УДК 159.9 ББК Ю9
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
ПАВЛОВА А.С., ЕРЕМЕЕВА Т.Д. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены примеры и формы выражения аддиктивного поведения подростков. Аддиктивное поведение относится к групповому "социализированному" типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы "риска формирований состояний зависимости", непатологические и патологические формы аддиктивного поведения.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, подростки, социализация, профилактика зависимости.
Актуальность. С самого детства нам диктуют нормы поведения в обществе, ценности и правила поведения. Человек существо социальное, он не может жить и развиваться вне социума, иначе погибнет. Человек стремится соответствовать стандартам и нормам, чтобы его принимали люди, чтобы он мог нормально социализироваться [1]. Но не для всех это возможно, поскольку у всех разная социальная ситуация развития. У некоторых социализация затруднена по ряду некоторых причин, таких как: неблагоприятные семейные отношения; асоциальное и девиантное поведение родителей; недостаточный уровень психического и физического развития; неполная семья; влияние общественного места - школы, работы, университета и просто неблагоприятные житейские обстоятельства. Поскольку люди не могут нормально социализироваться через общепринятые общественные нормы и из - за недостаточного воспитания культуры, они стремятся социализироваться через обходные пути, стремятся развиваться и демонстрировать свои возможности другими способами отличными от общепринятых. Им тяжело от того, что их не принимают. Они пытаются уменьшить психическое напряжение уходом от реальности, начиная принимать химические вещества и просто выбирают определённый способ поведения. Это и называется аддиктивным поведением [3].
Чаще всего, аддикции подвержены подростки. Для них в этот период развития очень важно мнение коллектива вступление в определённую группу, где они могут быть уважаемы, значимы, где с их мнением считаются, и где они могут реализовать свой
потенциал. Подростки подвержены мнению сверстников и могут вступить в асоциальную группу. Естественно, ребенок, который вырос в семье, где его понимают, любят, стараются помочь не сильно опекая, относятся к нему с уважением, направляют его возможности и способности для успешной социализации, дальнейшему его вхождению в профессиональную сферу, где родители его слушают и обсуждают вместе с ним проблемы, советуются и прислушиваются к его мнению. Скорее всего, подросток из такой семьи не войдет в группу асоциальных людей, преступных группировок. Если и встретится с ними, то отгородится. Строго следуя своим сформированным принципам, целям в жизни, не обращая сильно внимание на ожидание отдельных лиц. Понимает, что для него важно и что некоторые люди могут помешать его целям и на них не надо равняться и пытаться им угодить. Но дети из асоциальных семей, где происходят скандалы, насилие, унижение самой личности подростка, пытаются
социализироваться хоть где-то, быть нужным хоть для кого-то, даже для аморальных людей -алкоголиков, наркоманов, токсикоманов и так далее. Они хотят быть нужными, значимыми, иметь влияние, друзей, круг общения, где могли бы реализовывать свои социальные роли. Если ребёнок с детства в семье видит чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков, табака, сексуальной распущенности и другие виды аддиктивного поведения, то в подростковом возрасте он будет считать это нормой и не будет видеть ничего плохого в том, чтобы вести такой образ жизни. Для подростка, наоборот, странно вести здоровый образ жизни, развиваться
психически и физически, быть значимым в коллективе самодостаточных и уверенных в себе людей [2].
Аддиктивное поведение выражается следующим образом это:
1. Нехимические аддикциии: азартные игры; интернет аддикция; игровая зависимость; сексуальные расстройства; созависимость; шопоголизм; трудоголизм
2. Химические аддикции: алкоголизм; наркомания; токсикомания; табакокурение
3. Промежуточные аддикции: переедание; голодание
Выделяют следующие причины
аддиктивного поведения:
Социально - экономические;
Социальные;
Конституционально - биологические;
Индивидуально - психологические.
К социально экономическим можно отнести следующее: интеграция страны в мировую экономику и изменение в обществе отношения к видам аддиктивного асоциального поведения [2,
4].
К социальным причинам следует отнести влияние семьи; референтной группы; успехов адаптации в образовательном учреждении; средств массовой информации и просто социальной среды. Наиболее значимо семейное влияние. К семейным факторам относят следующее: злоупотребление родителями психоактивных веществ - алкоголя, никотина, конопли, опиоидов, стимулянтов, нитритов, галлюциногов, депрессантов, летучих ингалянтов, также влияют на появление аддиктивного поведения, страдающие психическими заболеваниями родители, неправильное воспитание - гиперопека, гипоопека, попустительское отношение к ребенку [2].
К конституционально-биологическим
факторам относят - предрасположенность подростка к нервно-психическим расстройствам или само его наличие: олигофрены, психопаты, лица с органическими поражениями головного мозга [4, 5].
К индивидуально - психологическим причинам относят - подражание подростка авторитетным сверстникам и старшим. Подражание старшим обусловлено тем, что подростки стремятся быть как взрослые, выполнять те же социальные роли и функции, присущие взрослым. Наблюдая за старшими, они считают, что для того, чтобы быть как
взрослый, нужно употреблять алкоголь, табак и так далее. Также подростки стремятся быть наравне со сверстниками, вести подобный образ жизни, чтобы избежать насмешек и осуждения, чтобы их принимали и уважали. Черты личности мешающие социализации также способствуют выраженности аддиктивного поведения, это -гедонизм, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, повышенная конформность, акцентуации характера, протесты различного рода против старших, попытки справиться с эмоциональным переживанием, любопытство и подчинение угрозам и давлению [5].
Существует пять этапов аддиктивного поведения подростков:
Первый этап характеризуется знакомством с предметом, вызывающего аддиктивную зависимость.
На втором этапе человек определяет для себя значимость привлекаемого предмета. Имеет ли смысл продолжать взаимодействовать с ним.
Третий этап выражен аддиктивным поведением. Подросток не осознает, что он зависим, у него появляются такие реакции как беспокойство, тревога, раздражительность и другие реакции. Возникает конфликт между "Я прежним" и "Я настоящим".
Четвёртый этап характеризуется
преобладанием аддиктивного поведения. Предмет зависимости не приносит прежнего удовольствия, прежняя личность человека полностью разрушена.
На пятом этапе происходит аддиктивная катастрофа, то есть личность человека полностью разрушена в биологическом, социальном и психологическом плане.
Помочь человеку осознать проблему и причины её возникновения, решить её можно только на первых двух этапах, обратившись к психологу. На следующих этапах помочь практически невозможно.
Профилактика аддиктивного поведения заключается в следующем:
Проведение уроков, классных часов, консультаций, презентаций, лекций о последствиях вредных привычек, методах противодействия;
Диагностика у детей склонности к аддиктивному расстройству;
Коррекция нарушений - работа с психологом, исправление самооценки, отношения к своим возможностям, выработка навыков
противодействия аддиктивному поведению
Также существуют защитные факторы аддиктивного поведения:
Прочные семейные отношения; Умеренная вовлеченность родителей в жизнь подростка, формирование у него культурных норм поведения в обществе, половое воспитание;
Успехи в социальной деятельности, уважение в коллективе;
Развитые навыки коммуникации;
Социальное окружение, ведущее здоровый образ жизни [2].
Выводы. Существует множество причин аддиктивного поведения у подростков. Но главным фактором является то, как сам человек переживает жизненную ситуацию, как к ней относится. На основе этого надо определять корректировать ли отношение подростка к ситуациям, к себе в целом. Также очень важна профилактика аддиктивного поведения.
Список литературы
1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик / Н.В. Вострокнутов. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 182 с.
2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение/А.В. Гоголева. - Ижевск: издательский дом "Удмуртский университет", 2001 - 340 с.
3. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Максимова Н.Ю. // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - №. 3. - С. 149-152.
4. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации /Н.К. Харитонова [и др.]. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей. - Москва: Министерство образования, ООО "Фирма "Вариант", 2003. - 240 с.
5. Хасан Б.И. Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения / Б.И. Хасан. - Красноярск.: Красноярский гос. ун-т., 2003. - 335 с.
ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS*
PAVLOVA A.S., EREMEEVA T.D. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article examines examples and forms of expression of adolescent addictive behavior. Addictive behavior refers to the group "socialized" type of violations and includes the following concepts: risk factors for narcotization, the group "risk of forming states of dependence", non-pathological and pathological forms of addictive behavior.
Keywords: addictive behavior, adolescents, socialization, prevention of dependence.
* Научный руководитель: к.психол.н., доц. Соболева Е.В.