Научная статья на тему 'Значение ключевых компетенций в подготовке специалистов сферы обслуживания'

Значение ключевых компетенций в подготовке специалистов сферы обслуживания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полуда Виктория Владимировна

Ключевые профессиональные компетенции специалиста сферы обслуживания предусматривают круг полномочий, которые свойственны любому виду профессиональной работы в определенной области деятельности. Профессиональную компетентность можно рассматривать при наличии соответствующих знаний, умений, навыков, сформированности внутреннего мировосприятия личности потребностей, установок, профессиональных ориентиров и мотивов деятельности, представления о самом себе, своих профессиональных качеств, результатов собственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORE VALUES OF COMPETENCIES IN TRAINING SERVICE SECTOR

Key professional competence of professional service sector provide terms of reference inherent in any kind of professional work in a particular field of activity. Professional competence can be considered the availability of relevant knowledge, skills, worldview formation of internal personality the needs, attitudes, motivation and professional orientation activities imagination about himself, his professional qualities, the results of their own activities.

Текст научной работы на тему «Значение ключевых компетенций в подготовке специалистов сферы обслуживания»

Соотношение категорий добра и зла, их проявлений и последствий проявления в обыденной реальности также является объектом пристального изучения Ибн Сины:

"Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло-зло и должен пожать"

Говоря о достоинстве человека Ибн Сина утверждает, что "для человека одним из главных качеств, с которого начинается его достоинство несомненно является устранение своих плохих качеств, т.к. достойное поведение человека-самое простое качество среди хороших качеств человека, особое место среди которых занимают заботливость и внимание..."

Особо следует отметить, что этические представления ученого не были искусственно изолированы от других сторон социальной действительности. Так, в трудах Авиценны вопросы морали тесно переплетены с эстетическими воззрениями: всякой мечтой человека, по имени Ибн Сины, является движимое любовью стремление к прекрасному, а прекрасное, с точки зрения Ибн Сины, тождественно совершенству.

Идеи Ибн Сины о человеке как вершине развития физического мира и органической природы его утверждение о том, что именно ему присущи высшие силы и способности ускоренного продвижения к высотам совершенства и прекрасного свидетельствуют о глубоком гуманизме мыслителя. Выведенные великим мыслителем Востока закономерности проявления и развития моральных качеств человека, выделенные им этические категории и сегодня не утратили своей значимости, вследствие чего могут быть с полным успехом применены в моделировании и проектировании современного воспитательного процесса

Список использованной литературы.

1. Гусейнов А. А. История этических учений. - СпБ: Питер, 2001. - с. 306

2. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) [Текст] / Ш. У. Камалова [и др.] // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1068-1070.

3. Хайруллаев М. Маънавият юлдузлари: Абу Али ибн Сино— Тошкент, — 2001. — с 103.

Полуда В1ктор1я Володимир1вна

кандидат педагог1чних наук, доцент кафедри готельно-ресторанног справи, Кигвського утверситету туризму, економгки I права, Украгна, 02192, м. Кигв, вул. Генерала Жмаченка, 26.

Телефон: (044) 543-38-07 skn@inet.ua

ЗНАЧЕННЯ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНЦ1Й У П1ДГОТОВЦ1 ФАХ1ВЦ1В СФЕРИ

ОБСЛУГОВУВАННЯ

Визначення ключових компетентнщй подано в роботах I. ЗимньоТ, В. Петрук, Г. Селевко, П. Третьякова, О. Хуторського, Т. Шамова та ш.

Широкого застосування в ощнюванш професшноТ тдготовки фахiвця набуло поняття „компетенщя". Поняття „компетенщя" (вщ лат. competentia — належшсть за правом) у прямому сена означав коло повноважень будь-якого органу чи посадовця, або коло питань, в яких певна особа мае досвщ та знання. Концепщя „шдивщуальноТ" компетенцп, поширеноТ в менеджмент! персоналу, грунтуеться на розумшш компетенцп як набору навичок, яким повинен волод^и шдивщ для виконання певноТ роботи. I хоча концепщя „шдивщуальноТ' компетенцп доволi розвинута у сферi управлшня людськими ресурсами, все ще тривають дебати щодо точного визначення цього термшу. Поширена думка, що компетенщя пращвника полягае у вщповщносп

23

його здiбностей до вимог, що висуваються до певного роду дiяльностi. З шшого боку, деякi дослiдники розглядають компетенци як широкий набiр професшних навичок та знань, якi можна використовувати у рiзних ситуацiях [3].

Похщною вiд термiну компетенцiя (професшна компетенцiя) виступае поняття „ключовi компетенци" [1]. У бiльшостi наукових публшащях поняття „ключовi компетенци" розглядаються як компетенци, притаманнi для всiх професш i спецiальностей. Ключовими компетенцiями можна назвати таю, по-перше, якими мае волод^и член суспiльства i яю можна застосовувати в будь-яких ситуащях [4].

Комплекс „ключових компетенцш" можна подати у виглядi чотирьох компонент:

• iнформацiйна складова компетенци (способи прийому, збер^ання i оформлення передачi шформаци);

• проектувальна складова компетенци (способи визначення цшей, ресурав 1'х досягнення, дiй, термiнiв) [1];

• оцшювальна складова компетенци (способи порiвнювання результатiв iз цiлями, класифшаци, абстрагування, прогнозування, систематизацiя, конкретизацiя);

• комушкативна складова компетенци (способи передачi шформаци i залучення ресурсiв шших людей до досягнення сво'х цшей) [2].

Актуально важливими е рекомендаци Ради Свропи щодо визначення п'яти груп ключових компетенцiй, володшня якими й е основним критерiем якостi пiдготовки фахiвця:

• пол^ичш i соцiальнi компетенци, пов'язанi зi здатнiстю брати на себе вщповщальшсть, брати участь у спiльному прийнятп рiшень, регулювати мiжособистiснi конфлiкти та ш. [4].

• компетенци, що стосуються життя в суспiльствi з рiзними культурами та релiгiями. Не допускати виникнення расизму, поширення атмосфери нетерпимости освiта мае „озброювати" молодь мiжкультурними компетенцiями щодо толерантного сприйняття iншомовних культур i релiгiй;

• компетенци, що передбачають комунiкативнiсть, усне та письмове спшкування на засадах володшня декшькома мовами;

• компетенци, що пов'язаш з виникненням шформацшного суспiльства [4]. Володiння новими технолопями, розумiння 1'х застосування в професшному полi, здатнiсть до критичного аналiзу шформаци;

• компетенци щодо реалiзацii життевих та особистiсних планiв, спрямованих на неперервний особистюний професiйний саморозвиток.

Узагальнивши цi пiдходи, можна зробити висновок про те, що ключовi професшш компетенци фахiвця сфери обслуговування передбачають коло повноважень, що притаманш будь-якому виду професшно! працi у певнш галузi дiяльностi, а професшну компетентнiсть можна розглядати за наявнютю вiдповiдних знань, умiнь, навичок, сформованосп внутрiшнього свiтосприйняття особистостi - потреб, установок, професшних орiентирiв i мотивiв дiяльностi, уяви про самого себе, сво'х професiйних якостей, результатiв власноi дiяльностi.

Л1тература

1. Баловсяк Н.В. Формування iнформацiйноi компетентностi майбутнього економюта в процесi професiйноi пiдготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Баловсяк Надiя Василiвна. - К., 2006. - 302 с.

2. Бобиенко О. М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций / О. М. Бобиенко // Весник ТИСБИ. - 2003. - Вып. 2. -С. 1-3.

3. Дибкова Л. М. 1ндивщуальний тдхщ у формуванш професiйноi компетентносп майбутшх економю^в : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теорiя та методика професiйноi освгти» / Л. М. Дибкова. - К., 2006. - 23 с.

4. Петрук В.А. Теоретико-методичш засади формування базових професшних компетенцiй у майбутшх фахiвцiв технiчних спецiальностей: дис. ... доктор пед. наук : спец. 13.00.04 / Петрук Вiра Андрпвна - В., 2007. - 460 с.

Седых Наталья Александровна.

Магистрант, дефектологический факультет, отделение логопедии.

Адрес: Россияг. Москва, ул. Ташкенская 18, к. 4

kikieshaaramhler. ru

ОБОБЩЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННО -ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ФФН.

В последние годы появляется все больше детей с такими речевыми нарушениями, как ФФН. Левина Р.Е., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В, Филичева Т.Б., описывая детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, подчеркивают следующие особенности произносительной стороны речи: незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками; нарушение звукопроизношения, проявляющееся в отсутствии, замене, смешении, нестойком употреблении, искаженном произношении звуков; сжатая артикуляция; общая смазанность речи, нечеткая дикция.

ФФН- это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком ФФН является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонематического состава языка.

В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Различным образом и крайне вариативна, может быть выражена в речи ребенка несформированность произношения звуков:

-Замена звуков более простыми по артикуляции;

-Трудностями различения звуков;

- Особенностями употребления правильного произносимых звуков в речевом контексте.

Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

В последнее время стали чаще выявляться дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригированно фонематическое восприятие.

Так же на недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. К вышеперечисленным особенностям произношения и различения звуков , при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика .

Имеется определенная зависимость у детей с ФФН между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, то есть, чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие.

Не всегда, однако, имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. И при правильном произнесении звуков встречается несформированность фонематического восприятия.

Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.