трудовой и учебной деятельности — Иркутск, 1986.
8. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1. с. 92-100.
9. Бережанова А.А. Культурная дистанция как фактор межкультурной адаптации студентов // Вестник РУДН, 2010. №1. с.79-83.
10. Березин Ф.Б. Психическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. - 270 с.
11. Он Ин, Чжан Ялинь, Ян Хайянь. Взаимосвязь адаптации, самооценки и социальной поддержки студента // Китайский журнал клинической психологии, 2010. с. 247-249.
12. Berry J.W. Globalization and acculturation. International Journal of Intercultural Relations, 2007, 32., pp. 328-336
13. Chen Hui, Che Hongsheng. Review of the influencing factors of cross-cultural adaptation, Advances in Psychological Science, 2003. 11 (6)., pp. 704-780
14. Chen Hui Study on the Adaptation of Beijing-based Students and Its Influencing Factors. Beijing Normal University Doctoral Dissertation, 2004., pp. 78-98
15. Dong Cuj Intercultural adaptation // Social Science Journal, 2005. p. 191-193
Психология
УДК 159.9.072
соискатель, почетный работник общего образования РФ, педагог-психолог Нальгиева Цэш Якубовна
Кабардино-Балкарский государственный университет имени X. М. Бербекова (г. Нальчик)
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФОРМА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается теоретико-методологический и практический аспект компьютерной зависимости как формы аддиктивного поведения. Раскрывается понятие «аддиктивное поведение», анализируются наиболее широкомасштабные исследования компьютерной зависимости как формы аддиктивного поведения. Описываются особенности индивидуально-личностных качеств детей и подростков, характерные для данного типа зависимости, обосновываются причины проявления аддиктивного поведения через зависимость от глобальной сети, а также факторы его провоцирующие. В статье приведены результаты эмпирического исследования, в основу которого положена проблема взаимодействия по модели «ребенок (подросток) - родитель - педагог». В статью включены элементы комплекса коррекционной программы, которые могут помочь снизить степень компьютерной зависимости как формы аддиктивного поведения или полностью ее устранить.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддикция, аддиктивное поведение, нехимическая зависимость, коррекционный комплекс.
Annotation. The article deals with theoretical, methodological and practical aspects of computer dependence as a form of addictive behavior. Reveals the concept of "addictive behavior", analyzes the most common studies of computer dependence as a form of addictive behavior. The features of individual and personal qualities of children and adolescents, characteristic of this type of dependence, the causes of addictive behavior through dependence on the global network, as well as the factors that provoke it are described. The article presents the results of an empirical study, which is based on the problem of interaction on the model of "child (teenager) - parent - teacher". The article presents the elements of a complex correction program that can help to reduce the degree of computer dependence as a form of addictive behavior or completely eliminate it.
Keywords: computer dependence, addiction, dependent behavior, notchemical dependence, correctional complex.
Введение. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем психологии и смежных наук изучение зависимого или аддиктивного поведения личности. В широком смысле аддиктивное поведение определяется как одна из форм отклоняющегося поведения, для которой характерно формирование тенденции ухода от реальности посредством искусственного изменения собственного психологического состояния, принимая психоактивные вещества (ПАВ) или совершая определенные действия, сопровождаемые развитием интенсивных эмоций [4]. Аддиктивное поведение прямо указывает на нарушение адаптации к изменившимся или менявшимся условиям внешней среды. В спектр видов аддиктивного поведения традиционно относят химическую (ПАВ, табакокурение, алкоголизм) и нехимическую аддикцию (компьютерная зависимость, гемблинг, трудоголизм и пр.) [2].
Формулировка цели статьи. Целью настоящей работы является рассмотрение компьютерной зависимости как формы аддиктивного поведения, анализ современных исследований по проблеме, а также предложение элементов психолого-педагогической коррекционной программы.
Изложение основного материала статьи. Активные исследования по проблемам аддиктивного поведения в России стали проводиться в последней четверти XX века. Понятие «аддиктивное поведение» впервые было введено отечественным ученым Ц.П. Короленко, который рассматривал как случай злоупотребления одним или несколькими видами ПАВ без признаков физической зависимости, протекающих с изменением состояния создания, а позже как форму деструктивного поведения [4]. С.А. Кулаков определял аддиктивное поведение как элемент дивиантного и описывал его как вид нарушения адаптации подростков, характеризуемый злоупотреблением одним или несколькими ПАВ без признаков индивидуальной физической или психологической зависимости, которое сочетается с другими девиациями в поведении [6].
Анализ современных исследований показывает возрастающих интерес к такой форме аддиктивного поведения как компьютерная зависимость. По данным ВЦИОМ, россияне считают этот тип аддикции более распространенным среди молодёжи, нежели алкоголизм и наркомания [8]. По данным исследования 7800 человек от 18-55 лет, проведенного в августе 2012 года специалистами мониторингового агентства NewsEffector, треть участников исследования подтвердили возрастающую зависимость от глобальной сети, причем лишь 15% этим обеспокоены. В тоже время, 53% респондентов признали, сильную зависимость от Интернета, из них 33% испытывают стресс и раздражительность без доступа к сети [3]. Опрос ВЦИОМ в 2013 году (1500 чел.) показал, что молодёжи в группе риска больше, чем людей более старшего возраста: 53%
россиян 18 - 24 лет признались, что подолгу сидят в Интернете, из них 44% постоянно «сидят» в социальных сетях [5]. Исходя из сказанного, можно заключить, что компьютерная зависимость как форма аддиктивного поведения является одной из наиболее актуальных проблем общества в целом, и молодежи в частности, требующая научно-теоретического и практического развития и актуализации.
Компьютерная зависимость как форма индивидуальной аддикции. А. Адлер рассматривает комплекс неполноценности и его компенсации как основу проблемы аддиктивного поведения. По мнению ученого, все феномены поведения формируются в детстве и тесно взаимосвязаны с окружающей средой ребенка. Их изменение возможно только вследствие высокой степени самопознания или стадии невроза, благодаря индивидуально-психологическому подходу врача [1]. Таким образом, риски формирования компьютерной зависимости определены особенностями личности, в том числе, патологических, а также от психотравмирующих средовых факторов. Данные многочисленных исследований доказывают, что у зависимых детей и подростков наличествует высокий уровень обсессивно-компульсивных и аффективных расстройств с преобладанием депрессии, в том числе в рамках малопрогредиентной шизофрении [10]. Исследователи из Кореи также установили, что у старших школьников, подверженных интернет-аддикции часто проявляется депрессия с суицидальными наклонностями [16]. Американские ученые (Donmus, V. [19], Goldberg I. [15]) склонны полагать, что ключевыми личностными характеристиками аддиктивной личности являются следующие: скромность, замкнутость, депрессия, необщительность, что в результате имеет непосредственно влияние на межличностные отношения аддикта.
Результаты исследований Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса показывают, что дети, склонные к аддикции, - вспыльчивы, излишне раздражены, эмоционально неустойчивы. Врачи и специалисты полагают, что долгое время за компьютерными играми отрицательно сказывается на интеллектуальном и физическом развитии, вызывает психические расстройства и депрессию [13]. Также имеет место нарушения режима питания и сна, навыки общения с окружающими деформируются. Нарушения эмоциональной сферы проявляются в уменьшении тяги к общению, отстранения от реальности, стремлении к изоляции от других людей. Н.В. Чудова отмечает такие черты компьютерной зависимости как: сложность в непосредственном общении, низкая самооценка, сложности в принятии своего собственного «Я» [12].
Интернет представляет собой средство современной коммуникации, особенности которой в невозможность проверки личной информации и анонимность, возможности совмещения в виртуальном образе целиком вымышленных, полностью или частично реальных характерологических и иных особенностей. Все это способствует развитию компьютерной зависимости у подростков, так как обеспечивает возможность реализации задач взросления, хотя и псевдовзросления. В реальном общении с ровесниками возможность отождествления себя с идеальным «Я» ограничивается непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуации, в которых явно проявляется несоответствие между реальным и декларируемыми качествами. Подобная ситуация почти полностью исключена в аспекте интернет-коммуникации, которая часто и не предполагает личную коммуникацию в реальном мире. Общение в виртуальном пространстве позволяет ребенку (подростку) существовать в образе мечты, и он осуществляет желаемую дая него коммуникативную активность, пусть она и не является возможной в реальном мире.
Причин, побуждающих подростка заменить реальность на компьютерный виртуальный мир можно выделить несколько. Во-первых, человек постоянно находится в поиске новых средств самовыражения и коммуникации, а непосредственно в кибернетическом пространстве он находит эту возможность, при которой он может демонстрировать свои личные качества без какого-либо контроля. Таким образом, люди часто оказываются более склонны к общению в сети, чем в реальной жизни по причине желания остаться «в тени», т.е. анонимом, - скрывать свое собственное «Я». Еще одной причиной, по которой у ребенка или подростка появляется желание уйти в нереальное пространство - это одиночество в реальном мире, провоцируемое отсутствие внимания к нему в семье, в среде сверстников и пр. Этому состоянию, по мнению A.A. Реана, подвержены дети именно подросткового и юношеского возраста. В наши дни реальное общение вызывает у них серьезные затруднения [9].
Таким образом, компьютер и глобальная сеть является типом «промежуточного пространства», который расширяет психологический мир подростка и реализует следующие его потребности [7]:
1. Сепарация от родителей и семьи. В подростковом возрасте ребенок часто стремиться отстраниться от родителей для самостоятельного выстраивания межличностных отношений, желая добиться независимости и делать то, что ему хочется. Глобальная сеть оказывается для него «помощником», позволяя оставаться дома и знакомиться с людьми.
2. Идентификация. Подростки часто ищут возможность познать свое место в мире, проанализировать свою жизненную стратегию.
3. Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - переходный возраст, т.е. сложный период в жизни, протекающий под давлением ряда факторов, таких как семья, школа, окружение. Часто подросток не способен «преодолеть» некоторые трудности, подкрепляемые гормональной перестройкой организма. В таких обстоятельствах, ему важно избавиться от фрустрации, в чем ему помогает именно уход в киберпространство.
4. Интимность и принадлежность. В период взросления подросток познает различные особенности интимных отношений с представителями противоположного пола. Он также находится в поимке друзей и компании, чтобы стать ее частью. Глобальная сеть способствует поиску большого количества людей и групп по интересам [7].
Из вышесказанного следует вывод о том, что подростки оказываются наиболее предрасположены к компьютерной зависимости как форме аддиктивного поведения в силу социально-психологических особенностей возраста.
С целью выявления степени аддиктивного поведения детей и подростков в российских школах было проведено исследование по проблеме влияния компьютерной зависимости на аддиктивное поведение школьников. Экспериментальную базу исследования составила СОШ №17 города Нальчика. Сроки проведения исследования: 16 марта 2017 года. Выборку составили 213 детей и подростков, учащихся 5-8 классов. Все испытуемые воспитываются в полных семьях, уровень успеваемости - разный, респондентов, находящихся в зоне «риска» - нет.
Методология исследования: опрос, анкетирование, тестирование (Тест Кимберли Янг (к теме «профилактика интернет-зависимости»).
В результате исследования было выявлено, что из 213 опрашиваемых детей и подростков 89,3% имеют компьютер, из них 84,8% имеют выход в Интернет. На вопрос о причине частого посещении социальных сетей 72% школьников ответили, что они играют в игры, общаются, делают домашнее задание и лишь 13% отводят время на творчество и 15% на самообразование.
Методология исследования: опрос, анкетирование, тестирование (Тест Кимберли Янг (к теме «профилактика интернет-зависимости»).
По данным исследования по методике Янга были выявлены следующие результаты: 28% опрошенных детей обычные пользователи интернета, не страдающие Интернет-зависимостью; 72% опрошенных учащихся являются Интернет-зависимыми. Среди участников последней группы 15% слабозависимые - они много времени проводят в Интернете, но могут себя контролировать; 27% среднезависимые - Интернет может стать причиной некоторых их жизненных проблем; 30% учащихся страдают сильной Интернет-зависимостью -Интернет является причиной многих проблем в их жизни.
Анкетирование родителей респондентов показало следующие результаты:
- 76% опрошенных родителей не ограничивают время игры или другой деятельности подростков за компьютером и не запрещают им играть, а 24% - стараются разнообразить досуг своего ребенка, отвлечь его от компьютерных игр, либо отследить характер игр, в которые играет ребенок;
- 75% детей из-за компьютерной игры пренебрегают сном, времяпровождением с друзьями; 78% детей в обычной жизни испытывают пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером; 80% из-за компьютерных игр у детей возникают проблемы со здоровьем; 75% из-за компьютерной игры у подростков наблюдаются проблемы с учебой; 75% во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности; для 88% подростков игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния;
- 80% родителей разрешают своим детям смотреть жестокие фильмы;
- 84% работают и не имеют живого общения с детьми.
Выводы и рекомендации. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что в основе программ коррекции должны лежать данные об особенностях личного развития детей и подростков, негативно влияющих на построение межличностных отношений со сверстниками. Ключевыми факторами воздействия должны стать:
- развитие коммуникативных навыков (умение выстраивать конструктивные отношения со сверстниками, реализовывать лидерские качества, принимать участие в коллективной деятельности);
- создание психолого-педагогических условий с целью снижения уровня тревожности и усиления чувства успеха и уверенности;
- развитие мотивационной сферы в разрезе актуализации таких мотивов как творческая деятельность, общение, социальная полезность.
В основе коррекционной программы (комплекса) должны быть положены следующие направления:
1. Индивидуальная коррекционная работа с использованием таких популярных методик как поведенческая терапия, арт-терапия, техники релаксации и пр.
2. Семейные сессии. В их основе должна быть положена модель «родитель-ребенок» как один из компонентов как зарождения, так и минимизации аддиктивного поведения. На основе данных беседы с каждым членом семьи необходимо вырабатывать стратегию конструктивного общения, направленного на изменение неконструктивных стилей воспитания и оптимизации эмоциональной атмосферы в семье.
3. Работа с подростками в группе. В рамках групповой работы с помощью педагога (также возможно приобщение родителей) могут проводиться тренинги, стимулирующие навыки непосредственного общения, например, посредством программы «Специальный корреспондент», разработанной Т.В. Коваль и Е.А. Глазуновой. Программа содержит ряд упражнений, в процессе которых участники могут выступать перед аудиторией, высказывать и отстаивать свою точку зрения, продумывать и реализовывать совместные проекты, развивать коммуникативные навыки.
4. Индивидуальная коллективная работа, основанная на проектном методе (без участия родителей и педагогов; методология - наблюдение). В основу данного решения может быть положен любой проект по интересной для участников теме [11]. Это позволит стимулировать личностное развитие подростков, реализовать творческий потенциал к самоанализу для предупреждения возникновения аддиктивного поведения. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, эвристические беседы, мозговые штурмы и пр.
Литература:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Наука, 1995. - 163 с.
2. Гоголева A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 240 с.
3. Исследование зависимости от Интернета. 20.08.2012. [Электронный ресурс]: ULR: http://www.towave.ru
4. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 1991. - № 1. - С. 8-15.
5. Коцар Ю., Бевза Д. Откуда берется интернет-зависимость. - 23.12.2014 // Газета.ру. [Электронный ресурс]: ULR: https://www.gazeta.ru
6. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. - СПб.: Гардарика, 2003. - 470 с.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: МГППУ, 2006. - 460 с.
8. Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3265. 13.12.2016. [Электронный ресурс]: ULR: https://wciom.ru
9. Реан A.A. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 139-144.
10. Роджерс K.P. О групповой психотерапии. - М., 1993. - 224 с.
11. Саглам Ф.А. Педагогические условия коррекции Интернет-аддикции у подростков: дис... канд. пед. наук: 13.00.01/ Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина.- Казань, 2009. - 214 с.
12. Чудова Н. В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета»// Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 1. - С. 113-117
13. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб; Питер, 1999. - 652 с.
14. Donmus, V. The use of social networks in educational computer-game based foreign language learning [Электронный ресурс] / V. Donmus // Procedia - social and behavioral sciences. - 2010. - № 9. - ULR: http:// www .sciencedirect. com
15. Goldberg I. Are you suffering from Internet Addiction Disorder? 1996. [Электронный ресурс] - ULR: http://avocado.pc.helsinki.fi
16. Vasile, C. Digital era psychology - studies on cognitive changes [Электронный ресурс] / C. Vasile // Procedia - social and behavioral sciences. - 2012. - № 33 - ULR: http://www.sciencedirect.com
Психология
УДК: 159.973
кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКАМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И КАЧЕСТВ
Аннотация. Статья посвящена результатам исследования особенностей осознания подростками с умственной осталостью ряда нравственных понятий и качеств.
Ключевые слова: нравственное сознание, нраственные понятия, процесс формирования нравственных понятий, подростки с умственной осталостью.
Annotation. The article is devoted to the results of the study of the peculiarities of awareness of a number of moral concepts and qualities by adolescents with mental remains.
Keywords: moral consciousness, like concepts, the process of formation of moral concepts, adolescents with mental abandonment
Введение. Социально-экономические изменения в России существенно повлияли на психическое состояние общества, привели к изменению взглядов, убеждений, привычек, нравственных понятий и ценностей людей.
Нравственность личности проявляется через ее ценностные установки, когнитивные навыки (осмысленность нравственных понятий, качеств и свойств личности), способности к эмпатии и поведенческие стереотипы. Человек развивает в себе положительные нравственные черты в течение всей жизни, принимая высоконравственные решения даже в самых сложных ситуациях.
Формирование личности определяется не только степенью интеллектуального развития и возрастом, но и условиями воспитания, обучения и другими факторами. Процесс формирования нравственных понятий глубоко индивидуален, носит личностно обусловленный характер и оказывает влияние на поведение.
Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов и др.) к числу общих закономерностей нравственного формирования личности относят взаимодействие между сознанием и деятельностью человека. Это проявляется в том, что, с одной стороны, содержание и формы деятельности определяют содержание и интенсивность развития сознания, а с другой - деятельность людей - есть форма проявления сознания.
Нравственные категории или понятия можно рассматривать как ориентир, средство актуализации личностной ответственности в отношении следования всеобщим непреложным требованиям, которые личность использует к себе.
Одним из значимых периодов формирования нравственного самосознания и соответствующих понятий является подростковый. Именно в это время личность «кристаллизуется», базовые подструктуры обретают «взрослые» очертания и жестко увязываются между собой (К.В. Андреева, И.С. Кон, Г. Крайг, И.Ю. Кулагина, A.A. Реан, Д.И. Фельдштейн).
У подростков формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка. В центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми, складываются моральные взгляды и оценки. Заметно проявляется у подростков стремление к самостоятельности и независимости, которые, в силу различных обстоятельств, может иметь отрицательный характер. Важным фактором личностного развития является коллектив сверстников [5, б].
Теоретический анализ научных работ показывает, что наукой накоплен богатый материал, помогающий осуществлять нравственно-воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Заявленная проблема в настоящее время отличается сложностью и многогранностью, так как произошла интенсивная примитивизация нравственного сознания у подрастающего поколения, отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности (A.C. Белкин, А.К. Дусовицкий, A.A. Реан, Е.Е. Соловцова).
В реалиях современного общества актуальной проблемой становится исследование особенностей осознанния и усвоения нравственных понятий, качеств подростками с умственной отсталостью. Существует большой запрос педагогической практики на корреционно-воспитательную работу, связанную с включением данного контингента обучающихся в дальнейшую самостоятельную жизнь.
Изучение специфики умственной отсталости в нашей стране наиболее интенсивно велось 50-70-е гг. XX века такими известными отечественными клиницистами, как Д.Н. Исаев, В.В. Ковалёв, М.С. Певзнер, Е.Е. Сухарева и др.
Особенности развития личности при умственной отсталости представлены в исследованиях таких ученых, как Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская, В.Е. Петрова, Б.П. Пузанов, С.Я. Рубинштейн и других.
Когнитивная описательная составляющая нравственного самосознания у подростков с легкой степенью умственной отсталости довольно сжатая, бедная. Качественное своеобразие нравственного развития умственно отсталых подростков проявляется в поведенческих ориентациях, которые являются в основном неустойчивыми и относительно устойчивыми. Отмечается появление большого количества поведенческих