Научная статья на тему 'Акмеологическое обеспечение физического воспитания студентов вуза'

Акмеологическое обеспечение физического воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / PHYSICAL EDUCATION / SUPPORT / PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGIC DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучнев Сергей Сергеевич

Эффективность процесса физического воспитания будущих специалистов определяется как активностью самих студентов в развитии своей физической культуры и достижении физического совершенства, так и сформированностью в рамках вуза акмеологической среды, которая возникает при реализации в процессе физического воспитания студентов совокупности познавательных, ценностно-смысловых, дидактических, диагностических и собственно акмеологических детерминант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бучнев Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeologic support of future specialists in university.s physical education

Efficiency of physical education process for future specialists is defined by the student.s activity in the development of their physical training and achieving physical perfection, and by the formation within the university of acmeological environment, which arises during the realization of set of cognitive, value-sense, teaching, diagnostic and proper acmeologic determinants throw the process of students physical education.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое обеспечение физического воспитания студентов вуза»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 37.037.1 С. С. БУЧНЕВ

Российский университет дружбы народов, г. Москва

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА_________________________________________________

Эффективность процесса физического воспитания будущих специалистов определяется как активностью самих студентов в развитии своей физической культуры и достижении физического совершенства, так и сформированностью в рамках вуза акмеологической среды, которая возникает при реализации в процессе физического воспитания студентов совокупности познавательных, ценностно-смысловых, дидактических, диагностических и собственно акмеологических детерминант.

Ключевые слова: физическое воспитание, обеспечение, психолого-акмеологические детерминанты.

В настоящее время наибольшую важность, актуальность и своевременность приобретают вопросы состояния здоровья учащейся молодежи, формирования у студентов осознания необходимости укрепления своего здоровья, расширения диапазона функциональных возможностей организма и ценностной ориентации на повышение уровня своей физической культуры.

Проблема физического воспитания будущих специалистов является предметом многочисленных исследований в рамках педагогики [1—4] спортивной медицины, физиологии, валеологии [5 — 7]. Идеи о необходимости гармонизации психологического и физического развития человека, роли систематических занятий физической культурой и спортом в лично-

стно-профессиональном развитии отражены в трудах психологов [8—10].

Физическую культуру личности следует понимать как систему ценностей, деятельностей и их результатов, связанных с различными видами физической активности человека, а физическое совершенство (физическое акме) — как процесс и результат физического воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. В качестве показателей физической культуры личности выступают: высокий уровень осознанности ценностей здоровья и физического совершенства, развитая потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, специальные знания, развитость физических качеств, сформированность двигательных

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

действий, обеспечивающих высокий уровень физических достижений.

Показателями физического совершенства являются: уровень физического и психологического здоровья; физическая подготовленность; объективно или субъективно высокие достижения в области физической культуры и спорта; личный опыт творческого использования средств и методов физической культуры и спорта. При этом физическую культуру личности следует рассматривать как органический элемент культуры личности, а физическое акме — как одно из составляющих акме человека.

Процесс физического воспитания в вузе должен быть построен с учетом устранения противоречия между теоретическими знаниями и реальным опытом студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Характер и направленность учебного материала по физической культуре должны согласовываться с реальными знаниями, способностями и возможностями студентов, что будет способствовать формированию субъектности в области двигательной активности, открывать возможности управления самовоспитанием. Повышение уровня самосознания и ответственности субъектов образовательного процесса позволит студентам оценивать свое физическое развитие и физическую подготовленность, контролировать свою деятельность в сфере физической культуры и спорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их будущей профессиональной деятельности.

Эффективность совершенствования процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе обусловлена рядом акмеологических детерминант:

— организационно-функциональных, обеспечивающих выявление уровней субъектного опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности; оказание дифференцированной и индивидуальной помощи студентам в самопознании и самоопределении; рефлексию физкультурно-спортивной деятельности;

— процессуально-содержательных, направленных на приведение содержания образования в соответствие с уровнями субъектного опыта студентов; достижение личностно значимых результатов физического совершенствования; осуществление индивидуальной формирующей или коррекционно-развивающей педагогической деятельности с учетом субъектного опыта студентов в физкультурно-спортивной деятельности;

— управленческих и итогово-прогностических, обусловливающих программно-методическое обеспечение дифференцированной помощи студентам в овладении ценностями физической культуры; выделение критериев оценки эффективности реализации дифференцированного подхода, определение вектора физического совершенствования студентов с учетом динамики субъективного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Содержание обучения в рамках системы акме-ориентированного физического воспитания определяется принципами: интегративности, мобильности, аккумуляции, технологичности, адекватности, вариативности.

При разработке средств и методов совершенствования физического воспитания будущих специалистов следует опираться на следующие акмеологиче-ские принципы: социально-личностной актуальности, двойной временной направленности, обращенности к саморазвитию, рефлексивного управления, расширения функций субъекта в деятельности, положительной мотивации, непрерывности и поступательности,

индивидуализации, активизации резервных возможностей, полифункциональности.

Ведущими характеристиками системы акмеологи-ческого обеспечения физического воспитания будущих специалистов являются:

— нелинейность: процесс физического воспитания будущих специалистов, сохраняя в образовательной среде целостность, должен обладать свойством ветвления на подпроцессы, каждый из которых имеет специфические только ему присущие особенности, отвечающие личностным особенностям конкретного студента;

— обращенность к саморазвитию: механизмом запуска и функционирования процесса физического воспитания является соответствующая деятельность студента;

— динамичность: по мере развертывания процесса физического воспитания в образовательной среде он может менять свою структуру и системные характеристики;

— диалогичность: диалогичность в постановке и разрешении педагогических задач и задач в области личностно-профессионального самосовершенствования является ведущим средством достижения физического акме;

— неразрывность процессуальных составляющих: акмеологическое обеспечение как целостная система должно обеспечивать органическое единство процессов физического воспитания и личностнопрофессионального развития.

Акмеологическое обеспечение физического воспитания будущих специалистов в вузе — это система мероприятий, нацеленных на повышение эффективности этого процесса путем учета и использования научно обоснованного комплекса психологоакмеоло-гических детерминантов. Процесс акмеологического обеспечения физического воспитания будущих специалистов включает конструирование способов овладения операциональной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют мотивы развития физической культуры, а также комплекс мер, направленных на осознание будущим специалистом личностной и социальной значимости физического акме.

Содержанием акмеологического обеспечения физического воспитания будущих специалистов в вузе является:

— психолого-акмеологическое просвещение, направленное на: активизацию интереса к физическому воспитанию и самовоспитанию; формирование познавательных мотивов в области физической культуры и спорта; постановку вопроса о соответствии своей физической подготовленности требованиям будущей профессии;

— психолого-акмеологическое образование, направленное на формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие физической культуры и физическое совершенствование;

— акмеологическая диагностика, направленная на выявление физических способностей и индивидуальных особенностей студентов, уровня их готовности к занятиям физической культурой и спортом, анализ динамики развития отдельных студентов;

— система коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление недостаточной физической подготовленности студентов;

— психолого-педагогическое сопровождение студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.

При этом психолого-педагогическое сопровождение является основным элементом в системе акмеологического обеспечения физического воспитания будущих специалистов в вузе.

В настоящем исследовании процесс занятий физической культурой и спортом рассматривается как многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основной функцией которого является стимулирование той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей студента как субъекта двигательной активности, которая обусловливает его самореализацию в рамках физкультурно-спортивной деятельности. Оно ориентировано на изменение отношений субъектов образовательной деятельности, способствует созданию условий для повышения качества физического воспитания.

Теоретический анализ и результаты экспериментальной работы позволили разработать научно-практические рекомендации по внедрению системы акме-ологического обеспечения процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе:

— разработка диагностических и коррекционноразвивающих методов в рамках программ акмеологического обеспечения процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе должна строиться на принципах комплексности и развития, обеспечивая эффективность диагностико-коррекционных методов и методик как средств повышения уровня физической культуры студентов;

— деятельность преподавателей физической культуры должна быть направлена прежде всего на организацию акмеологической среды как интегрального условия оптимизации процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе.

Основные научные результаты, исследования показали, что физическое воспитание — это акмепе-дагогический процесс, целями которого являются формирование физической культуры личности и достижение физического совершенства (физического акме), а средствами достижения этой цели выступают акмепедагогические воздействия и акме-ориенти-рованное самовоспитание. Акмепедагогические воздействия, а также акме-ориентированное самовоспитание направлены не просто на развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний, а прежде всего на формирование субъектности в области двигательной активности, ценностных ориентаций на физическое совершенствование, потребности в достижении физического акме.

Совершенствование процесса физического воспитания будущих специалистов в вузе определяется кумулятивным действием ряда психолого-акмеологи-ческих детерминантов:

— познавательных (формирование представлений о роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; овладение знаниями научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни);

— ценностно-смысловых (формирование ценностных ориентаций на физическое совершенствование, ценностного отношения к здоровому образу жизни; высокой мотивации к занятиям физической культурой и спортом; потребности в физическом самосовершенствовании);

— дидактических (комплексное планирование дидактических задач физического воспитания будущих специалистов; интенсификация физкультурной деятельности студентов на основе использования активных методов обучения, разнообразных технических средств подготовки; сочетание морального стимулирования и систематической требовательности в процессе занятий физической культурой и спортом);

— диагностических (использование в процессе занятий методики системной функциональной диагностики, позволяющей осуществлять мониторинг функционального состояния организма студентов, учитывать их индивидуальные особенности и возможности и на этой основе реализовывать гибкий подход к зачетным требованиям программы по дисциплине «Физическая культура»).

Таким образом, установлено, что при совершенствовании процесса физического воспитания в структуре мотивации занятий физической культурой и спортом начинают преобладать мотивы приобретения положительных эмоций, снятия психологической нагрузки, самосовершенствования, улучшения здоровья. Акмеологическое обеспечение как целостная система должно обеспечивать органическое единство процессов физического воспитания и личностно-профессионального развития.

Библиографический список

1. Кохановский, В.П. Философские проблемы социальногуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания) / В.П. Кохановский : учеб. пособ. для аспирантов, — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.-320 с.

2. Леонтьев, Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем / Д.А. Леонтьев. — Бирштонас ; Вильнюс : ВЕАЭТ, 2005. — Т. 2. —С. 7 — 22.

3. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. — М., 1988. — С. 237.

4. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Музды-баев. — Л. : Наука. — 1983. — С. 54 — 62.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — М. : Педагогика, 1969. — 338 с.

6. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Академия, 2000. — 288 с.

7. Карпушина, Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов / Л.В. Карпушина : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. — Самара, 2003. — С. 29.

8. Апанасенко, Г.Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования / Г.Л. Апанасенко // Валеология. — Ростов-на -Дону, 1997. — № 4. — С. 44-46.

9. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. — М., 1997. — 304 с.

10. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 4-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 688 с.

БУЧНЕВ Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Адрес для переписки: е-таіі: ss4444@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2010 г.

© С. С.Бучнев

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.