ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, М.Г. Клинико-психологическая систематика девиантного поведения молодежи / М.Г. Дмитриев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. - Т. 10, № 8. - С. 31-37.
2. Дмитриев, М.Г. Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на базе специального предприятия "Новое поколение" / М.Г. Дмитриев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - Т. 11, № 9. - С. 49-54.
3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ВУЗА
Сергей Сергеевич Бучнев, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов,
Москва
Аннотация
Системообразующим психолого-акмеологическим детерминантом совершенствования процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе является формирование у них ценностных ориентации на физическое совершенствование, которые, определи содержательную сторону направленности личности и составляя основу ее отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни, обеспечивают переход от физического воспитания к акме-ориентированному физическому самовоспитанию и выступают как внутренние регуляторы физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: физическое воспитание, совершенствование, психолого-
акмеологические детерминанты.
PSYCHOLOGICALLY-ACMEOLOGICAL DETERMINANTS OF IMPROVEMENT OF STUDENTS' PHYSICAL EDUCATION SYSTEM
Sergey Sergeevich Buchnev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peoples Friendship University of Russia,
Moscow
Annotation
A systemically important psychologically-acmeological determinant of improving the physical education of future specialists in the university is formation of value orientation on physical improvement which determines the content side of individual orientation and compile the basis of its relations, motivation core, concept of life and meaning of life providing the transition from physical education to acme-oriented physical self-education and serves as internal regulators of athletic and sporting activities.
Keywords: physical education, improvement, psychologically-acmeological determinants.
Известно, что на рынке образовательных услуг как у нас в стране, так и за рубежом, требуются не просто высококвалифицированные специалисты и творческие личности, которые способные не только исполнять свои функциональные обязанности на должном уровне, но и обладать хорошим состоянием здоровья и физического развития. Опыт показывает, что первостепенным является понимание необходимости физического развития личности, осознанное приобретение знаний в области здоровьес-бережения и физической культуры, умений и навыков реализовывать полученные знания на практике, что, безусловно, способствует развитию личности в соответствии с
индивидуальными потребностями и стремлениями, как в профессиональной деятельности, так и в личностном плане.
Необходимо преодоление традиционного взгляда на высшее профессиональное образование как на систему, ориентированную главным образом на развитие у обучаемых способности в какой-либо конкретной области труда. К проблемам высшей школы относят такие как акцент на профессиональную подготовку в ущерб общекультурному развитию (в том числе и физкультурному), низкий уровень профессиональной мотивации и ответственности, жесткая регламентация деятельности студентов, порождающая пассивность выпускников, нивелировка уровней подготовки и т.п. В связи с этим, на фоне современного высшего профессионального образования необходимо совершенствование физического воспитания студентов, и, следовательно, решение проблем повышения уровня здоровья учащейся молодежи, формирования у студентов осознания необходимости укрепления своего здоровья, расширения диапазона функциональных возможностей организма и ценностной ориентации на повышение уровня своей физической культуры.
Совершенствование физического воспитания будущих специалистов обусловит повышение не только уровня их физической культуры, но и качества образования в целом.
Проблема физического воспитания будущих специалистов является предметом многочисленных исследований. Авторами рассматриваются вопросы физического воспитания обучаемых с учетом их будущей профессиональной деятельности [2], идеи необходимости гармонизации психологического и физического развития человека, роли систематических занятий физической культурой и спортом в личностнопрофессиональном развитии [1,5,6], научно-методологические и организационные подходы к созданию образовательного пространства в высшем учебном заведении [3,4].
В то же время с позиций акмеологии до сих пор практически не исследовался процесс физического воспитания студентов нефизкультурных вузов, хотя именно ак-меологический подход позволяет комплексно исследовать объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие формированию и развитию физической культуры будущих специалистов, а также закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения ими физического акме.
Цель исследования - изучение затруднений, возникающих у студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, и психолого-акмеологических детерминантов, обеспечивающих совершенствование процесса их физического воспитания.
Современные реалии развития мирового сообщества выдвигают новые требования к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования. Современный специалист должен быть ориентирован на развитие и укрепление здоровья, понимать необходимость получения в вузе не только профессиональных знаний, но и гармоничного развития, в том числе и физического. Значимые для многих профессий качества успешно можно формировать в процессе физического воспитания, так как на занятиях физической культурой и спортом создаются ситуации, вызывающие необходимость действовать более осмысленно, сдержанно, целесообразно на фоне эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации. Кроме этого, физическое воспитание расширяет арсенал прикладных двигательных координации, а также обеспечивает эффективную адаптацию к опасным производственным факторам. Эффект физической активности распространяется на эмоциональную и мыслительную сферы жизнедеятельности человека, способствует приобретению жизненно важных социальных умений и навыков, повышению самоуважения и искоренению вредных привычек.
Все это требует формирования у будущих специалистов потребности в регулярных занятиях оздоровительной деятельностью, осознания необходимости укрепления своего здоровья, расширения диапазона функциональных возможностей организма и ценностной ориентации на повышение уровня своей физической культуры.
Для изучения ценностных ориентации студентов вуза нами проведено исследование, в результате которого было установлено, что ценностные ориентации могут выступать как эмоциональный и как рациональный компоненты регуляции деятельности. Как эмоциональный компонент ценностные ориентации фиксируют, что нравится в физическом воспитании, как рациональный компонент, - какую пользу видит студент от занятий по физическому воспитанию (табл. 1).
Таблица 1
Ценностные ориентации студентов в области физического воспитания
(%)
Ранг Ценностные ориентации Компоненты регуляции деятельности
Эмоциональный Рациональный
1 Развитие физического Я 24,3 70,0
2 Самоактуализация 36,2 12,3
3 Развитие морально-волевых качеств 4,2 8,1
4 Общение 3,5 1,7
5 Социальное признание 0,3 4,2
6 Красота 0,2 1,1
7 Развитие навыков, умений 1,3 2,6
8 Другое 30 -
Из таблицы следует, что первые ранговые места занимают ценностные ориентации на развитие физического Я (физических качеств, здоровья, телосложения), самоактуализацию (успех, самовыражение, самоутверждение), развитие моральноволевых качеств (воли, настойчивости, чувства долга). Следовательно, чтобы у студентов не ослабевала ориентация на физкультурно-спортивную деятельность при проведении занятий по физическому воспитанию, необходимо особое внимание уделять формированию этих ценностных ориентации.
В то же время в рамках настоящего исследования определено, что на начальном этапе занятий физической культурой и спортом в вузе студенты сталкиваются с рядом затруднений (табл. 2).
Таблица 2
Затруднения, возникающие у студентов в процессе занятий _____________физической культурой и спортом*___________________________
Основные факторы %
Отсутствие воли к занятиям физической культурой и спортом 17,6
Недостаток времени 12,8
Загруженность по другим учебным дисциплинам 17,2
Физическое воспитание не привлекает внимания 16,3
Усталость после других дисциплин 12,3
Слабая материальная база на кафедре физического воспитания 6,2
Низкий уровень физического воспитания до поступления в вуз 16,4
Низкое качество занятий физической культурой и спортом 1,2
Другое 22,5
*Респонденты могли называть несколько факторов
Выявленные затруднения выступают как эффективное диагностическое средство, выявляющее, с одной стороны, актуальность аспектов процесса физического воспитания будущих специалистов (объективное проявление), с другой - слабые стороны подготовки к физкультурно-спортивным занятиям конкретного студента (субъективное проявление).
На основе анализа затруднений, возникающих у студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, выявлены психолого-акмеологические детерминанты, обеспечивающие совершенствование процесса их физического воспитания: познавательные, ценностно-смысловые, дидактические и диагностические.
Системообразующим психолого-акмеологическим детерминантом совершенст-
вования процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе является формирование у них ценностных ориентации на физическое совершенствование, которые, определяя содержательную сторону направленности личности и составляя основу ее отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни, обеспечивают переход от физического воспитания к акме-ориентированному физическому самовоспитанию и выступают как внутренние регуляторы физкультурно-спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 288 с.
2. Ильин, В.И. ППФП студентов в вузах : научно-методологические и организационные основы / В.И. Ильин. - М. : [б.и.], 1978. - 118 с.
3. Карпушина, Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Карпушина Л.В. - Самара, 2003. - 29 с.
4. Касаткина, Н. Э. Курс лекций по педагогике : учеб. пособие / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2001. - 203 с.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М. : Наука, 1983. - 240 с.
6. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-ое изд. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 688 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.35
АНАЛИЗ ИГР ЧЕМПИОНАТОВ МИРА ПО ФЛОРБОЛУ СРЕДИ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ КОМАНД (1996-2009): ИСТОРИЯ, СТАТИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, РЕЙТИНГ
Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта России по флорболу, главный тренер женской сборной команды «Наука»
Людмила Николаевна Сутугина, преподаватель,
Николай Александрович Трухин, тренер флорбольного клуба «Наука»,
Филиал «Севмашвтуз» ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (СПбГМТУ)
Аннотация
В статье проведен анализ результатов игр Чемпионатов Мира по флорболу среди мужских и женских национальных сборных команд. Выявлены некоторые показатели игровой деятельности флорболистов высокой квалификации, определены направления развития мирового мужского и женского флорбола.
Ключевые слова: флорбол, соревновательная деятельность, результативность матчей, статистика, рейтинг.