Научная статья на тему 'Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости учащихся средних и старших классов'

Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости учащихся средних и старших классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ И СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MIDDLE AND SENIOR SCHOOL AGE / КОМПЬЮТЕРНАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / COMPUTER AND VIRTUAL DEPENDENCE / МОДЕЛИРУЕМЫЕ ОЩУЩЕНИЯ / SIMULATED SENSATIONS / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FACTORS OF PREVENTION / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СДВИГИ / PSYCHOLOGICAL SHIFTS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ENVIRONMENTAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нальгиева Цэш Якубовна

В статье рассматривается проблема ценностно-ориентационных и организационных аспектов коррекционной и профилактической деятельности по отношению к детям среднего и старшего школьного возраста, имеющих различную степень компьютерной и виртуальной зависимости. Автор актуализирует роль психолого-акмеологических факторов профилактики такого поведения средствами психолого-педагогического воздействия. В статье рассмотрены особенности подросткового возраста, их специфика, в контексте которой могут быть сформированы: 1) либо неадекватные предпосылки восприятия окружающей среды и социума, которые погружают ребенка в Интернет-пространство для пребывания в комфортной искусственной среде; 2) либо адекватные реакции, позволяющие использовать весь положительный потенциал подростковых трансформаций физиологического и эмоционального плана для становления удовлетворяющей подростка «Я-концепции», а также спектра тех социальных позиций, которые формировали бы тенденции, способствующие процессу личностного становления подростка и его соответствующие поведенческие паттерны в определенных ситуациях. Установлено, что психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной и Интернет-зависимости будут подразумевать следующие аспекты деятельности с детьми среднего и старшего школьного возраста: изменение системы ценностей, в результате чего более взрослое поколение всегда должно иметь возможность подготовить подростка к жизни в новых социальных условиях; учет изменений социальной структуры общества, в связи с чем необходимо обеспечить способность микросоциумов обеспечить усвоение социальных норм, традиций и правил; доверие и ослабление функций формального, а также неформального социального контроля, как основного фактора положительной профилактической и коррекционной деятельности. Глобализм анализируемой проблемы на сегодняшний момент всецело признан учеными области психолого-педагогических наук. Проблема такого рода варьируется от анализа ее положительных сторон, рассматривающих умения и навыки работы с информацией в аспекте познавательной деятельности до обезличивания коммуникационных взаимоотношений, проявления различных степеней зависимости и социальной дезадаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL FACTORS OF PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE OF STUDENTS OF MIDDLE AND SENIOR CLASSES

E article deals with the problem of value-orientation and organizational aspects of correctional and preventive activities in relation to children of middle and senior school age, who have varying degrees of computer and virtual dependence. The author actualizes the role of psychological and acmeological factors in the prevention of such behavior by means of psychological and pedagogical influence. In the article the peculiarities of adolescence are considered, their specificity, in the context of which: 1) inadequate prerequisites for the perception of the environment and society that immerse a child in the Internet space for staying in a comfortable artificial environment; 2) or adequate reactions that allow using all the positive potential of adolescent transformations of the physiological and emotional plan for the development of a satisfying teenager of the "I-concept", as well as a spectrum of those social positions that would shape the tendencies that contribute to the process of teenage personality formation and its corresponding behavioral patterns in certain situations.

Текст научной работы на тему «Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости учащихся средних и старших классов»

психологические науки

Нальгиева Цэш Якубовна ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ...

УДК 159.9.07; 159.96; 159.97

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ

© 2018

Нальгиева Цэш Якубовна, соискатель, почетный работник общего образования РФ, педагог-психолог Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова (360004, Россия, Нальчик, улица Чернышевского,173, e-mail: nalgi07@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается проблема ценностно-ориентационных и организационных аспектов кор-рекционной и профилактической деятельности по отношению к детям среднего и старшего школьного возраста, имеющих различную степень компьютерной и виртуальной зависимости. Автор актуализирует роль психолого-акмеологических факторов профилактики такого поведения средствами психолого-педагогического воздействия. В статье рассмотрены особенности подросткового возраста, их специфика, в контексте которой могут быть сформированы: 1) либо неадекватные предпосылки восприятия окружающей среды и социума, которые погружают ребенка в Интернет-пространство для пребывания в комфортной искусственной среде; 2) либо адекватные реакции, позволяющие использовать весь положительный потенциал подростковых трансформаций физиологического и эмоционального плана для становления удовлетворяющей подростка «Я-концепции», а также спектра тех социальных позиций, которые формировали бы тенденции, способствующие процессу личностного становления подростка и его соответствующие поведенческие паттерны в определенных ситуациях. Установлено, что психолого-акмеологи-ческие факторы профилактики компьютерной и Интернет-зависимости будут подразумевать следующие аспекты деятельности с детьми среднего и старшего школьного возраста: изменение системы ценностей, в результате чего более взрослое поколение всегда должно иметь возможность подготовить подростка к жизни в новых социальных условиях; учет изменений социальной структуры общества, в связи с чем необходимо обеспечить способность микросоциумов обеспечить усвоение социальных норм, традиций и правил; доверие и ослабление функций формального, а также неформального социального контроля, как основного фактора положительной профилактической и коррекционной деятельности. Глобализм анализируемой проблемы на сегодняшний момент всецело признан учеными области психолого-педагогических наук. Проблема такого рода варьируется от анализа ее положительных сторон, рассматривающих умения и навыки работы с информацией в аспекте познавательной деятельности до обезличивания коммуникационных взаимоотношений, проявления различных степеней зависимости и социальной дезадаптации.

Ключевые слова: средний и старший школьный возраст, компьютерная и виртуальная зависимость, моделируемые ощущения, подростки, психолого-акмеологические факторы профилактики, психологические сдвиги, психолого-педагогическое сопровождение, психологические особенности восприятия окружающей среды.

PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL FACTORS OF PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE

OF STUDENTS OF MIDDLE AND SENIOR CLASSES

© 2018

Nalgieva Tsesh Yakubovna, applicant, honorary worker of general education of the Russian Federation, teacher-psychologist Kabardino-Balkarian State University (360004, Russia, Nalchik, street Chernischevskogo, 173, e-mail: bas14@rambler.ru)

Abstract. The article deals with the problem of value-orientation and organizational aspects of correctional and preventive activities in relation to children of middle and senior school age, who have varying degrees of computer and virtual dependence. The author actualizes the role of psychological and acmeological factors in the prevention of such behavior by means of psychological and pedagogical influence. In the article the peculiarities of adolescence are considered, their specificity, in the context of which: 1) inadequate prerequisites for the perception of the environment and society that immerse a child in the Internet space for staying in a comfortable artificial environment; 2) or adequate reactions that allow using all the positive potential of adolescent transformations of the physiological and emotional plan for the development of a satisfying teenager of the "I-concept", as well as a spectrum of those social positions that would shape the tendencies that contribute to the process of teenage personality formation and its corresponding behavioral patterns in certain situations.

Keywords: middle and senior school age, computer and virtual dependence, simulated sensations, adolescents, psychological and acmeological factors of prevention, psychological shifts, psychological and pedagogical support, psychological features of environmental perception.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшнем этапе социокультурного развития формы социальной активности подрастающего поколения имеют достаточно тесные и устойчивые связи с пространством виртуального плана. С одной стороны, переход на электронные платформы обучения, с другой - интернет-пространство как фактор ранней социализации подростка, с третьей - желание самоактуализации в мире неподконтрольных иллюзий погружают подростков в искусственно смоделированную среду, управляемую симулякрами различного порядка. Данная ситуация нередко усугубляется еще и тем, что искусственно созданная среда управляется на основе специфических законов, идеологический статус которых не всегда положителен для развития подрастающей молодежи [1; 2].

Уходя из среды социума, подросток восполняет реалии коммуникационной активности способами, которые сегодня в широком спектре предлагают информационные технологии и виртуальное Интернет-пространство. Эта среда позволяет подростку ощутить мнимое чувство

порой неконтролируемой свободы, которая на фоне отсутствия или серьезной нехватки жизненного опыта и практики взаимодействия позволяет значительно проявлять порой необузданные желания, психологическую подоплеку которых составляют чувства чрезмерной вседозволенности и повсеместной безнаказанности. Мотивы поступков подростка в виртуальной среде, как правило, не являются дифференцированными, а также зачастую не содержат каких-либо ценностных или нравственных императивов на пути следования за привычкой [3; 4; 5].

Анализ последних исследований и публикаций. Глобализм данной проблемы на сегодняшний момент всецело признан учеными области психолого-педагогических наук. Проблема такого рода варьируется от анализа ее положительных сторон, рассматривающих умения и навыки работы с информацией в аспекте познавательной деятельности до обезличивания коммуникационных взаимоотношений, проявления различных степеней зависимости и социальной дезадаптации [4; 5].

Сложившаяся ситуация позволяет утверждать о су-

29Т

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

Nalgieva Tsesh Yakubovna PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL .

psychological science

ществовании так называемого социально-психологического и педагогического сдвига в рамках социальных взаимодействий детей и подростков психолого-акмео-логическую основу которого составляет совокупность новых моделируемых ощущений реальности посредством синтеза реакций и свойств в контексте реального восприятия временного континуума.

Формирование целей статьи. Искусственно созданная реальность и взаимодействие в ней предоставляют подрастающей молодежи ряд возможностей, которые порой кардинально противоречат парадигмам социального существования и реалиям традиционной социализации, чем вызывают деструктивные изменения в психике и психологическом развитии подростков. Это и определило цель нашего исследования, заключающуюся в выявлении психолого-акмеологических факторов профилактики зависимого поведения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Говоря о психолого-акмеологических факторах профилактики данного поведения, необходимо помнить, что в подростковом возрасте, когда психофизиологические развитие организма протекает достаточно бурно и порой неукротимо, когда идет глобальная перестройка всей социальной активности ребенка, буквально во всех областях его жизнедеятельности происходят радикальные сдвиги различного характера. Подросток начинает абсолютно иначе воспринимать окружающий его мир, социальную среду существования, и на основе оценок ее внутреннего восприятия (адекватного или неадекватного) выстраивает своей собственный мир взаимоотношений и взаимодействий [6; 7].

Такой своеобразный переход подростка во взрослую жизнь необходимо рассматривать как психологически неравномерный и учитывать это в коррекционной или профилактической деятельности.

Помимо этого, необходимо помнить, что данный возрастной период является еще и физиологически неустойчивым, что предопределяет организационные моменты в профилактической деятельности на основе формирования мотивации к активной жизненной позиции различными средствами, среди которых огромная роль принадлежит физической активности. Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом обеспечивает регуляцию физиологической неустойчивости, чем помогает подростку справиться с собственными возрастными проблемами, не прибегая к средствам виртуальной реальности. Подобная сублимация (физическая активность, творчество и т.п.) помогают подростку также более устойчиво переживать новые реальные ощущения виртуального бытия, с которыми он неизбежно сталкивается в своей жизни [8].

Считаем необходимым отметить, что виртуальная среда может оказывать на подростка настолько реальное впечатление, что ребенок становится способным совершать различные акты психологического, физического и др. характера, пребывая в мире иллюзий.

Достаточно важным психолого-акмеологическим фактором профилактики компьютерной зависимости является аспект формирования у подростка познавательного интереса и познавательной активности, поскольку данный возрастной этап характеризуется процессами устойчивого оформления интересов в последующей жизни подрастающего человека, дифференциацией и выбором увлечений, а также дальнейшей социальной направленности. В связи с этим, необходимо предоставить подростку для ознакомления и творческого апробирования различные виды творческой деятельности, уметь проанализировать способности, склонности и интересы к различным видам активности, распознать предрасположенность, заметить порой неявные признаки интереса к делам, которые бы могли стать фундаментом духовной устойчивости подростка, основой адекватного миропонимания, мировоззрения и мироощущения.

В процессе профилактики, а также коррекционной деятельности, предполагающей освобождение подростка от компьютерной и виртуальной зависимости, необходимо учитывать и такой фактор как формирование поведенческих паттернов и «Я-концепции». Причем необходимо помнить, что в данном возрасте дети абсолютно не приемлю какого-либо властного управлениями и психологического давления. В связи и с этим средства психолог-педагогического воздействия должны всецело учитывать состояние эмоциональной сферы подростка.

Как известно, дети среднего и старшего школьного возраста уже начинают позиционировать себя как достаточно взрослых, поэтому на данном этапе, когда у них идет мощнейший прирост научного, социального и бытового знания, эскалационное значение приобретает фактор сотрудничества на основе равноправных позиций. Подростку важно быть полезным, выполнить что-то стоящее с точки зрения взрослого, ощутить себя незаменимым и особенным. Поэтому коррекционная и профилактическая деятельность в преодолении компьютерной и интернет-зависимости у подростков и старшеклассников должна быть органично включена в спектр тех социальных или интеллектуальных проявлений, на основе которых она может быть преодолена и полезно дозирована [8; 9].

Зависимость подростков от компьютерных игр иногда можно объяснить еще и тем, что в данном возрасте дети испытывают достаточно болезненный переход от так называемой «потери» детского мироощущения. Этот фактор предопределяет специфику профилактической деятельности на основе оптимизации личностной и ситуативной тревожности, обеспечением преодоления ситуаций, связанных с проявлением психологического дискомфорта и стресса.

При выявлении психолого-акмеологических факторов профилактики виртуальной зависимости необходимо также помнить, что в подростковом и старшем школьном возрасте дети достаточны активны, могут с большим желанием включаться в социальную жизнь школы, совершать что-то полезное в семейном микросоциуме. Иной раз данные желания граничат со специфической бесшабашностью, но тем не менее, замечания такую готовность, нужно всецело способствовать реализации их устремлений в неординарной, творческой деятельности. Пример, поручения, ответственная часть работы и осознание ее важности - хороший стимул для привлечения подростка для осознания себя с еще одной важной стороны жизнедеятельности.

Естественно, нужно отметить, что, уходя в виртуальную реальность, подростки реализуют свои желания, которые имеют достаточно специфическую градацию: от осознания себя в полном уединении и погруженности в мир иллюзий до высокой манерности и полной распущенности. Учитывая данный фактор, необходимо так регулировать ритм и процесс жизнедеятельности подростка, чтобы позволить ему (не доводя до критичной ситуации) ощутить результаты проявления такого поведения и предложить более высокие ценности жизни.

Необходимо осознать, что любой детский возраст является важным как для родителей, так и для педагогов. При любом дефиците времени (что зачастую является причиной невнимания к ребенку и его уходу от реальности) можно выбрать очень большое количество моментов совместной жизни и деятельности, которые могу легко конкурировать с виртуальным пространством. Как компьютерная среда может быть искусственно создаваемой, так и жизнь в семье и школе может быть настолько удачно моделируемой, чтобы раскрыть не только красоту жизни и потрясающее удивительное отношение к ней, но и понять незаменимость естества по отношению к искусственно созданной реальности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, психо-лого-акмеологические факторы профилактики компью-

292

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

психологические науки

Нальгиева Цэш Якубовна ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ...

терной и Интернет-зависимости будут подразумевать следующие аспекты деятельности с детьми среднего и старшего школьного возраста:

-изменение системы ценностей, в результате чего более взрослое поколение всегда должно иметь возможность подготовить подростка к жизни в новых социальных условиях;

-учет изменений социальной структуры общества, в связи с чем необходимо обеспечить способность микросоциумов обеспечить усвоение социальных норм, традиций и правил;

-доверие и ослабление функций формального, а также неформального социального контроля, как основного фактора положительной профилактической и коррекци-онной деятельности.

Необходимо также помнить, что из всех стадий компьютерной и виртуальной зависимости (стадия увлеченности на воне освоения, стадия систематической увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности) стадия привязанности является самой нежелательной и определяющей жизнедеятельность подростка на фоне сильнейшего динамического стереотипа, когда ребенок и хочет устраниться от компьютера и сдвиг психологического содержания близится к норме, но уже не может обойтись без искусственной среды и постоянно к ней возвращается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеевец, О. Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции / О. Г. Алексеевец // Вестник БГУ. - 2011. - №5. - С. 185-189.

2. Хазова, С. А. Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции / С. А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - №3. - С. 70-73.

3. Жмырко, К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К. С. Жмырко // Молодой ученый, 2015. - №10. - С. 1333-1335.

4. Молчанова, Н. В. Социально-педагогическая деятельность по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков / Н. В. Молчанова, А. Н. Галузов // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №3. - С. 33-37.

5. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н. А. Носов. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

6. Самойлик, А. А. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества / А. А. Смолик // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №2 (48). - С. 126-128.

7. Симатова, О. Б. Тревожность как фактор риска и протекции игровой компьютерной аддикции у подростков / О. Б. Симатова, К. В. Гранина // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №1. - С. 235-239.

8. Чудакова, Ю. В. Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью / Ю. В. Чудакова, Ю. Е. Дементьева // Молодой ученый, 2014. - №21.1. - С. 135-137.

9. Швецова, И. Ю. Сравнительный анализ личностных особенностей аддиктивных подростков различных национальностей Астраханской области / И. Ю. Швецова // СИСП. - 2012. - №9. - С. 50-62.

Статья поступила в редакцию 21.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

293

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.