ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 37.037.1 С. С. БУЧНЕВ
Российский университет дружбы народов, г. Москва
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА_________________________________________________
Эффективность процесса физического воспитания будущих специалистов определяется как активностью самих студентов в развитии своей физической культуры и достижении физического совершенства, так и сформированностью в рамках вуза акмеологической среды, которая возникает при реализации в процессе физического воспитания студентов совокупности познавательных, ценностно-смысловых, дидактических, диагностических и собственно акмеологических детерминант.
Ключевые слова: физическое воспитание, обеспечение, психолого-акмеологические детерминанты.
В настоящее время наибольшую важность, актуальность и своевременность приобретают вопросы состояния здоровья учащейся молодежи, формирования у студентов осознания необходимости укрепления своего здоровья, расширения диапазона функциональных возможностей организма и ценностной ориентации на повышение уровня своей физической культуры.
Проблема физического воспитания будущих специалистов является предметом многочисленных исследований в рамках педагогики [1—4] спортивной медицины, физиологии, валеологии [5 — 7]. Идеи о необходимости гармонизации психологического и физического развития человека, роли систематических занятий физической культурой и спортом в лично-
стно-профессиональном развитии отражены в трудах психологов [8—10].
Физическую культуру личности следует понимать как систему ценностей, деятельностей и их результатов, связанных с различными видами физической активности человека, а физическое совершенство (физическое акме) — как процесс и результат физического воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. В качестве показателей физической культуры личности выступают: высокий уровень осознанности ценностей здоровья и физического совершенства, развитая потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, специальные знания, развитость физических качеств, сформированность двигательных
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
действий, обеспечивающих высокий уровень физических достижений.
Показателями физического совершенства являются: уровень физического и психологического здоровья; физическая подготовленность; объективно или субъективно высокие достижения в области физической культуры и спорта; личный опыт творческого использования средств и методов физической культуры и спорта. При этом физическую культуру личности следует рассматривать как органический элемент культуры личности, а физическое акме — как одно из составляющих акме человека.
Процесс физического воспитания в вузе должен быть построен с учетом устранения противоречия между теоретическими знаниями и реальным опытом студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Характер и направленность учебного материала по физической культуре должны согласовываться с реальными знаниями, способностями и возможностями студентов, что будет способствовать формированию субъектности в области двигательной активности, открывать возможности управления самовоспитанием. Повышение уровня самосознания и ответственности субъектов образовательного процесса позволит студентам оценивать свое физическое развитие и физическую подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их будущей профессиональной деятельности.
Эффективность совершенствования процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе обусловлена рядом акмеологических детерминант:
— организационно-функциональных, обеспечивающих выявление уровней субъектного опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности; оказание дифференцированной и индивидуальной помощи студентам в самопознании и самоопределении; рефлексию физкультурно-спортивной деятельности;
— процессуально-содержательных, направленных на приведение содержания образования в соответствие с уровнями субъектного опыта студентов; достижение личностно значимых результатов физического совершенствования; осуществление индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей педагогической деятельности с учетом субъектного опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности;
— управленческих и итогово-прогностических, обусловливающих программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в овладении ценностями физической культуры; выделение критериев оценки эффективности реализации дифференцированного подхода, определение вектора физического совершенствования студентов с учетом динамики субъективного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
Содержание обучения в рамках системы акме-ориентированного физического воспитания определяется принципами: интегративности, мобильности, аккумуляции, технологичности, адекватности, вариативности.
При разработке средств и методов совершенствования физического воспитания будущих специалистов следует опираться на следующие акмеологиче-ские принципы: социально-личностной актуальности, двойной временной направленности, обращенности к саморазвитию, рефлексивного управления, расширения функций субъекта в деятельности, положительной мотивации, непрерывности и поступательности,
индивидуализации, активизации резервных возможностей, полифункциональности.
Ведущими характеристиками системы акмеологи-ческого обеспечения физического воспитания будущих специалистов являются:
— нелинейность: процесс физического воспитания будущих специалистов, сохраняя в образовательной среде целостность, должен обладать свойством ветвления на подпроцессы, каждый из которых имеет специфические только ему присущие особенности, отвечающие личностным особенностям конкретного студента;
— обращенность к саморазвитию: механизмом запуска и функционирования процесса физического воспитания является соответствующая деятельность студента;
— динамичность: по мере развертывания процесса физического воспитания в образовательной среде он может менять свою структуру и системные характеристики;
— диалогичность: диалогичность в постановке и разрешении педагогических задач и задач в области личностно-профессионального самосовершенствования является ведущим средством достижения физического акме;
— неразрывность процессуальных составляющих: акмеологическое обеспечение как целостная система должно обеспечивать органическое единство процессов физического воспитания и личностнопрофессионального развития.
Акмеологическое обеспечение физического воспитания будущих специалистов в вузе — это система мероприятий, нацеленных на повышение эффективности этого процесса путем учета и использования научно обоснованного комплекса психологоакмеоло-гических детерминантов. Процесс акмеологического обеспечения физического воспитания будущих специалистов включает конструирование способов овладения операциональной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы развития физической культуры, а также комплекс мер, направленных на осознание будущим специалистом личностной и социальной значимости физического акме.
Содержанием акмеологического обеспечения физического воспитания будущих специалистов в вузе является:
— психолого-акмеологическое просвещение, направленное на: активизацию интереса к физическому воспитанию и самовоспитанию; формирование познавательных мотивов в области физической культуры и спорта; постановку вопроса о соответствии своей физической подготовленности требованиям будущей профессии;
— психолого-акмеологическое образование, направленное на формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие физической культуры и физическое совершенствование;
— акмеологическая диагностика, направленная на выявление физических способностей и индивидуальных особенностей студентов, уровня их готовности к занятиям физической культурой и спортом, анализ динамики развития отдельных студентов;
— система коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление недостаточной физической подготовленности студентов;
— психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.
При этом психолого-педагогическое сопровождение является основным элементом в системе акмеологического обеспечения физического воспитания будущих специалистов в вузе.
В настоящем исследовании процесс занятий физической культурой и спортом рассматривается как многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основной функцией которого является стимулирование той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей студента как субъекта двигательной активности, которая обусловливает его самореализацию в рамках физкультурно-спортивной деятельности. Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, способствует созданию условий для повышения качества физического воспитания.
Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы позволили разработать научно-практические рекомендации по внедрению системы акме-ологического обеспечения процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе:
— разработка диагностических и коррекционноразвивающих методов в рамках программ акмеологического обеспечения процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе должна строиться на принципах комплексности и развития, обеспечивая эффективность диагностико-коррекционных методов и методик как средств повышения уровня физической культуры студентов;
— деятельность преподавателей физической культуры должна быть направлена прежде всего на организацию акмеологической среды как интегрального условия оптимизации процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе.
Основные научные результаты, исследования показали, что физическое воспитание — это акмепе-дагогический процесс, целями которого являются формирование физической культуры личности и достижение физического совершенства (физического акме), а средствами достижения этой цели выступают акмепедагогические воздействия и акме-ориенти-рованное самовоспитание. Акмепедагогические воздействия, а также акме-ориентированное самовоспитание направлены не просто на развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний, а прежде всего на формирование субъектности в области двигательной активности, ценностных ориентаций на физическое совершенствование, потребности в достижении физического акме.
Совершенствование процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе определяется кумулятивным действием ряда психолого-акмеологи-ческих детерминантов:
— познавательных (формирование представлений о роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; овладение знаниями научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни);
— ценностно-смысловых (формирование ценностных ориентаций на физическое совершенствование, ценностного отношения к здоровому образу жизни; высокой мотивации к занятиям физической культурой и спортом; потребности в физическом самосовершенствовании);
— дидактических (комплексное планирование дидактических задач физического воспитания будущих специалистов; интенсификация физкультурной деятельности студентов на основе использования активных методов обучения, разнообразных технических средств подготовки; сочетание морального стимулирования и систематической требовательности в процессе занятий физической культурой и спортом);
— диагностических (использование в процессе занятий методики системной функциональной диагностики, позволяющей осуществлять мониторинг функционального состояния организма студентов, учитывать их индивидуальные особенности и возможности и на этой основе реализовывать гибкий подход к зачетным требованиям программы по дисциплине «Физическая культура»).
Таким образом, установлено, что при совершенствовании процесса физического воспитания в структуре мотивации занятий физической культурой и спортом начинают преобладать мотивы приобретения положительных эмоций, снятия психологической нагрузки, самосовершенствования, улучшения здоровья. Акмеологическое обеспечение как целостная система должно обеспечивать органическое единство процессов физического воспитания и личностно-профессионального развития.
Библиографический список
1. Кохановский, В.П. Философские проблемы социальногуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания) / В.П. Кохановский : учеб. пособ. для аспирантов, — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.-320 с.
2. Леонтьев, Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем / Д.А. Леонтьев. — Бирштонас ; Вильнюс : ВЕАЭТ, 2005. — Т. 2. —С. 7 — 22.
3. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. — М., 1988. — С. 237.
4. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Музды-баев. — Л. : Наука. — 1983. — С. 54 — 62.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — М. : Педагогика, 1969. — 338 с.
6. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Академия, 2000. — 288 с.
7. Карпушина, Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов / Л.В. Карпушина : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. — Самара, 2003. — С. 29.
8. Апанасенко, Г.Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования / Г.Л. Апанасенко // Валеология. — Ростов-на -Дону, 1997. — № 4. — С. 44-46.
9. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М., 1997. — 304 с.
10. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 4-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 688 с.
БУЧНЕВ Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2010 г.
© С. С.Бучнев
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ