Научная статья на тему 'СМЫСЛ ЖИЗНИ И ВРЕМЯ ЖИЗНИ: СМЫСЛОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЛИЧНОСТИ'

СМЫСЛ ЖИЗНИ И ВРЕМЯ ЖИЗНИ: СМЫСЛОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / темпоральные свойства / психологический возраст личности / источники смысла жизни / смыслометрия / каузометрия

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпинский К.В.

Теоретически определены психологические механизмы и закономерности взаимосвязи смысла жизни и психологического времени личности. Психометрически обоснован новый методический прием измерения психологического возраста личности на основе выявления темпоральных свойств смысла жизни и временной организации индивидуальной жизнедеятельности («смыслометрия»). Представлены результаты перекрестной валидизации (кросс-валидизации) смыслометрии и каузометрии в диагностике психологического возраста личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛ ЖИЗНИ И ВРЕМЯ ЖИЗНИ: СМЫСЛОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЛИЧНОСТИ»

РАЗДЕЛ 1

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ

УДК 159.9

СМЫСЛ ЖИЗНИ И ВРЕМЯ ЖИЗНИ: СМЫСЛОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗМЕРЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА ЛИЧНОСТИ

К.В. Карпинский, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22. karpkostia@tut.by

Аннотация.

Теоретически определены психологические механизмы и закономерности взаимосвязи смысла жизни и психологического времени личности. Психометрически обоснован новый методический прием измерения психологического возраста личности на основе выявления темпоральных свойств смысла жизни и временной организации индивидуальной жизнедеятельности («смыслометрия»). Представлены результаты перекрестной валидизации (кросс-валидизации) смыслометрии и каузометрии в диагностике психологического возраста личности.

Ключевые слова: смысл жизни, темпоральные свойства, психологический возраст личности, источники смысла жизни, смыслометрия, каузометрия.

MEANING OF LIFE AND TIME OF LIFE: NEW APPROACH TO MEASUREMENT PSYCHOLOGICAL AGE OF A PERSONALITY

K.V. Karpinski. Doctor of Science (Psychology), Professor, Head of Experimental and Applied Psychology Department, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus, Grodno, Ozheshko str., 22. karpkostia@tut.by

Abstract.

Psychological mechanisms and regularities of the relationship between the meaning of life and the psychological time of the individual are theoretically considered. New method for measuring the psychological age of a person is psychometrically grounded on the basis of identifying the temporal properties of the meaning of life and the temporal organization of individual life strategy («smyslometria»). The results of cross-validation of smyslometria and causometry in the diagnosis of the psychological age of a person are presented.

Keywords: meaning of life, temporal properties, psychological age of a person, sources of the meaning in life, smyslometria, causometry.

Введение. В современной науке понятие «психологический возраст» характеризуется множественностью и неоднородностью значений. В существующем разнообразии определений можно выделить три основных значения:

1) психологический возраст - это наличный уровень общего психического развития и /или развития отдельных сфер психики человека в сопоставлении возрастными

нормативами психического развития. Он оценивается через сравнение актуального состояния развития индивидуальной психики с типичными уровнями нормативно-нормального психического развития, которые обычно достигаются людьми определенных хронологических возрастов в данных социокультурных и общественно-исторических условиях. Так понимаемый психологический возраст может быть как общим, так и парциальным (например, умственный возраст), но поскольку имеется в виду степень зрелости, развитости, сформированности психики в целом или отдельной ее стороны, то более удачным в данном случае представляется термин «психический возраст»;

2) психологический возраст - это субъективное восприятие и оценивание человеком собственного хронологического возраста, а также субъективное переживание собственной принадлежности к определенной возрастной категории людей. Локализуя самого себя в континууме возрастов человеческой жизни, человек ориентируется на систему социальных и личных представлений о хронологических границах каждого возраста - своего рода социокультурное расписание и субъективную возрастную периодизацию жизненного цикла. Очевидно, что для обозначения воспринимаемого хронологического возраста более корректными оказываются термины «субъективный возраст» («subjective age») и «возрастная идентичность» («age identity»), чем «психологический возраст»;

3) психологический возраст - это субъективное чувство возраста, отражающее меру реализованности жизненного замысла личности как субъекта жизни. Данная трактовка отличается наибольшим психологизмом, поскольку сущность собственно психологического времени кроется не в субъективно искаженном переживании физического времени, а в построении человеком собственной системы ценностно-смысловых координат и в ее согласовании с системой объективных пространственно-временных условий индивидуальной жизни. Психологическое время - это собственное время субъектно-личностного существования человека и относительное время индивидуального жизненного пути, которое структурируется в логике жизненного замысла и движется в ритме его практической реализации. В таком понимании психологическое время и возраст личности никак не сводятся к субъективному восприятию человеком хронологического времени и возраста. Поэтому для четкого разграничения понятий психологический возраст было бы целесообразно определять как «субъектный», «личностный», «субъектно-личностный возраст».

Таким образом, под психологическим возрастом личности нередко подразумеваются качественно различные явления: психический возраст (фактически достигнутый уровень психического развития в соотнесении с возрастно-типическими критериями и нормами), субъективный возраст (воспринимаемый хронологический возраст и возрастная самоидентификация) и субъектный возраст (самооценка реализованности, исполненности в качестве субъекта жизненного пути). Если первые два значения данного понятия представляют больший интерес для возрастной психологии и психологии развития, то третье значение скорее характерно для психологии личности и психологии субъекта. В рамках данной статьи мы последовательно придерживаемся именно последнего значения понятия «психологический возраст личности».

Смысл жизни как детерминанта психологического времени и возраста личности. Для психологического времени, составляющего специфическую временную размерность субъектно-личностного развития и функционирования человека, существует своя детерминирующая система. Ее функцию осуществляет смысл жизни (жизненный замысел), отражающий пристрастно-личностное (субъект-объектное) отношение человека к собственной жизни как единому целому. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «субъективно переживаемое время - это ... относительное время жизни (поведения) данной системы -человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека» [9, с. 305].

Смысл жизни является психологической системой, которая задает ценностно-смысловую размерность физического пространства и физического времени человеческой жизни как целостности, т.е. определяет возникновение особого психологического

пространства (жизненного мира) и особого континуума психологического времени (жизненного пути) личности. В этой связи структурирование психологического пространства и протекание психологического времени человеческой жизни зависит от принятого и реализуемого личностного смысла жизни. Временная организация смысла жизни и ценностно-смысловая метрика психологического времени личности представляют собой единство, хотя и не тождество. Это означает, что психологический возраст личности - как условная количественная мера реализованности психологического времени ее жизненного пути - существенно детерминируется процессом и результатами практической реализации человеком индивидуального смысла жизни. Иными словами, психологический возраст личности - это специфическая форма субъективного переживания времени индивидуальной жизни, отражающая актуально достигнутый человеком уровень реализованности, воплощенности, исполненности смысла в жизни.

В таком понимании психологический возраст личности является субъективной (относительно-оценочной) категорией, поскольку в каждый момент «исчисляется» как удельный вес (доля) реально достигнутого в жизни в целостном жизненном замысле. Чем выше мера практической реализованности индивидуального смысла в жизни, тем старше человек в измерении психологического (субъектно-личностного) возраста. И поскольку поиск, сохранение и практическая реализация индивидуального смысла жизни являются ключевыми задачами развития и функционирования личности как субъекта жизни, постольку психологический возраст - это собственный возраст личности как субъекта жизни. В этой функции психологический возраст (субъективное чувство возраста) становится одной из форм обратной связи в механизмах саморегуляции целостной жизнедеятельности и важным диагностическим индикатором того, насколько человек справляется с решением смысложизненных задач, а, следовательно, как он прогрессирует в своем субъектно-личностном развитии [5].

Смыслометрический и каузометрический подходы к измерению психологического возраста личности. Опираясь на изложенные теоретические соображения, можно обоснованного предполагать, что диагностика темпоральных свойств индивидуального смысла жизни служит ключом к измерению психологического возраста личности и, в частности, что данный возраст может быть надежно измерен с помощью методики «Источники смысла жизни» [2]. Данная методика является многопрофильным диагностическим инструментом, который предназначен для изучения ценностного содержания и структурно-функциональных свойств индивидуального смысла жизни. Она построена по модульному принципу, в соответствии с которым для разных психологических свойств смысла жизни разработаны отдельные методические приемы и диагностические техники.

Среди психологических свойств смысла жизни в отдельную группу обособляются темпоральные свойства, производные от локализации смыслообразующих ценностей испытуемого на временной оси индивидуальной жизни и от временного режима практической реализации данных ценностей в реальной жизнедеятельности [4; 5; 6; 8]. Для диагностики темпоральных свойств смысла жизни разработан специальный модуль методики «Источники смысла жизни», который позволяет выявить временную ориентацию и временной профиль (градиент), а также установить меру реализованности, актуальности и потенциальности индивидуального смысла жизни. Отправным диагностическим показателем для расчета психологического возраста испытуемого является индекс реализованности смысла жизни [2, с. 149].

Более традиционным и широко известным подходом к измерению психологического возраста личности является каузометрический психобиографический подход [1;3; 7]. Его центральная идея заключается в том, что «единицами» анализа психологического времени и возраста личности служат значимые события жизни и их детерминационные каузальные (причинно-следственные) и целевые (целе-средственные) связи. Их целостной репрезентацией в сознании человека выступает субъективная картина жизненного пути,

которую можно рассматривать как специфическую форму субъективной представленности жизненного замысла. При этом психологический возраст производен от показателя реализованности психологического времени - отношения доли значимых событий и /или их детерминационных взаимосвязей, реализованных к текущему моменту времени, к их общему числу в субъективной картине жизненного пути испытуемого. В русле каузометрического подхода созданы и валидизированы несколько оригинальных методик диагностики психологического возраста, в том числе экспресс-тест, дихотомическое шкалирование жизненного пути, оценивание пятилетних интервалов и каузометрический психобиографический опрос. Перечисленные методики, по свидетельству авторов, «определяют реализованность и психологический возраст личности на разных уровнях осознания» [7; с. 81].

Критериальная кросс-валидизация смыслометрии и каузометрии. Нами была проведена процедура перекрестной критериальной валидизации (кросс-валидизации) диагностических показателей психологического возраста, определяемых с помощью смыслометрии и различных техник каузометрии. Полученные результаты свидетельствуют, что показатель психологического возраста, рассчитываемый в методике «Источники смысла жизни», тесно коррелирует с аналогичным показателем экспресс-теста психологического возраста (r = 0,51, N = 3 208, p < 0,000), методики «Оценивание пятилетних интервалов» (r = 0,44, N = 286, p < 0,000) и развернутого каузометрического опроса (r = 0,29, N = 93, p < 0,005). Это подтверждает взаимную критериальную валидность смыслометрического и каузометрических показателей психологического возраста личности.

Заключение. С точки зрения каузометрической (причинно-целевой) концепции психологического времени Е.И. Головахи и А.А. Кроника, психологический возраст выступает условной мерой реализованности, воплощенности жизненного замысла личности: чем больше человек преуспел в осуществлении жизненно значимого, тем старше он будет себя чувствовать. В данной концепции исчисление психологического времени и возраста ведется в единицах значимых жизненных событий и межсобытийных детерминационных связей.

Между тем, возможны и другие «единицы» для исчисления психологического возраста личности. Роль таких единиц могут играть смыслообразующие ценности, слагающие структуру индивидуального смысла жизни. Представляется, что ценности в качестве единиц жизненного замысла личности задают даже более точную метрику психологического времени, чем значимые событиям и их взаимосвязи. В любом случае значимые события - это всего лишь «ключевые точки», «переломные пункты», «решающие моменты» на пути практической реализации смысложизненных ценностей личности. Количественным эквивалентом реализованности жизненного замысла может быть не только число локализованных в ретроспективе значимых событий и /или их детерминационных связей, но и прямая баллированная самооценка продуктивности реализации ценностей в прошлом. Психологический возраст при этом выражает относительную меру успеха (продуктивности), достигнутого в реализации этих ценностей. Относительность психологического возраста означает, что достигнутое внутренне соизмеряется с притязаниями, которые проистекают из индивидуального смысла жизни и в целостном виде репрезентированы в содержании жизненного замысла. Отношение жизненных достижений к жизненным притязаниям детерминирует субъективное восприятие человеком времени своей жизни и переживание собственного возраста.

Таким образом, смысл жизни представляет собой субъективную систему отсчета, в которой протекает психологическое время и измеряется психологический возраст. Будучи свойством личности, психологический возраст оказывается производным от темпоральных свойств (временной организации) индивидуального смысла жизни. Хотя психологический возраст является свойством личности, а не собственно смысла жизни, именно последний

служит в качестве стержневого элемента в механизме формирования и трансформации данного личностного свойства.

Литература

1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.

2. Карпинский, К.В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2021. - 219 с.

3. Карпинский, К.В. Психология профессиональной успешности / К.В. Карпинский, Т.В. Гижук. - Гродно: ГрГУ, 2017. - 169 с.

4. Карпинский, К.В. Психология смысложизненного кризиса / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2019. - 623 с.

5. Карпинский, К.В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни / К.В. Карпинский // Сибирский психологический журнал. - 2019. -№ 71. -С. 79-106.

6. Карпинский, К.В. Темпоральные свойства смысла жизни и смысложизненный кризис в развитии личности / К.В. Карпинский // Известия ТулГУ. Серия. Гуманитарные науки. -2011. - № 3. - С. 368 - 379.

7. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути /А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2008. - 294 с.

8. Новые методы субъектной психодиагностики / К.В. Карпинский и [др.]. - Гродно: ГрГУ, 2015. - 174 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛОВ АБСОЛЮТНОГО ДОБРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Федосенко E3., кандидат психологических наук, доцент, проректор по воспитательной и научно-организационной работе Частного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский Гуманитарный Институт» (ЧОУ ВО БГИ), г. Санкт-Петербург

Аннотация

Представлен авторский взгляд на философско-психологические взгляды восточных мыслителей средних веков (Беруни, Ибн Сина) в контексте абсолютных ценностей. Делается акцент на поиске абсолютного добра во взаимосвязи с гуманистическими ценностями и понятием добра у восточных мыслителей древнего Хорезма как источника глубоких философско-психологических воззрений актуальных как для современной психологической науки, так и современного общества.

Ключевые слова: добро, абсолютное добро, благо, Беруни, Авиценна, духовно-нравственные ценности

PSYCHOLOGY OF THE MEANINGS OF ABSOLUTE GOODNESS THROUGH THE PRISM OF EASTERN PHILOSOPHY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.