вования процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе является формирование у них ценностных ориентации на физическое совершенствование, которые, определяя содержательную сторону направленности личности и составляя основу ее отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни, обеспечивают переход от физического воспитания к акме-ориентированному физическому самовоспитанию и выступают как внутренние регуляторы физкультурно-спортивной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 288 с.
2. Ильин, В.И. ППФП студентов в вузах : научно-методологические и организационные основы / В.И. Ильин. - М. : [б.и.], 1978. - 118 с.
3. Карпушина, Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Карпушина Л.В. - Самара, 2003. - 29 с.
4. Касаткина, Н. Э. Курс лекций по педагогике : учеб. пособие / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2001. - 203 с.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - М. : Наука, 1983. - 240 с.
6. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-ое изд. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 688 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.35
АНАЛИЗ ИГР ЧЕМПИОНАТОВ МИРА ПО ФЛОРБОЛУ СРЕДИ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ КОМАНД (1996-2009): ИСТОРИЯ, СТАТИСТИКА, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, РЕЙТИНГ
Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта России по флорболу, главный тренер женской сборной команды «Наука»,
Людмила Николаевна Сутугина, преподаватель,
Николай Александрович Трухин, тренер флорбольного клуба «Наука»,
Филиал «Севмашвтуз» ГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (СПбГМТУ)
Аннотация
В статье проведен анализ результатов игр Чемпионатов Мира по флорболу среди мужских и женских национальных сборных команд. Выявлены некоторые показатели игровой деятельности флорболистов высокой квалификации, определены направления развития мирового мужского и женского флорбола.
Ключевые слова: флорбол, соревновательная деятельность, результативность матчей, статистика, рейтинг.
ANALYSIS OF THE GAMES OF THE WOMEN’S AND MEN’S FLOORBALL WORLD CHAMPIONCHIPS (1996-2009): HISTORY, STATISTICS, GOALS,
RATING
Anatoly Valentinovich Bykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, master of sport in floorball, head coach of women‘s floorball team “Nauka”,
Liudmila Nikolaevna Sutugina, the teacher,
Nikolay Aleksandrovich Truhin, the coach of floorball club “Nauka”,
Branch «Sevmashvtuz» of Saint-Petersburg State Marine Technical University,
Severodvinsk
Annotation
The analysis of results of the Men’s and Women’s Floorball World championship is carried out. Some indicators of game activity of high-skilled floorball players have been defined. The main directions of perspective development of men’s and women’s world floorball are shown.
Keywords: floorball, competitive activity, goals, statistics, rating.
ВВЕДЕНИЕ
Чемпионаты Мира по флорболу среди мужских и женских команд проводятся, начиная с 1996 года. По четным годам проходят мировые первенства среди мужских национальных сборных команд, по нечетным годам - среди женских флорбольных дружин. Каждые два года сборные своих стран разыгрывают право быть лучшей национальной командой мира в женском и мужском элитных дивизионах. В связи с этим наибольший интерес представляют данные игр с участием ведущих сборных команд мира, которые характеризуют основные тенденции развития мужского и женского флорбола.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ протоколов игр Чемпионатов Мира по флорболу с 1996 по 2009 год показал, что за 7 розыгрышей Первенств Мира было проведено 179 матчей среди мужских сборных команд и 149 игр среди женских национальных флорбольных дружин (табл. 1).
Таблица 1
Общие статистические данные матчей Чемпионатов Мира по флорболу (1996-2009)_______________________
Национальные сборные команды мира Количест- во матчей Всего голов Общая средняя результативность Средняя результативность
Игры группового этапа Игры плей-офф и за место в итоговой таблице
Мужские 179 1949 10,88±4,9 126 матчей 53 матча
11±4,5 9,4±3,2
Женские 149 1488 9,98±5,58 105 матчей 44 матча
11,23±5,93 7±2,98
В матчах мужских команд было забито 1949 голов, в играх женских коллективов - 1488 мячей. Средняя результативность матчей между мужскими сборными командами составила 10,88±4,9 голов за игру, в женской части соревнований - 9,98±5,58. Обращает на себя внимание то, что в играх группового этапа результативность матчей выше, чем в стыковых матчах плей-офф или в играх за место в итоговой таблице.
На групповом этапе с участием мужских команд в 6 матчах (5%) зафиксирован ничейный результат, в 120 матчах (95%) был выявлен победитель. Интересным представляется факт, что в групповых матчах Чемпионатов Мира среди женских команд только в 2-х играх из 105 матчей противоборствующие команды не смогли выявить победителя. В 8-ми мужских играх плей-офф и в матчах за место в итоговой таблице, а
также в 4-х играх женского первенства для выявления выигравшей сборной команды потребовалось дополнительное время, по одному разу победитель определился в серии послематчевых штрафных бросков (табл.2).
Таблица 2
Процентное соотношение количества голов в играх Чемпионатов Мира среди мужских и женских команд _________________
Национальные сборные команды мира Матчи 1 период 2 период 3 период Дополн. время Серия после матчевых штрафных бросков
Мужские Групповой этап (1455 голов) 413 497 545 - -
28,4% 34,15% 37,45%
Матчи плей-офф и за места (494 голов) 148 169 168 8 1
29,95% 34,23% 34% 1,62% 0,2%
Женские Групповой этап (1180 голов) 378 389 413 - -
32,05% 32,95% 35%
Матчи плей-офф и за места (308 голов) 80 101 122 4 1
25,97% 32,79% 39,6 % 1,3% 0,33%
Согласно правилам, игра во флорбол представляет собой матч, длящийся 60 минут и разбитый на три периода по 20 минут. Из всех голов забитых на групповом этапе с участием мужских и женских команд (табл.2), наибольшая часть мячей приходится на третий период матча, наименьшая - на первый. Повышение результативности к концу матча наблюдается и в играх плей-офф. По нашему мнению данная тенденция выражена тем, что в начале игры проходит своеобразная разведка команд с целью выявить сильные и слабые стороны соперника, в конце игры это выражено в желании догнать соперника выигрывающего по счету или забить большее количество при преимуществе одной из команд. Заметим, что в стыковых играх среди женских сборных команд на третий период и дополнительное время приходится более 40% всех мячей, а в играх мужских команд во втором и третьем периоде забивается примерно равный процент голов - 34%.
В матчах между мужскими национальными сборными командами на игру в равных составах приходиться немногим более 80% всех мячей, в численном большинстве забивается около 15% голов (табл. 3).
Таблица 3
Процентное соотношение количества голов в зависимости ________________от условий их реализации_____________________________
Национальные сборные команды мира Матчи В равных составах В численном большинстве В численном меньшинстве После штрафного броска
Мужские Групповой этап (1455 голов) 1182 225 41 7
81,23% 15,46% 2,81% 0,5%
Матчи плей-офф и за места (494 голов) 402 73 14 5
81,37% 14,78% 2,83% 1,02%
Женские Групповой этап (1180 голов) 1032 112 23 13
87,45% 9,5% 1,95% 1,1%
Матчи плей-офф и за места (308 голов) 263 30 5 10
85,38% 9,75% 1,62% 3,25%
Следует отметить, что последний показатель у мужских флорбольных дружин выше, чем у женских сборных команд в полтора раза. Примерно каждый десятый гол на Чемпионате Мира среди женских команд в элитном дивизионе проводится, когда одна из команд имеет численное превосходство на игровой площадке над соперником.
Процент реализации численного большинства у мужских команд имеет тенденцию к повышению и достиг на последнем Чемпионате Мира рекордных 50% на групповом этапе (табл. 4).
Таблица 4
Реализация численного большинства (%)______________________
Год проведения ЧМ среди мужских команд 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 Средний процент реализации
Групповой этап (5,57 удалений за матч) 24,85 22,64 30,18 29,16 37 37,39 50 32,05
Матчи плей-офф и за места (4,9 уд. за матч) 28,57 25,71 16,66 20,63 30,55 40 42,85 28,07
Год проведения ЧМ среди женских команд 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 Средний процент реализации
Групповой этап (3,65 уд.за матч) 29,41 29,54 21,95 32,2 23,8 33,84 29,26 29,16
Матчи плей-офф и за места (3,2 уд.за матч) 18,18 0 26,31 16,66 43,47 11,11 21,05 21,27
Это говорит о высокой значимости это компонента игровой деятельности. В Первенствах Мира среди женских национальных сборных команд на групповых этапах, в течение всего времени проведения данных турниров, средний процент реализации большинства составил 29,16%. Обращает на себя внимание то, что количество удалений за матч в играх мужских команд больше, чем в играх среди женских коллективов, а также то, что в играх плей-офф женских команд реализация численного большинства из года в год носит неоднозначный характер.
За время проведения Чемпионатов Мира среди женских и мужских национальных сборных команд нами были определены лидеры мирового флорбола и составлен рейтинг, показывающий соотношение сил на международной арене в настоящее время (табл.5).
Таблица 5
Рейтинг 10-ти ведущих мужских и женских национальных сборных команд мира
по флорболу (на нояб рь 2010 года)
Номер в рейтинге Мужские национальные сборные команды Женские национальные сборные команды
1 Финляндия Швеция
2 Швеция Швейцария
3 Швейцария Финляндия
4 Чехия Чехия
5 Латвия Латвия
6 Норвегия Россия
7 Дания Норвегия
8 Россия Дания
9 Италия Польша
10 Эстония США
Мужской рейтинг возглавляет сборная Финляндии, ставшая впервые Чемпио-
ном Мира на последнем первенстве планеты в 2008 году. В рейтинге женских команд нет равных шведским флорболисткам, одержавшим уверенную победу на последнем домашнем первенстве мира.
Российские спортсмены входят в 10-ку лучших национальных сборных команд мира. Наивысшим достижением женской сборной команды России на Чемпионатах Мира является 5 место, для мужской команды - 6 место.
На сегодняшний день в Международную Федерацию Флорбола (МФФ) входят 52 национальные федерации. Одной из приоритетных задач для МФФ является включение флорбола в Универсиаду, Мировые Игры, а также в программу Олимпийских Игр до 2020 года.
ВЫВОДЫ
Полученные данные характеризуют флорбол как игру с высокой результативностью, что говорит о ее высокой зрелищности. Выявленные технико-тактические показатели, а также некоторые статистические данные дополняют структуру игровой деятельности флорболистов высокой квалификации и могут быть использованы тренерами при подготовке мужских и женских команд различной квалификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков, А.В. Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира по флорболу / А.В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 22-25.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ «ВОЛНОВОГО ТРЕНАЖЕРА АГАШИНА» НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ирина Антоновна Грец, кандидат педагогических наук, доцент,
Александр Борисович Самойлов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Кирпиченков, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье представлены результаты влияния комплекса упражнений с применением «волнового тренажера Агашина» как фактора повышения физической подготовленности и здоровья ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: физические упражнения, «волновой тренажёр Агашина», физическая подготовленность, заболеваемость, дети старшего дошкольного возраста.
INFLUENCE OF THE COMPLEX OF EXERCISES WITH APPLICATION OF «AGASHIN'S WAVE TRAINING SIMULATOR» ON LEVEL OF PHYSICAL READINESS AND MORBIDITY OF CHILDREN IN THE SENIOR PRESCHOOL
AGE
Irina Antonovna Grets, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Borisovich Samoilov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexei Alexeevich Kirpichenkov, the post-graduate student,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article presents the results of influence of a complex of exercises with application of «Aga-