Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добро / абсолютное добро / благо / Беруни / Авиценна / духовнонравственные ценности

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федосенко E.В.

Представлен авторский взгляд на философско-психологические взгляды восточных мыслителей средних веков (Беруни, Ибн Сина) в контексте абсолютных ценностей. Делается акцент на поиске абсолютного добра во взаимосвязи с гуманистическими ценностями и понятием добра у восточных мыслителей древнего Хорезма как источника глубоких философско-психологических воззрений актуальных как для современной психологической науки, так и современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ»

служит в качестве стержневого элемента в механизме формирования и трансформации данного личностного свойства.

Литература

1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.

2. Карпинский, К.В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2021. - 219 с.

3. Карпинский, К.В. Психология профессиональной успешности / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук. - Гродно: ГрГУ, 2017. - 169 с.

4. Карпинский, К.В. Психология смысложизненного кризиса / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2019. - 623 с.

5. Карпинский, К.В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни / К.В. Карпинский // Сибирский психологический журнал. - 2019. -№ 71. -С. 79-106.

6. Карпинский, К.В. Темпоральные свойства смысла жизни и смысложизненный кризис в развитии личности / К.В. Карпинский // Известия ТулГУ. Серия. Гуманитарные науки. -2011. - № 3. - С. 368 - 379.

7. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути /А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2008. - 294 с.

8. Новые методы субъектной психодиагностики / К.В. Карпинский и [др.]. - Гродно: ГрГУ, 2015. - 174 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Федосенко E3., кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной и научно-организационной работе Частного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский Гуманитарный Институт» (ЧОУ ВО БГИ), г. Санкт-Петербург

Аннотация

Представлен авторский взгляд на философско-психологические взгляды восточных мыслителей средних веков (Беруни, Ибн Сина) в контексте абсолютных ценностей. Делается акцент на поиске абсолютного добра во взаимосвязи с гуманистическими ценностями и понятием добра у восточных мыслителей древнего Хорезма как источника глубоких философско-психологических воззрений актуальных как для современной психологической науки, так и современного общества.

Ключевые слова: добро, абсолютное добро, благо, Беруни, Авиценна, духовно-нравственные ценности

PSYCHOLOGY OF THE MEANINGS OF ABSOLUTE GOODNESS THROUGH THE PRISM OF EASTERN PHILOSOPHY

E. Fedosenko PhD in psychology, associate Professor, Vice-rector for educational and scientific-organizational work Private educational institution of higher education «Baltic Humanitarian Institute» ( BGI), SaintPetersburg

Abstract. The author's view on the philosophical and psychological views of the Eastern thinkers of the Middle Ages (Beruni, Ibn Sina) in the context of absolute values is presented. The emphasis is placed on the search for absolute goodness in connection with humanistic values and the concept of goodness among the Eastern thinkers of ancient Khorezm as a source of deep philosophical and psychological views relevant to both modern psychological science and modern society.

Keywords: good, absolute good, good, Beruni, Avicenna, spiritual and moral values

Проблема духовно-нравственных ценностях, добра и блага как никогда актуальна в наше непростое и противоречивое время. Наибольший интерес для нас представляют наши первые «подступы к проблеме добра» в философско-психологических взглядов, в том числе и через призму некоторых древних мыслителей Востока, в частности, Хорезмского ханства - Абу РейханБеруни и Абу али Ибн Сина. Эти восточные философы внесли значительный вклад в развитие психологических знаний.

Что такое духовно-нравственные ценности? Существует разные точки зрения современных ученых на данную проблему.

Содержание духовности человека определено духовно-нравственными ценностями, определяющими природу нравственного сознания и социальной практики воззрений людей и их поступков (курсив наш). Духовно-нравственные ценности были рождены как некие духовные опоры, помогающие человеку переносить тяжелые жизненные испытания. «Человек всегда органически связан с той исторической эпохой, к которой принадлежит, с ней связаны его взгляды, мироощущение, дела и поступки» [6; С.148]. Духовно-нравственные ценности были рождены как некие духовные опоры, помогающие человеку переносить тяжелые жизненные испытания. Духовно-нравственные ценности существуют как реальность, как субъектно-объектные отношения. Духовно-нравственные ценности проявляются и обнаруживаются только в процессе освоения человеком мира, через оценку. Как мы отмечали в своих исследованиях относительно ценностных диспозиций личности речь шла о триаде: «Мир для меня»; «Я для себя» и «Я для мира» [9]. В данном понимании духовно-нравственные ценности неразрывны с деятельностью человека, с его поступками.

Духовно-нравственные ценности оказывают влияние на формирование и развитие человека в процессе его жизни. Данный вопрос был рассмотрен Э. Дюркгеймом, который писал, что цивилизации основаны на важнейших ценностных идеалах. Система духовно-нравственных ценностей общества формируют не ценностные представления индивидов, а иерархия ценностей (необходимая к построению в любом социуме) не зависима от их личных оценок. Таким образом, общество транслирует устоявшиеся духовно-нравственные ценности, а человек адаптируется под них (происходит внутреннее принятие ценности посредством внешнего принуждения, через общественное мнение). Э. Дюркгейм относил к ключевым ценностям: нравственность, экономику, эстетику, метафизику и религию. Все они должны быть усвоены и служить индивидуальными и/или коллективными ориентирами для действий [6, с. 107].

Роль духовно-нравственных ценностей необходимо рассматривать под качественно различающимся параметром типологии на интегрирующие и дифференцирующие. Развивающееся общество меняет значение духовно-нравственных ценностей на иное, а именно: с интегрирующего на дифференцирующее и наоборот, чем обусловлена их дуальная природа [6].

С.Д. Анисимовым, была выстроена иерархия ценностей по условиям социального бытия и социального сознания, он определил человека и человечество высшими ценностями бытия и выделил ценности материального бытия людей, общественные ценности, и ценности духовно-нравственной жизни социума. При этом духовно-нравственные ценности он предлагает также разделить на ценности знания, моральные

ценности, эстетические и т.д. С.Д. Анисимов таким образом определяет ценность: «Ценность всегда есть нечто положительное, если ее рассматривать с точки зрения удовлетворения положительных или духовных потребностей» [7, с. 89].

Современное толкование ценности представлено в Современном философском словаре под редакцией В.Е. Кемерова: «ценность - это сложившаяся в процессе цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» [5, с. 169]. При этом все они имеют характер взаимосвязи и единства, тем самым образуя целостность мира, индивида и общества» [5].

Есть ли вещи, которые мы должны ценить просто потому, что они хороши? Если это так, то можно сказать, что такие вещи обладают «абсолютной добродетелью». Они были бы хороши не для кого-то, а хороши сами по себе, то есть как бы хороши для всех. Их также можно назвать «безличными ценностями».

Причина, по которой мы должны ценить такие вещи, если они реально существуют, заключается просто в том, что они обладают «абсолютной добродетелью». В 20-м веке Дж. Э. Мур был великим поборником абсолютного добра, но он не единственный философ, постулирующий существование и важность «абсолютной добродетили».

Что такое добро и почему его может и не быть, учитывая, что для кого-то это может быть злом или вовсе незначимым?

Подобно общему субъективистскому анализу ценностей, возможно, на наш взгляд, анализировать ценность добра с точки зрения установок.

Понятие «хорошо для (кого-то, чего-то)» — в отличие от понятия «хорошо» — вызывает растущий интерес среди философов разных стран.

«Доброта для» — это пример реляционной ценности (как правило, ценности по отношению к человеку, поэтому ее иногда называют «личной ценностью»). Утверждение, что большинство писателей о «благе для» являются объективистами, можно оспорить, если обратить внимание на тот факт, что многие философы, пишущие о «благополучии» или «благосостоянии», связывают эти понятия с желаниями или другими субъективными состояниями.

В частности, анализ «добра для» может апеллировать к особому типу отношения, а именно к так называемому отношению «ради кого-то». Однако, возможно апеллировать не только к установкам «ради кого-то», которые уместно иметь или для которых есть причины, возможно рассматривать действительно существующие установки «ради кого-то», чтобы обосновать или создать «благо для» (по отношению к субъекту). Это субъективистский взгляд. Одна из его привлекательностей заключается в том, что это частный случай общего субъективистского подхода к ценностям, показывая тем самым, что субъективизм предоставляет ресурсы для анализа реляционных ценностей.

Для нас же в данной статье, как мы отмечали выше, особый интерес представляет понятие «абсолютного добра». В данном контексте нельзя не упомянуть Лосского, который вводит Божество как абсолютную нравственную ценность - самоцель всего мироздания, признавая перспективу полное торжество добра над злом, необоримую и безусловную силу добра, превышающую все иные исторические силы в развитии человечества.

Таким образом, «нравственная ценность абсолютна, внутренне «чиста» от каких-либо посторонних «примесей», то есть там отсутствует «добро для» или «добро ради кого-то».

Философ дает нравственной ценности такое определение: «Абсолютная положительная ценность есть ценность, сама в себе, безусловно, оправданная (самоценность), заключающая в себе характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия из нее никогда не содержат в себе зла» (курсив наш).

Лосский предсказывает торжество мира абсолютных ценностей в реальности, в мироздании; до этого момента в этике абсолютные ценности выступают как идеал абсолютного совершенства. Гуманистическая устремленность этих положений философа несомненна. Автор просматривает абсолютно идеальный путь к абсолютной нравственной ценности и абсолютному совершенству (курсив наш), т. е. пользуется такими вненаучными абстракциями беспредельной широты, которые и призваны выразить «в чистом виде» морально-этическую направленность желаемого» [8, С.9].

Не слишком ли просто объяснять абсолютное добро посредством введения в этику

Бога?

«Процедура введения идеи Божества как Абсолютной ценности в этику, будучи якобы «простой», пишет А. Титаренко (1991). Вместе с тем оказалась по-своему «гениальным» изобретением в религии. Она позволяла ей в логико-понятийном отношении превосходить другие этические концепции в деле создания абсолютной, «нетленной» моральной догматики. Завидная «легкость» этой идейной процедуры имела и свои далеко идущие выгоды, обладая прямым воздействием на массовое моральное сознание [8, С. 10].

Философско-психологические воззрения восточных мыслителей

К понятию «творца, Абсолюта» обращаются и восточные мыслители, частично, взгляды которых представлены в данной статье в контексте абсолютного добра и зачатков психологических воззрений хорезмских философов, таких как Абу РейханБеруни и Абу али Ибн Сина. Обращение к восточной философии и истории психологии не случайно, ведь именно восточные философы славятся своим умением находить общие точки соприкосновения со многими культурами и духовно-нравственными воззрениями, учитывая «природную восточную мудрость» - как ненаучной категории, о которой ходят легенды.

Духовно-нравственные ценности в первую очередь определяются существованием души у человека. В мире есть живые существа, следовательно, должна быть душа, отмечает Беруни. Среди живых существ есть разумные и есть искусство, доведенное до высокого совершенства. Следовательно, должен быть творец (Бог), мудрый и знающий, устраивающий все в совершенстве и исправляющий до возможно лучшего предела, дарующий силу разума для достижения спасения. Материалистическое понимание явлений природы помогало Берунив борьбе против невежества и суеверий. Однако он не был атеистом, признавал ислам. Беруни отлично представлял различие между религиозным и научным взглядом на мир и отдавал предпочтение последнему.

Говоря о характере человека, его стремлению к добру или, наоборот, злу, Беруни объясняет его черты противоречиями человеческой натуры. «Человек по природе имеет сложное тело, состоящие из соединения противодействующих частей, которые объединяются подчиняющей силой. Исходя из этого «люди в своей мирской жизни попеременно бывают в разных положениях. За одни из них люди восхваляются, за другие порицаются. Полюсом похвального является благородство (мурувва), а осью благородства - чистота и опрятность [3].

Беруни считал порочным все отрицательное в человеке и воспевал доброту и благородство: стремление к доброте растет в той мере, как и она (муравва), и доброта заключается в желании добра всем людям вообще и сородичам в особенности. При бессилии - добрым пожеланием, при возможности - делом. У Беруни мы можем отметить своего рода субъективистский взгляд. В частности он пишет, что человеку ближе всего его собственная душа, она более всего достойна, чтобы для нее первой искали добро, а после нее то, что ближе всего окружает ее (одежда, тело человека, его дом и его пища). В этих словах философа заключен смысл и современной психологии, саморазвития, самопомощи, самопознания. Но внешность человека, его лицо даруется ему еще в «чреве материнском и не пути для их изменения», но облик души человек может воспитать в себе сам, он властен над своими страстями, в силах изменить свой нравственный образ жизни, превратив отрицательные стороны в похвальные, по мере того как он будет воспитывать свою душу,

лечить ее духовным врачеванием и постепенно удалять из нее недуги способами, указанными в канонах о нравственности» [2].

Таким образом, можно сделать главное заключение из духовно-нравственных воззрений Берни: человек может сам себя воспитать, воспитать в себе стремление к добру, к «добру для». Доброта в желании добра всем людям вообще и сородичам в особенности; при бессилии - добрым пожеланием, при возможности - делом - вот квинтэссенция гуманистической этики Беруни» [2].

Абу али Ибн Сина (Авиценна), также, как и Беруни, придерживался материалистических взглядов, часто они вели совместные беседы наедине, дабы не «лишиться головы».

Он писал:

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,

Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.

Ослиных черт у них такое изобилье,

Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.[С.47]

Авиценна много странствовал, ему приходилось по объективным причинам переезжать из города в город, когда сталкивался с гонениями на ученых и науки. В частности, уходя из Бухары он писал, что ученые люди - поэты, математики, философы и архитекторы исчезли из города. Люди перестали ходить в гости. А если знакомые люди боятся свободно разговаривать друг с другом, значит их городу грозит гибель.

Ибн Сина вводит в своем трактате «Исцеление души» понятие «Абсолютного Блага», которое выступает в качестве объекта любви всех обожествленных душ. Эта любовь в них никогда не прекращается, ибо они всегда находятся в состоянии совершенства и предрасположенности (к совершенству). Каждая индивидуальная субстанция, управляемая [Аллахом], от природы стремится к своему совершенству, отмечает Авиценна, которое есть благо индивидуальное, проистекающее из индивидуальной субстанции Чистого Блага, и от природы она бежит от присущих ей недостатков, которые в ней являются злом, [проистекающим] из первоматерии и небытия, ибо всякое зло связано с первоматерией и небытием. Очевидно, поэтому, все существующие вещи, управляемые [высшим принципом], обладают естественным вожделением и врождённой любовью. Отсюда с необходимостью следует, что у этих вещей любовь есть прочная основа их существования. делится на разряды по трём признакам: 1) либо оно достигло особого совершенства; 2) либо достигло крайности недостатка; 3) либо колеблется между обоими состояниями, находясь по существу в промежуточном положении [4, С.10].

Высшее счастье человека, по мнению Беруни, в познании, поскольку он наделен разумом. И может проводить параллели, изучать, анализировать что такое «абсолютное добро» и «добро для»...Лишь такое понимание счастья (счастья в познании) принесет обществу мир и благоденствие. Высшее достоинство человека - забота о других, особенно о нуждающихся.

Беруни был великим поборником мира и дружбы между народами. Он гневно осуждал уничтожение культуры и наук в процессе войн. В своей «Индии» он с горечью говорит о том, что «взаимные раздоры и распри одолевают все народы» [2]. Одной из причин Бируни считал недостаточную осведомленность народов друг о друге.

Философ выступал против национальной и религиозной ограниченности, которые мешают установлению правильных взаимоотношений между народами. Он осуждал тех, кто убежден, что «земля - это их земля, люди - это представители только их народа, цари -только их правители, религия - только их вера, наука - только та, что у них имеется» [2, С.67-68].

Таким образом, во взглядах Беруни и Авиценны на общество и человека заключены глубокий гуманизм, единое понимание абсолютного добра и «добрая для» и «добра ради»,

ради мира и познания, прогрессивного развития человечества. Анализ мировоззрения восточных мыслителей приводит нас к выводу, что они выражали идеологию не только прогрессивных слоев своего общества, но и прогрессивных слове современного общества.

Философско-психологические взгляды ученых требуют дальнейшего анализа и изучения в последующих работах.

Литература

1. Абу Али Ибн Сина. Сочинения // Академия наук Таджикистана,Душанбе, 2005.

2. Абу Рейхан Бируни. Избранные произведения, М., 1963.

3. Беруни и гуманитарные науки (доклады), Ташкент, 1972.

4. Великий врачеватель. Жизнеописание // Молодая гвардия, М., 1980.

5. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания //Философские науки. 1989. № 6. С. 85-89. исследования. 1991. № 2. - С. 106-114.

6. Макаев Х. А. Генезис представлений о духовно-нравственных ценностях в истории социально-философской мысли // Вестник КалмГУ. 2018. №1 (37). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/genezis-predstavleniy-o-duhovno-nravstvennyh-tsennostyah-v-istorii-sotsialno-filosofskoy-mysli (дата обращения: 01.03.2022).

7. Тугаринов В.Л. О ценностях жизни и культуры. - Л.: Изд. Лен. унив., 1960. - 288 с.

8. Лосский О.Н. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. -М.: Политиздат, 1991.

9. Федосенко Е.В. Духовность и общество: теоретический анализ феномена групповой духовности // Созидательная активность личности: монография / В.С. Агапов, О.С. Анисимов, А.В. Гагарин и др.

УДК 159.923.2+159.955+159.954

«ТЕКУЧИЙ СУБЪЕКТ»: ТРАНСГРЕССИЯ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ, ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Сапогова Елена Евгеньевна, доктор психологических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»; Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6; e-mai: esapogova@yandex.ru

Аннотация

Обсуждается связь неопределенности как условия существования современного человека и трансгрессии как одного из способов совладания с ней. Аргументируется идея, что трансгрессия порождает феномен «текучего субъекта», приходящего на смену самотождественности субъекта и являющегося носителем новых ценностей: ценностей времени жизни, ассертивности, индивидуальной сложности, самоэффективности, жизненного минимализма, реализма.

Ключевые слова: неопределенность, трансгрессия, смысл, ценность, «сканирование горизонта», идентичность, «текучий субъект».

"FLUID SUBJECT": TRANSGRESSION, EXISTENTIAL VALUES, IDENTITY UNDER UNCERTAINTY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.