Научная статья на тему 'Взгляд западных ученых на философию Авиценны (Абу Али Ибн Сина)'

Взгляд западных ученых на философию Авиценны (Абу Али Ибн Сина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
700
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ВОСТОК / ЗАПАД / АБУ АЛИ ИБН СИНА / ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФРАНЦУЗСКИЕ ФИЛОСОФЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдукаримова Гулчехра Баратовна, Умарова Рузигул Шералиевна, Тухтабоев Элдор Абдужабборович

В статье рассматриваются основные особенности философских идей Древнего Востока, отличающие их от европейских философских течений. Отдельно уделяется внимание философским воззрениям одного из крупнейших ученых Востока Абу Али Ибн Сины. Приводятся мнения французских философов о воззрениях Восточного мыслителя. Также рассматривается влияние идей Ибн Сины на современные науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд западных ученых на философию Авиценны (Абу Али Ибн Сина)»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ВЗГЛЯД ЗАПАДНЫХ УЧЕНЫХ НА ФИЛОСОФИЮ АВИЦЕННЫ

(АБУ АЛИ ИБН СИНА) Абдукаримова Г.Б.1, Умарова Р.Ш.2, Тухтабоев Э.А.3

1Абдукаримова Гулчехра Баратовна - старший преподаватель;

2Умарова Рузигул Шералиевна - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой;

3Тухтабоев Элдор Абдужабборович - старший преподаватель, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных

дорог,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности философских идей Древнего Востока, отличающие их от европейских философских течений. Отдельно уделяется внимание философским воззрениям одного из крупнейших ученых Востока - Абу Али Ибн Сины. Приводятся мнения французских философов о воззрениях Восточного мыслителя. Также рассматривается влияние идей Ибн Сины на современные науки.

Ключевые слова: философия, Восток, Запад, Абу Али Ибн Сина, Восточная философия, французские философы.

Восточная философия, или философия Древнего Востока, хранит в себе большие объемы человеческих знаний, будучи неисчерпаемым кладезем мудрости, богатейшим источником для поиска истины и ценнейшим духовным наследием. Определение "восточная" употребляется европейскими учеными для всех философских мировоззрений, сформировавшихся на территории, расположившейся восточнее Греции. Однако оно не учитывает всего многообразия философских идей и направлений, зародившихся под влиянием геополитической обстановки, природных условий, исторического и культурного развития [1].

Одной из особенностей восточных философских учений исследователи считают плотное переплетение в них философских и религиозных идей. Философия Древнего Востока характеризуется меньшей индивидуализацией, она содержит в себе преимущественно общие представления о мироздании. Значительная часть исследователей видит в восточной философии ценнейший вклад в развитие цивилизации и считают его равноценным по значимости, как и вклад западных философских учений. Философская мысль Древнего Востока отличается меньшей категоричностью по сравнению с европейскими философскими учениями, в ней добро и зло - это дуальные понятия. В философствовании восточных мыслителей мы видим глубокий синтез религиозных взглядов, мировоззренческих идей, символизма и рационализма, что очень характерно для народов Древнего Востока.

Идеи восточных мудрецов считаются одним из важнейших культурных наследий человечества. Вклад ученых Мавераннахра в развитие науки, искусства, философии и медицины занимает особое место. Золотой век исламской мысли дал миру множество величайших умов, чьи идеи до сих пор обсуждаются и анализируются. И Ибн Сина был одним из ярчайших представителей той эпохи, который внес большой вклад в развитие науки и образования.

Развитие философской мысли арабского мира тесно связано с именем известного мыслителя Абу Али Ибн Сины (в Европе был более известен по латинизированному имени - Авиценна). В частности, его работы «Книга справедливости», «Управление телом и мыслью», «Канон о долге», «Каноны нравственности» легли в основу современных идей гуманизма, добра, справедливости [2]. Они легли в основу

западной неклассической рациональной философии образования, согласно которой необходим индивидуальный подход к каждому ученику, с акцентом на развитие творческого потенциала и личностного роста [3].

К сожалению, далеко не все его труды сохранились до нашего времени, например, от "Восточной философии" остались лишь отдельные фрагменты. В то же время, одно из фундаментальных творений Ибн Сины - "Канон врачебной науки", включающая 18 томов, стала достоянием всего человечества, переиздано на латинском языке 30 раз, более 500 лет входило в обязательную программу для изучения врачами. Оно до сих пор используется для расширения кругозора врачей и широкого круга людей, интересующихся медициной. Примечательно, что другое его произведение «Книга исцеления» было признано еретическим и сожжено в 1160 году.

Красной нитью через все учение Ибн Сины проходит попытка постичь мировую закономерность, понять мировой и божественный порядок, а также определить место человека в нем. Это повлияло на судьбу философских идей восточного мыслителя и их роль в развитии современной цивилизации. Ибн Сина выделял 3 вида души: растительную, животную и разумную. Они являются выражением 3 ступеней развития: низшая - бессознательная растительная, высшая - разумная человеческая. По мнению Ибн Сины, одухотворенная материя приобретает способность двигаться. Мысли, высказываемые им о материи, целиком отвечают духу его времени [4]. Однако несмотря на то, что трудам Ибн Сины уже 1000 лет, они до сих пор не теряют своей актуальности.

Философская мысль Абу Али Ибн Сины вызывает дискуссии в среде западных исследователей его творчества. Например, французские философы, которые детально изучили его труды, интерпретируют взгляды Авиценны совершенно по-разному. Например, Гуашон считает, что основой мировоззрения мыслителя являлся материализм. В то же время Луи Гардэ указывает на бесспорный теологизм философии Ибн Сины и его религиозную направленность. Анри Корбэн называет научные идеи Авиценны философией озарения, усматривая в ней мистицизм и эманационность. Но все исследователи творчества Ибн Сины сходятся в одном: его идеи - это бесспорное продолжение философских учений Аристотеля, Платона и неоплатоников.

На примере трудов Абу Али Ибн Сины мы видим, что влияние мыслителей Древнего Востока на дальнейшее развитие науки, философии, медицины, искусства необычайно велико. И сегодня философские идеи того времени остаются актуальными, вызывая живые дискуссии. Культурное наследие Абу Али Ибн Сины как яркого представителя философской мысли Древнего Востока нашло свое признание во всем мире и стало достоянием всего человечества.

Список литературы

1. Федотова Л.Ф. Философия Древнего Востока. М.: Издательство «Спутник +», 2015. 142 с.

2. Абдукаримова Г.Б. Философские взгляды Абу Али Ибн Сины на образование // Достижения науки и образования, 2019. № 4 (45). С. 21-23.

3. Худайберганов Р.Х., Абдураззакова Д.А. Классическая и неклассическая рациональности философии в парадигме системы образования // Проблемы науки, 2019. № 1 (37). С. 61-62.

4. Гусейнов С.В. Философия арабского Востока. Истоки и достижения // Научное сообщество студентов сборник материалов XIV Международной студенческой научно-практической конференции, 2017. С. 169-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.