Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические начала двойственности профессии прокурора-криминалиста'

Психолого-акмеологические начала двойственности профессии прокурора-криминалиста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Акмеология / двойственность / прокурор-криминалист / профессиональная деятельность / Профессионализм / acmeology / Duality / forensic prosecutor / professional activity / professionalism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синеокий Олег Владимирович

В статье проанализированы и обоснованы теоретико-методологические начала акмеологической концепции уникальной двойственности профессиональной деятельности прокурора-криминалиста. На основании проведенного исследования автор рассматривает перспективы акмеологических изысканий теоретической модели профессионализма прокурора-криминалиста в условиях реформирования системы органов прокуратуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author analyzes and justifies the theoretical and methodological grounds of the acmeological concept of the unique duality of the professional activities of a forensic prosecutor. Based on the research conducted, the author considers the perspectives of the acmeological study of the theoretical model of a forensic prosecutor's professionalism under the conditions of the reforms in the prosecuting agencies system.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические начала двойственности профессии прокурора-криминалиста»

Соииапьно-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ДВОЙСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПРОКУРОРА-КРИМИНАЛИСТА

О. В. Синеокий

В статье проанализированы и обоснованы теоретикометодологические начала акмеологической концепции уникальной двойственности профессиональной деятельности прокурора-криминалиста. На основании проведенного исследования автор рассматривает перспективы акмеоло-гических изысканий теоретической модели профессионализма прокурора-криминалиста в условиях реформирования системы органов прокуратуры.

Ключевые слова: акмеология, двойственность, прокурор-криминалист, профессиональная деятельность, профессионализм.

В современной научной литературе до настоящего времени фундаментальным исследованиям в сфере концептуального изучения уникального профессионального статуса прокурора-криминалиста не уделялось достаточного внимания. Современные российские ученые и практики, такие, как Ф. Загидуллин, В. Исаенко, В. Колесников, А. Коротков, Ю. Леканов, Ю. Ляхов, Ю. Пеканов, Р. Сафин, А. Халиулин, Д. Шальков и некоторые другие на страницах юридических журналов в своих публикациях [1, с. 6; 2, с. 13; 3, с. 17; 4, с. 31] ведут многолетнюю дискуссию о процессуальных полномочиях про-курора-криминалиста, не пытаясь рассмотреть эту проблему концептуально шире.

Количество кандидатских диссертаций по данной проблематике минимально [5; 6], а монографические исследования в последние годы не велись. Методологические подходы в изучении профессиональной деятельности прокурора-криминалиста [7; 8, с. 26; 9] существенно отстают от современных инновационных технологических потребностей в сфере уголовного преследования. Итак, существуют все основания для предположения о том, что процессуальное содержание и объем форм деятельности прокурора-криминалиста обусловлены характером функций и задачами прокурорской деятельности в целом. Вместе с этим акмеологическое содержание его профессиональной деятельности, будучи неразрывно связанным с надзорной задачей, предполагает и другую, специфическую нишу.

В статье поставлена цель - обозначить авторское видение построения основ акмеологического учения об уникальной двойственности деятельности прокурора-

криминалиста, что, возможно, позволит в дальнейшем оформиться гипотезе в самостоятельное учение. Предлагаемый субъектно-акмеологический подход является инновационным, поскольку ориентирует прокурора-криминалиста на овладение карьерной стратегией, базирующейся на тех моментах профессиональной деятельности, ее алгоритме и технологии, которые позволяют ему не только самореализоваться, но и открыть в себе, а затем профессионально задействовать творческий потенциал для повышения результативности своего участия в процессе оказания практической и методической помощи следователям при расследовании уголовных дел, т. е. фактически учить следователей «прицельно» работать на полное раскрытие преступлений.

Профессионализм деятельности прокурора-криминалиста сложно описать, если ограничиваться исключительно количественными критериями и показателями. Действенность его можно представить как совокупность затрат с учетом времени, в течение которого проводились мероприятия по оказанию практической или методической помощи, и соотношения между затраченными средствами и полученным результатом. Именно поэтому мотивация профессиональной деятельности прокурора-криминалиста имеет решающее значение не только для достижения результатов и повышения эффективности выполнения оперативно-служебных задач, но и предопределяет механизм акмеологического взаимодействия.

В последние годы возникла острая потребность в переосмыслении многих положений и критериев профессиональной деятельности прокуроров-криминалис-тов, предоставлении данному, особому виду прокурорской работы статуса научной деятельности. Следует отметить, что понятия практической и методической помощи относительны. Сегодня методическую работу пришло время рассматривать как фундамент для инноваций. Нужно проводить целевые мониторинги и маркетинговые исследования для построения концептуальных направлений функционирования и развития службы про-куроров-криминалистов. Вместе с тем сложно определить, о каком методическом руководстве работой следственно-оперативной группы со стороны прокурора-криминалиста может идти речь. В подтверждение этого, считает В. Исаенко, при существующих условиях функция прокурора-криминалиста, скорее, может быть отнесена к специфической разновидности ведомственного контроля [10, с. 18]. Внедрение же прокурором-криминалистом научных рекомендаций в деятельность следственно-опе-

ративной группы, а также обучение следователей из ее состава «на месте», т. е. в период совместной работы над раскрытием преступлений, дает возможность не только достичь результатов по уголовному делу, но и овладеть этими достижениями, научить следователей правильно выбирать направление работы.

Одним из базовых принципов деятельности проку-роров-криминалистов является адаптация к изменениям, т. е. внедрение в практику расследования отдельных инноваций на основе изучения взаимодействия этих изменений. Содержание методической помощи по конкретным уголовным делам можно свести к предоставлению советов, рекомендаций, связанных с методикой и тактикой проведения отдельных следственных действий, квалификацией преступлений, и др.

Процессуальные полномочия следователя и проку-рора-криминалиста соотносятся как часть и целое. Профессиональные полномочия прокурора-криминалиста охватывают правомочность расследования уголовного дела в полном объеме, чем и необходимо завершить продолжительную дискуссию. Мы убеждены, что единичное самостоятельное расследование прокурором-криминалистом уголовного дела в полном объеме и является высшей формой АКМЕ как высшей формы профессионального мастерства прокурора-криминалиста.

Мы убеждены, что новая концепция методического обеспечения следователей прокуратуры должна строиться не на проведении регулярных проверок горрай-прокуратур, а на внедрении прокурорами-криминалис-тами креативных форм стимулирования инновационной деятельности в сфере уголовного преследования. Это можно представить в виде экспертно-диагностической работы прокуроров-криминалистов с целью проведения консультирования следователей прокуратуры, групповых дискуссий, инновационных тренингов, «мозговых штурмов». Отделы криминалистики, которые задуманы как научно-методические центры, должны обобщать и внедрять передовой опыт расследования особо сложных уголовных дел, анализировать и прогнозировать развитие сети экспертных учреждений в регионе, разрабатывать и внедрять в следственную практику инновационные процессы и технологии.

Полагаем, что именно эти формы позволят создать основу для стимулирования индивидуальной и коллективной инициативы стажеров и начинающих следователей. Однако пока такое направление работы не сложилось. Скорее, наоборот, руководство Генеральной прокуратуры Украины и, соответственно, областных прокуратур на местах в связи с кардинальной перестройкой структуры профессиональных задач прокуроров-крими-налистов, изменением подследственности в принципе не указывает продуктивных путей деятельности.

Личность прокурора-криминалиста характеризуется качественными и количественными проявлениями психических свойств, которые формируют его индивидуальность. Психологические его особенности как человека и специалиста, специфические отличия от окружающих его коллег и, одно из основных, - определенная профессиональная уникальность являются основой высокого профессионализма.

Дискуссионными остаются утверждения, согласно которым оптимальное взаимодействие следственной, экспертно-криминалистической и оперативно-розыскной деятельности в службе прокуроров-криминалистов обеспечивает условная структурная модель отдела криминалистики, где на должностях прокуроров-криминалистов работают бывший эксперт-криминалист, бывший оперативный работник уголовного розыска и бывший следователь органов внутренних дел [11, с. 31]. С подобным решением кадровой проблемы института проку-роров-криминалистов мы категорически не согласны. Ведь экспертные, сыскные и административные традиции в акмеологическом смысле могут только воспрепятствовать построению уникальной роли прокурора-криминалиста как в структуре следственно-оперативной, так и в структуре контрольно-надзорной деятельности. Негативным фактом является и то, что милицейский подход к решению служебных задач прочно вошел в структуру личности такого сотрудника. И это, конечно, также особое проявление феномена профессионализма, поскольку говорит лишь об их преданности своему прошлому профессиональному делу, но ничего общего не имеет с профессионализмом прокурора-криминалиста, имеющего иную личностную структуру.

Исходя из сказанного, мы убеждены, что прокуроров-криминалистов нужно профессионально «растить» только в прокуратуре. Кадровая же тенденция принимать на должности прокуроров-криминалистов отставников из других правоохранительных структур - путь упрощенный и вторичный, имеющий высокую вероятность в кульминационный (экстремальный) момент дать сбой или ошибку.

Как отмечают некоторые исследователи, прокурор-криминалист в определенной мере и прокурор, и следователь, и эксперт - в одном лице [12, с. 20]. Вместе с тем позволим себе все же в главном не согласиться с последним тезисом, поскольку в таком искусственном обобщении профессиональных задач и процессуальных полномочий для их решения сквозит «универсальная неопределенность» прокурора-криминалиста. К тому же допусков на проведение экспертиз у прокурора-криминалиста нет, к проведению оперативно-розыскных мероприятий он также не может быть допущен. Остаются криминалистика как искусство расследования и достаточно специфические «урезанные» прокурорские полномочия.

В многолетней практике сложились некоторые основные условные тандемы с участием прокурора-криминалиста: прокурор-криминалист - следователь; прокурор-криминалист - оперативник; прокурор-криминалист - эксперт, каждый из которых наполнен специфическим акмеологическим содержанием. Исходя из этого, мы видим в прокуроре-криминалисте уникальное координационное звено между прокурорами, следователями, экспертами и оперативниками, чему вполне подходит наименование «акмеологический мост».

Вместе с тем очевиден параллелизм в формах деятельности надзорного прокурора и прокурора-криминалиста, должностное положение и процессуальные полномочия которых явным образом неравнозначны.

В подтверждение этого в прокурорских коллективах про-курора-криминалиста даже называют «криминалистом», тем самым уже терминологически лишая его прокурорского статуса. Это свидетельствует о том, что коллеги не считают его полноценным прокурором.

Сегодня уже не вызывает особых возражений тот факт, что прокуроры-криминалисты могут первоклассно работать практически по любой категории уголовных дел. Однако нужны немалые усилия для того, чтобы войти в новое дело, мобилизовать знания и пополнить профессиональный опыт, приспособить к измененным условиям работы существующие умения и привычки [13]. Поэтому чем большим запасом приемов и средств владеет прокурор-криминалист, тем выше его профессионализм.

Моделирование в деятельности прокурора-крими-налиста оказывает содействие познанию конкретного, имеет широкие возможности для изучения свойств и сторон отдельных объектов, во многих случаях разрешает установить конкретные обстоятельства, решить вопрос о существовании того или другого события, факта. Ведь только вообразив характер служебной задачи, прокурор-криминалист мобилизует запасы своих знаний. В этой святи мы целиком поддерживаем мысль Ю. Леканова и А. Короткова о том, что научные познания должны помогать следствию в установлении истины по уголовным делам с учетом знаний и опыта прокуроров-криминалистов [14, с. 25].

Неотъемлемой частью методической деятельности прокуроров-криминалистов должна стать научно-исследовательская работа, которая в определенной мере оказывает содействие созданию инноваций и их распространению для усовершенствования работы следователей. Поэтому отделы криминалистики должны принимать постоянное участие в обновлении учебных программ институтов, региональных учебных центров, уделяя особое внимание освоению прокурорско-следственными работниками научно обоснованных методов и приемов расследования и раскрытия преступлений, при этом необходимо широко использовать возможности криминалистики и судебной экспертизы, средства программного обеспечения предварительного (досудебного) следствия, данных банков криминалистической информации, оперативно-справочных и оперативно-розыскных учетов, специальных знаний.

Возможности психолого-акмеологического обеспечения позволяют разрешить проблему преодоления противоречий в профессиональной деятельности прокуроров-криминалистов без психологических стрессов и кардинальной ломки сформировавшихся стереотипов.

Несовершенство профессиональной подготовки прокуроров-криминалистов, просчеты, допущенные на этом этапе, могут вызвать серьезные последствия. В настоящее время оказались размытыми функции проку-роров-криминалистов, что отрицательно отражается на деятельности отделов криминалистики областных прокуратур. В результате прокуроры-криминалисты фактически утрачивают свою профессиональную необходимость, поскольку перестают быть уникальным звеном в структуре органов Прокуратуры Украины. Исходя из

этого через непродолжительное время действующие прокуроры-криминалисты разучатся работать в экстремальных, «полевых» условиях, новым будет нечему и, со временем, не у кого учиться. Такое положение дел приведет к тому, что золотая гвардия прокуратуры безвозвратно утратит свой уникальный потенциал.

Некоторые практические работники прокуратуры отмечают, что основными узловыми причинами недостаточной эффективности деятельности прокуроров-криминалистов есть «...неоправданное дробление потенциала их территориального использования и вредные научные рассуждения по поводу их правового статуса» [15, с. 13]. Но ведь вместе с этим профессиональные особенности деятельности прокуроров-криминалистов определяются содержанием прокурорской деятельности в целом и сложным разделением труда внутри прокуратуры, согласно принципам зонально-предметной или отраслевой специализации. Кроме того, существуют определенные различия между прокурорами-кримина-листами-руководителями (начальники групп, отделов, управлений) и прокурорами-криминалистами-исполни-телями (прокуроры-криминалисты городских и областных прокуратур) по объему компетенции. В подтверждение этому на практике сложились неписаные правила, согласно которым прокурор-криминалист (исполнитель) может давать письменные указания следователю прокуратуры и прокурору района от своего имени лишь находясь «на выезде» или в командировке в районе, где работают данные должностные лица; из областной же прокуратуры такие указания должны поступать в районы только после согласования с руководством следственного управления за подписью начальника отдела криминалистики.

Подобное состояние дел и в части правомочий про-курора-криминалиста (исполнителя) при отмене постановлений следователя. Мы видим, что подобное состояние дел детерминирует различную степень процессуальной самостоятельности и профессиональной ответственности прокуроров-криминалистов. Вместе с этим существующий ограниченный параллелизм в формах деятельности надзорного прокурора и прокурора-кри-миналиста все же пока выступает как нежелательный феномен.

Таким образом, мы видим, что специфика профессии прокурора-криминалиста, в отличие от других прокурорских работников, заключается в чрезвычайном разнообразии. Существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения. Это требует от прокурора-криминалиста существенного личного вклада в развитие умения управлять эмоциональной напряженностью. Подобная специфика, используя существующие классификации, позволяет причислить профессию «прокурор-криминалист» к категории профессий высшего типа. Это положение выбрано нами в качестве оси акмеологической концепции профессиональной деятельности прокурора-криминалиста [16]. Безусловно, требуется создание прогностической модели, которая могла бы содержательно отобразить условия их профессиональной успешности.

Поскольку теория профессиональной деятельности прокурора-криминалиста охватывает единый комплекс системно связанных вопросов, ее центральным звеном может стать акмеологическое учение об уникальной двойственности профессионализма прокурора-криминалиста. Как видим, такая двойственность содержится, собственно, не столько в функциональном обозначении универсальности: «прокурор-криминалист», сколько в полной мере проявляется в акмеологической сущности профессионального дуализма психологической структуры личности прокурора-криминалиста. Именно это требует от данной категории прокурорско-следственных работников на протяжении различных циклов служебной карьеры дополнительного профессионального развития и инновационного совершенствования.

Определение общих и специфических акмеологичес-ких особенностей развития профессионализма прокуро-ра-криминалиста является важным этапом эффективности и надежности его профессиональной деятельности. Поэтому мы полагаем, что сейчас наиболее перспективная задача состоит в разработке методов развития акмео-логических основ профессионализма прокурора-криминалиста. Анализ изложенного позволяет вывести формулу двойственности профессионализма прокурора-криминалиста, что структурно мы изобразим в виде схемы.

В завершение подчеркнем, что программа акмеологической разработки профессиональных принципов

должна включать выявление его профессиональных резервов в направлении оптимизации служебных задач по оказанию практической и методической помощи следователям прокуратуры (стратегическая задача); прокурорам, которые осуществляют надзор за соблюдением законности на стадии предварительного (досудебного) следствия (тактическая задача); технологические особенности использования в процессе уголовного преследования инновационных криминалистических методик (технологическая задача).

1. Исаенко В. Результативность работы прокуроров-кри-миналистов // Законность. 1997. № 8. С. 2-7.

2. Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов -50 лет // Законность. 2005. № 1. С. 12-14.

3. Леканов Ю. И. Вехи становления службы прокуроров-криминалистов // Следственная практика. 2004. № 3(164). С. 16-18.

4. Сафин Р. Работа прокуроров-криминалистов // Законность. 1999. № 7. С. 30-32.

5. Горовацкий А. В. Прокурор-криминалист в досудебном производстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. 22 с.

6. Яковенко В. В. Уголовное преследование и роль прокурора в его осуществлении: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 166 с.

7. Кобернік С. Д. Основні напрямки, форми і методи діяльності прокурора-криміналіста // Матеріали навчально-мето-

Схема

Двойственность профессии прокурора-криминалиста

Двойственность

профессионализма

дичного семінару прокурорів-криміналістів Прокуратури України (27-28 листопада 1996 р.) / відп. ред. В. І. Щоткін. Київ, 1997. С. 22-28.

8. Коврижных Б. Н. К вопросу о процессуальном положении и роли прокурора-криминалиста // Криминалистика и судебная экспертиза. Київ, 1980. Вып. 21. С. 26-30.

9. Романюк Б. Участь прокурора-криміналіста на стадії до-судового слідства // Вісник прокуратури. 2003. № 1. С. 44-49.

10. Исаенко В. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста // Законность. 2005. № 7. С. 15-19.

11. Сафин Р. Указ. соч.

12. Лєканов Ю. I. Сильна ланка Генпрокуратури // Слідча практика України: із досвіду слідчої роботи органів прокуратури. 2003. № 3. С. 19-21.

13. Полиенко А. В. Некоторые психологические аспекты деятельности прокурора // Теория и практика общественного развития: научный сетевой журнал. 2005. С. 138-141.

14. Леканов Ю., Коротков А. Еще раз о полномочиях про-куроров-криминалистов // Законность. 2005. № 10. С. 24-25.

15. ЛекановЮ. Службе прокуроров-криминалистов -50 лет.

16. Синеокий О. В. На шляху до акмеологічної концепції професійної діяльності прокурора-криміналіста // Психологические технологии в экстремальных видах деятельности: мат-лы V междунар. науч.-практ. конф. (г. Донецк, 28-29 мая 2009 г.). Донецк, 2009. С. 57-59.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ

И. А. Кибак

В статье рассматриваются значимые методы, используемые в психологии законотворчества. Дается обзор основных исследований правоведов и психологов. Обосновывается применение в деятельности методов психологозаконотворческого моделирования, опроса, эксперимента, наблюдения и др. Раскрывается необходимость экспертных оценок, позволяющих оценить качества личности депутата и дать прогноз его поведения.

Ключевые слова: психология законотворчества, личность депутата, методы анализа поведения.

Стабильное законотворчество в ряде случаев должно предваряться пилотажными психолого-правовыми исследованиями, обеспечивающими получение первичной информации об эффективности предлагаемых правовых новаций. Необходима разработка не только теории эффективности норм права, но и методов психологии законотворчества. Методы, с помощью которых исследуются закономерности любой науки, определяют ее развитие и степень эффективности результатов. Выбор методов, последовательность и техника их применения -все это связано с объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.

Методологию изучения психологии законотворчества составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция) и частнонаучные методы (системно-структурный, статистический анализ, формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-аналитический, логико-юридический), основные общелогические методы познания.

Общенаучные методы являются основными логическими приемами мыслительной деятельности. Как подчеркивает профессор Н. И. Порубов, «С помощью аналогии, анализа, синтеза, индукции и дедукции осуществляется не только мыслительная деятельность, но и весь познавательный процесс в целом» [1, с. 11]. В частности, для изучения проблем влияния подготовки законопроекта на законотворческий процесс необходимо использовать и методы системно-структурный, статистического анализа [2], формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-аналитический, логико-юридический. При этом применяются методики [3, с. 97; 4], техники [5; 6] и методы социально-психологического исследования (индивидуальные экспертные оценки, метод обобщенного сценария, анализ документов, моделирование, интервьюирование, экстраполяция тенденций и др.), а также выяснять уровень правовой и психологической культуры (правосознание, знание норм права) субъектов права. Самым важным является не констатация существующего положения, а прогноз, который невозможен без понимания психологических механизмов, определяющих мнения и настроения людей.

Общим методом психологии законотворчества служит диалектический метод, а частными методами - специфически преломляемые в нем для изучения психических явлений методы, направленные на познание психологической структуры деятельности в законотворческой сфере. Частные методы развивались преимущественно по следующим своеобразным направлениям. Во-первых, методы, перенесенные из общей и правовой психологии и равнозначно выполняющие познавательные функции в психологии законотворчества. Они включают: а) психологические методы, используемые в законотворчестве; б) психологические методы изучения личности депутата. Во-вторых, методы, способствующие познанию только психологии законотворчества и формируемые соответственно ее задачам либо трансформированные из методов правовой психологии применительно к целям законотворчества.

Метод наблюдения - основной, наиболее апробированный метод исследования в психологии законотворчества. Он имеет две стороны - научную и практическую. Первая предполагает сбор и регистрацию материалов, необходимых для исследования закономерностей человеческой психики в различных условиях, во время подготовки и принятия законопроекта; вторая - установление данных об отдельных депутатах, депутатском корпусе, участниках законотворческого процесса, их психологической направленности, видоизменениях психики лиц, подвергающихся психологическому воздействию. Метод наблюдения включает в себя и самонаблюдение. Поскольку обсуждение и принятие законопроектов, законодательных решений в парламенте носят публичный характер, наблюдение может быть ценным источником информации.

Психология законотворчества может воспользоваться и более сложными техническими процедурами, действенность которых не столь непосредственна: психоло-го-законотворческое моделирование и проведение мас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.