Научная статья на тему 'Психология семейных репрезентаций в контексте конфессиональной принадлежности'

Психология семейных репрезентаций в контексте конфессиональной принадлежности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ В ИСЛАМЕ / ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА СЕМЬИ / РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY IN ISLAM / FUNCTIONS AND STRUCTURE OF A FAMILY / ROLE ASSUMPTIONS / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / STYLES OF FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минуллина Аида Фаридовна, Муртазина Эльмира Ильдусовна

В статье на примере изучения выборок практикующих и этнических мусульманок приводятся результаты исследования установок на воспитание ребенка и осознание своей роли в семейной жизни. С учетом многоконфессиональности народов на территории Российской Федерации изучение данного аспекта является особенно актуальным и направлено на более глубокое понимание мусульманского вероучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF FAMILY REPRESENTATIONS IN THE CONTEXT OF RELIGIOUS AFFILIATION

The paper explores the attitudes to child-raising and women’s awareness of their role in family life exemplified by the experience of women practicing Islam. Given the multi-confessional affiliation of the peoples in the Russian Federation, the study of this aspect is particularly relevant and is aimed at a better understanding of the Muslim faith.

Текст научной работы на тему «Психология семейных репрезентаций в контексте конфессиональной принадлежности»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

© А.Ф.Минуллина, Э.И.Муртазина

В статье на примере изучения выборок практикующих и этнических мусульманок приводятся результаты исследования установок на воспитание ребенка и осознание своей роли в семейной жизни. С учетом многоконфессиональности народов на территории Российской Федерации изучение данного аспекта является особенно актуальным и направлено на более глубокое понимание мусульманского вероучения.

Ключевые слова: семья в Исламе, функции и структура семьи, ролевые установки, детско-родительские отношения, стили семейного воспитания.

Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, это главный и основной компонент среды обитания любого человека, и вместе с тем это институт первичной социализации ребенка. Именно в своей семье ребенок получает первые навыки семейной жизни, видит внутрисемейное распределение ролей и формирует представление о способах взаимодействия родителей со своими детьми. На основе личного опыта проживания в родительской семье человек в последующем создает свою собственную семью, поэтому нельзя недооценить ту роль, которую играют родители в жизни каждого человека, тот психологический климат, который они создают в семье, и тот стиль воспитания, которого они придерживаются [1]. Однако, помимо родительской семьи, на формирование представлений о семейной жизни и семейном воспитании огромное влияние оказывают исторические, экономические, социальные, политические, собственно психологические и, безусловно, религиозные факторы. Изучение религиозного аспекта воспитания является особенно актуальным на территории Республики Татарстан, где зримо проявляется симбиоз Востока и Запада. Тем более актуально данное исследование для настоящего времени, когда значение, роль и влияние религии в обществе существенно возрастают. Все больше молодых людей и граждан более зрелого возраста приходят в мусульманскую религию, меняя привычный для них жизненный уклад и строя свое поведение и взаимоотношения с другими людьми согласно канонам Ислама. Несомненно, изменениям подвергаются представления относительно семейной жизни, семейного воспитания и детско-родительских отношений, так как Ислам уделяет большое внимание данному аспекту человеческой жизни, предписывая определенные нормы и правила,

соблюдение которых ведет, согласно исламскому вероучению, к построению счастливой семьи.

Детство и отрочество - это период жизни, когда закладываются такие основные жизненные принципы, как вера и нравственность. Смысл воспитания в Исламе - это единство слова и дела, где особенно важна роль и пример родителей, которые передают ценности, концепции Ислама, навыки послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей [2]. Проанализировав теоретическую и практическую значимость данного исследования, мы предположили, что представления об отношении родителей определяют взгляды на семейные ценности и предпосылки на воспитание детей в Исламе; существуют различия в представлениях об отношении родителей и семейно-родительских установках у этнических и практикующих мусульманок. Общепринято под сочетанием «практикующий мусульманин» понимать личность, соблюдающую все каноны Ислама и выполняющую соответствующие религиозные обряды. Контингент испытуемых составили женщины-мусульманки, имеющие опыт родительства, среди которых 50 женщин, исповедующих Ислам (практикующие мусульманки), и 50 светских этнических мусульманок. Средний возраст испытуемых 35-45 лет.

Рассмотрим особенности взаимоотношений испытуемых с их родителями, данные о которых были получены в результате апробации методики «Опросник РОД (родителей оценивают дети)» при опросе этнических и практикующих мусульманок. При анализе выборки, представленной практикующими мусульманками, т.е. женщинами, исповедующими Ислам, высокие баллы были получены по шкалам С - 2,2 балла (Минимальность санкций) и ФУ - 2,2 балла (Фобия утраты ребенка).

Данные результаты свидетельствуют о том, что родители практикующих мусульманок испытывали повышенную неуверенность, боязнь ошибиться, гиперболизировали «хрупкость» своего ребенка, его болезненность, зачастую переживали страх потерять свое чадо. Наименьший результат имеют показатели по шкале неустойчивость стиля воспитания (шкала Н), воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН), У (Игнорирование потребностей ребенка) - 0,7 балла, следовательно, можно говорить о стремлении родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Видимо, эти результаты проявляются в связи с тем, что в Исламе воспитание детей является самой главной задачей родителей, целью их совместной жизни. Дети для мусульман чрезвычайно желанны и любимы, они считаются драгоценным даром и доверием Бога. В Исламе детство - особый мир, полный радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. Рождение ребенка - это событие, вызывающее огромную радость и благодарность, разделяемую родственниками и друзьями [3].

У этнических мусульманок наибольшее значение имеет шкала Г+ (Гиперпротекция) - 2,5 балла, гипопротекция (1,8) и минимальность санкций (1,8), наиболее низкие значения имеют показатели по шкалам У- (Игнорирование потребностей ребенка) и ВК (Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания) - по 0,3 балла, а также ВН (Воспитательная неуверенность родителя) и НРЧ (Неразвитость родительских чувств) - по 0,4 балла. Данные показатели позволяют говорить, что испытуемые расценивают состоятельность их родителей как воспитателей. Так как на обеих выборках значения показателей не превышают и даже не достигают допустимых значений, можно говорить о том, что мусульманки (этнические и практикующие) оценивают отношения со своими родителями как гармоничные. При сравнении результатов показателей выборки этнических и практикующих мусульманок о представлениях об отношении родителей для ц = 48 (п=50) критические значения /-критерия Стьюдента при р < 0,05 Шр = 2,01; при р > 0,01 /кр = 2,7. На основании этих данных можно сделать вывод, что при сравнении выборки этнических и практикующих мусульманок гипотеза о сходстве принимается по всем шкалам.

Корреляционный анализ показателей представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и определение роли матери в Исламе (по результатам проведенных методик: модифицированная методика И.А.Фурманова и А.А.Аладьина «Родителей оценивают дети»; методика Е.С.Шеффер, Р.Е.Белл «Изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни» (PARI); тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столина; методика А.Н.Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке») [4] позволил сделать выводы о существовании взаимосвязи между этими параметрами. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке 1.

Первое, что привлекло наше внимание при анализе корреляционных взаимосвязей, полученных при выборке практикующих мусульманок (Рис.1), было указание на многочисленные прямые связи шкалы «принятие-отвержение» (методика ОРО) со шкалами, отражающими представление испытуемых об отношении родителей к ним (методика РОД). Для практикующих мусульманок характерна следующая зависимость показателей: чем более значимы «неустойчивость стиля воспитания» (Н)(0,4), «игнорирование потребностей ребенка» (У-) (0,41), «расширение сферы родительских чувств» (РРЧ) (0,41), «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания» (ВК) (0,41) как представления об отношении родителей, тем меньшую выраженность имеют показатели шкалы «принятие-отвержение» на уровне значимости p=0,05. Показатели методики РОД (представления об отношении родителей) с показателями методики PARI (родительские установки) имеют следующие взаимосвязи: при гиперпротекции (Г+) и неустойчивости стиля воспитания (Н), применяемого к испытуемым их родителями, наблюдаются партнерские отношения испытуемых с их детьми (0,41 и 0,41) на уровне значимости p=0,05. При чрезмерности наказаний (С+) происходит чересчур активное вмешательство испытуемых в мир своих собственных детей (0,4) на уровне значимости p=0,05, и вместе с тем наблюдается безучастность мужа, его невключенность в дела семьи с точки зрения практикующих мусульманок (0,41) на уровне значимости p=0,05.

3.41

■ методика. РОД

- методика PARI

- прямая связь

- методика ОРО

■ методика РОП

ооратная связь

Рис.1. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей представлений об отношении родителей, установок на воспитание ребенка и семейную роль у практикующих мусульманок

Примечание: Гиперпротекция (шкала Г+); Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н); Потворствование (шкала У+); Игнорирование потребностей ребенка (шкала У); Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-); Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ); Чрезмерность санкций (шкала С+); Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК); Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК).

В отношении взаимосвязей показателей представлений об отношении родителей и установок на семейную роль у практикующих мусульманок было выявлено, что, чем выше показатель уровня потворствования в представлении об отношении родителей испытуемых (шкала У+), тем более значимы притязания на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи, а именно на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства (0,51) на уровне значимости p=0,01. При незначительной доле загруженности обязанностями в родительской семье (шкала Т-) оказывается более выражено стремление стать семейным «психотерапевтом» в своей собственной, т.е. тем выше показатель по шкале «эмоционально-психические притязания» (0,4) на уровне значимости p=0,05.

Кроме того, существует обратная связь между показателями проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств (ПНК) и показателями ожиданий социальной активности от супруга, а именно: высокая степень ориентации испытуемых на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть

активную общественную роль (-0,52) на уровне значимости p=0,01 (методика РОП).

Результаты, полученные при анализе данных опроса этнических мусульманок, отображены на рисунке 2: при потворствовании (У+) и стремлении к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка в семье у испытуемых проявляется низкая выраженность установок на активную родительскую позицию брачного партнера в собственной семье, т.е., чем больше баловали родители испытуемых в детстве, заботились и реализовывали их желания, тем меньше ожиданий они возлагают на своих спутников жизни в вопросах воспитания детей (-0,41) на уровне значимости p=0,05; чем значимей показатели по шкалам «чрезмерность требований» (Т+) и «гиперпротекция» (Г+), тем незначительней показатели контроля (-0,4); подавление сексуальности в семьях этнических мусульманок тем выше, чем больше их родители игнорировали потребности испытуемых в детстве (У) (0,41).

Интересно отметить, что при наличии большого количества требований, ограничивающих свободу и самостоятельность ребенка, которые родители предъявляли к испытуемым (З+), на-

блюдается чрезмерный интерес последних к жизни своих собственных детей, что говорит о том, что испытуемые пытаются всячески контро-

-0.4

лировать своих детей, быть в курсе всех их дел, иными словами, вмешиваются в мир ребенка (0,4) на уровне значимости р=0,05.

- методика. РОД

- методика ОРО

■ методика PARI

- методика РОП

- прямая связь

■ ооратная связь

Рис.2. Корреляционная плеяда взаимосвязи показателей представлений об отношении родителей и установок на воспитание ребенка и семейную роль у этнических мусульманок

Примечание: Потворствование (шкала У+); Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-); Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+); Недостаточность требований-обязанностей (шкала Т-); Чрезмерность требований-запретов к ребенку (шкала З+); Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ); Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК); Гиперпротекция (шкала Г+).

Говоря о степени контроля над детьми, следует отметить, что, исходя из данных, показатели контроля тем выше, чем ниже показатели по шкалам Т+ (чрезмерность требований) и Г+ (гиперпротекция) - (-0,4 и -0,4) на уровне значимости р=0,05, соответственно. Таким образом, можно предположить, что испытуемые (этнические мусульманки), устав от чрезмерной заботы своих родителей, от чересчур активного вмешательства в их собственную жизнь и от «повышенной моральной ответственности» вследствие чрезмерности требований, осуществляют чуть меньший контроль по отношению к своим собственным детям, развивая тем самым их самостоятельность.

Среди основных установок Ислама - уважение и особое отношение к матери в обществе и семье, так как она играет огромную роль в рождении и воспитании ребенка. О роли матери в жизни ребенка неоднократно говорится в аятах Корана и Хадисах. Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммедом: «Один человек спросил Пророка: «Кого я должен уважать в первую оче-

редь?» Пророк ответил: «Мать». - «А кого потом? - спросил человек. «Мать», - «А после этого», - спросил человек. - «Отца» [5: 137].

Таким образом, исламское воспитание имеет сходство с традиционным воспитанием и вместе с тем отличается своей религиозной направленностью. Мусульмане чтят своих родителей, заботятся о них и благодарят за все, что они для них сделали. Возможно, опора именно на такую систему воспитания и позволяет сохранить целостность и жизнеспособность семьи этого типа в течение многих веков [6]. Мы полагаем, что в связи с объективной потребностью общества в подготовке специалистов, способных к эффективной работе с семьей [7], приведенные данные могут быть полезны при проведении дальнейших исследований в рамках семейной психологии, а также психологии религии.

1. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 156 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. -284 с.

3. Абдулла М. Абдул-Мути. Воспитание в Исламе. Наши дети. - Спб.: Издательство «ДИЛЯ», 2007. - 384 с.

4. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Ве-лента Т.Ф. Психология семейных кризисов. -СПб.: Речь,2006. - 360 с.

5. Нуруллина Г.Ф. Женщина в Исламе. - М: Издательство «Дом Умма», 2003. - 382 с.

6. Кемаледдин Эрдил. Семейная Педагогика в Исламе. - М.: Издательская группа «САД», 2008. -152 с.

7. Сахапова Э.И. Педагогические условия формирования готовности к работе с семьей у будущих педагогов-психологов // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. - №4 (10). - Ч.18. - С. 40-42.

PSYCHOLOGY OF FAMILY REPRESENTATIONS IN THE CONTEXT OF RELIGIOUS AFFILIATION

A.F.Minullina, E.I.Murtazina

The paper explores the attitudes to child-raising and women's awareness of their role in family life exemplified by the experience of women practicing Islam. Given the multi-confessional affiliation of the peoples in the Russian Federation, the study of this aspect is particularly relevant and is aimed at a better understanding of the Muslim faith.

Key words: family in Islam, functions and structure of a family, role assumptions, parent-child relationships, styles of family education.

Минуллина Аида Фаридовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.

E-mail: aidamin@rambler.ru

Муртазина Эльмира Ильдусовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.

E-mail: elil@inbox.ru

Поступила в редакцию 22.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.