Научная статья на тему 'Криминалистическое мышление прокурора'

Криминалистическое мышление прокурора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / СЛЕДОВАТЕЛЬ / МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СЛЕДСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / AN INVESTIGATOR / PROSECUTOR / MIND / PROFESSIONAL THINKING / FORENSIC MINDSET / CRIMIMALISTIC MINDSET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутемова Т.В.

В статье рассмотрены дискуссионные вопросы криминалистического мышления, касающиеся понятия, содержания и видов такого мышления. Обращено внимание на соотношение профессионального, следственного и криминалистического мышления. В профессиональном мышлении юристов в уголовно-правовой сфере деятельности более развито уголовно-правовое, уголовно-процессуальное мышление, чем криминалистическое мышление, хотя любое исследование обстоятельств совершенного деяния имеет поисково-познавательное начало. Отмечено, что на данный момент единства в понимании криминалистического мышления нет. Поддержано мнение о различии криминалистического и следственного мышления. Обосновывается необходимость владения прокурором криминалистическим мышлением для применения в процессе надзорной деятельности и при осуществлении государственного обвинения. Изложены основные составляющие криминалистического мышления прокурора и показаны направления овладения прокурором этим видом мышления. Поддержана необходимость создания теории криминалистического мышления и предложен перечень вопросов, которые должны быть исследованы этой теорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINALISTIC MINDSET OF THE PROSECUTOR

The article discusses the debatable questions of the criminalistic mindset. The attention is paid to the ratio of professional, investigative and criminalistic mindset. In the professional thinking of lawyers in the criminal law sphere of activity is more developed criminal law, criminal procedural thinking than criminalistic mindset, although any study of the circumstances of the act has a search and cognitive beginning. It is noted that at the moment there is no unity in the understanding of the criminalistic mindset. The opinion on the difference between the criminalistic mindset and the investigative thinking is supported. The necessity of the prosecutor's possession of criminalistic mindset for application in the process of supervisory activities and in the implementation of public prosecution is justified. The article shows the direction of the prosecutor mastering criminalistic mindset. The necessity of creating a theory of the criminalistic mindset was supported and the list of questions which should be investigated by this theory is offered.

Текст научной работы на тему «Криминалистическое мышление прокурора»

УДК: 343

ББК: 67.72

Шутемова Т.В.

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПРОКУРОРА

Shutemova T. V.

THE CRIMINALISTIC MINDSET OF THE PROSECUTOR

Ключевые слова: прокурор, следователь, мышление, профессиональное мышление, следственное мышление, криминалистическое мышление.

Keywords: an investigator, prosecutor, mind, professional thinking, forensic mindset, crimi-malistic mindset.

Аннотация: в статье рассмотрены дискуссионные вопросы криминалистического мышления, касающиеся понятия, содержания и видов такого мышления. Обращено внимание на соотношение профессионального, следственного и криминалистического мышления. В профессиональном мышлении юристов в уголовно-правовой сфере деятельности более развито уголовно-правовое, уголовно-процессуальное мышление, чем криминалистическое мышление, хотя любое исследование обстоятельств совершенного деяния имеет поисково-познавательное начало. Отмечено, что на данный момент единства в понимании криминалистического мышления нет. Поддержано мнение о различии криминалистического и следственного мышления. Обосновывается необходимость владения прокурором криминалистическим мышлением для применения в процессе надзорной деятельности и при осуществлении государственного обвинения. Изложены основные составляющие криминалистического мышления прокурора и показаны направления овладения прокурором этим видом мышления. Поддержана необходимость создания теории криминалистического мышления и предложен перечень вопросов, которые должны быть исследованы этой теорией.

Abstract: the article discusses the debatable questions of the criminalistic mindset. The attention is paid to the ratio of professional, investigative and criminalistic mindset. In the professional thinking of lawyers in the criminal law sphere of activity is more developed criminal law, criminal procedural thinking than criminalistic mindset, although any study of the circumstances of the act has a search and cognitive beginning. It is noted that at the moment there is no unity in the understanding of the criminalistic mindset. The opinion on the difference between the criminalistic mindset and the investigative thinking is supported. The necessity of the prosecutor's possession of crim-inalistic mindset for application in the process of supervisory activities and in the implementation of public prosecution is justified. The article shows the direction of the prosecutor mastering criminalistic mindset. The necessity of creating a theory of the criminalistic mindset was supported and the list of questions which should be investigated by this theory is offered.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений. Операции мышления - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, формы мышления - понятие, суждение, умозаключение, а способы мышления - индукция и дедукция1. По характеру решаемых задач выделяют практическое и теоретическое мышление, по степени новизны и ориги-

1 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПБ: Питер.2004. С. 137-138.

нальности - новопроизводящее (репродуктивное) и творческое (продуктивное), по форме выражения - наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, по степени развернутости - дискурсивное и интуитивное виды мышления.

В различных сочетаниях эти общие положения находят свое выражение в профессиональном мышлении, направленном на решение специальных задач в конкретной сфере деятельности. Структуру профессионального мышления составляют: про-

цесс обобщенного и опосредованного отражения специалистом профессиональной реальности (предмет труда, его задачи, условия и результаты); пути получения новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразований; приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности; приемы целеобразования и планооб-разования в ходе труда; выработку новых стратегий профессиональной деятельности1.

Профессиональное мышление отражает качественную характеристику мышления субъекта труда, то есть, с одной стороны, высокую профессиональную квалификацию и компетентность (профессионализм деятельности), а с другой - высокий уровень развития профессионально-важных и лич-ностно-деловых качеств (профессионализм личности)2. В литературе можно найти описание исследований профессионального мышления архитектора, врача, летчика, педагога, переводчика, спортсмена, экономиста, юриста.

Мышление, как отмечается в специальной литературе, - это универсальное основание профессии юриста, проявляющееся в трех видах юридического мышления: мышления о правиле (условно - для чиновника-юриста), мышления о решении (условно - для судьи) и мышления об идеале (условно - для законодателя)3. Такой подход действительно позволяет конкретизировать профессиональное мышление применительно к разным юридическим профессиям (нотариус, прокурор, следователь, эксперт-криминалист, оперативный сотрудник, судья, юрисконсульт и др.), исходя из содержания их основной деятельности. В связи с этим, изучение профессионального мышле-

1 Банайтис Н.Г. Формирование профессионального мышления как предпосылка успешной деятельности специалиста // Среднее профессиональное образование. 2009. № 5. С. 55.

2 Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Академия МНЭПУ».2018. С. 137.

3 Давыдова Л.М. Профессиональное мышление юристов в сравнительно-правовом ракурсе // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 5. С. 66-72.

4

ния оперативных сотрудников , следователей , экспертов , судей , прокуроров является необходимым и обоснованным.

С содержательной стороны для уголовно-правовой сферы в профессиональном мышлении можно выделить уголовно-правовое, процессуальное и криминалистическое мышление. Можно отметить, что уголовно-правовое и уголовно-процессуальное мышление превалируют среди практических работников, поскольку во время вузовского обучения и в последующей деятельности происходит их развитие и закрепление при приобретении навыков работы с нормативными источниками, поиском, обоснованием и принятием квалификационных и иных решений. Но, как показывают исследования, криминалистическое знание в структуре процесса познания при расследовании преступления является первичным, и это становится определяющим во взаимосвязи криминалистического мышления с квалификационным мышлением8.

Как правило, предполагается, что криминалистическое мышление - это следственное мышление9 либо считается, что криминалистическое мышление относится только к следственной деятельности. Одним из первых трудов по криминалистике, где с достаточной полнотой была рассмотрена следственная деятельность именно с позиции мышления, является «Руководство для

4 Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. Омск, 1984. С. 20-30.

5 Дяблова Ю.Л. Личность следователя и его профессиональное мышление как объект криминалистического изучения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. №2-2. С. 75-80.

6 Алексеева М.Г. Экспертное мышление как высший профессиональный уровень эксперта-криминалиста // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2(78). С. 234-237.

7 Губаева Т.В. Шаблон профессионального мышления судьи: польза или вред // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. Т. ХШ. 2017. С. 8-14.

8 Журавлев С.Ю. Криминалистический стиль мышления: методическое содержание и соотношение с квалификационным пониманием расследуемых событий // Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2018. № 2(42). С. 127-128.

9 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М.:ООО Издательство «Юрлитинформ».2001.

судебных следователей как система криминалистики» Г. Гросса1. В российской науке в этом направлении широко известны труды А.Р. Ратинова, В.Л. Васильева , Ю.В. Чуфа-ровского3.

О содержании понятия «криминалистическое мышление» в научной литературе нет единства мнений. По мнению одних авторов, криминалистическое мышление - это интеллектуальная деятельность лица, осуществляющего проверку сообщения о преступлении, а также предварительное расследование, которая выражается в познании значимых явлений, событий, фактов объективной действительности с учетом имеющихся знаний, их осмыслении, проектировании модели результата при выборе оптимального решения в организационно-тактическом плане на определенный мо-мент4. Однако понятие мышления определяется через понятие интеллектуальной деятельности, хотя интеллектуальная деятельность человека непосредственно вытекает из мышления и по характеру интеллектуальной деятельности мышление делится на теоретическое и практическое5.

Другие авторы рассматривают криминалистическое мышление, как форму профессионального мышления, обеспечивающую эффективность решения следственных задач, то есть, - это процесс мышления, включающий набор установок, навыков и схем, а также комплексный анализ ситуа-ции6. Это определение в значительной степени раскрывает сущность криминалистического мышления, но стоило бы показать

1 Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Новое изд., перепеч. с изд.1908 г. М.: ЛэксЭст. 2002.

2 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2009.

3 Чуфаровский Ю.. Юридическая психология. -М.: Закон и право, 1997.

4 Соколов А.Б. Криминалистическое мышление: понятие и содержание // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 4(55). С. 69.

5 Абдурахимов К.А.Психологические особенности интеллектуальной деятельности // Проблемы современного образования. 2015. № 3. С. 42.

6 Шамшиев П.А. Криминалистическое мышле-

ние как состояние «открытости ума» при решении

следственных задач // Вестник Калинградского филиа-

ла Санкт-Петербургского университета МВД России, 2014, № 3(37). С. 119.

взаимосвязь мышления, как процесса, с набором установок, навыков и схем. В научный оборот вводятся понятия «криминалистическое мышление в широком смысле» (как комплекс знаний, навыков, умений и личностных качеств, ведущих к эффективному решению следственных задач), «личное криминалистическое мышление» (специфическое мышление субъекта) и «идеальное криминалистическое мышление» (как некий свод принципов и образец, трансформирующийся после адаптации в личное криминалистическое мышление)7. Позитивно оценивая общую направленность исследований криминалистического мышления в таком аспекте, тем не менее отмечаем отход от содержания понятий мышления, разработанных в общей психологии.

Верным представляется мнение о самостоятельности категорий «криминалистическое мышление» и «следственное мышление», но пересечении их в определенной части, ибо они являются разновидностями профессионального мышления по различным основаниям: криминалистическое - по содержанию; следственное - по субъекту. При этом криминалистическое мышление может быть присуще не только следователям, но и другим субъектам, а следственное мышление, в свою очередь, не ограничивается только криминалистическими знаниями, умениями и навыками, но включает и другие (как юридические, так и неюридические)8.

Мы поддерживаем предложение Н.П. Яблокова о разработке цельной теоретической концепции криминалистического мышления как своеобразной криминалистической теории такого мышления.9 Необходимым представляется обязательное приме-

7 Шамшиев П.А. Использование художественных архетипов сыщиков в процессе формирования криминалистического мышления студентов-юристов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013, № 4. С. 105.

8 Дяблова Ю.Л. Указ.соч. С. 78.

9 Яблоков Н.П. Некоторые проблемы криминалистики в свете сегодняшнего дня // Криминалистика-прошлое, настоящее и будущее: достижения и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 года). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014. С. 119-120.

нение при ее разработке зарубежного опы-та1, в частности, работ профессоров Ф.- Р. Шуриха, А. Форкера, Р. Бертеля из Германии, профессора Г. Валдера из Швейцарии, профессора Д. Мавера из Словении2. Так, имеются серьезные различия в формировании профессионального юридического мышления, а, значит, и криминалистического мышления, в США и России. В США использован индуктивный метод (от частного к общему), в России - дедуктивный (от системного изучения права к практическому применению полученных знаний). Это означает, что развитие практических навыков, формирующих профессиональное мышление, в российском высшем образовании происходит на старших курсах, в отличие от американской системы образования3. Исследование криминалистического мышления с применением криминалистического, философского, нейрофизиологического, психологического подходов и через его соотношение с искусственным интеллектом

4

позволит выявить новые его возможности .

В общей теории криминалистического мышления свое место должны найти вопросы о понятии криминалистического мышления, его соотношении с профессиональным и следственным мышлением, структура, виды и элементы криминалистического мышления, формы его проявления для разных юридических профессий (следователя, прокурора, судьи, эксперта), механизм осуществления криминалистического мышления на примерах использования категорий общей психологии, должна быть разработана методика и технологии обучения криминалистическому мышлению. Понятия и категории, присущие общему понятию мыш-

1 Волчецкая Т.С., Шамшиев П.А., Краснов Е.В. Российский и американский подходы к изучение феномена «криминалистическое мышление» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2013. Вып.9. С. 93-100.

2 Сокол В.Ю. Кризис отечественной криминалистики: монография. Краснодар. 2017. С. 296.

3 Давыдова Л.М. Обучение юридической профессии в России и США: к вопросу об универсальных основаниях // Право и современные государства, 2013, № 2. С. 28-35.

4 Бахтеев Д.В. Криминалистическое мышление и программирование расследования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 13-20.

ления, как психическому познавательному процессу отражения существенных связей и отношений, в криминалистическом мышлении должны интерпретироваться с криминалистических, то есть большей частью поисковых позиций. Например, моделирование и системный подход к исследуемому явлению позволяют выявить первоначально незамеченные элементы и связи.

Если для следователя при расследовании преступления главными является вопросы: «Что сделать? Как сделать?», то для прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и поддерживающего государственное обвинение, важными становятся вопросы: « Что сделано, как сделано, все ли сделано? Что и как можно сделать дополнительно?» Такая постановка проблемы позволяет говорить об оценочно-поисковой познавательной деятельности прокурора, в основе которой должно быть именно криминалистическое мышление.

К основным составляющим системы криминалистического мышления прокурора можно отнести:

- развитое образно-наглядное мышление: позволяет на основе изученных материалов уголовного дела представить произошедшее в прошлом преступное событие, выявить его основные элементы;

- развитое абстрактно-логическое мышление: позволяет выделить и сопоставить необходимые обстоятельства, факты, логически их обосновать;

- четкость мыслительных операций: позволяет осуществить анализ, синтез изучаемого материала, конкретизировать главные признаки, обобщить их;

- системность мышления: позволяет выявить и понять взаимосвязь между разными фактами и обстоятельствами, объединить в одно целое;

- прогнозирование: позволяет представить прогноз о перспективах использования доказательств в суде и о поиске новых доказательств;

- развитое владение формами (понятие, суждение, умозаключение) и способами мышления (индукция и дедукция): позволяет точно выразить свои мысли и определить направление систематизации (поиска) доказательств;

- творческое мышление: позволяет ис-

пользовать нетипичный подход к решению возникающих задач в ходе надзора и при поддержании государственного обвинения.

Особенностями криминалистического мышления прокурора являются использование им категорий мышления с учетом криминалистических знаний как для изучения и оценки уже осуществленной следователем деятельности по поиску доказательств, так и направленность этого мышления на поиск новых доказательств при изменении доказательственной ситуации в суде. В первом случае в большей степени задействуются логические основы мышления, во втором -творческо-поисково-прогностические.

Наша убежденность в необходимости владения прокурором криминалистическим мышлением основана на понимании прокурора как субъекта криминалистической дея-тельности1, на необходимости использования прокурором возможностей криминалистики при осуществлении уголовного преследования, прокурорского надзора и при поддержании государственного обвинения2.

Овладение основами криминалистического мышления прежде всего должно быть осуществлено при получении вузовского юридического образования3. В разработке технологий обучения криминалистическому мышлению могут быть использованы общеметодологические технологии обучению профессиональному мышлению, а именно: обучающие, методические, сюжетно-ролевые игры, интеллектуальные социально - психологические тренинги, методы моделируемых ситуаций профессиональной деятельности, планируемых ситуаций, ситуативные методы, проблемные ситуации4,

1 Исаенко В.Н. Прокурор как субъект криминалистической деятельности // Библиотека криминалиста. 2017. № 2. С. 331-336.

2 Шутемова Т.В. Прокурорская деятельность и криминалистика: необходимость взаимосвязи // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. № 2. Т. 1. С. 191-198.

3 Каминский М.К. Криминалистика и судебная экспертиза - умение думать. Как ему учить // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2017. Т.27, вып. 1. С. 92-96.

4 Витольник В.Н., Витольник Г.А. Технологии развития профессионального мышления обучающихся

в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 327-335.

адаптированные к криминалистическим потребностям.

Сочетание практического опыта работы в правоохранительных органах с научным подходом наилучшим образом будет характеризовать преподавание криминалистики в вузах. Учебники по криминалистике должны быть больше ориентированы по специализациям при стабильности учебных планов во всех вузах одного уровня5. Краткость и доступность изложения криминалистических рекомендаций должна сочетаться с достаточным иллюстративным практическим материалом, является желательным рецензирование Следственного комитета РФ и (или) Генеральной прокуратурой РФ основной учебной криминалистической литературы .

Навыки криминалистического мышления должны развиваться путем самообразования и при повышении квалификации. Индивидуум должен иметь высокие личные психологические характеристики личности, такие качества мышления, как системность и пространственность, а также общую и профессиональную эрудицию. Развитию криминалистического мышления могут способствовать изучение программно-целевого метода расследования Г.А. Густова, приемов моделирования в деятельности следователя, изложенных, в частности, в работах И.М. Лузгина, работах по программированию расследования и других работах по криминалистике.

Повышение квалификации надзирающих прокуроров целесообразно проводить на криминалистических полигонах с использованием различного рода компьютерных программ «Виртуальный обыск», «Виртуальный осмотр места происшествия, компьютерной программы «Осмотр места происшествия» в 3-0 формате и др.

5 Челышева О.В., Ялышев С.А. Криминалистика и образование: проблемы теории и практики // Диалог культур и цивилизаций в современном мире: VII Международные Лихачевские чтения, 24-25 мая 2007 / Науч. ред. А.С. Запесоцкий. Спб.: СпбГУП, 2007. С. 398.

6 Дягтерев С.В. О роли, месте и значении криминалистики или проблемы, тенденции и перспективы ее развития в послебелкинский период // Отрасли права. Аналитический портал. [ Интернет-ресурс] http://xn-—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/artide/4514

Одной из основных проблем по использованию прокурором возможностей криминалистики при осуществлении своих функций в досудебном производстве является в настоящее время недостаточная разработанность криминалистических рекомендаций как общего характера, так и специализированного характера для осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании отдельных видов преступлений. Имеющиеся криминалистические исследования еще не вполне соответствуют этим потребностям и представляют собой только начальную стадию разработки этой проблематики. Создание методики поддержания государственного обвинения, разработка тактики участия прокурора в судебном следствии, разработ-

ка и совершенствование частных методик поддержания государственного обвинения по отдельным категориям уголовных дел являются одними из проблемных и приоритетных направлений современных криминалистических исследований. Значение конкретизированных криминалистических рекомендаций по подготовке к судебному разбирательству, тактике предъявления доказательств в суде, подготовке к судебным прениям, оценке вынесенных судебных решений трудно переоценить.

Таким образом, для формирования криминалистического мышления прокуроров определяющее значение, имеет разработка криминалистических основ участия прокурора в уголовном судопроизводстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдурахимов, К.А. Психологические особенности интеллектуальной деятельности // Проблемы современного образования. - 2015. - № 3. - С. 41-47.

2. Алексеева, М.Г. Экспертное мышление как высший профессиональный уровень эксперта-криминалиста // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. -№ 2(78). - С. 234-237.

3. Банайтис, Н.Г. Формирование профессионального мышления как предпосылка успешной деятельности специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2009. -№ 5. - С. 55-56.

4. Бахтеев, Д.В. Криминалистическое мышление и программирование расследования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 3. - С. 13-20.

5. Богданов, В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. - Омск, 1984.

6. Васильев, В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2009.

7. Витольник, В.Н., Витольник, Г.А. Технологии развития профессионального мышления обучающихся в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-7. - С. 327-335.

8. Волчецкая, Т.С., Шамшиев, П.А., Краснов, Е.В. Российский и американский подходы к изучение феномена «криминалистическое мышление» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - Вып. 9. - С. 93-100.

9. Гросс, Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. Новое изд., перепеч. с изд.1908 г. - М.: ЛэксЭст, 2002.

10. Губаева, Т.В. Шаблон профессионального мышления судьи: польза или вред // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. - 2017. - Т. XIII. - С. 8-14.

11. Давыдова, Л.М. Обучение юридической профессии в России и США: к вопросу об универсальных основаниях // Право и современные государства. - 2013. - № 2. - С. 28-35.

12. Давыдова, Л.М. Профессиональное мышление юристов в сравнительно-правовом ракурсе // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2015. - № 5. - С. 66-72.

13. Дяблова, Ю.Л. Личность следователя и его профессиональное мышление как объект криминалистического изучения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2017. - №2-2. - С. 75-80.

14. Дягтерев, С.В. О роли, месте и значении криминалистики или проблемы, тенденции и перспективы ее развития в послебелкинский период // Отрасли права. Аналитический портал [ Интернет-ресурс]. - Ц^: Ыйр://хп—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4514.

15. Журавлев, С.Ю. Криминалистический стиль мышления: методическое содержание и соотношение с квалификационным пониманием расследуемых событий // Вестник Нижегородской Академии МВД России. - 2018. - № 2(42). - С. 127-132.

16. Исаенко, В.Н. Прокурор как субъект криминалистической деятельности // Библиотека криминалиста. - 2017. - № 2. - С. 331-336.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Каминский, М.К. Криминалистика и судебная экспертиза - умение думать. Как ему учить // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. - 2017. - Т.27, вып.1. -С. 92-96.

18. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. - СПб.: Питер, 2004.

19. Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова, В.П. Сиротин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия МНЭПУ, 2018.

20. Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ, 2001.

21. Сокол, В.Ю. Кризис отечественной криминалистики: монография. - Краснодар,

2017.

22. Соколов, А.Б. Криминалистическое мышление: понятие и содержание // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 4(55). - С. 68-72.

23. Челышева, О.В., Ялышев, С.А. Криминалистика и образование: проблемы теории и практики // Диалог культур и цивилизаций в современном мире: VII Международные Лихачевские чтения, 24-25 мая 2007 / науч. ред. А С. Запесоцкий. - СПб.: СпбГУП, 2007. - С. 396400.

24. Чуфаровский, Ю.. Юридическая психология. - М.: Закон и право, 1997.

25. Шамшиев, П.А. Использование художественных архетипов сыщиков в процессе формирования криминалистического мышления студентов-юристов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4. - С. 104-107.

26. Шамшиев, П.А. Криминалистическое мышление как состояние «открытости ума» при решении следственных задач // Вестник Калинградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3(37). - С. 119-121.

27. Шутемова, Т.В. Прокурорская деятельность и криминалистика: необходимость взаимосвязи // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2018. - № 2. Т. 1. -С. 191-198.

28. Яблоков, Н.П. Некоторые проблемы криминалистики в свете сегодняшнего дня // Криминалистика - прошлое, настоящее и будущее: достижения и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к 60-летию образования службы криминалистики (Москва, 16 октября 2014 года). - М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.