7.3. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА-КРИМИНАЛИСТА И СЛЕДОВАТЕЛЯ-КРИМИНАЛИСТА
Тимофеева А.В., адъюнкт Уфимского юридического института МВД России
Аннотация. Изменения в УПК РФ, внесенные ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года вводят понятие «следователь-криминалист» и это оценивается нами положительно, во-первых, потому что это позволяет данному должностному лицу производить расследование по уголовному делу и отдельные следственные действия, во-вторых, данное название является более логичным для должностного лица, входящего в Следственный комитет при прокуратуре РФ, чем название «прокурор-криминалист».
Положительно также можно отметить то, что произошло не переименование должности «прокурор-криминалист», а появление нового понятия с сохранением предыдущего. Это позволяет разделить между данными должностными лицами функции по участию в расследовании уголовных дел и организационные и аналитические функции, которые, по нашему мнению, целесообразно оставить за прокурором-криминалистом.
Функциональные обязанности следователя-
криминалиста, по нашему мнению, еще нуждаются в детализации, поскольку они должны отличаться от функциональных обязанностей следователя. Для них могут быть созданы специальные криминалистические методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности. При этом большое значение должно отводиться эффективному взаимодействию с экспертными учреждениями при расследовании преступлений.
Необходимо введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД для более эффективного расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, подследственных данным правоохранительным органам.
Нужен организационный контроль со стороны прокурора-криминалиста за работой следственных подразделений ОВД и аналитическая работа по уголовным делам, которые расследовались следователями ОВД.
Такими нам видятся пути дальнейшего совершенствования деятельности прокурора-криминалиста и развития нового института следователя-криминалиста.
Ключевые слова: законность, криминалистическое обеспечение, неочевидность, следователь-криминалист, прокурор-криминалист.
Институт прокуроров-криминалистов существует в России уже 55 лет. Создание службы прокуроров-криминалистов было обусловлено необходимостью концентрации наиболее инициативных сотрудников, имеющих достаточный опыт следственной работы, владеющих методиками различных видов тяжких преступлений, отслеживающих научно-технические достижения и умеющих применять их на практике. При отборе сотрудников особое внимание уделялось организаторским способностям и опыту следственной работы1. Работа прокуроров-криминалистов давала положительные результаты в расследовании наиболее тяжких преступлений на протяжении всего времени их
1 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 2.
существования. Однако их процессуальное положение вызывало немало споров среди ученых2.
Это свидетельствовало о том, что правовое положение прокурора криминалиста содержало пробелы, что не позволяло однозначно толковать его права и обязанности. Ф. Загидуллин отметил: «Назрела необходимость кардинального реформирования службы про-куроров-криминалистов, прокурорского надзора за криминалистическим обеспечением предварительного следствия и дознания в целом с тем, чтобы он соответствовал требованиям времени, сегодняшней практике»3. Законодатель постоянно совершенствовал правовые нормы, касающиеся деятельности прокуро-ра-криминалиста. Наконец, принятие ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года внесло значительный вклад в устранение противоречий в понимании функций прокурора криминалиста. В статью 5 введено понятие «следователь-криминалист», идею введения данного термина выдвинул А. Гурин, который обосновывает свою точку зрения таким образом: «Передача функции процессуального руководства от прокуроров к руководителям следственных органов закономерно потребовала и передачи института про-курора-криминалиста в следственные подразделения. Поэтому прокуроры-криминалисты по существу решают те же задачи и в Следственном комитете при прокуратуре РФ (приказ Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. №6 «О мерах по организации предварительного следствия»).
Тем не менее, думается, что образование должности, именующейся «прокурор-криминалист», в структуре указанного следственного органа не вполне логично. Отметим, что хотя работники в Следственном комитете и являются прокурорскими работниками, но лишь при наименовании должности прокуроров-криминалистов сохранился термин «прокурор». Наименование всех иных должностей подпадает под категорию «следственные работники».
Думается, необходимо переименовать должность прокурора-криминалиста как сотрудника Следственного комитета при прокуратуре РФ в должность «следователь-криминалист» либо использовать иное наименование, отражающее его следственную принадлежность 4.
Но дело здесь не только в отражении в названии должности принадлежности ее к новой структуре -Следственному комитету. В. Н. Исаенко5, высказал точку зрения о том, что прокурор-криминалист не может участвовать в предварительном расследовании, поскольку содержание п. 6. ст. 37 УПК РФ не дает ему таких полномочий, а Ю. Леканов пишет: «Да, сейчас
2 См., напр.: Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 2 - 6; Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов - 50 лет. - Законность. 2005. № 1. С. 13 - 14; Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. № 7. С. 15
- 19; Леканов Ю., Коротков А. Еще раз о полномочиях прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. №10. С. 24 - 25; Гурин А. Процессуальный статус прокурора-криминалиста. - Законность. 2008. № 11. С. 44 - 46.
3 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность 2004. № 11. С. 5.
4 Гурин А. Процессуальный статус прокурора криминалиста. -Законность. 2008. № 11. С. 45.
5 Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. № 7. С. 15 - 19.
Пробелы в российском законодательстве
2'2009
прокурор-криминалист по собственной инициативе не вправе производить следственные действия. Но он обязан самым активным образом участвовать в уголовном судопроизводстве, заручаясь по каждому уголовному делу письменным поручением вышестоящего
6 О
прокурора или его заместителя по следствию» , но В. Н. Исаенко оспаривает и эту точку зрения, мотивируя это тем, что прокурор-криминалист не может рассматриваться как нижестоящий прокурор по отношению к прокурорам субъектов Федерации, поскольку является сотрудником аппарата этих прокуратур»7.
Следователь-криминалист же, по определению может осуществлять расследование по уголовному делу и участвовать в производстве отдельных следственных действий. Таким образом, указанное должностное лицо теперь может осуществлять функции по расследованию наиболее сложных преступлений, применяя свои знания и опыт непосредственно на практике, что, на наш взгляд, являлось важной целью и при создании должности прокурора-криминалиста 55 лет назад.
Однако произошло не переименование должности, а появление новой, с сохранением предыдущего понятия «прокурор-криминалист», что, на наш взгляд, является правильным, поскольку помимо оказания практической помощи при расследовании уголовных дел, прокуроры-криминалисты занимались «учетом работы по нераскрытым тяжким преступлениям, совершенным в условиях неочевидности, проведением занятий со следователями и прокурорами по методике и тактике расследования, осуществлением внедрения научных достижений в следственную практику»8. По поводу разнообразия выполняемых прокурором-
криминалистом функций Ф. Загидуллин высказался следующим образом: «До 50% рабочего времени в отделе криминалистики занимает проведение различного рода обобщений, анализов, исполнение заданий вышестоящих прокуратур, переписка, подготовка и проведение учебно-методических семинаров, выполнение отдельных поручений из прокуратур субъектов РФ, обеспечение следователей криминалистической и иной оргтехникой и т. д. При всей важности перечисленных направлений работы они не должны быть доминирующими в деятельности прокуроров-криминалистов»9.
Появление должности следователя-криминалиста, на наш взгляд, позволяет решить указанную проблему: следователь-криминалист может оказывать практическую помощь в расследовании наиболее сложных преступлений, совершенных в условиях неочевидности, а прокурор-криминалист заниматься аналитической и организационной работой. В частности, необходимо наладить взаимодействие с экспертными учреждениями, поскольку «в настоящее время органы прокуратуры взаимодействуют с различными экспертными учреждениями, исключительно в рамках гл. 27 УПК РФ, т. е. по горизонтали: следователь - эксперт. В действительности следователь чаще всего оказывается в роли просителя. Немало недостатков и проблем в деятельности различных экспертных учреждений, а
6 Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов - 50 лет. - Законность. 2005. № 1. С. 14.
7 См.: Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. №7. С. 17.
8 См.: Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов - 50 лет.
- Законность. 2005. №1. С. 12.
9 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предвари-
тельного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4.
также в практике проведения экспертиз по уголовным делам экспертами, не являющимися штатными сотрудниками экспертных государственных учреждений. Следственная практика показывает, что эти проблемы наиболее успешно решаются и действенная помощь следователям «в борьбе с экспертными учреждениями» оказывается именно при подключении прокуро-ров-криминалистов»10.
Целесообразным было бы введение должности сле-дователя-криминалиста и в следственные подразделения ОВД, подследственными которым являются множество преступлений. Необходимо также при этом выделить и законодательно отразить специфичность процессуального положения следователя-
криминалиста по отношению к следователю. На наш взгляд, функции следователя-криминалиста и следователя должны отличаться полнотой применения криминалистических знаний, поскольку указанную должность должны занимать наиболее опытные сотрудники, прошедшие специальную подготовку. Для них должны быть разработаны специальные методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, поскольку для расследования таких преступлений создавалась служба прокуроров-криминалистов. Методики, в которых делается упор на получение максимально полной информации из следов, обнаруженных на месте происшествия и последующую работу с полученной информацией.
Да и организационная деятельность прокуроров-криминалистов могла бы увеличить эффективность работы следственных подразделений ОВД. Например, Ф. Загидуллин отмечает: «Практика расследования ... убеждает в том, что процессуальная «власть» проку-роров-криминалистов должна распространяться на все органы предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности»11.
Низкую эффективность расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности он объясняет также не только отсутствием организационного контроля прокуроров-криминалистов, но и тем, что в структуре ОВД нет аналогичной службы: «В связи с отсутствием в ОВД службы, аналогичной прокурорам-криминалистам, первоначальные следственные действия выполняются неполно, работе по расследованию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, и взаимодействию следователей ОВД с органами дознания, ведомственными экспертнокриминалистическими службами должного внимания не уделяется»12.
Недостатки контроля следователей ОВД со стороны прокуратуры, он характеризовал следующим образом: «Надзирающие в горрайпрокуратурах за следствием в ОВД сотрудники сконцентрированы на расследовании уголовных дел с установленной личностью обвиняемых, имеющих перспективу направления в суд. Можно сказать, что какой-либо надзор за качеством и полнотой осмотров мест происшествия, применения криминалистической техники, использования возможностей экспертных подразделений, полнотой и сроками исполнения отдельных поручений следователей отсут-
10 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 5.
11 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4.
12 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4 - 5.
ствует. Таким образом, вопросы нынешнего состояния прокурорского надзора за криминалистическим обеспечением предварительного следствия в системе органов МВД, Госнаркоконтроля и т. д. требуют кри-
тического осмысления, новых организационных и процессуальных подходов с учетом нынешних реалий»13.
Также он отмечает недостаток аналитической работы преступлений, подследственных ОВД со стороны прокуратуры: «по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, подследственных СО при ОВД, зачастую надлежащая аналитическая работа не проводится, не выявляются преступления, имеющие признаки типичности и серийности. Сейчас вся аналитическая деятельность подобного рода переложена на аппарат службы криминальной милиции»14.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что введение в УПК РФ понятия «следователь-криминалист» оценивается нами положительно, во-первых, потому что это позволяет данному должностному лицу производить расследование по уголовному делу и отдельные следственные действия, во-вторых, данное название является более логичным для должностного лица, входящего в Следственный комитет при прокуратуре РФ, чем название «прокурор-криминалист».
Положительно также можно отметить то, что произошло не переименование должности «прокурор-криминалист», а появление нового понятия с сохранением предыдущего. Это позволяет разделить между данными должностными лицами функции по участию в расследовании уголовных дел и организационные и аналитические функции, которые, по нашему мнению, целесообразно оставить за прокурором-
криминалистом.
Функциональные обязанности следователя-криминалиста, по нашему мнению, еще нуждаются в детализации, поскольку они должны отличаться от функциональных обязанностей следователя. Для них могут быть созданы специальные криминалистические методики расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности. При этом большое значение должно отводиться эффективному взаимодействию с экспертными учреждениями при расследовании преступлений.
Необходимо введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД для более эффективного расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности, подследственных данным правоохранительным органам.
Нужен организационный контроль со стороны проку-рора-криминалиста за работой следственных подразделений ОВД и аналитическая работа по уголовным делам, которые расследовались следователями ОВД.
Такими нам видятся пути дальнейшего совершенствования деятельности прокурора-криминалиста и развития нового института следователя-криминалиста.
Список литературы:
1. Гурин А. Процессуальный статус прокурора-криминалиста. - Законность. 2008. № 11. С. 44 - 46;
13 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 5.
14 Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. № 11. С. 4.
2. Загидуллин Ф. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия. - Законность. 2004. №
11. С. 2 - 6;
3. Исаенко В. Н. Процессуальные полномочия проку-рора-криминалиста. - Законность. 2005. № 7. С. 15 -19;
4. Леканов Ю., Коротков А. Еще раз о полномочиях прокурора-криминалиста. - Законность. 2005. №10. С. 24 - 25;
5. Леканов Ю. Службе прокуроров-криминалистов -50 лет. - Законность. 2005. № 1. С. 13 - 14.
Рецензия
Изменения в УПК РФ, внесенные ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 21 ноября 2008 года вводят в российское уголовно-процессуальное право новое понятие «следователь-криминалист». Автор проводит анализ процессуального положения прокурора-
криминалиста и следователя-криминалиста.
После комплексного исследования процессуального положения следователя-криминалиста и прокурора-криминалиста, автор приходит к выводу, что ранее присущие прокурору-криминалисту функции, правовые основания исполнения которых вызывали немало споров - участие в расследовании преступлений, теперь могут быть переданы следователю-криминалисту, а за прокурором-криминалистом целесообразно оставить организационные и контрольные функции. Причем автор высказывает мнение о том, что необходимо распространение контрольных и организационных функций прокурора-криминалиста и на работу следственных подразделений ОВД, а также необходимым представляется введение должности следователя-криминалиста в следственные подразделения ОВД.
В процессе исследования процессуального положения прокурора-криминалиста анализу были подвергнуты научные работы Ф. Загидуллина, Ю. Леканова, В. Н. Исаенко, А. Короткова, А. Гурина.
Изучение мнений вышеуказанных ученых позволило автору предложить комплекс прав и обязанностей про-курора-криминалиста в свете изменений в УПК РФ, а также предложить пути дальнейшего развития нового института следователя-криминалиста.
Научная новизна и наиболее значимые результаты исследования характеризуются глубоким изучением потребностей практики расследования преступлений.
Все это позволяет оценить исследование как теоретико-прикладное, весьма актуальное, имеющее качество новизны и практической значимости.
Форма изложения материала в содержании статьи имеет лаконичный характер, системность изложения материала, использована приемлемая юридическая терминология.
Изложенное даёт возможность признать, что статья на тему «Процессуальное положение прокурора-криминалиста и следователя-криминалиста» соответствует требованиям, предъявляемым к данного уровня работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный руководитель:
Начальник кафедры криминалистики
Уфимского юридического института МВД России
к. ю. н., доцент
полковник милиции Ф. Г. Аминев