Научная статья на тему 'Аддиктивное поведение подростков'

Аддиктивное поведение подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5196
753
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова А. С., Еремеева Т. Д.

В статье рассмотрены примеры и формы выражения аддиктивного поведения подростков. Аддиктивное поведение относится к групповому "социализированному" типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы "риска формирований состояний зависимости", непатологические и патологические формы аддиктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

The article examines examples and forms of expression of adolescent addictive behavior. Addictive behavior refers to the group "socialized" type of violations and includes the following concepts: risk factors for narcotization, the group "risk of forming states of dependence", non-pathological and pathological forms of addictive behavior.

Текст научной работы на тему «Аддиктивное поведение подростков»

УДК 159.9 ББК Ю9

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ПАВЛОВА А.С., ЕРЕМЕЕВА Т.Д. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены примеры и формы выражения аддиктивного поведения подростков. Аддиктивное поведение относится к групповому "социализированному" типу нарушений и включает следующие понятия: факторы риска наркотизации, группы "риска формирований состояний зависимости", непатологические и патологические формы аддиктивного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, подростки, социализация, профилактика зависимости.

Актуальность. С самого детства нам диктуют нормы поведения в обществе, ценности и правила поведения. Человек существо социальное, он не может жить и развиваться вне социума, иначе погибнет. Человек стремится соответствовать стандартам и нормам, чтобы его принимали люди, чтобы он мог нормально социализироваться [1]. Но не для всех это возможно, поскольку у всех разная социальная ситуация развития. У некоторых социализация затруднена по ряду некоторых причин, таких как: неблагоприятные семейные отношения; асоциальное и девиантное поведение родителей; недостаточный уровень психического и физического развития; неполная семья; влияние общественного места - школы, работы, университета и просто неблагоприятные житейские обстоятельства. Поскольку люди не могут нормально социализироваться через общепринятые общественные нормы и из - за недостаточного воспитания культуры, они стремятся социализироваться через обходные пути, стремятся развиваться и демонстрировать свои возможности другими способами отличными от общепринятых. Им тяжело от того, что их не принимают. Они пытаются уменьшить психическое напряжение уходом от реальности, начиная принимать химические вещества и просто выбирают определённый способ поведения. Это и называется аддиктивным поведением [3].

Чаще всего, аддикции подвержены подростки. Для них в этот период развития очень важно мнение коллектива вступление в определённую группу, где они могут быть уважаемы, значимы, где с их мнением считаются, и где они могут реализовать свой

потенциал. Подростки подвержены мнению сверстников и могут вступить в асоциальную группу. Естественно, ребенок, который вырос в семье, где его понимают, любят, стараются помочь не сильно опекая, относятся к нему с уважением, направляют его возможности и способности для успешной социализации, дальнейшему его вхождению в профессиональную сферу, где родители его слушают и обсуждают вместе с ним проблемы, советуются и прислушиваются к его мнению. Скорее всего, подросток из такой семьи не войдет в группу асоциальных людей, преступных группировок. Если и встретится с ними, то отгородится. Строго следуя своим сформированным принципам, целям в жизни, не обращая сильно внимание на ожидание отдельных лиц. Понимает, что для него важно и что некоторые люди могут помешать его целям и на них не надо равняться и пытаться им угодить. Но дети из асоциальных семей, где происходят скандалы, насилие, унижение самой личности подростка, пытаются

социализироваться хоть где-то, быть нужным хоть для кого-то, даже для аморальных людей -алкоголиков, наркоманов, токсикоманов и так далее. Они хотят быть нужными, значимыми, иметь влияние, друзей, круг общения, где могли бы реализовывать свои социальные роли. Если ребёнок с детства в семье видит чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков, табака, сексуальной распущенности и другие виды аддиктивного поведения, то в подростковом возрасте он будет считать это нормой и не будет видеть ничего плохого в том, чтобы вести такой образ жизни. Для подростка, наоборот, странно вести здоровый образ жизни, развиваться

психически и физически, быть значимым в коллективе самодостаточных и уверенных в себе людей [2].

Аддиктивное поведение выражается следующим образом это:

1. Нехимические аддикциии: азартные игры; интернет аддикция; игровая зависимость; сексуальные расстройства; созависимость; шопоголизм; трудоголизм

2. Химические аддикции: алкоголизм; наркомания; токсикомания; табакокурение

3. Промежуточные аддикции: переедание; голодание

Выделяют следующие причины

аддиктивного поведения:

Социально - экономические;

Социальные;

Конституционально - биологические;

Индивидуально - психологические.

К социально экономическим можно отнести следующее: интеграция страны в мировую экономику и изменение в обществе отношения к видам аддиктивного асоциального поведения [2,

4].

К социальным причинам следует отнести влияние семьи; референтной группы; успехов адаптации в образовательном учреждении; средств массовой информации и просто социальной среды. Наиболее значимо семейное влияние. К семейным факторам относят следующее: злоупотребление родителями психоактивных веществ - алкоголя, никотина, конопли, опиоидов, стимулянтов, нитритов, галлюциногов, депрессантов, летучих ингалянтов, также влияют на появление аддиктивного поведения, страдающие психическими заболеваниями родители, неправильное воспитание - гиперопека, гипоопека, попустительское отношение к ребенку [2].

К конституционально-биологическим

факторам относят - предрасположенность подростка к нервно-психическим расстройствам или само его наличие: олигофрены, психопаты, лица с органическими поражениями головного мозга [4, 5].

К индивидуально - психологическим причинам относят - подражание подростка авторитетным сверстникам и старшим. Подражание старшим обусловлено тем, что подростки стремятся быть как взрослые, выполнять те же социальные роли и функции, присущие взрослым. Наблюдая за старшими, они считают, что для того, чтобы быть как

взрослый, нужно употреблять алкоголь, табак и так далее. Также подростки стремятся быть наравне со сверстниками, вести подобный образ жизни, чтобы избежать насмешек и осуждения, чтобы их принимали и уважали. Черты личности мешающие социализации также способствуют выраженности аддиктивного поведения, это -гедонизм, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, повышенная конформность, акцентуации характера, протесты различного рода против старших, попытки справиться с эмоциональным переживанием, любопытство и подчинение угрозам и давлению [5].

Существует пять этапов аддиктивного поведения подростков:

Первый этап характеризуется знакомством с предметом, вызывающего аддиктивную зависимость.

На втором этапе человек определяет для себя значимость привлекаемого предмета. Имеет ли смысл продолжать взаимодействовать с ним.

Третий этап выражен аддиктивным поведением. Подросток не осознает, что он зависим, у него появляются такие реакции как беспокойство, тревога, раздражительность и другие реакции. Возникает конфликт между "Я прежним" и "Я настоящим".

Четвёртый этап характеризуется

преобладанием аддиктивного поведения. Предмет зависимости не приносит прежнего удовольствия, прежняя личность человека полностью разрушена.

На пятом этапе происходит аддиктивная катастрофа, то есть личность человека полностью разрушена в биологическом, социальном и психологическом плане.

Помочь человеку осознать проблему и причины её возникновения, решить её можно только на первых двух этапах, обратившись к психологу. На следующих этапах помочь практически невозможно.

Профилактика аддиктивного поведения заключается в следующем:

Проведение уроков, классных часов, консультаций, презентаций, лекций о последствиях вредных привычек, методах противодействия;

Диагностика у детей склонности к аддиктивному расстройству;

Коррекция нарушений - работа с психологом, исправление самооценки, отношения к своим возможностям, выработка навыков

противодействия аддиктивному поведению

Также существуют защитные факторы аддиктивного поведения:

Прочные семейные отношения; Умеренная вовлеченность родителей в жизнь подростка, формирование у него культурных норм поведения в обществе, половое воспитание;

Успехи в социальной деятельности, уважение в коллективе;

Развитые навыки коммуникации;

Социальное окружение, ведущее здоровый образ жизни [2].

Выводы. Существует множество причин аддиктивного поведения у подростков. Но главным фактором является то, как сам человек переживает жизненную ситуацию, как к ней относится. На основе этого надо определять корректировать ли отношение подростка к ситуациям, к себе в целом. Также очень важна профилактика аддиктивного поведения.

Список литературы

1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик / Н.В. Вострокнутов. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 182 с.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение/А.В. Гоголева. - Ижевск: издательский дом "Удмуртский университет", 2001 - 340 с.

3. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Максимова Н.Ю. // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - №. 3. - С. 149-152.

4. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации /Н.К. Харитонова [и др.]. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей. - Москва: Министерство образования, ООО "Фирма "Вариант", 2003. - 240 с.

5. Хасан Б.И. Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения / Б.И. Хасан. - Красноярск.: Красноярский гос. ун-т., 2003. - 335 с.

ADDICTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS*

PAVLOVA A.S., EREMEEVA T.D. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article examines examples and forms of expression of adolescent addictive behavior. Addictive behavior refers to the group "socialized" type of violations and includes the following concepts: risk factors for narcotization, the group "risk of forming states of dependence", non-pathological and pathological forms of addictive behavior.

Keywords: addictive behavior, adolescents, socialization, prevention of dependence.

* Научный руководитель: к.психол.н., доц. Соболева Е.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.