Научная статья на тему 'Потребность в профессиональной карьере: права, обязанности и гармоничное развитие личности'

Потребность в профессиональной карьере: права, обязанности и гармоничное развитие личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
369
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребность в профессиональной карьере: права, обязанности и гармоничное развитие личности»

Человек и общество

С.С. Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента ДВГАЭУ

Потребность в профессиональной карьере: права, обязанности и гармоничное развитие личности

Нет более трудной работы, чем работа по созданию себя.

Г.Н. Гурджиев

В своём существовании мы постоянно зависим от наших потребностей: материальных, социальных, физиологических, психологических, духовных (потребности триады: тело - душа - дух) и способов их удовлетворения. Эти потребности обеспечиваются нашей собственной природой и обществом через нашу включённость в разные виды деятельности. Именно поэтому мы всегда к чему-то привязаны и находимся в чьей-то власти. Потребность подчиняться и потребность руководить проявляется на всех уровнях человеческого бытия: от самого грубого материального до тонкого, связанного с миром идей. В качестве ведущей потребности А. Адлер называет стремление к власти. Власть решает вопрос о жизни и смерти, свободе и рабстве, она воздействует не только на тела, но и на умы. Рассуждая о власти Э. Фромм пишет: "В чьих руках превосходящая сила, тот вызывает восхищение и поклонение. Он считается воплощением мудрости и добра, даже если порабощает нас" [3. С. 365]. Пока мы прославляем власть, мы принимаем ценности кесаря, власть "золотого тельца", силы, до тех пор материальные потребности будут определяющими в повседневной жизни, в жизни обывателя, массового человека, человека, чьё поле сознания расширяется только горизонтально при наполнении знаниями. Эволюционный шаг связан с ростом сознания по вертикали, когда человек стремиться к новым уровням бытия, к более высокой психической мерности. Рост сознания "по вертикали" вполне благополучно сочетается с успехами в области служебной карьеры, где подчинение и власть тесно переплетены. Личные притязания на успешное продвижение по службе отражают уровень потребностей в стремлении руководить кем-то или подчиняться кому-то. У каждого человека соотношение в данной диаде представлено в разных соотношениях: от гармонии до яркого выражения одной из крайностей. Формы, методы и способы в реализации своих прав и обязанностей бесконечно разнообразны. В данном случае потребность во власти мы будем рассматривать через категорию "права" личности, а потребность подчиняться -через категорию "обязанности".

Рассмотрим проблему, которая возникает при восхождении личности по иерархической служебной лестнице, когда она стремится удовлетворить свои потребности в сфере "права - обязанности" - с одной стороны и возможностью гармоничного развития - с другой стороны.

На рисунке показана модель гармоничного развития личности при восхождении по иерархической служебной лестнице с целью удовлетворения развивающихся потребностей.

Проведём анализ рисунка. При занятии профессиональной деятельностью и с ростом карьеры в развитии личности просматриваются три пути (с многочисленными вариациями).

Иерархическая служебная лестница при гармоничном развитии личности:

"+ " правая сторона пирамиды - субъективно-объективные позитивные установки личности на права и обязанности в потребностной сфере деятельности; "-" левая сторона пирамиды - субъективно-объективные негативные установки личности на права и обязанности в потребностной сфере деятельности; Аь Бь Вь Г - этапы профессиональной карьеры при удовлетворении потребностей "иметь " (права) во всех сферах бытия (от 0 до N; А, Б, В, Г - этапы профессиональной карьеры при удовлетворении потребностей "отдавать " (обязанности) во всех сферах бытия (от 0 до 8); N - условная вершина, максимально возможные достижения в профессиональной карьере при удовлетворении потребностей личности по оси "права"; 8 - условная вершина, максимально возможные достижения в профессиональной карьере при удовлетворении потребностей личности по оси "обязанности "; 1 - (-1), 2 - (-2), 3 - (-3), 4 - (-4) - величина опоры личности на совокупные установки-потребности человечества в области прав (при проекции с вершины 1 - (-1), 2 - (-2), 3 -(3), 4 - (-4) - величина тяжести, которую принимает личность в виде совокупных установок-потребностей человечества в области обязанностей (при проекции с вершины 8); А, -А; Б, -Б; В, -В; Г, -Г - уравновешенность прав и обязанностей в потребностной сфере личности, сохранение гармонии при расширении сферы прав и обязанностей

Первый. На протяжении всего периода развития сознания личности сохраняется динамическое равновесие между правами и обязанностями, правом и долгом. Меняется одно, синхронно, как уравновешивающая противоположность, изменяется и другое, расширяется или убывает. Для осознающей себя личности это является естественным процессом, когда "всё течёт, всё изменяется". Такой человек ничем не привязан (эмоционально и ментально) к своему успеху или не успеху в области служебной карьеры. Он хозяин своих эмоций и мыслей. Спокойно, без стрессов и фрустраций, относится к своему "взлёту" или "падению", считая, что всё, что не делается - делается к лучшему. Или рассуждает и живёт по христианскому принципу: "На всё воля Божья". В данном случае индивид находится в относительной гармонии, в психическом равновесии, будучи включённым в разные виды деятельности. Он следует "срединному" пути в развитии своего сознания и осознаёт это.

Второй путь. В этом случае постоянно доминирует потребность в исполнении долга, когда обязанность в служении, отдачи - превыше всего. Такое мышление и поведение, как стиль жизни, свойственно высоко нравственным, духовно продвинутым людям. Они говорят: забудь о правах, исполняй прежде всего долг. Право осуществляй только тогда, когда оно станет твоим долгом. Право должно стать наградой за исполнение долга. Сперва общее благо, потом личное. Формирование всех потребностей в этом случае имеет нравственное, духовное начало, когда смирение, верность, доверие, самоотдача, уважение другого, любовь, т.е. высшие челове-

ческие качества преобладают в структуре личности. Это путь христианского религиозного сознания [2].

Третий путь. Постепенно, с повышением в служебной карьере, начинает преобладать потребность в расширении своих прав в различных областях жизни. Человек "права" забывает о "долге". Он стремится всячески расширить свои права, а исполнение своего долга оставляет "на потом". Он считает, что право "иметь" является естественной природной потребностью, значит человек должен быть им наделён. Служебное положение данная личность использует для того, чтобы получить прежде всего "право", затем выполнить "долг" перед обществом. Сперва личное благо, потом общее. В данном случае субъект направлен "лицом к себе" и бесконечно трудно развернуться "лицом к другому", - других просто не видно.

Проведём более подробный анализ развития личности при восхождении по иерархической служебной лестнице во всех приведённых выше случаях.

Каждому человеку свойственно стремление, связанное с возможностями продвижения по службе. В начале карьеры (точка А и А,) человек имеет соответствующие права и обязанности по удовлетворению своих жизненных притязаний, которые должны быть уравновешены. Данная пара противоположностей (права - обязанности, брать - отдавать, властвовать - подчиняться) в должностной инструкции работника имеет выраженные, специально оговоренные соотношения, многочисленные градации, пункты и подпункты. В случае правильного сочетания данных противоположных установок у индивида вырабатываются социально и личностно ценные черты характера, ведущие к гармонии в его потребностной сфере, а значит и в развитии сознания. В случае пренебрежения одной из составляющих, потребностное поле формируется с акцентом в ту или иную сторону. Когда желание "иметь" перевешивает желание "отдавать", закладывается основание потребительского отношения к обществу и природе. Бывает перебор и в другую сторону, при этом формируется альтруистическая позиция, когда потребность быть обязанным кому-то в чем-то, энергетически доминирует.

С повышением в должности, в случае правильного распределения и формирования потребностных установок в сфере "права - обязанности" (разъяснение, контроль и другие виды помощи), у человека закрепляются такие поведенческие черты характера, эмоциональное и ментальное отношение к миру, при котором он всю жизненную энергию распределяет гармонично на основании прав и на использовании обязанностей. В данном случае о человеке говорят как о профессионале не только в функциональном плане, но и в межличностных отношениях. Сохраняя гармонию между правами и обязанностями, между "Я - Ты, Он, Они", служебная карьера специалиста благоприятствует всё большему раскрытию энергии и развитию его целостного сознания в телесно-душевно-духовном бытии. Если обстоятельства (культура коллектива, стиль управления, характер самого человека и многое другое) не способствуют сохранению равновесия при умножении прав и обязанностей, то с каждым новым повышением в должности (точки А, Б, В, Г) у личности всё больше и больше нарушается гармония противоположностей. Развитие потребностной сферы искажается в одну или другую сторону. Формируется вид ложного сознания собственной значимости с непредсказуемыми последствиями негативного характера.

Отсутствие гармоничного развития погружает человека в иллюзию исключительности, превосходства над другими. Таким образом, человек ограждает себя от других, и в этом заключается его трагедия. В абсолютном большинстве человеку свойственно наделять себя всё большими правами, особенно когда для этого имеются условия - наличие власти, выраженной в разных формах. Власть как активная

субличность (или ложное, "временно исполняющее обязанности" эго) в образе руководителя, вынуждает другого человека, стоящего на нижней иерархической должностной ступени, принимать на себя груз обязанностей, которые для него несвойственны и непосильны, чтобы уравновесить общее потребностное поле группы, коллектива, общества. Это служит основанием для борьбы за свои попранные права и обязанности (расширение их или сужение) или для отказа от возлагаемых обязанностей, или приводит к лицемерному отношению к своим должностным обязанностям. Мы видим, что права являются обратной стороной обязанностей и они не могут полноценно существовать без того, что бы не стремиться к уравновешенности.

Извечная проблема "права - обязанности" при неверном соотношении раскалывает личность на множество личин (персон), когда приходится играть многочисленные социальные роли, надевая на себя ту или иную маску. Человек лишается цельности, целокупности, индивидуальности, самобытности и теряется в кругу себе подобных масок-персон, функционеров, "потерянных душ".

Естественно, это расслаивает и общество на группы и группировки, классы и касты. Отождествляя себя с персоной, должностью, званием, "креслом" или группой и обществом, индивид теряет глубинно-человеческие качества, превращаясь в функционера, требуя при этом и от других людей таких же критериев поведения и мышления.

Каждый человек демонстрирует гармонию или дисгармонию. При утрате индивидуальной гармонии человека преследуют неудачи, болезни, "беспричинные" негативные последствия. Дисгармоничное общество проявляется в социальных и межличностных конфликтах (войны, эпидемии). В конечном итоге при накоплении дисбаланса в обществе мы наблюдаем природные бедствия (ураганы, землетрясения, наводнения и т.д.). Так срабатывает закон воздаяния (кармы) для установления утерянного равновесия в микро- и макросреде. В случае огромного дисбаланса может последовать уничтожение всей системы (человека, группы, общества и т.д.) как естественная мера защиты утерянного равновесия.

Современному человеку свойственна активность, желание расширять зону своего влияния во всевозможных видах деятельности. Максимальное продвижение в служебной карьере (например: президент страны) наделяет субъекта неограниченными возможностями как по шкале "права", так и по показателю "обязанности". В этом случае крайне трудно сохранить гармонию потребностей, а значит и сознания. В принципе, человек, наделённый властью, как и не имеющий её, потенциально имеет равные возможности для самореализации. Так звучит в теории. В практике всё обстоит значительно сложнее.

В восточной психологии наиболее значимыми являются способности, связанные с управлением самим собой (высшие способности), власть над своими психическими, физиологическими, физическими процессами и состояниями. Это возможно в случае всё более полного подчинения ложного я (эго), высшему Я, своей Сущности, Высшей воле до полного их слияния. Желание власти над другими живыми существами способствует укреплению ложного эго, что ведёт к утрате связи с высшими психическими и духовными силами и служит тормозом к самоосознанию. В истории много случаев, когда люди отказывались от высшей земной власти - власти над людьми, ради самореализации (Будда, Махавира были царскими сыновьями). Современный мастер Рам Дасс, много лет проучившийся в ашрамах Индии, подчёркивает: "Никто не имеет права контролировать сознание другого человека. Это относится как к революционерам, так и учреждениям..." [1. С. 263].

Гуманистическая психология как и восточная, в первую очередь делает акцент на искусстве самоуправления, саморазвития, формирования индивидуальной

гармонии, а руководство другими людьми рассматривает под углом сотрудничества на базе индивидуальной и межличностной гармонии, когда существует постоянное прислушивание к другому.

Успешный рост пирамиды (карьеры) "вверх" с одновременным ростом "вниз" возможен в случае, когда внутри самого человека происходит успешная "борьба" за сохранение в душе равновесия, тишины, покоя. Как ни странно это будет звучать, но равновесие, благость, мир, гармония в душе возможны в случае постоянного снижения уровня притязаний, направленных в сторону "иметь" и осознанного принятия долга в сфере обязанностей. Развитие в себе истинно человеческих качеств, высших духовных потребностей и способностей, является основой сохранения гармонии внутри себя, а значит и в сфере прав и обязанностей. Отсюда столь велико стремление людей открыть внутри себя Христа, Будду или стать преданным Кришны, или найти "золотую середину", став на путь Дао, чему и посвящают многие люди всю свою жизнь.

Мы все и каждый в отдельности находимся на своей иерархической ступеньке, и никто не вправе снимать с себя ответственность как за свою личную судьбу, так и за судьбу всех народов. Индивидуальная гармония каждого является наилучшим гарантом для гармонии целого, т.е. окружающего нас мира.

Права и обязанности легко идентифицируются с властью и любовью. Логически противоположностью любви является ненависть, психологически же - это воля к власти. "Где господствует любовь, там отсутствует воля к власти, и где пребывает власть, там отсутствует любовь", - пишет К.Г. Юнг при исследовании неврозов личности [4. С. 90]. В принципе сознанию свойственно (не догадываясь об этом) искать свою противоположность, без которой оно осуждено на застой. Лишь от противоположности зажигается огонь. Существует много высших принципов жизни и мировоззрений и в соответствии с этим - столь же много различных форм компенсирующей противоположности. В данном случае архетип права и архетип обязанностей проявляют разнообразие своих сторон. Внутри их находятся свои противоречия и своё единение, питающее весь процесс жизнедеятельности.

Становление и развитие нравственно-духовных качеств личности осуществляется за счёт установки (доминанты) на любовь, смирение, отдачу, жертву и выполнение в связи с этим своих многочисленных обязанностей по отношению ко всему сущему. Возможностей для саморазвития и оказания помощи другим людям, находясь на более высокой должности, значительно больше, чем на предыдущей, но столько же шансов и обратного воздействия. Игнорирование данной особенности может сформировать "человека карьеры" с отрицательными установками к обществу, к себе подобным и, в конечном счёте - к самому себе, хотя индивид этого может и не осознавать.

Сформированный "человек власти" искажает равновесие прав и обязанностей в пользу личной выгоды, т.е. в пользу гипертрофированного эго. Эго может только присваивать - это его жизнь. И если чем-то делится, то только с целью укрепления себя, своей самооценки. Бескорыстная отдача - смерть для эго. Утончённые формы противостояния личностей во всех сферах и видах деятельности служат не сближению между людьми, но ещё большему разъединению, разобщению. Наиболее характерно это проявляется в политической карьере, когда духовное развитие (выраженное в форме обязанностей) приносится в жертву функциональным амбициям.

Психология управления, развиваемая в последнее столетие, смещает свои акценты от бихевиоризма, где главным аспектом служит внешнее развитие и поведение человека, к гуманистической психологии, где акцент делается на внутреннее развитие, к умению открытого сотрудничества, единения со всеми людьми. Психо-

логия сотрудничества, соучастия, совместной деятельности становится фундаментальной базой для реализации личности и переходу её на более высокие принципы -самоопределения, самоосуществления, самораскрытия, самоконтроля, самореализации, а значит и переходу всего общества к более гуманным принципам.

Психология функциональной карьеры личности напрямую связана с его по-требностным полем: физиологическим, материальным, социальным, эмоциональным, интеллектуальным, нравственным, духовным. Можно добиться внешнего успеха в служебном продвижении и потерпеть полное фиаско в личностном самоопределении. Гармония во всём - это когда оба крыла (права и обязанности, материальное и духовное) одинаково хорошо развиты и подвластны сознанию. Это не отказ от активной жизни, но полная ответственность перед ней. Кажущаяся лёгкость данного положения бесконечно трудна для практического воплощения. Быть посередине, в полной гармонии, равносильно остановке времени, когда нет ни вчера, ни завтра, но есть только текущее сейчас в неуловимом мгновении вечности.

Время творит наш ум, ум творит потребности. Быть хозяином ума, означает власть над временем, что на языке аналитической и трансперсональной психологии означает самореализацию, индивидуацию; в восточной философии и психологии обозначается как просветление, пробуждение (нирвана); в христианской антропологии звучит как "Быть во Христе", "Я есмь".

Литература

1. Лилли Д. Центр циклона. Даос Р. Зерно на мельницу. - София, 1993.

2. Церковь и демократия. - М.: Отчий дом, 1996.

3. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.