителем как обретение свободы. К тому же в общественном сознании сложился образ положительного героя нашего времени - успешного, но жесткого мужчины, вытеснившего существовавший ранее положительный образ мягкого интеллигента.

Возможно, это связано с тем, что агрессия в данном случае является выражением напористости, которая включает защиту имущества или прав или упорство в своих желаниях и стремлениях. Мы часто называем агрессивным слишком настойчивого человека. Одна из задач социализации и состоит в том, чтобы научить студентов социально приемлемым формам настойчивости (т.е. конструктивной агрессивности) и одновременно помочь избежать недопустимых проявлений деструктивной агрессии [4]. Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием, как зло. Дискуссии о том, является ли зло имманентным для человека, или он по природе своей добр, продолжались в течение многовековой истории человечества.

Результаты многочисленных исследований биологической природы агрессивности указывают на важнейшую роль лимбической системы, а также на роль коры головного мозга в контроле проявлений агрессивности. Как именно будет действовать кора, осуществляя этот контроль, зависит главным образом от жизненного опыта индивидуума, в особенности от социальных условий в период его развития [2].

Социальные аспекты проблемы агрессивности проанализируем, обращаясь к точке зрения американского психолога Эрона, который выявил черты людей, пользующихся репутацией жестоких и вместе с тем особенности их родителей и условия, в которых им приходится жить. Он отметил, что жестокие дети - это, как правило, дети, которых родители не любят и мало интересуются школьными делами. Этих детей легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные, в частности, из фильмов со сценами насилия. Что касается родителей таких детей, то это большей частью тоже люди, весьма склонные к агрессивности, применяющие к детям телесные наказания (в 96 % случаев) и постоянно выражающие неудовольствие по поводу их социального поведения. Они любят насилие, которое выискивают в телефильмах, и осмеивают любое проявление сострадания своих детей к жертвам в этих фильмах. Эрон отмечает также, что чем моложе и малограмотнее отец, тем больше у его сына шансы стать агрессивным. Что касается агрессивности девочек, то она, по мнению Эрона, коррелирует с заработком отца: чем меньше отец получает, тем чаще проявляется агрессивность в характере дочери [2].

Таким образом, агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [5].

Выделяют следующие виды агрессии:

- физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

- прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

- косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);

- инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

- враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

- аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства [5].

В настоящее время сложились теоретические подходы к исследованию агрессии, которые могут быть обозначены как психоаналитический, этологический, фрустрационный и бихевиори-стический.

Основатель психоанализа З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1912). В ней он рассматривал агрессию как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти при доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия в человеке это - проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию [7].

Э. Фромм, развивший в своих трудах теорию психоанализа, различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, "доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид представлен "злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих; она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет таким образом никакой конкретной цели.

Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничение между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере [7].

Этологический подходразработал К. Лоренц, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ - животных. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно [3].

Одной из теорий претендующих на объяснение феномена агрессии является фрустрационн-ная теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию, и, следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью.

Чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. Если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий механизм [2].

Согласно теории социального научения (бихевиоральная модель), которую предложил Бан-дура,агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, таким образом, происходит изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

Существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Бандура высказывает предположение, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение по-

ощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - это модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам [1].

Можно сказать, что агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия могут выполнять следующие функции:

- являются средством достижения какой-либо значимой цели;

- служат способом психологической разрядки;

- быть способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, в результате анализа литературы, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

- проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

- агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

- агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Целью данного исследования является изучение склонности студентов педагогических профессий к определенному типу агрессивного поведения: вербальной агрессии или физической агрессии. Для этого был использован опросник Басса-Дарки. В исследовании приняли участие студенты первого и третьего курсов Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной психологии. А. Басс (Buss) в 1961 г. провел разграничение между враждебностью и агрессией. Враждебность есть «реакция отношения... скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий». Если враждебные реакции вербализуются, они приобретают форму уничижительных замечаний или негативных высказываний (например, «я их ненавижу»). А. Басс определил агрессию как «ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу» [6]. Дальнейшие различия он проводил, предлагая выделить подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Различаются агрессия и враждебность, причем агрессивное поведение подразделяется на прямое и косвенное, а также на активное и пассивное. Басс и Дарки установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

Таблица 1

Уровни агрессии студентов — педагогов первого курса (опросник Басса — Дарки)

Шкалы опросника Студенты-педагоги

1 курс(%) 3 курс(%)

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица 32 % 21 %

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная 27 % 25 %

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) 37 % 49 %

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев 23 % 25 %

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия 37 % 24 %

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 43 % 40 %

7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) 49 % 52 %

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести 38 % 44 %

В таблице 1 указано количество студентов (в процентах), имеющих высокий уровень шкал опросника.

Анализируя результаты, представленные в таблице 1 можно сказать, что около половины студентов первого и третьего курсов (49 % и 52 %) склонны к прямой вербальной агрессии, что выражается в вербальном оскорблении и унижении другого. Традиционными формами прямой вербальной агрессии являются оскорбления, употребление ненормативной лексики. 27 % и 25 % студентов обоих курсов проявили склонность к косвенной агрессии. Она направлена на обвинения или угрозы сверстнику и выражается в различных высказываниях, жалобах, демонстративном крике. Также вербальная агрессия может переходить в физическую агрессию. Так, 32 % исследуемых студентов первого курса и 21 % студентов третьего курса проявляют склонность к прямой физической агрессии. Чаще она проявляется в символической форме: в виде угроз, запугиваний. Следует отметить, что у четверти студентов как первого и третьего курсов высокий уровень негативизма. Обида, как проявление зависти более присуща студентам первого курса (37 %), чем студентам-третьекурсникам.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности человека, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, а также уходить от насилия над другими и над собой. Агрессивное поведение - это личный выбор человека. Научить человека владеть своим поведением - одна из труднейших психологических задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания в семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. - М., 2009. - Т. 1. - 496 с.

3. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло) / К. Лоренц. - М., 2009. - 204 с.

4. Петрова, Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2010. - Специальный выпуск № 2. - С. 152-158.

5. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2011. - 440 с.

6. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. - Мн.: Соврем. шк., 2007. - 496 с.

7. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М., 2012. - 147 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.