Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости дошкольников и учащихся начальных классов'

Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости дошкольников и учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
538
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / INTERNET ADDICTION / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / CLASSIFICATION OF TYPES OF COMPUTER DEPENDENCE / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FACTORS OF PREVENTION / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY STRUCTURE / PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FEATURES OF COMPUTER DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нальгиева Цэш Якубовна

В статье актуализируется проблема компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор рассматривает данную проблему через проявление психолого-акмеологических особенностей, оказывающих достаточно серьезное влияние на формирование личностной структуры ребенка. В статье обосновываются причины формирования и проявления формирование специфических интересов детей, связанных с использованием компьютера в процессе различных видов деятельности, а также использования ресурсов сети Интернет, оказывающих непосредственное воздействие на развитие определенной группы потребностей, которые могут правомерно быть рассмотрены как негативные факторы возникновения и развития интернет-аддикции и компьютерной зависимости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автором выделены причины, обосновывающие психолого-акмеологические особенности данных видов зависимости у детей и намечен ракурс решения данных проблем, связанных с профилактикой и коррекций аддиктивного поведения. В статье представлена степень научной разработанности данной проблемы в различных аспектах ее проявления, приводится классификация видов компьютерной и интернет-зависимости, определяющий типы аддиктивного поведения у детей. Автором раскрыты психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые представлены с позиций возросшей в ракурсе данной проблемы значимости ведущих видов деятельности ребенка (в том числе и двигательной активности), влияющих на формирование психических, физических, психофизиологических и социальных качеств и особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL FACTORS OF PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE OF PRESCHOOLS AND STUDENTS OF INITIAL CLASSES

The article actualizes the problem of computer dependence in preschool and primary school children. The author considers this problem through the manifestation of psychological and acmeological features that have a rather serious influence on the formation of the child's personality structure. The article justifies the formation and manifestation of the formation of specific interests of children associated with the use of computers in the process of various activities, as well as the use of Internet resources that have a direct impact on the development of a certain group of needs that can legitimately be considered as negative factors for the emergence and development of the Internet -addiction and computer dependence of children of preschool and primary school age. The author outlined the reasons for the psychological and acmeological features of these types of dependence in children and outlined the perspective of solving these problems associated with prevention and correction of addictive behavior. The article presents the degree of scientific development of this problem in various aspects of its manifestation, provides a classification of types of computer and Internet addiction that determines the types of addictive behavior in children. The author reveals the psychological and acmeological factors of the prevention of computer dependence in preschool and primary school age children, which are presented from the perspective of the importance of the leading activities of the child (including motor activity) that influence the formation of mental, physical, psychophysiological and social qualities and features.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости дошкольников и учащихся начальных классов»

Психология

УДК 159.9.072

соискатель, почетный работник общего образования РФ, педагог-психолог Нальгиева Цэш Якубовна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова (г. Нальчик)

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор рассматривает данную проблему через проявление психолого-акмеологических особенностей, оказывающих достаточно серьезное влияние на формирование личностной структуры ребенка. В статье обосновываются причины формирования и проявления формирование специфических интересов детей, связанных с использованием компьютера в процессе различных видов деятельности, а также использования ресурсов сети Интернет, оказывающих непосредственное воздействие на развитие определенной группы потребностей, которые могут правомерно быть рассмотрены как негативные факторы возникновения и развития интернет-аддикции и компьютерной зависимости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автором выделены причины, обосновывающие психолого-акмеологические особенности данных видов зависимости у детей и намечен ракурс решения данных проблем, связанных с профилактикой и коррекций аддиктивного поведения. В статье представлена степень научной разработанности данной проблемы в различных аспектах ее проявления, приводится классификация видов компьютерной и интернет-зависимости, определяющий типы аддиктивного поведения у детей. Автором раскрыты психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые представлены с позиций возросшей в ракурсе данной проблемы значимости ведущих видов деятельности ребенка (в том числе и двигательной активности), влияющих на формирование психических, физических, психофизиологических и социальных качеств и особенностей.

Ключевые слова: дети дошкольного и младшего школьного возраста, психолого-акмеологические особенности проявления компьютерной зависимости, интернет-аддикция, классификация видов компьютерной зависимости, психолого-акмеологические факторы профилактики, структура личности.

Annotation. The article actualizes the problem of computer dependence in preschool and primary school children. The author considers this problem through the manifestation of psychological and acmeological features that have a rather serious influence on the formation of the child's personality structure. The article justifies the formation and manifestation of the formation of specific interests of children associated with the use of computers in the process of various activities, as well as the use of Internet resources that have a direct impact on the development of a certain group of needs that can legitimately be considered as negative factors for the emergence and development of the Internet -addiction and computer dependence of children of preschool and primary school age. The author outlined the reasons for the psychological and acmeological features of these types of dependence in children and outlined the perspective of solving these problems associated with prevention and correction of addictive behavior. The article presents the degree of scientific development of this problem in various aspects of its manifestation, provides a classification of types of computer and Internet addiction that determines the types of addictive behavior in children. The author reveals the psychological and acmeological factors of the prevention of computer dependence in preschool and primary school age children, which are presented from the perspective of the importance of the leading activities of the child (including motor activity) that influence the formation of mental, physical, psychophysiological and social qualities and features.

Keywords: children of preschool and primary school age, psychological and acmeological features of computer dependence, Internet addiction, classification of types of computer dependence, psychological and acmeological factors of prevention, personality structure.

Введение. В настоящее время компьютер и виртуальная Интернет-среда прочно вошли в жизнь подрастающего поколения. Этот социальный фактор оказывает фундаментальное влияние на становление мировоззрения детей, императивами формирования которого становятся психолого-акмеологические особенности, оказывающие достаточно серьезное влияние на личностную структуру ребенка.

Компьютер и Интернет-среда, как необходимость развития современного информационного общества, на сегодняшний момент перестали выполнять функции, обеспечивающие только поиск, хранение, передачу и обработку информации. Виртуальная среда масштабно вошла во все стороны жизнедеятельности человека, захватывая не только все сферы взаимодействия и коммуникации, но и те области ведущей деятельности, в рамках которой происходит становление и развитие личности ребенка. Это обусловливает формирование специфических интересов детей, которые зачастую не всегда связаны с познавательной деятельностью как сферой приобретения творческого опыта и получения нового знания, а также опосредует развитие определенной группы потребностей, которые не всегда имеют положительный характер для успешного развития и социализации [1; 3].

Формулировка цели статьи. В условиях современных реалий, когда родители не имеют возможности полноценно уделять внимание воспитанию и развитию своих детей в связи с занятостью на работе или же в вязи с уже имеющейся конкретно у них Интернет-зависимостью, компьютер и всевозможные приложения начинают постепенно заполнять пространство ребенка. В связи с этим компьютерная зависимость начинает постепенно эволюционировать с простейшего «интереса к кнопкам и мышке» до полного зомбирования ребенка, приводящего к эмоциональным расстройствам [5].8

Насущность данной проблематики, а также актуализация необходимости поиска путей ее решения и определили цель нашей статьи, заключающейся в выявлении психолого-акмеологических факторов профилактики компьютерной зависимости у дошкольников и младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Вопросы аддиктивного поведения, связанные с использованием компьютера и формирующейся в жизни ребенка виртуальной средой, сопровождающей

8 Филатова Т. П. Компьютерная игровая аддикция - новый вид аддиктивного поведения XXI века. European journal of education and applied psychology. 2016. №3. С. 49-52.

игровой и другие процессы, в настоящее время стали освещаться достаточно широкого учеными и исследователями различных научных областей.

Так, изучение аспектов детской и подростковой коммуникации в виртуальной среде, испытывающей неуклонную тенденцию к эскалации, затрагивались в педагогических трудах Э. А. Игнатьевой, Е. В. Смышляевой, А. В. Хуторского и др.

Вопросы, связанные с проявлением специфических особенностей в процессе социализации личности ребенка, имеющего различные степени проявления компьютерной зависимости, затрагивались в работах Э. В. Губенко, Е. И Фуртаевой, Т. П. Филатовой, А. В. Хуторского, Р. М. Шамионова и др. Формирование социального самосознания, идентификации было раскрыто в исследованиях Е. И. Фуртаевой, О. С. Чебыкиной и др.

Культурный контекст социализации ребенка, подверженного компьютерной зависимости и связанный с формированием типа отношений и характера общения в них, рассматривался И. А. Смирновым, Р. Курцвейлом и др.

Особо глубоко в настоящее время исследуются вопросы, связанные с проявлением Интернет-аддикции и игровой зависимости дошкольников и младших школьников. Данный аспект широко представлен в трудах Н. А. Носова, А. А. Родионова, Ц. П. Прокопенко, О. М. Шахмаратовой и др.

Считаем важным также отметить, что определенную роль, касающуюся взаимодействия дошкольников и младших школьников с компьютером и Интернет-средой в контексте образовательной деятельности, раскрывали представители психолого-педагогических наук, среди которых теоретико-методологические основания представлены в трудах Н. Ф. Талызиной, Е. А. Ленской, Э. Г. Скибицкого и др. Вопросам психологических проблем, возникающих в процессе знакомства детей с виртуальной средой и компьютером, были посвящены работы Э. А. Игнатьевой, И. А. Смирновой, Е. В. Смышляевой и мн. др.

На сегодняшний день предложена следующая классификация видов компьютерной аддикции, среди которых:

-игровая зависимость, в процессе возникновения и развития которой ребенок начинает сначала играть в игры, предполагающие индивидуальное участие, а затем - с партнером, групповые и, как специфический «рецидив» - сетевые игры, которые сначала всецело вовлекают в игровой процесс и формируют навязчивое желание получения определенных эмоций и ощущений, а затем и вкладывания определенной суммы денег, для большей эффективности игры и ее результата; при проявлении симптомов такой зависимости ребенок может сначала капризничать или проявлять агрессию при определенных видах запрета до полного «перемещения» в мир виртуальной игры с полным отказом от участия в каких-либо домашних делах и мероприятиях вплоть до самоустранения от учебы и пр.; таким образом вся жизнь дошкольника или младшего школьника перемещается в монитор, где разворачивается иной мир, который замещает отсутствие внимания ребенку со стороны родителей или увлекает его более, чем семейные отношения;

-зависимость сетевого характера, которая проявляется уже во взаимодействии коммуникативного плана; данная форма зависимости позволяет ребенку гораздо больше аспектов специфической свободы в общении, которая не всегда носит положительную окраску; в таком общении у ребенка формируется определенный кодекс этики, в рамках которой ребенок может позволить себе выразить мысли или контекст беседы не вполне нормативной лексикой, что, как правило, сопровождается безнаказанностью бесконтрольностью и формирует у младшего школьника те рамки несвойственной свободы, ответственность за которую ребенком не осознается; отсутствие же ответственности в неограниченных рамках неконтролируемой свободы говорит о неусвоенности норм и правил поведения ребенка в социуме, что достаточно неблагоприятно сказывается на его дальнейшей социализации, переоценке своих сил и возможностей, излишнего позиционирования личного «Я» при неспособности конструктивных действий и решений; помимо этого фактор присутствует и фактор внутренней личностной тревожности ребенка, неуверенности в себе, которая определенным образом мешает ребенку обзавестись друзьями в окружающем его микросоциуме, что говори о высоком уровне фрустрации и получении желаемого иным способом, который впоследствии затягивает и только усугубляет положение ребенка;

-так называемая демотивационная зависимость, которая побуждает ребенка к «бесконечному» просмотру в сетях картинок, цитат и т.п., которые не только провоцируют эффект самой виртуальной зависимости, но деструктивно влияют не мышление младшего школьника, формируя его в ракурсе клиповости, обрывочности мыслей и пр.; формируемой, благодаря виртуальной среде, клиповое мышление уже в младшем школьном возрасте нарушает процесс формирования оценочных суждений, логических цепочек в рассуждениях, а у детей дошкольного возраста даже просто не дает полноценно развиться данным качествам, необходимым для успешной учебной деятельности и последующей самореализации в жизни;

-зависимость, которая может быть охарактеризована как бесцельное «гуляние» по сети «Интернет»; данный вид зависимости начинает затягивать ребенка, начиная от безобидных просмотров, касающихся выбора игрушек, рекламы, перерастая в обзор сомнительных интересных фактов, пропуская через себя огромные потоки информации, роль которых не всегда предопределена и понимаема во временном континууме; мир виртуальных образов становится для ребенка настолько привлекательным, что он начинает постепенно утрачивать способности к самоорганизации своей обычной жизнедеятельности, которая по законам развития личности должна регулироваться ведущими видами деятельности на различных возрастных этапах [1; 3].

Одним из самым страшных, с нашей точки зрения, становится тот факт, что естественная потребность в движении, обусловливающая прогрессивное развитие растущего организма, перестает существовать как факт в информационно поглощающей жизнь ребенка среде.

Основными причинами, анализ которых необходим для полноценного поиска путей преодоления аддиктивного поведения и выявления психолого-акмеологических факторов профилактики компьютерной зависимости, зачастую являются следующие:

-полное, частичное или эпизодически стабильное отсутствие внимание к ребенку со стороны родителей;

-высокий уровень фрустрации, обусловленный характером семейных отношений или отношений в других социальных группах, в которых ребенок социализируется;

-неправильный подход к обучению ребенка или развитию его познавательного интереса и познавательной активности с чрезмерным преувеличением роли электронных средств и электронных ресурсов;

-неправильное распределение времени ребенка в режиме дня; -психологическая травма и ее посттравматические последствия;

-отклонения в развитии ребенка и попытка их преодоления с увеличением «удельного веса» информационных технологий в коррекционной деятельности, рассматривающейся зачастую в приоритете по сравнению с ручным трудом, двигательной активностью и т.п. [3; 4].

Классификация причин может быть самой разнообразной. В настоящее время, когда информационно-коммуникационные технологии вместе с ритмом жизни стремительно развиваются не всегда удается с точностью предугадать ракурс возникновения проблем. Тем не менее, область профилактики, основанной на выявлении психолого-акмеологических ее особенностях, следует искать сегодня, на наш, взгляд, в двух основных направления: 1) психологической помощи, коррекции и поддержке и 2) психолого-педагогическому сопровождению, основанному на методологии педагогики сотрудничества, «инструменты» которой приемлемы для коррекционной деятельности как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Так, среди основных психолого-акмеологических особенностей факторов профилактики компьютерной зависимости, на наш взгляд, следует выделить следующие:

-устранение в раннем возрасте возможности формирования привычки ребенка развлекать себя при помощи электронных средств, к которым можно отнести как компьютеры, так и телефоны, планшеты и др. гаджеты; это необходимо для того, чтобы у ребенка не формировался динамический стереотип поведения и были по возможности исключены из повседневной жизнедеятельности устойчивые связи между желанием развлечься и использовать в этих целях электронные средства;

-неоценимо в отношении психолого-акмеологической особенности профилактики ценность родительского внимания: «живое» внимание к ребенку и деятельностная позиция в общении не должны быть заменены общением с виртуальными персонажами; данная особенность определяет формирование у ребенка ценностно-смысловых жизненных ориентаций, которые основаны на установлении внутренних связей и привязанностей к живому общению, к проявлению чувств, эмоций и понимания того, что он нужен родителям;

-велико значение в осуществлении профилактики обогащения опыта ребенка путем непосредственного контакта с предметами, причем не только с игрушками, но и с материалами для ручного труда: получение тактильного опыта от ощущения текстуры материала, его свойств и пр. формирует у ребенка не только познавательный интерес, но и повышает психологический статус его развития; работа руками стимулирует нервные окончания, что благоприятно сказывается на развитии нового творческого типа мышления, позволяет ребенку, позволяет ребенку осознать богатую возможность получения нового знания самостоятельного, опираясь не на информационно-коммуникационный опыт, а на практическую деятельность и выявление разнообразных свойств и признаков предмета или явления;

-педагогика сотрудничества (как семейная, так и в образовательных учреждения) является ценным аспектом профилактики компьютерной зависимости ребенка: посмотреть мультфильм или инсценировать мультфильм - имеет огромнейшую разницу для формирования той среды, в которой ребенок развивается, так как включение в работу в большей части только зрительного анализатора (при большом количестве времени, которое ребенок может проводить за просмотром различных фильмов и передач) уступает в развивающей направленности слова и театрализованного действия, когда ребенок сам может становится участником процесса; такая работе требует, конечно, колоссального труда, времени и терпения, но это стоит того, чтобы быть уверенным в том, что ребенок получит гораздо больший уровень в развитии психических процессов, свойств и качеств, начиная от продуктивного воображения и заканчивая высоким уровнем критического мышления на фоне стабильно познавательной активности;

-включение ребенка в систематическую физическую деятельность (спорт, физкультурно-оздоровительные мероприятия, подвижные игры и пр.) неоценимо и несоотносимо с пользой, получаемой от ранней информационной грамотности; физическая культура и режимные моменты (зарядка, гигиенические процедуры и т.п.) формируют у ребенка ценности здорового образа жизни и потребность в двигательной активности, которая уже сама по себе может выступать ценностным фактором профилактики компьютерной зависимости [2].

Выводы. Если задаться целью анализировать критические ситуации в жизни ребенка, связанные с желанием уберечь его от чрезмерного увлечения компьютером, можно найти массу ценных факторов, обусловливающих профилактическую деятельность, основным моментом которой остается мотивация. Остается помнить, что сегодняшние формы социальной активности детей достаточно тесно связывают их с виртуальным пространством. Погружаясь в искусственно созданную среду, управляемую собственными законами, ребенок не всегда осознает качество ее содержания и уровень приносимой пользы. Литература:

1. Воронов, Д. И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления / Д. И. Воронов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №3 (50). -С. 167-171.

2. Воронов, Д. И. Профилактика и психокоррекция компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры / Д. И. Воронов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - №5 (58). - С. 123-126.

3. Компьютерная зависимость у детей: причины формирования и методы профилактики [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://azbyka.ru/deti/komp-yuternaya-zavisimost-u-detej-prichiny-formirovaniya-i-metody-profilaktiki

4. Жукова, М. В. К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилактике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников / М. В. Жукова, Е. В Фролова, К. И. Шишкина // Вестник ЧГПУ. - 2016. - №8. - С. 44-51.

5. Филатова, Т. П. Компьютерная игровая аддикция - новый вид аддиктивного поведения XXI века / Т. П. Филатова // European journal of education and applied psychology. - 2016. - №3. - С. 49-52.

Психология

УДК 159.9

кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права Неклюдова Виктория Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный

аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова» (г. Пермь)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические особенности профессиональной деятельности специалистов по жилищному кредитованию финансово-кредитных организаций. Проанализировано значение поведения заемщиков ипотечного жилищного кредитования при изменении условий внешней среды и благосостояния заемщика. Представлены результаты моделирования ситуаций по работе с проблемными заемщиками будущих финансовых менеджеров. Даны рекомендации по формированию навыков психологического выявления, разрешения и предупреждения кредитных рисков.

Ключевые слова: ипотечное жилищное кредитование, специалисты финансового менеджмента, добросовестный заемщик, поведенческие реакции заемщика в изменяющихся условиях, недобросовестный заемщик.

Annotation. This paper is devoted to psychological aspect in professional engagement of mortgage bankers. Also significance of behavioral borrower habits in varied economic environment subject to personal welfare is analised. The results of modeling interactions with consumer default are highlighted. Moreover, recomendations for building proper skillset in order to reveal, resolve and prevent credit risks are given.

Keywords: mortgage, financial professionals, borrower with a good credit score, borrower behavioral habbits in varied environment, consumer default.

Введение. Удовлетворение одной из основных потребностей человека - потребности в безопасности, является причиной приобретения собственного жилья, «крепости» для себя и своей семьи (удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе). Особенностью решения жилищного вопроса в современной социально-экономической ситуации считается ипотечное жилищное кредитование как наиболее частый и более доступный способ приобретения собственного жилья и улучшения жилищных условий, прежде всего, молодежи, молодым семьям, семьям с детьми.

Практика применения социальной ипотеки по таким программам ипотечного кредитования, как «Ипотека - молодым семьям», «Материнский капитал», «Ипотека молодым учителям», «Ипотека молодым военным», подразумевающая кредитование на льготных условиях с использованием как рыночных, так и социальных механизмов, позволяет не только улучшить жилищное положением социально незащищенных слоев населения, но и повлиять на демографическую ситуацию в стране, снизить социальную напряженность, стать основой стабильных взаимоотношений в обществе.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть психологические особенности профессиональной деятельности специалистов финансового менеджмента. Проанализировать поведение заемщиков ипотечного жилищного кредитования при изменении условий внешней среды и личного благосостояния. Провести моделирование ситуаций по работе с проблемными заемщиками будущих финансовых менеджеров. Дать рекомендации по формированию навыков психологического выявления, разрешения и предупреждения кредитных рисков.

Изложение основного материала статьи. Ипотечный жилищный кредит - долгосрочный кредит, предоставляемый финансово-кредитной организацией на цели приобретения, строительства, ремонта (отделки) и реконструкции объектов недвижимости; приобретенное жилье обычно закладывается банку до возвращения кредита и процентов.

Социальная значимость жилищного кредитования в рамках повышения экономического благосостояния населения, экономической свободы граждан при выборе способа решения жилищной проблемы является основанием для особого внимания со стороны финансово-кредитных организаций, учета социально-психологических особенностей как заемщиков, так и процесса жилищного кредитования в целом.

В результате социально-экономических преобразований, произошедших в России за последние два десятилетия, кардинальным образом изменились сознание и поведение людей, касающиеся жилищного вопроса: от социального найма, обмена и получения жилья «в порядке очереди» - к приобретению собственного жилья, самостоятельному строительству домов. Необходимо отметить, что у 70 % населения страны появились планы по улучшению жилищных условий. Произошло осознание жилищной проблемы, возросла степень информированности и понимания способов решения жилищного вопроса, а также доверия к ипотеке как способу решения жилищных вопросов, реализуется планирование (с расчетом экономических возможностей, рисков и т.д.) и осуществление реальных действий по улучшению жилищных условий.

Немаловажным последствием ипотечного жилищного кредитования, по мнению З.Л. Гариповой, является формирование и увеличение среднего класса, характеризующегося наличием собственности (недвижимости). Согласно социально-экономическому анализу ипотечного жилищного кредитования, прогнозируются социально-психологические изменения жизнедеятельности заемщиков. Известно, что теневая занятость, нелегализованный и/или нестабильный доход формируют негативное отношение кредитора к заемщику и, как результат, - отказ в предоставлении ипотечного кредита. Основой стабилизации отношений финансово-кредитных организаций и заемщиков можно считать соблюдение законов и норм, способствующих легализации доходов и повышению кредитоспособности потенциальных заемщиков [1].

Система жилищного кредитования, с одной стороны, зависит от состояния национальной экономики, а с другой стороны, является основанием развития экономики. По данным Центрального банка России, доля ипотечных жилищных кредитов (ИЖК) в общем объеме кредитов, предоставленных физическим лицам, в первом полугодии 2017 года составила 19,5 %, превысив показатель первого полугодия 2016 года на 16,3 %, а также соответствующего периода рекордного 2014 года. То есть, каждый пятый полученный кредит необходим заемщику для улучшения жилищных условий [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.