Научная статья на тему 'Значение этических взглядов и идеи Абу Али Ибн Сино в воспитании молодого поколения'

Значение этических взглядов и идеи Абу Али Ибн Сино в воспитании молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1556
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдурахманова Г. Р., Наумова Е. С., Абдурахманова Г. У.

Один из выдающихся мыслителей Ибн Сино внёс огромный вклад в развитие естественно-научной и прогрессивной общественно-философской науки. Идеи Ибн Сины о человеке как вершине развития физического мира и органической природы его утверждение о том, что именно ему присущи высшие силы и способности ускоренного продвижения к высотам совершенства и прекрасного свидетельствуют о глубоком гуманизме мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдурахманова Г. Р., Наумова Е. С., Абдурахманова Г. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF ETHICAL VIEWS AND IDEAS OF AVICENNA IN THE EDUCATION OF YOUNG GENERATION

One of the greatest thinkers of Avicenna made an enormous contribution to the development of science and progressive social and philosophical science. The ideas of Ibn Sina about man as the top of the physical world and the organic nature of its assertion that it is inherent in a higher power and the ability to fast-track to the heights of perfection and a nice show deep humanism thinker.

Текст научной работы на тему «Значение этических взглядов и идеи Абу Али Ибн Сино в воспитании молодого поколения»

Список литературы:

1. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М., 2004. -72 с. - (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып.4).

2. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Авто реф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. Ростов-н/Д, 2001. 23 с.

3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с. 114-115.

4. Солянкина Л.Е. УМК как средство профессионального саморазвития студента: Дис. канд. Пед. Наук. Волгоград, 1999.

5. Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 155-157.

6. Учебно-методический комплекс студента, его назначение и составные элементы. www.orenport.ru/docs/281/work stud/Members/Solynkina.htm.

Абдурахманова Г.Р.,

преподаватель Самаркандского Государственного университета им. А. Навои, Республика Узбекистан, 140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15

Наумова Е. С., преподаватель Самаркандского Государственного университета им. А. Навои, Республика Узбекистан, 140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15,

1^атгтИ@,гатЪ1ег. ги Абдурахманова Г.У. магистр Самаркандского Государственного университета им. А. Навои, Республика Узбекистан, 140104, г. Самарканд, Университетский бульвар, 15,

ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ И ИДЕИ АБУ АЛИ ИБН СИНО В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Воспитание изначально является практическим воплощением созданного обществом идеала человека и важнейшим условия процветания государства. В условиях нравственного кризиса, приобретающего общемировой характер, смены государственных идеологий и других геополитических проблем вопросы подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни обретают сегодня принципиальное значение, сопоставимое с важностью решения задач общественной безопасности.

Накопленный в разные исторические периоды представителями разных гуманитарных наук ( Фараби, Ибн Сино, Авлони, Я. Коменский, Л. Толстой, А. А. Гусейнов, Б. Зиямухамедов, О. Косимова, А. Эркаев и др.), в том числе, - педагогики, учит нас синергетическому подходу к решению проблемы определения содержания воспитания - и, в особенности - духовно-нравственного воспитания. Исходя из данного подхода в процессе создания новой модели воспитательного процесса, отвечающей современным социокультурным требованиям, необходимо гармоничное сочетание национальных и общечеловеческих ценностей, традиции национальных педагогических школ и тенденции развития современного образования.

В свете указанных предпосылок важным становится глубокое, многоаспектное изучение научного и духовного наследия мыслителей прошлого. В сфере духовно-нравственного воспитания одним из ключевых понятий является мораль, содержание которой изменчиво в силу действий различных факторов общественного генеза. Представления о морали являются основой этических учений, влияющих на формирование концепции воспитания.

В нашей стране в настоящее время ведется работа по переосмыслению и глубокому изменению системы духовно-нравственного воспитания молодежи. Одним из ее направлений является изучение наследия мыслителей Востока не только с исследовательской, но и с воспитательной, просветительской целью. Учитывая потребности общества, перспективы его развития, мы придаем особое значение трудам ученых эпохи Восточного Ренессанса. Это была эпоха великих ученых энциклопедистов: Хорезми, Фароби, Ибн Сино, Беруни и других.

Один из выдающихся мыслителей того периода Ибн Сино внёс огромный вклад в развитие естественно - научной и прогрессивной общественно-философской науки и не случайно он был титулован высоким званием «Шайхур-раиси» (глава учёных).

Процесс воспитания Ибн Сино рассматривал как единый, включающий в себя умственное, физическое эстетическое и нравственное воспитание. Кроме того, он дал философское толкование таких понятий, как добро и зло, скромность, воля, но особое место в его творчестве занимают проблемуынравственности. В своем труде «Канон нравственности» он подробно проанализировал ключевые термины и понятия своего этического учения. Его система представления об этике, как отмечает А. А. Гусейнов, «имеет мало общего с аристотелевской психологией (которую, впрочем, Ибн Сина не отрицал), а теория интуитивного схватывания (хадс) предмета познания может вызвать ассоциации с суфизмом» (1). Однако этические представления Ибн Сино интересны не только для философов или исследователей-теоретиков. Наследие великого ученого может быть в полной мере быть использовано как для духовно-нравственного воспитания детей и подростков, так и в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Актуальность суждений Ибн Сино подтверждает, в частности, нижеприведенная цитата:

"Быть алчным стерегись и, сохраняя честь, Не требуй от судьбы ты больше, чем есть. Знай, будит жадность в нас погибельную страсть, И кто охвачен ей, тому легко пропасть» (3).

Ценным для педагогов является и проведенный Авиценной глубокий анализ причин возникновения негативных и позитивных качеств в общих чертах характера человека. Важным аспектом проявления этических качеств человека Ибн Сино считал, например, дружбу. Как отмечает Ш. У. Камалов, «Ибн Сина выделил 3 вида дружбы: во — первых, как бы не было трудно, человек старается не оставлять своего друга; во-вторых, идейная дружба, то есть дружба между людьми имеющими общие интересы; в третьих, это дружба возникающая из-за выгоды и пользы». "Ты к дружбе с каждым встречным не стремись И тайн не поверяй кому попало, Г они лжеца, пройдохи сторонись, Иначе повредишь себе нимало".

В «Каноне нравственности» содержится немало правил, позволяющих молодым людям успешно войти в общество, выстроить правильно взаимоотношения с окружающими:

"И воле подлеца не покорись, Не превышай дозволенного меры, А запятнаешь честь, так не винись, Как слёз не лей - слезам не будет веры"

Соотношение категорий добра и зла, их проявлений и последствий проявления в обыденной реальности также является объектом пристального изучения Ибн Сины:

"Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло-зло и должен пожать"

Говоря о достоинстве человека Ибн Сина утверждает, что "для человека одним из главных качеств, с которого начинается его достоинство несомненно является устранение своих плохих качеств, т.к. достойное поведение человека-самое простое качество среди хороших качеств человека, особое место среди которых занимают заботливость и внимание..."

Особо следует отметить, что этические представления ученого не были искусственно изолированы от других сторон социальной действительности. Так, в трудах Авиценны вопросы морали тесно переплетены с эстетическими воззрениями: всякой мечтой человека, по имени Ибн Сины, является движимое любовью стремление к прекрасному, а прекрасное, с точки зрения Ибн Сины, тождественно совершенству.

Идеи Ибн Сины о человеке как вершине развития физического мира и органической природы его утверждение о том, что именно ему присущи высшие силы и способности ускоренного продвижения к высотам совершенства и прекрасного свидетельствуют о глубоком гуманизме мыслителя. Выведенные великим мыслителем Востока закономерности проявления и развития моральных качеств человека, выделенные им этические категории и сегодня не утратили своей значимости, вследствие чего могут быть с полным успехом применены в моделировании и проектировании современного воспитательного процесса

Список использованной литературы.

1. Гусейнов А. А. История этических учений. - СпБ: Питер, 2001. - с. 306

2. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) [Текст] / Ш. У. Камалова [и др.] // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1068-1070.

3. Хайруллаев М. Маънавият юлдузлари: Абу Али ибн Сино— Тошкент, — 2001. — с 103.

Полуда В1ктор1я Володимир1вна

кандидат педагог1чних наук, доцент кафедри готельно-ресторанног справи, Кигвського утверситету туризму, економгки I права, Украгна, 02192, м. Кигв, вул. Генерала Жмаченка, 26.

Телефон: (044) 543-38-07 skn@inet.ua

ЗНАЧЕННЯ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНЦ1Й У П1ДГОТОВЦ1 ФАХ1ВЦ1В СФЕРИ

ОБСЛУГОВУВАННЯ

Визначення ключових компетентнщй подано в роботах I. ЗимньоТ, В. Петрук, Г. Селевко, П. Третьякова, О. Хуторського, Т. Шамова та ш.

Широкого застосування в ощнюванш професшноТ тдготовки фахiвця набуло поняття „компетенщя". Поняття „компетенщя" (вщ лат. competentia — належшсть за правом) у прямому сена означав коло повноважень будь-якого органу чи посадовця, або коло питань, в яких певна особа мае досвщ та знання. Концепщя „шдивщуальноТ" компетенцп, поширеноТ в менеджмент! персоналу, грунтуеться на розумшш компетенцп як набору навичок, яким повинен волод^и шдивщ для виконання певноТ роботи. I хоча концепщя „шдивщуальноТ' компетенцп доволi розвинута у сферi управлшня людськими ресурсами, все ще тривають дебати щодо точного визначення цього термшу. Поширена думка, що компетенщя пращвника полягае у вщповщносп

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.