Научная статья на тему 'Психология потребностей, их дуальность и гармоничное развитие личности'

Психология потребностей, их дуальность и гармоничное развитие личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3834
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология потребностей, их дуальность и гармоничное развитие личности»

Человек и общество

С.С.Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента ДВГАЭУ

ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИХ ДУАЛЬНОСТЬ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Развитие сознания человека тесным образом связано с его потребностями. Психологи и представители других наук признают ведущую роль потребностей в жизни людей, считая их основным источником, дающим энергию для жизнедеятельности. "Потребности представляют собой основной источник жизненной активности личности, основное ее проявление и важнейший дифференцирующий момент в характеристике личности", - пишет известный отечественный психофизиолог В.Н.Мясищев [11. С. 16].

Потребности служат глобальным понятием в определении социального человека, его личности, они направляют и координируют всю его деятельность. Зная потребности, мы как бы заглядываем вовнутрь психического бытия человека. Воистину: скажи, каковы твои потребности, и я скажу, кто ты.

Исследуя отдельную личность во всём многообразии её потребностей, мы видим всё общество в его прошлом, настоящем и неотдалённом будущем.

Человек бесконечно сложен и многообразен во всех проявлениях, многообразны и противоречивы его потребности. Поиску базовых потребностей для гармоничного развития личности посвящены многочисленные работы отечественных психологов. Так, Л.С.Выготский и другие психологи выделяют потребность в общении как основную в движущих силах психического развития [5]. Л.И.Божович к первичной потребности относит жажду к новым впечатлениям, которая постепенно перерастает в сложные социальные потребности человека и служит базой для рождения и развития потребностей в общении [4]. По мнению Л.И.Анциферовой, к высшим потребностям человека следует отнести "сильнейшую потребность выразить себя, актуализировать, проявить и развить свои способности"[2. С. 438]. Данный список дополняет АХ.Ковалев утверждая, что для личности, ее тонуса жизни и деятельности и даже счастья крайне дорого общественное признание [9] .

Зарубежные психологи, в частности А.Адлер, в качестве ведущей потребности личности называет стремление к власти [1], О.Ранка - стремление к смерти. При этом они исходят из предположения о безусловном доминировании биологического над социальным.

Изучению природы человеческих потребностей с экономической точки зрения много внимания уделено в работах К.Маркса. По Марксу, полностью развитый, истинно очеловеченный человек - это не тот, кто имеет много, а тот, кто является многим. Маркс проводил границу между естественными, истинными потребностями людей и синтетическими, искусственными. Истинные потребности человека коренятся в его природе: это такие потребности, удовлетворение которых необходимо для реализации человека как такового, его человеческой сущности. Разграничение истинных и ложных потребностей Маркс делает на основе анализа особого понятия "человеческой природы". Дело в том, что субъективно каждый человек даже ложные свои потребности ощущает как совершенно неотложные. С субъективной точки зрения не существует критерия отличия истинных потребностей от ложных. Эволюционное развитие человека

будет заключаться в том, чтобы пробудить себя, осознать, где истинные потребности, где ложные, а значит и тормозящие его развитие. Маркс был убежден, что человек живет в мире иллюзий, потому что иллюзии помогают переносить убожество жизни. Потребность в иллюзиях формирует "ложное сознание", то есть искаженную картину окружающего мира. Адекватное представление прибавляет силы.

Можно привести многочисленные примеры, когда в роли основных потребностей рассматривались потребности к самосохранению, самоутверждению, самовыражению, самореализации, потребность в труде, познании, в новых впечатлениях, в общении, в развитии своих способностей, в общественном признании, альтруизме, любви, в прочности и безопасности бытия, быть свободным и многие другие.

Какие же потребности мы можем назвать основными, какие второстепенными? К основным потребностям можно отнести всё то, что способствует возращению и поддержанию системы под названием "Человек" (Тело-Душа-Дух) в оптимально сбалансированном, гармоничном состоянии. В гармонии деятельность человека не мотивирована и не потребностна, т. е. истоки его активности происходят не от личности (ЭГО), но от индивидуальности, высшего Я.

К второстепенным потребностям относится всё то, что способствует восстановлению относительной гармонии внутри одного из модусов в структуре человека.

А.Маслоу пишет: "Человек считает абсолютной, наиглавнейшей ценностью, синонимом самой жизни ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нём в данное время" [10. С. 191]. Такие потребности, которые надо удовлетворить "в данное время" служат "ступенями лестницы, ведущей к единой конечной цели". По А.Маслоу, потребность можно считать основной, если:

1) испытывающий в чём-то потребность индивид постоянно жаждет её удовлетворения;

2) неудовлетворённость приводит к заболеванию индивида;

3) удовлетворение имеет психотерапевтический эффект, излечивая индивида от болезни, вызванной дефицитом;

4) недопущение дефицита предотвращает заболевание;

5) у здоровых (удовлетворённых) людей потребности не проявляются [10].

Приведённый выше перечень основных потребностей имеет выраженные

позитивные характеристики. Но у человека множество желаний, носящих отрицательный характер при взгляде на них со стороны общества.

Гораздо менее исследован вопрос качественного содержания потребностей и степень их развития. Ведь любая потребность, как и любое качество личности, в своей основе имеет свою противоположность, и их действие проявляется в противостоянии. Со временем происходит конверсия любого из крайних элементов оппозиции в свою противоположность. В центре позитивной потребности мотива скрывается ее негативная часть и наоборот. Еще Гераклит отметил самый поразительный из всех психологических законов, а именно: регулирующую функцию противоположностей (энантиодромия). Он назвал это явление встречным бегом, имея в виду, что все переходит в свою противоположность. Это хорошо отражается в китайской философии через энергии Ян и Инь, в их взаимопереходе и синтезе. "Вся тьма вещей несет в себе силу Инь, содержит силу Ян, наполняясь энергией Ци, смешиваясь во взаимном движении", - пишет Лао-Цзы. Данное положение является основополагающим в творчестве К.Г.Юн-га. Он пишет: "Все человеческое относительно, потому что все основывается на

внутренней противоположности, ибо все есть энергетический феномен" [19. С. 117].

Отсюда следует, что субъективно для человека любая потребность, поддерживающая индивидуальную гармонию (а значит и гармонию с другими людьми), является позитивной. Вся сложность заключается в том, что абсолютное большинство людей не осознают, какие желания и какие способы по их удовлетворению (что делать и как?) могут восстановить гармонию организма. Методом "проб и ошибок", через радости и страдания человек (человечество) познаёт самого себя и окружающий его мир.

Каждому человеку необходим личный опыт по удовлетворению потребностей для установления гармоничного бытия.

В духовной отечественной литературе основной потребностью человека считается поиск Бога в себе, служение Единому Отцу. Вся жизнь является посвящением, подготовкой Себя к Нему. Всё, что работает на данную основную потребность, ведёт к эволюции человека, и всё, что отдаляет от неё, служит инволюции.

В восточной практической психологии (йоге) вся жизнь строится на возможно скором слиянии человеческого эго с высшим Я. Именно тогда, "когда это отождествление и слияние завершены, во вселенной появляется Божественный центр", - пишет Шри Ауробиндо [16. С.52]. Очищенный, освобождённый, про-светвлённый человек может принять прямое участие в духовной эволюции Земли, её преображения.

Во всех религиозных мировоззрениях (христианство, буддизм, индуизм, мусульманство, иудаизм, джайнизм) советуют все наши действия по удовлетворению наших же потребностей посвящать Единому в нас, высшему Я, а значит всему миру, ибо Бог творит через нас [3, 7, 8, 13, 14, 16, 18]. Такая деятельность и будет являться проявлением высших потребностей и высших способностей, которые только может развивать человек в земном его существовании. Высшие потребности и способности - это наиболее сложные проявления личности, которые наименее всего исследованы в современной психологии как отечественной, так и западной.

При удовлетворении основной потребности - слияние с высшим Я -исчезают все противоположности, ибо человек тотально посвятил себя Единому. Он при этом становится целостным, неделимым, единым. В противном случае, чтобы человек ни пожелал, даже стремясь к добру и притворяя своё желание в жизнь, он тем самым порождает и даёт жизнь и своей противоположности.

Таким образом, согласно духовным воззрениям, настоящий источник жизни расположен вне ума и принадлежит Божественному, Трансцендентному. Отсюда и тяга к источнику будет являться высшей человеческой потребностью. Соединение с Божественным, высшим Я являет собой универсальную гармонию.

Рассмотрим более подробно, откуда проистекают противоположные потребности и какова их жизнь.

Наиболее великая противоположность - это Дух (жизнь, сознание) н Материя (форма), которые вместе взятые, в синтезе, являют Вселенную (третье). Дух и Материя появляются тогда, когда отделяются друг от друга и оба исчезают при объединении в Едином. Нет души, которая не была бы окружена материей, и нет материи, не наделенной душой. Применительно к человеку сознание будет означать высшее "Я" или жизнь, а материя - "Не - Я". Между ними существует непрерывное взаимоотношение, в результате чего порождается третье - психика или душа. Таким образом, три Создания творят, сохраняют и разрушают как всю

вселенную, так и человека. Отсюда возникает тримерия человека: дух (сознание) - душа - тело (материя).

Две великие противоположности при переходе друг в друга порождают третье, которое, в свою очередь, состоит из множества других противоположностей: жизнь и смерть, активность и пассивность, мужское и женское, внешнее и внутреннее, притяжение и отталкивание, горячее и холодное, объединение и разьединение, любовь и ненависть, правдивость и лживость, храбрость и трусливость, субъект и объект, добро и зло, грех и добродетель, слава и позор, радость и горе, боль и наслаждение, уважение и оскорбление, свобода и поражение, прошлое и будущее, утверждение и отрицание, индивидуальное и коллективное, осознание и сон и т.д. Они, в свою очередь, порождают новые противоположности. Невозможно заметить, где кончается одно и начинается другое. Более того, ни одно свойство не может существовать без своей противоположности, которое, порой, человеческому уму трудно отыскать. Проявиться может только пара, то есть оба свойства, и если исчезают - то вместе, превращаясь в Ничто (Единый). Так, день незаметно сменяется ночью, выдох порождает вдох, расслабление - предвестник напряжения. Переход в свою противоположность может быть очень быстрым, мгновенным и бесконечно долгим по шкале земного времени. Но где та точка или то мгновение, когда то или иное явление, процесс не имеет "окраски"?

В эзотерической психологии говорят о трех принципах или трех силах. Это проявляется в том, что любое явление (любого масштаба) представляет собой результат сочетания (встречи) трех неразличимых и противоположных сил. Современная мысль принимает наличие двух сил для того, чтобы возник феномен (положительное и отрицательное, активное и пассивное и т.д.).

Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первую силу можно назвать активной, вторую - пассивной, третью - нейтрализующей. Но суть не в названиях. Все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только в точке своей встречи. Иногда третью силу можно увидеть как посредника или в виде результата. Но она обычно трудно доступна для прямого изучения, так как наше восприятие феноменального мира ограничено.

Человек в естественном для него состоянии целиком состоит из пар противоположностей. Все ощущения, впечатления, чувства, мысли, делятся на положительные и отрицательные, полезные и вредные, нужные и ненужные, приятные и неприятные. Мысли противостоят чувствам. Если мы видим одну часть -мы счастливы, другую часть - мы несчастливы. Увидеть целое - означает выход из дуальности, тогда вся жизнь становится правильной. Бог - это целое и всё правильное [3, 18].

Понимание двойственности в самом себе приводит к пониманию разницы между тем, что механично и что сознательно в собственной деятельности. Для принятия тех или иных решений необходимы сознательные мотивы. Осознанная мотивация любой своей деятельности приводит к развитию сознания и двойственность преобразуется в троицу, т.е. развивается третья сила, формирующая осознанность. Высоко развитое сознание характеризуется независимостью от чуждых влияний и от любых действий со стороны, которые мотивируют человека.

В человеке совершаются бесконечный круговорот, интеграция и синтез всех мыслимых и немыслимых крайностей, образующих бытие. Человеческое мышление способно между крайностями найти среднее (породить третьего), которое будет соединять, нейтрализовать бинеры. При этом два при помощи третьего сливаются воедино, что образует семью (сравним: мать - ребенок -

отец, что составляет семью). Нейтрализующий термин (процесс, состояние, свойство, форма и т.д.) владеет как бы двойственностью, он сродни обоим крайним терминам, включая их в себя (например, в древнегреческой мифологии сын Гермеса и Афродиты был двуполым существом - гермафродитом).

Человек, в отношении мироздания, является связывающим звеном между духовным, небесным, бесплотным и материальным, земным миром живых существ, одновременно представляя обе стороны.

В свою очередь, душа человека, как третья сила, способствует плавному слиянию (синтезу) крайностей в самом человеке.

Напряжение между противоположностями порождает нечто, совершенно новое и отличное от "родителей". А так как противоположностей не счесть, то и феноменам жизни нет числа. Для примера возьмем магнит. Он имеет два полюса: северный и южный. Магнитное поле, возникшее между полюсами, составляет главную его характеристику, имеет новое качество, при этом все три явления (три силы) - полюсы и магнитное поле существуют только в единстве.

В человеке сходятся все противоположности, он же их и порождает. Творимые и возникающие го жизни противоположные потребности объединяются посредством духовных энергий, квинтэссенцией которых является ЛЮБОВЬ, СВОБОДА, БЛАЖЕНСТВО (ЕДИНЫЙ). Данные состояния представляют ВЫСШИЕ СПОСОБНОСТИ И ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые может развить в себе человек. Человек может стать самой любовью, ибо в потенции (в семени) ей и является. Любви как способности и как потребности надо учиться. Любовь - это способность к правильному обращению со всеми видами и проявлениями энергий, не пренебрегая ни одной из половин, но преобразуя их в творчество и созидание. Любви учатся в деяниях. Для этого, как советуют духовные наставники, лучше одно дело сделать с максимальной любовью, ответственностью, чем сто дел, сделанных кое-как. Нет больших или малых дел, все равнозначимы. Восточная мудрость гласит: "Нет ничего крупнее мелочи". Любить в деятельности - процесс, а не результат. При этом и результат будет наилучшим. У арабского поэта КДжебрана есть строки, где он пишет: "Когда вы трудитесь с любовью, вы связываете себя с самим собой, с другими и с Богом". По его словам, любовь ничем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею; ибо любовь довольствуется любовью (13).

Предельное проявление любви в христианской антропологии отражено через понятие Бог. Бог - это любовь; любовь - это качество Бога. Где любовь, там исчезает двойственность, противоположности, а значит и потребности. Любовь в высшем её проявлении не потребностна, не мотивирована, беспричинна, она является выражением Высшего в нас, когда энергия направлена в равной мере ко всем, как к самому себе. "Любовь - это единственное переживание, где вы становитесь смиренным, простым, невинным", -пишет современный мастер, человек просветлённого сознания Ошо Раджниш [15].

В жизни человека противоположности проявляются самыми своеобразными способами. Хорошо известно, например, что нравственно и духовно неразвитая личность с высоким интеллектом может принести (и приносит) разрушающие идеи огромной мощности. Их воплощение в жизнь может привести к массовым страданиям. Желание - созидать, творить, изобретать, воплощать, совершенствовать, обновлять - может принимать самые прекрасные формы, но может и самые ужасные. Самые смелые изобретения часто используются во вред человеку (например, энергия атома). Ум без хозяина (олицетворением которого у разных народов служат разные имена Единого) способен на самое безумное изобретение и внедрение его в жизнь. Осознающий человек не должен злоупотреб-

порождают ад. В христианской антропологии основной целью духовного развития служит "отказ от своего ума" для того, чтобы была возможность "иметь ум Христов" ибо "всё, что от ума - всё от лукавого" [8].

Необходимо тщательно вдумываться в каждое свое желание, какой энергией оно порождено (высокой или низкой), откуда оно пришло и не может ли оно в случае его удовлетворения принести прямо противоположный ожидаемому результат.

Все ведущие религии мира указывают на самые скромные потребности и желания, и только те, которые необходимы для выживания человека. Основная же часть энергии должна быть направлена вовнутрь себя с целью самоосуществления, самораскрытия. Не случайно выражение "Познай себя" было любимым высказыванием Сократа. Это высказывание можно расширить, добавив, что познавая себя, мы познаем весь мир и познаем Бога.

.Совершенно определенно отношение к потребностям внешнего человека, человека социума у христианства. Потребностям человеческого тела, его эмоциям и желаниям ума, удовлетворение которых требует эго, христианство уделяет минимальное внимание. Эго - это порождение ума и сам ум. Наши чувства способствуют накоплению знаний. В этом есть и своя опасность. Налетевшие чувства уносят разум. Необходимо стремиться к господству над своими чувствами и мыслями, чтобы не они были хозяевами, но стали верными слугами высшего Я. Поэтому речь идет не об отказе от ума, но о правильном его использовании. Всю его энергию рекомендуется направлять на открытие Бога внутри себя с тем, чтобы уже полагаясь на его волю, дать оптимальное развитие душе. "Ибо какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит?" [Марк. 8; 36]. Под выражением "весь мир" в данном высказывании подразумевается только земной мир и его блага.

Епископ Никанор пишет, что христианин не должен предаваться излишней заботливости об удовлетворении своих телесных потребностей. "Заботы о теле должен направить на то, чтобы сделать этот орган возможно послушным духу и возможно крепким для служения духу" [7. С. 14]. И далее: "Будем довольствоваться необходимым и не искать чувственного наслаждения. Будем употреблять пищу простую и немногую, так как она полезна для духовной деятельности; пища же изысканная и неумеренное употребление пищи вредны телу, препятствуют и душе стремиться к небесным предметам" [7. С. 16].

Вышеприведенные высказывания и рассуждения хорошо показывают, что при удовлетворении любых естественных потребностей, например в пище, мы одновременно можем развивать и удовлетворять и высшие свои качества. Для этого необходимо "всего лишь" изменить мотивацию своих действий. Действовать не для себя внешнего, но всю деятельность посвятить Высшему своему существу, Божественному, Трансцендентному. Для этого, прежде всего, нужно признать свое Высшее Я, от которого мы находимся в отрыве, затем устремиться к нему.

Глубинная психология, развиваемая на Западе, как и психология Востока, в своих рекомендациях по пути гармоничного развития советуют найти "срединный" путь между добром и злом, как и между всеми другими противоположностями. Золотая середина - это то, что вне времени и пространства. То есть опять же речь идет о Высшем в нас. Необходимо стать свидетелем, на все радости и страдания жизни смотреть с полным спокойствием, осознавая их противоположности, и не привязываться к ним своим потребностным полем, которое при этом постепенно исчезает, заполняясь другими энергиями более высокого качества.

По поводу "срединного пути" приведем высказывание КГ.Юнга: "К сожалению, наш западный дух вследствие недостатка культуры в этом отношении

По поводу "срединного пути" приведем высказывание К.Г.Юнга: "К сожалению, наш западный дух вследствие недостатка культуры в этом отношении еще не нашел понятия для выражения единения противоположностей на срединном пути - этой наиважнейшей определяющей части внутреннего опыта, не говоря уже об имени, которое можно было бы сделать пристойным соратником китайского Дао. Это одновременно и глубоко индивидуальное событие, и наиболее универсальное, закономерное проявление смысла живого существа" [19. С. 274].

В глубине сознания человеку свойственно стремление приобрести независимость и свободу, подняться выше всех своих потребностей и желаний любого уровня, которые привязывают к материальному миру бытия. Все желания исходят из нашего ума, сознательного и бессознательного. Ум не может быть спокойным и не может жить без противоречий. Духовная психология Востока, как отмечает О. Раджниш, исходит из положения: как слуга, ум прекрасен, но как хозяин, он чудовище [14]. Жить по велению того, кто над умом, является идеалом религиозного сознания. О.Раджниш пишет, что религиозность - это обратное путешествие туда, откуда мы родом (к истоку). Но еще две тысячи лет назад то же самое говорил великий просветленный Лао-Цзы: "Исполнить свою судьбу - это вернуться к истоку, к началу".

Отечественная психология в последние годы поворачивает свой взгляд от изучения эмпирической личности к другому полюсу человеческой реальности - к формам духовного бытия, подчеркивая, что "необходимо вводить представление о саморазвитии субъективности и её духовном измерений" [12. С. 132].

Чем подробнее мы будем рассматривать человеческое бытие, сознание и бессознательное, душевное и духовное, тем все более разнообразные, биполярные потребности каждой выделенной составной части открываются нам. Если идти от материального, "внешнего" мира человека "вовнутрь" его психического к духовному, то можно построить следующую схему основных человеческих потребностей, это: телесные, душевные, духовные (тело - душа - дух). Очевидно, что все виды потребностей в высшей степени взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы, но степень их развития и взаимопроникновения у каждого человека индивидуальна. Неограниченное их число находится в потенциальном, зачаточном состоянии, ожидая своего проявления. У одних людей могут преобладать телесные потребности, у других - душевные, у третьих - духовные и, безусловно, бесконечные их вариации.

В филогенезе и онтогенезе человека и общества они проявляются бесчисленными крайностями, утверждая свою жизнедеятельность. При формировании своих потребностей мы совершенно не замечаем, как порой благими намерениями строится дорога в ад. Грешник и святой - не два мира, но два полюса одной реальности. Тот, кто находится посредине представляет сверхсознательное, единое, индивидуальное. Он видит оба полюса во всей перспективе. С развитием любой потребности мы должны помнить, что в нас живет и ее антипод. Накапливая и приумножая одно, само собой растет и множится прямо противоположное как обратная сторона одной медали. Невозможно, оставшись на одном берегу, созерцать одинаково оба берега. Для концентрации внимания строго посредине двух крайностей, необходимо качественное изменение сознания, выход на трансцендентный уровень развития личности.

Велико многообразие людей, каждый имеет свой уровень развития сознания и, проходя через возрастные периоды, создается сложная мозаика личных и общественных потребностей, различающихся по формам, срокам, способам, методам, средствам их удовлетворения. В онтогенезе личности в каждом возрастном периоде мы можем наблюдать, как формируется потребностное поле,

тию определенных умений и способностей в человеке, посредством которых он стремится установить нарушенное равновесие до полной или хотя бы временной гармонии. Разнообразие потребностей стимулирует развитие разнообразных человеческих умений и способностей, диапазон которых простирается от самых негативных (злой гений) до всеми почитаемых (добрый гений), где они, как на весах, уравновешивают друг друга. Подобные весы с двумя чашами-полюсами есть в душе каждого человека. Это порождает дуальность нашей жизни. Таким образом, при нарушенном равновесии у человека возникает проблема, диссонанс, дисгармония, что приводит к потребности (потребностным действиям) любыми способами избавиться или устранить возникшее противоречие.

В том случае, когда у человека по ряду причин проявились потребности, то есть нарушено равновесие энергий в каком-либо одном модусе, например, в телесном или душевном, развитие личности приобретает однобокий, сегментарный характер (рис.). Узкая специализация, как способ удовлетворения потребности, благоприятна для достижения мастерства в определённом виде деятельности, но она же является главным препятствием в гармоничном развитии психики человека. Обществу нужны классные специалисты узкого профиля, это всячески поощряется. Но обществу не менее нужны и люди с высоким профессионализмом во многих видах деятельности, с многогранными способностями. Тем самым общество в любом случае само санкционирует и поддерживает развитие разнообразных потребностей, то есть способствует нарушению гармонии как внутри индивида, так и во всём социуме и природе. Возникает парадоксальная ситуация. Для её разрешения обществу особенно необходимы такие личности, которые реализовали свои внутренние возможности, достигли просветления, пробуждения, стали святыми. Они являются столпами, на которых держится вся эволюция человечества. Своей реализацией они прокладывают путь всему человечеству к достижению подлинной свободы в отличии от той свободы, которой пользуется эго человека (мнимая свобода).

духовное попе 6

духовное попе б I

\ ! /

душевное

попе

душевное; попе '.

Рис. Поле сознания и потребностей в развитии: А - модель гармоничного развития сознания и потребностей; Б - модель сегментарного, гипертрофированного развития поля сознания и потребностей; 1 - центр сознания (психики) - эго (личное я); 2 - границы поля сознания осознанных потребностей (желаний); 3 - горизонты сознания всё менее осознанных потребностей; 4 - горизонты сознания и потребностей, полностью выпадающих из сферы осознания и понимания (бессознательная сфера); 5 - условные границы в поле сознания между потребностями; б - (56-5) - духовное поле; 7- (5-7-5) - душевное поле; 8 - (5-8-5) - телесное поле

Для целостного развития сознания весьма желательно, чтобы было гармоничное распределение энергии по всему психическому полю субъекта на всех планах его бытия: от материального до духовного. Для этого во всём мире существуют школы с ориентацией на гармоничное развитие.

На рис. показано развитие поля сознания человека и его потребностей в телесно-душевно-духовном бытии.

Приведем краткое описание рис. (модели А и Б). Модель А представляет равномерное, гармоничное развитие поля сознания, а значит и потребностей человека. В данной модели все базовые потребности (телесные, душевные и духовные) развиваются в полной гармонии как друг с другом, так и внутри самих себя. Человек данной "модели" не имеет ярко проявленной потребности ни на одном модусе своего психического поля действия. Его способности умеренны в начале развития, но весьма многогранны, что позволяет сохранить устойчивое состояние психики (самая устойчивая модель - шар, если развитие сознания индивида сравнивать с оболочкой шара). Развитие индивида протекает без ярко выраженных потребностей и желаний, что предохраняет психику от перенапряжения и срывов (неврозы, стрессы, фрустрации, аффекты). Данная модель развития личности рассматривается как естественная, в гармонии с миром и самим собой, без форсированных скачков, но и без задержек. Для данного пути развития необходимы естественные, то есть гармоничные методики и максимально сообразный природе стиль жизни.

Модель Б - развитие потребностей в психическом поле в самом начале личностного роста ребенка находится в полной гармонии во всех модусах. Но постепенно во всех аспектах бытия образуются выраженные потребности, перерастающие в суперпотребности. Особенно гипертрофированно на данной модели "душевное бытие" (сейчас не важно - какой потребностью). Поле психики очень неустойчиво, далеко от идеальной модели шара, не гармонично. Гиперпотребность оттягивает на себя огромную долю общей психической энергии и временно становится ведущим центром жизни, что в конечном итоге порождает эгоистическую направленность личности. Человек, имеющий выраженные потребности любого одного уровня существования или на всех уровнях одновременно, становится привязанным к ним, и уже не он, но они, потребности, как живые существа руководят мотивами его поведения и действий. Такой путь развития личности характерен для абсолютного большинства существующих школ и институтов (с разнообразными вариациями), когда при некотором общем развитии человеку даётся узкая специализация в его деятельности.

Гипертрофированная потребность или субличность (по Ассаджоли), архетип (по Юнгу) становится хозяином психики и сознания индивида. Она подчиняет себе множество более "мелких" потребностей и желаний, задерживая их реализацию. Такое проявление характерно при психических аномалиях в развитии личности и проявляется в акцентуации характера.

Гиперпотребности нарушают адаптационные возможности организма и могут их разбалансировать, привести к дезадаптации, к заболеванию и нарушению поведения. Дезадаптацию особенно хорошо можно проследить в сфере потребностей, связанных с инстинктами. В концепции В.И.Гарбузова [6] выделены семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. В силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а проявление других может оказаться подавленным вплоть до атрофии, что приводит к ин-стинктопатии. В случае попытки подавления доминирующего инстинкта он из осознаваемой сферы перемещается (вытесняется) в неосознанную сферу

(рис. , сфера 4) и уже оттуда в форме неосознанной потребности ещё сильнее проявляет своё действие.

Для выравнивания поля и приведения психики к гармоничному пути развития необходима психокоррекционная работа в сфере гармонизации потребностей. Для этого существуют многочисленные психологические и педагогические приемы от индивидуальной до групповой психотерапии.

На уровне индивида, то есть телесного бытия, потребности у большинства людей близки по содержанию. Но здесь многое зависит от социальной среды, в которой воспитывается и живет индивид. Данные потребности легко осознаются, и их, в принципе, относительно нетрудно удовлетворить. С погружением в субъективное, личностное и еще глубже в бессознательное букет потребностей все более разнообразен, все менее осознаваем личностью (его центром эго), а также и другими людьми, затем они становятся совсем не осознаваемыми и, следовательно, не поддающимися контролю. При осознании своих глубинных (потенциальных) потребностей и их удовлетворении, человек гармонизирует своё поле сознания, прикасаясь к неведомому ранее в самом себе. Осознание бессознательного можно расширять до бесконечности (где предел?), с чем и будет связан выход личности на другие, в том числе и более высокие уровни сознания.

Абсолютного большинства наших потребностей могло бы и не быть, если бы мы не ориентировались на других, не сравнивали их с собой. Потребность быть кем-то, каким-то, желание иметь то, что не имеют другие, будь оно материальным или духовным, способность или черта характера, приводит к потере своего Я, своей индивидуальности. В тоже время потребность быть самим собой очень часто остается самой не удовлетворённой, загоняется в подполье с раннего детства и остаётся там до последних дней жизни индивида. Именно об этом говорится в книге Екклезиаста, когда царь подводит итоги своему царствованию, при котором он испытал всё, что ни пожелал: "Суета сует, всё суета" [3].

Одна из наитруднейших задач в гармоничном развитии личности - это найти самого себя, оставаться или быть самим собой. Для этого необходимо полное осознание своей конечной цели, принятие своего высшего Я.

Открыть себя или быть в Истине - это совершить квантовый скачек в развитии своего сознания, что связано с полной утратой своего эго, с проявлением того запредельного (для ума), что в христианской антропологии именуется Богом, Духом Святым, Христом; в других религиозных направлениях (буддизме, индуизме, мусульманстве и т.д.) свои, соответствующие тому имена и названия.

Человек, обусловленный содержанием внешнего или внутреннего миров и их различными проявлениями, полностью находится в их подчинении и его воля и свобода проявляется в тех пределах, которые он установил сам себе через свои привычки и стереотипы, не осознавая того. Целостной и гармоничной личностью можно стать, когда не привычки и не потребности руководят человеком, заставляя быть их рабом, но в случае, если каждое свое желание, способы и методы их удовлетворения находятся в полном согласии с высшим Я, воля которого их же и будет формировать.

Человеку необходимо воспитать в себе постоянное стремление к поиску себя, умения и способности вспомнить себя, стать собой. Потребность стать собой означает "Я ЕСМЬ". Этим определяется духовное развитие личности.

В восточной психологии и христианской антропологии "Я ЕСМЬ" означает быть спокойным, быть в тишине, быть в самадхи, открыть Истину. Индусский просветленный мастер Р.Махарши, отвечая на вопросы своих учеников, говорит: "Ваш долг - БЫТЬ, а не быть этим или тем. Я ЕСМЬ СУЩИЙ заключает всю

"Ваш долг - БЫТЬ, а не быть этим или тем. Я ЕСМЬ СУГЦИЙ заключает всю Истину, а метод практики суммируется двумя словами: Быть спокойным" [17. С. 68].

Духовные потребности проявляются в осознанном желании познания самого себя, своего высшего Я, Сверхдуши, Единого. Результат такого познания приводит к адекватному, гармоничному отражению того, что есть.

Специфической особенностью природы человека является то, что удовлетворение его потребностей зависит от совместной деятельности группы людей. Каждый человек одновременно входит во многие общности самого разного масштаба. При этом каждому уровню общности людей, от человечества в целом до малой группы, присущи различные потребности, не сводимые к сумме потребностей, входящих в нее индивидов. Потребности личности и потребности более или менее больших социальных групп или общества в целом могут находиться в единстве, в гармонии или же могут быть взаимоисключающими. Для лучшего проявления личность ищет для себя референтную группу или пытается создать такую, насколько это возможно. Но создав или войдя в данную группу, она будет развивать только одну, желаемую для себя и группы, сторону. Казалось бы, осознав это, человек должен стремиться помещать себя как раз в то общество и те ситуации, где он меньше всего будет чувствовать себя комфортно. Адаптируясь постоянно к новому (что, конечно, требует больших усилий воли), личность наращивает в себе многочисленные способности через живое, практическое общение с социумом и природой. Во всех учениях по самораскрытию, ученикам запрещается уходить от всех видов трудностей, ибо они служат ступенями лестницы, ведущей вверх [3, 15, 16, 18]. Не уход от активной жизни, но полное её приятие такой как она есть, позволяет человеку быть истинным учеником в школе жизни.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что эволюционное развитие человека в глубинной психологии, как и в духовных учениях, связано не со сферой развития и удовлетворения его потребностей, но с установлением индивидуальной гармонии, равновесии энергий между материальным (животным) в человеке и духовным (Божественным), что равносильно слиянию низшего с высшим, земного и небесного. Достижение последнего возможно в случае признания индивидом себя как духовного существа и, как следствие, полное самопосвящение себя Божественному.

Литература

1. Адлер А. Наука жить. К., РоП-Роиа, 1997.

2. Анциферова Л.И. Личность и деятельность / Проблема личности: Материалы симпозиума. М.: 1970. С. 434-442.

3. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Каноническое.

Христианское изд-во, 1991.

4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

6. Гарбузов В .И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

7. Епископ Никанор. О любви человека к себе самому. М.: 1996.

8. Иеромонах Сафроний. Старец Силуан. М., 1994.

9. Ковалёв А.Г. Психология и личность. 3-е изд.М.: Просвещение, 1970.

10. Маслоу А. Психолгия бытия. Рефл - бук, Ваклер, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. Мясищев В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии / Психология и педагогика. Л.: 1957. Вып. 2. С. 3-23.

12. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов. Б.С.Братусь, В.Л.Воейков, С. ЛВоробьёв и др. М.: Наука, 1995.

13. Ошо Раджниш. Мессия. Комментарии к "Пророку" Калила Джембрана Т 1 София. Киев, 1996.

14. Ошо. Заратустра: Смеющийся пророк. Беседы по книге: Ф.Ницше. Так говорил Заратусгра. Челябинск, 1996.

15. Ошо Раджниш. Джаммапада. Путь Будды. Челябинск. Книга. 1997.

16. ¡При Ауробиндо Гхош. Синтез Йоги. Изд-во Комплект.СПб., 1992.

17. Шри Рамана Махарши: Весть Истины и Прямой Путь к Себе / Под ред. Н.Сурары. М.: Тируваннмалай: Шри Раманашрам, 1991.

18. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанго Свами Прабхупада. Бхагавад - Гига как она есть.Изд-во Бхактиведанта. Бук Траст, М., 1984.

19. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.