Психолого-акмеологическое направление в исследованиях преподавателей музыкально-педагогического факультета
На музыкально-педагогическом факультете КГУ им. Н.А. Некрасова наблюдается тенденция к объединению всех исследований за счет сложившегося психолого-акмеоло-гического направления. Доктор психологических наук, профессор Зоя Васильевна Румянцева в следующей далее статье показывает, как постепенно шло формирование научной базы школы, как, начиная с 1970-х годов, рос ее научный потенциал.
Каждая из диссертаций, защищенных сотрудниками факультета, посвящена не просто теории или истории музыки, но находится на стыке с психологией, педагогикой, культурологией.
УДК 78
Румянцева Зоя Васильевна
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
В статье представлен обзор и обобщение результатов научных направлений исследований преподавателей музыкально-педагогического факультета, охарактеризована акмеологическая направленность содержания исследований, обоснована акмеологическая стратегия, в реализации которой заложены основы научной школы по решению проблем музыкально-педагогического образования.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, музыкально-педагогический факультет, направления исследования, акмеология фундаментального образования, кандидатская, докторская диссертации.
Современное состояние научно-исследовательской деятельности на музыкальнопедагогическом факультете во многом явилось результатом объединения усилий ряда преподавателей в поиске резервов, направленных на обновление сложившихся взглядов и традиций относительно содержания музыкального образования, его методов и технологий, создания условий, повышающих продуктивность профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.
С конца 70-х годов прошлого столетия начали определяться научные направления исследовательской деятельности преподавателей Л.И. Бамбуровой, К.Н. Герцензона, В.И. Павлова, Л.А. Ежовой и автора статьи. В данный период оформляется индивидуальная тематика научных исследований преподавателей, публикуются сборники научных трудов. Наиболее активно проявили интерес к научно-исследовательской деятельности также преподаватели Н.А. Селиверстова, А.Н. Документов, А.Н. Шики-на, В.И. Чайников, С.Д. Рябикова и др. В 1982 году и в 1985 году были опубликованы межвузовские сборники научных трудов «Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки» и «Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе». Ответственный редактор - широко известный ученый в области педагогики музыкального образования доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, академик МАНПО Л.Г Арчажникова.
Позитивное влияние на становление научного потенциала музыкально-педагогического факультета оказывало сотрудничество с выдающимися учёными в области психолого-педагогической науки, педагогики музыкального образования, культурологии. Научными руководителями, консультантами преподавателей являлись известные российские учёные: Т.Л. Беркман, Л.И. Уманский, Л.Ф. Спирин, Л.Г. Арчажникова, Е.В. Шорохова, В.А. Сла-стенин и др. В последующие годы позитивные научные контакты сложились с Э.Б. Абдулиным, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпиным, Б.Д. Критским, Е.В. Николаевой, М.И. Рожковым, В.М. Басовой, Н.Ф. Басовым и др.
В 80-е годы состоялись первые защиты кандидатских диссертаций. В 1985 году в Московском государственном институте культуры состоялась первая защита кандидатской диссертации К.Н. Герцензона «Повышение эффективности деятельности народной филармонии по музыкальному просвещению трудящихся» по специальности 13.00.05 -культурно-просветительная работа (научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Ю.Е. Соколовский, консультант - доктор психологических наук, профессор Л.Ф. Спирин).
Создание народных филармоний в 60-х - 80-х гг. в ряде областей РСФСР явилось уникальным явлением российской музыкальной культуры. Народные филармонии как общественные организации создавались на базе клубных учреждений и дея-
212
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
© Румянцева З.В., 2013