УДК 159.9:378(470 + 571)
Динь Тхи Тхиен Ай
аспирант кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Dinh Thi Hien Ai
PhD student, Continuous Psychological and Pedagogical Training Department, Ivanovo State University
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL FACTORS OF SUPPORT OF FOREIGN STUDENTS' PERSONAL PSYCHOLOGICAL SECURITY IN THE PROCESS OF TRAINING IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы психолого-ак-меологических факторов безопасности личности иностранных студентов при обучении в российских вузах. Основное внимание в работе автор акцентирует на субъективных факторах, обусловливающих безопасность личности: профессиональной ответственности, толерантности, стрессоустойчивости и коммуникативности.
Ключевые слова:
психологическая безопасность, иностранные студенты, ответственность, толерантное поведение, стрессоустойчивость, коммуникативность.
Summary:
The article deals with the problems of psychological and acmeological factors of foreign students' personal psychological security in the process of training in Russian universities. The author focuses on the subjective factors which determine the personal security, such as: professional responsibility, tolerance, stress tolerance and communication skills.
Keywords:
psychological security, foreign students, responsibility, tolerant behavior, stress tolerance, communication skills.
В ситуации действия обменных образовательных программ вопрос обеспечения безопасности иностранцев, обучающихся в российских вузах, становится чрезвычайно актуальным. В нашей работе под психологической (личностной) безопасностью понимается совокупность качеств, обеспечивающих преодоление опасностей, сохранение целостности личности и возможность ее развития [1]. В современной литературе сложились предпосылки рассмотрения отдельных аспектов психологической безопасности. Данная проблема поднимается в работах многих психологов: Ю.П. Зинченко [2], М.Ф. Секача [3], О.Ю. Зотовой [4], П.А. Кислякова [5], И.А. Баевой [6] и т. д. Несмотря на значительное количество исследований, необходимо признать, что она явно недостаточно изучена. Эта статья посвящена анализу некоторых аспектов поддержания психологической безопасности, характерных для иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
П.А. Кисляков выделяет три основные группы факторов обеспечения безопасности личности: субъективные (психолого-акмеологические), субъективно-объективные (социальные) и объективные (педагогические). По нашему мнению, субъективные рассматриваются как ведущие, оказывающие прямое влияние на безопасность жизнедеятельности иностранных студентов. Под субъективными факторами понимаются психолого-акмеологические компоненты, и связаны они в первую очередь с профессиональной направленностью студентов на будущую деятельность, компетентностью, умелостью в решении текущих проблем, креативностью, профессиональной ответственностью, рефлексией, самокоррекцией, стрессоустойчивостью, толерантностью и коммуникативностью.
Для выявления психолого-акмеологических характеристик обеспечения социальной безопасности личности студентов мы провели эмпирическое исследование. В эксперименте участвовали 300 иностранных студентов с первого по четвертый курс в возрасте 17-28 лет, обучающихся в разных городах России.
Данные аналитических и экспериментальных исследований позволяют определить направления, в рамках которых следует искать пути организации образовательного процесса в вузе в целях развития готовности студентов к обеспечению социальной безопасности.
Современные тенденции развития психологии безопасности личности в условиях социальных изменений показывают возрастание интереса к проблеме формирования профессиональной ответственности. Проведенное нами исследование показало, что в структуре ценностных ориентаций студентов ответственность (как ценность-средство по методике М. Рокича) занимает 7-е место из 18 предложенных. Профессиональную ответственность обучающихся также изучали с помощью методики Р.С. Немова «Уровень субъективного контроля». Опрос показал, что доля студентов с низким уровнем профессиональной ответственности - 37 %, средним - 56 % и лишь 7 % - с высоким.
Для диагностики общего уровня толерантности студентов как одного из факторов обеспечения социально-психологической безопасности будущих специалистов был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный группой психологов центра «Гратис» под руководством Г.У. Солдатовой. Количественный анализ результатов свидетельствует о достаточно высоком уровне толерантных проявлений у студентов: у 100 % респондентов выявлены средний и высокий показатели, что подтверждает высокую степень сформированности таких качеств личности, как терпимость к другому образу жизни, поведению, чувствам; устойчивость к негативным эмоциональным факторам; уважение других людей и т. д. Полученные данные могут стать основой для формирования у студентов способности расширения круга общения, дружеских отношений, готовности к сотрудничеству и желания помочь людям в трудные минуты их жизни.
В целях исследования социально-психологической стрессоустойчивости мы определяли склонность к развитию стресса (по Немчину и Тейлору). Обработка результатов диагностики была дифференцированной. Студенты, принимавшие участие в эксперименте, были разделены на три группы: с низким уровнем тревоги и высокой стрессоустойчивостью (высокий уровень) -15 %, со средним уровнем тревоги и средней (ситуативной) стрессоустойчивостью (средний уровень) - 55 %, с высоким уровнем тревоги и развитием дистресса (низкий уровень) - 30 %. Показатели свидетельствуют о том, что большинство обучающихся обладает достаточной степенью стрессоустойчивости. Однако немалая часть иностранных студентов имеет низкий уровень стрессоустойчивости (30 %), то есть способность студентов переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки находится в пределах низких значений.
В нашем исследовании важно определить коммуникативные способности, которые отвечают за умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, желание расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д. Тестирование с помощью опросника «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей» (КСО-2) показало, что большинство студентов (62,7 %) имеет средний уровень коммуникативных навыков, доля обучающихся с низким уровнем -29,8 %, высоким - лишь 7,5 %. Результаты дают возможность прогнозировать тенденцию развития коммуникативных навыков респондентов в пределах средних, то есть студенты стремятся к контактам с людьми, однако потенциал их склонностей не отличается устойчивостью. Коммуникативная компетентность является итогом качественного профессионального образования и требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.
Таким образом, экспериментальное исследование позволило убедиться в том, что для иностранных студентов характерны высокий показатель толерантных установок, повышенная стрес-соустойчивость, оптимальная профессиональная ответственность и выраженные коммуникативные навыки. По данным пилотного анализа, дополненного результатами включенного наблюдения за поведением студентов в учебном процессе, помимо названных психологических факторов безопасности им свойственны следующие особенности: значительные интеллектуальные способности, позитивная мотивационная направленность на выбранную профессию, навык самоуправления и наличие способов совладания.
Известно, что психологическая безопасность оказывает влияние на формирование личностных свойств субъекта, определяющих работоспособность, эффективность профессиональной деятельности. Именно поэтому обеспечение психологической безопасности является ведущей задачей для подготовки будущего субъекта профессиональной деятельности. Для того чтобы повысить эффективность профессиональной деятельности и также безопасность в данном процессе, иностранным студентам - будущим специалистам необходимо формировать положительное отношение к учебе, выбранной профессии, развивать интерес к научной и практической деятельности. С помощью разных социально-психологических тренингов, в основу которых положены психодраматические технологии, ролевые игры, методы командообразования, развивать ряд качеств и способностей: готовность принимать других людей такими, какие они есть; чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других людей; навыки толерантного общения, основанного на принципах взаимного уважения, понимания и терпимости; психологическую культуру; эмоциональную устойчивость; высокий уровень общительности и эмпатии.
Ссылки:
1. Эксакусто Т.В., Лызь Н.А. Психологическая безопасность как предмет понятийно-терминологического анализа // Ана-ньевские чтения - 2009 : материалы научной конференции. Вып. 2. Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Аллахвердова. СПб., 2009. 622 с.
2. Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю. Основы безопасности личности как социально-системное явление. М., 2010. 290 с.
3. Секач М.Ф., Шевченко В.Г. Психология безопасности в экстремальных и кризисных ситуациях : учеб. пособие. М., 2006. 244 с.
4. Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2011. 524 с.
5. Кисляков П.А. Психолого-педагогическая концепция формирования социальной безопасности личности будущего педагога: системно-личностный подход : монография. М. ; Шуя, 2014. 438 с.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании : монография. СПб., 2002. 271 с.
References:
1. Eksakusto, TV & Lyz, NA 2009, 'Psychological safety as a subject of conceptual and terminological analysis', Ananiev's Readings - 2009: Proceedings of the scientific conference. Vol. 2. The methodological and theoretical problems of psychology, St. Petersburg, 622 p.
2. Zinchenko, YP & Zotova, OY 2010, Basic security of the person as a social and systemic phenomenon, Moscow, 290 p.
3. Sekach, MF & Shevchenko, VG 2006, Safety Psychology in extreme and emergency situations: a tutorial, Moscow, 244 p.
4. Zotova, OY 2011, Socio-psychological safety of the person, D.Phil. thesis, Moscow, 524 p.
5. Kislyakov, PA 2014, Psycho-pedagogical concept of formation of the social security of the person of the future teacher: system-personal approach: a monograph, Moscow, Shuya, 438 p.
6. Baeva, IA 2002, Psychological safety in formation: monograph, St. Petersburg, 271 p.