Научная статья на тему 'Инновационные психолого-педагогические технологии. Цели и задачи обучения в высшей школе'

Инновационные психолого-педагогические технологии. Цели и задачи обучения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеенков Сергей Семенович

Рассмотрен ряд проблемных вопросов: инновации в психолого-педагогических технологиях обучения, цели и задачи обучения и воспитания в свете новой доктрины образования. Предлагаются критерии, на основе которых возможна реализация гуманистической парадигмы образования. Система “ученик учитель, школа вуз, образование государство” наиболее жизнеспособна, когда построена на высоконравственных, духовных законах управления и сотрудничества. В работе на мечены ориентиры такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные психолого-педагогические технологии. Цели и задачи обучения в высшей школе»

С.С. Корнеенков,

кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента ДВГАЭУ

ИННОВАЦИОННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Рассмотрен ряд проблемных вопросов: инновации в психолого-педагогических технологиях обучения, цели и задачи обучения и воспитания в свете новой Доктрины образования. Предлагаются критерии, на основе которых возможна реализация гуманистической парадигмы образования. Система «ученик-учитель, школа-вуз, образование-государство» наиболее жизнеспособна, когда построена на высоконравственных, духовных законах управления и сотрудничества. В работе намечены ориентиры такой системы.

В июне 1999 г. Государственной Думой одобрен закон "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике" [1], в котором сказано: "Государство гарантирует субъектам инновационной деятельности: государственную поддержку инновационных программ и проектов...; государственную поддержку подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность...". Такая постановка вопроса возможна и в отношении психолого-педагогических технологий обучения, где вполне возможны инновационные подходы.

Общество развивается через постоянное обновление, и в первую очередь инновации должны внедряться в сфере психолого-педагогических школьных и вузовских технологий, ибо система образования является той влиятельной силой, которая формирует сознание индивида и общества. "Пути принципиального обновления образования - в создании инновационных педагогических систем", - выражает свое видение проблемы Л.Н.Куликова [13. С. 263]. Необходимо пересмотреть не только цели и задачи, но и весь подход к самой системе образования.

Учебная деятельность в высшей школе при всей ее многогранности, естественно, во многом определяет развитие личности и становление будущего специалиста. В вузе во время учебного процесса лицом к лицу сходятся два и даже три поколения: юноши и девушки 17-22 лет и люди среднего и старшего возраста. Между обучающим и обучаемым (преподавателем и студентом) разница в возрасте порой достигает 40-50 лет, что оказывает на студента, как субъекта обучения, не только позитивное, но и негативное влияние. У преподавателя, с одной стороны, огромные знания, жизненный и социальный опыт, развитые умения и навыки, ярко выраженные способности, с другой - наработанные и укоренившиеся привычки, стереотипы и консерватизм мышления, эмоциональная и мен-

тальная усталость, конформизм, усиленное чувство безопасности. Преподаватель физически и психологически не успевает за новыми знаниями и зачастую не принимает их, так как ему спокойнее и удобнее жить в своем устоявшемся мире. Чтобы принять новое, нужно освободиться, отказаться от старого, вчерашнего. Но ведь вчерашнее - это статус и гордость преподавателя, это то, что он копил всю жизнь и теперь использует на рынке труда - продает, меняет свой научный капитал, свои вчерашние знания на сегодняшнее вознаграждение. Мы учим известному, а кто, когда и как будет учить открывать неизвестное и неведомое?

Велика ли значимость широко известных знаний и стоит ли студенту накапливать и хранить в личной памяти, как в сейфе, то, что так быстро подвергается «инфляции»? Как научиться самому и научить студента быть постоянно в потоке самой современной информации? Наверное, стоит задуматься над тем, что новое есть то, что существует сейчас, и оно постоянно обновляет само себя. В природе закон обновления вершится естественно и неумолимо, но как быть с человеческой психикой, которая переполнена "собраниями сочинений", не желает принимать новое и безболезненно расставаться со старым? "Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна", - наставляет святой Антоний Великий [7.С.63]. Жить старым багажом - значит быть в постоянном конфликте с приходящим, свежим, новым. Память - это привычка, вчерашнее, прошлое, пережитое. Но человек так любит накапливать, превращая свою психику в ломбард, в музей изношенных идей и чувств. Чем старше становится человек, тем больше он живет прошлыми воспоминаниями - данная особенность отмечается и в преподавании академических дисциплин. На лекциях "маститого ученого" нередко можно услышать о достижениях в науке "в его время", т.е. о том, что происходило 20-30-40 и более лет назад, а не о том, на какой высоте она находится сейчас - он просто этого может не знать. Такой подход оправдан в лекциях по истории предмета, но не по всему курсу дисциплины.

В настоящее время система высшего образования ориентирована на воспитание студента-интеллектуала с помощью профессора-интеллектуала, человека рассудочного и расчетливого, но не человека мудрого. Люди предпочли холодный, гордый интеллект мудрости, голову - сердцу, логику - интуиции и озарению. В обществе и на рынке труда имеет спрос информация, но не духовно-нравственные качества и высшие чувства личности. Но подобного не должно быть. Не может быть утеряна вера в мудрого, порядочного, честного и совестливого человека, особенно это относится к руководителям любого ранга.

Преподавателю вуза приходится постоянно переучиваться, заниматься самообразованием и саморазвитием, не только обновляя память, но главным образом совершенствуя свои мыслительные и душевные способности, но это в том случае, если он не "подрабатывает" в науке, а истинно ей предан.

Переучиваться несоизмеримо труднее, чем впервые воспринимать и усваивать общие и специальные знания, формировать умения и навыки. Еще труднее совершенствовать свои высшие психические процессы и

духовные качества. Способность к обучению и самообучению прямо пропорциональна возрасту - это относится ко всем сферам деятельности. Данный феномен человеческой психики необходимо учитывать. Недаром говорится - старого учить, что покойника лечить. И все же определенная часть людей выходит из-под этой закономерности, совершенствуя свой ум и раскрывая сознание до последней минуты жизни.

Настоящие научные знания всегда новы, как сама жизнь, и являют то, что есть сейчас. Они приходят не из учебников и монографий и даже не из научных статей, они рождаются и исходят из глубины души, а ум должен их принять и воплотить в реальность, материализовать, используя при этом мозг и все тело человека как универсальный рабочий инструмент.

Стандарт образования отстает от современных научных наработок порой на десятки лет, при этом он призывает к информационному и духовному догматизму и преподавателя, и студента.

Обучение и воспитание - бесконечно тонкий процесс самораскрытия индивидуальности [10]. Роль педагога - всячески оберегать растущую индивидуальность от нивелировки. Мы привыкли к положению, что преподаватель является Учителем для студенческой молодежи. "Старое" учит "новое". Вернее было бы считать прямо противоположное. В.А.Сухомлинский любил повторять, что дитя является учителем отца, т.е. взрослого. Роль последнего заключается в оказании своевременной помощи в развертывании жизни в новых условиях пришедшему на Землю духу.

Система "учитель - ученик", "старший - младший", в которой реализуются эмерджентные (стремление к божеству как высшей цели развития. - Прим. ред.) особенности сознания, должна быть устойчивой и максимально эффективной. Это возможно в случае максимальной ориентированности обеих сторон на совместную деятельность, выраженную в сотрудничестве, сотворчестве, взаимопроникновении, взаимопонимании и уважении. Основным принципом взаимоотношений становится любовь при максимальной взаимной открытости сознания личности педагога и сознания личности ученика, что необходимо подразумевает высокую нравственность и духовность всего процесса обучения.

Напомним, что под обучением понимается процесс совместной деятельности учащегося и преподавателя, направленный на достижение поставленных целей. Управлять надо не деятельностью студента-ученика с помощью преподавателя-учителя, но процессом построения их совместной деятельности, отвечающей жизненным потребностям вновь организованных систем: диады "учитель-ученик"; группы; коллектива; общества. Проектирование такой деятельности и управление процессом сотрудничества составляет предмет педагогики обучения и образования [13, 15].

Автор считает, что образование (в широком смысле слова) - это непрерывный процесс обучения тому, как согласовать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, дух и материю, целое и часть. Необходимость целостного развития человека (его духа, души и тела) как интегрированной единицы предполагает це-

лостное познание человеком самого себя, чему и призвана способствовать система образования. Истинное образование не имеет ничего общего с насильственным введением в психику ребенка признанных обществом ценностей и способов их достижения. Образование можно понимать как вывод наружу того, что заложено в ребенке божественной природой, это "выведение" его души, индивидуальности, это цветение Высшего Я. Образовываясь, человек становится осознающим творцом самого себя и окружающей действительности. Образованным можно назвать такого человека, который соединил в себе материальный и духовные миры в единое целое, до этого момента он только на пути, чтобы стать образованным. Система образования способствует осознанию человеком своего Пути, своей телесной, психической и божественной сущности.

Образование и обучение сливаются в одну линию и преследуют общую цель, которая многопланова. Кому же эти цели принадлежат? Пришедшему на Землю человеку (ученику) или системе (государству), которая готовит для себя будущее поколение? Государство, как открытая система, значительно консервативнее в саморазвитии, чем индивиды, входящие в эту систему и образовавшие ее для своего развития. Вузы и школы всегда выполняли государственный заказ, формируя тот тип мышления и ту личность, которая требовалась режиму. В тоталитарных культурах, как подчеркивает А.Г.Асмолов, преобладают формы, ориентированные на усредненные стандартные программы обучения. При таком обучении происходит нивелировка личности, "...ребенок подгоняется под учебную программу, а не программа создается с учетом мотивов и способностей ребенка" [2. С. 241]. Созвучные мысли мы находим у С.Д.Смирнова, когда он пишет, что активная природа процесса психического отражения состоит в том, что она инициируется самим субъектом, а не возникает в качестве ответа на внешнее воздействие [16. С.51].

Развитие личности и раскрытие индивидуальности подразумевает выход из-под общесоциального, соединение с общедуховным, что требует переосмысления педагогического подхода к образованию. "Бог создал душу свободную и самовластную, и она вольна поступать, как захочет, -хорошо или худо", - говорит святой Антоний Великий [4. С.67]. "Каким быть человеку - это дело его свободного выбора, а не социальной, психолого-педагогической алхимии", - подчеркивает В.П.Зинченко [6. С. 13].

Какова же цель обучения в вузе? Что необходимо проявить и укрепить индивиду в этот период своего развития, чтобы наиболее подготовленным вступить в следующий этап своей жизни? Как должно реагировать общество, государство, профессорско-преподавательский состав, система образования, чтобы в наибольшей гармонии происходил переход юношей и девушек во взрослую жизнь?

Что же поставить в центр всей проблематики, чтобы это "нечто" связывало воедино многофакторную проблему вузовского образования (ВО)? Существует множество критериев, по которым можно судить о развитии ВО в регионах и в стране в целом. По мнению Б.Коссова и А.Крупнова, в основу оценочных критериев необходимо положить систему основных целей развития ВО. Эти цели выступают одновременно и как основные факторы ВО. Авторы предлагают систему основных фак-

торов, построенных по дуальному принципу, которые определенно влияют на развитие личности студента, и располагают их в строгой иерархии, например, социализация-индивидуализация, технизация-гуманитаризация и т. д. [12. С. 73]. Всего семь пар факторов. Системообразующим фактором (пятнадцатым по счету), связывающим все факторы воедино, является гуманизация.

Цели и задачи ВО, как считает автор, могут быть общими, основными, частными и специальными, все они неразрывно связаны между собой. Общие цели и задачи органически рождают основные, частные и специальные. Основные цели связаны с основными факторами высшего образования. Частные цели и задачи характерны для отдельных направлений вузовского образования, специальностей, научных дисциплин, спецкурсов, производственных практик, дипломных проектов, курсовых работ, при научно-исследовательской и методической работе, подготовке научно-педагогических кадров, подготовке материально-технической базы и т. д. Специальные цели и задачи могут быть определены для сдачи и приема экзаменов, при проведении спецсеминаров, конференций, лекционно-практических занятий, общественных мероприятий (КВН, клубы, спортивные школы, подготовительные курсы).

Общие цели и задачи преследуют фундаментальные направления вузовского образования, они вытекают из социокультурных ценностей, идеалов и целей общественного развития и во многом зависят от уровня развития науки и культуры общества (государства). Они определены Доктриной образования. "Доктрина образования - это ясное и лаконичное изложение основных положений государственной политики в сфере образования на конкретный период времени" [14. С. 9]. Положение Доктрины опирается на законы Российской Федерации, федеральные программы развития образования.

В данной работе мы делаем акцент на общих целях и задачах вузовского образования, когда цели обучаемого и обучающего, индивида и общества находят общее выражение в системе образования.

Общие цели и задачи ВО можно свести к следующим положениям:

1. Создание оптимальных социальных, моральных, культурных, нравственных, психологических и духовных условий как необходимого основания для полноценного самовыражения, самопроявления, саморазвития личности, для проявления индивидуальной и универсальной гармонии, для поддержания непрерывного процесса обучения тому, как согласовать внутри себя и привести в единство материальную и духовную природу человека.

2. Создание оптимальных условий для усвоения индивидом социального опыта, системы знаний, умений и навыков, для познания жизни и самого себя, для творческого самовыражения во всех областях научной, социальной и духовной жизни.

3. Развитие способностей, способствующих процессу сотрудничества и совместной деятельности всех людей планеты, независимо от возраста, пола, характерологических особенностей, а также вероисповедания, национальности и политического строя.

4. Будущий специалист должен овладеть заданными учебными планами и программами.

По мнению автора, особенность целей высшего образования последних лет заключается в деидеологизации содержания и целей, в гуманизации форм и методов обучения. Идеологизация не совместима с раскрытием сознания и воспитанием творческой и свободной личности. "Идеологизация сознания имеет своим назначением уменьшение числа степеней свободы в самом сознании, в пределе - полное вытеснение его из жизни индивида и замещение сознания чистой идеологией", - отмечают В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунов [7.С.141].

Считаем, что на первый план необходимо поставить развитие свободной и духовной личности, удовлетворение духовных запросов, духовных потребностей и духовных способностей человека. С.Д.Смирнов прямо указывает, что вуз готовит не просто "специалиста для народного хозяйства, а человека-личность, гармоничного, целостного, с индивидуальным взглядом и подходом к жизни" [16. С.6]. "Кадры специалистов" мы ковали в тридцатые годы. "Важно не просто выучить инженера определенной категории, а подготовить личность с новым уровнем мышления к моменту выхода его в самостоятельную жизнь", -так определяет значение вуза министр образования РФ В.Филиппов в своем интервью [18].

Актуальным становится вопрос о "десоциализации индивида, выделении его из социальной общности", - замечает В.П. Зинченко [6. С. 199]. В отечественной психологии акцент был сделан на социализацию индивида в ущерб индивидуальному развитию.

Подготовка специалиста, обладающего глубокими знаниями, развитыми умениями и способностями, - это один из многочисленных аспектов в целостном развитии личности. Признание духовной стороны бытия не означает отказа от материальной составляющей как противоположности, а значит, и достижений материалистически ориентированной науки в целом и психологии в частности. Как подчеркивает В.П.Зинченко, это ведет к обогащению науки еще одной реальностью, делает ее более объективной [6], Уникальность личности, наличие духовного измерения указывает на необходимость гуманизации образования, замены авторитарной парадигмы обучения, ориентированной на социализацию личности, на личностно - индивидуально - ориентированную, гуманистическую.

Необходимо постоянно помнить, что развитие человека совершается на основе его собственного выбора, и если он хочет большей свободы, то должен принять и большую ответственность. Истинная свобода - это прежде всего духовная свобода, которая достигается тогда, когда индивид признает себя полностью ответственным за все проявления своей личности, за поступки, чувства и мысли. Более того, он признает свою соучастность и соответственность в деяниях других людей. Индивид и общество - едины. Общество, построенное на духовных принципах, где ответственность каждого индивида, входящего в него, максимальна, неизбежно повлечет за собой позитивные изменения во всех социальных,

экономических и политических проявлениях, ибо последние есть суть проявления духа.

Возможно, как считает автор статьи, системообразующим ядром Государственной Доктрины образования должен стать более высокий идеал, чем гуманизация, где акцент ставится на развитии личности при участии внешних сил и не дооценивается влияние сущностных (внутренних) сил самого человека. Может быть, это будет культура, которая способна объединить все народы мира, или ноосфера (В.И.Вернадский), или хронотоп (К.Д.Ушинский), или Душа России, или Душа Мира. Объединяющим центром может быть признано Сознание, Дух или Высший Разум.

Согласно христианской антропологии (как и всех религий мира), в центре всего бытия стоит не абстрактное понятие "гуманизация" с ярко выраженными полюсами, где человек поставлен перед выбором крайностей, но сердцем человека прочувствованное Невыразимое, Единое, Цельное, Я Есмь Присутствие, Христос, Бог, Ничто или Нечто, не имеющее названия, вокруг которого и возможно истинное объединение.

Когда одухотворенная Личность (духовный человек) и одухотворенное общество (духовное человечество) как цель развития индивида и общества сменят социально-индустриального человека, тогда светское образование и духовное будут не в оппозиции, но в гармони и целостности, ибо материя и дух не изолированные две противоположности, но Единое Целое. Или, как отмечает философ И.А. Ильин, инстинкты и дух не враги, они неотделимы друг от друга.

Для реализации намеченных целей следует решить многочисленные задачи. На Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1991г.) международной комиссией по образованию для XXI века поставлены главные задачи [3]:

1. Научиться приобретать знания, которые в связи с научным прогрессом быстро устаревают.

2. Научиться работать и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Научиться жить для того, чтобы в первую очередь знать себя, окружающий мир и природу.

3. Научиться жить всем людям планеты вместе с максимальным уважением ко всем проявлениям жизни.

В положении о новой образовательной парадигме, изложенной в документах Госкомвуза России и Меморандуме Международного симпозиума ЮНЕСКО, задачами образования являются [17]:

1. Гармонизировать отношение человека с природой через освоение современной научной картины мира.

2. Научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития.

3. Создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Данные цели можно расширять и конкретизировать. Так, для высшей школы важно формировать экологическое мышление, что предполагает [16]:

- усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека;

- отношение к личности как к высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средства достижения других целей;

- признание того, что интересы и идеалы личности могут быть сформированы и изменены в результате деятельности, инициированной самим учащимся;

- признание того, что движущей силой и источником новообразований служит творческое содружество между людьми;

- принятие идеи единства органической (материальной) и духовной жизни и утверждение примата духовного начала, его ведущей роли в развитии человека.

Овладение теорией изучаемого предмета не принесет пользы, если ученик одновременно не стоит на пути практического применения полученных знаний. Парадигма современного образования - максимальное совмещение во времени теории и практики, знаний и особенностей жизни.

•В законе "Об образовании" [5] отмечены положения, где говорится, что интересы личности в системе образования ставятся на первое место; провозглашается гуманистический характер образования; подчеркивается, что необходимо создавать условия для самореализации личности (ст. 14. п.1). Что особенно важно, за преподавателем закрепляется право на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебников, приемов оценки знаний.

Необходимо отметить, в частности, перспективы и повышение значимости психологии и педагогики в подготовке квалифицированных преподавательских кадров вузов, что позволяет шире развернуть научную работу в области психологии и педагогики высшего образования. У начинающих преподавателей наблюдается "полное отсутствие профессиональной психолого-педагогической подготовки", - отмечает М.Зиновкина [8. С. 13]. Учебный процесс ведется на эмпирическом уровне или с опорой на старые стереотипы обучения без использования накопленных психологией и педагогикой знаний.

Обучение и воспитание, как и любой вид деятельности, невозможны без педагогических технологий. Под технологией понимается совокупность приемов, способов и средств, применяемых в какой-либо деятельности и направленных на достижение поставленных целей. Педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств (Б.Т.Лихачев); это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.В.Волков). По мнению автора, ценность психолого-педагогических технологий определяется степенью рациональности с позиции сущности индивида, но не со стороны эго личности или эго общества и государства.

Для выявления рациональности технологии необходимо иметь критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым методологическим требованиям (критериям). К

внешним критериям относятся: системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость [15]. Внутренние критерии выразить намного сложнее: это и психическое здоровье в самом широком смысле этого слова, и оказываемая помощь индивиду в выполнении своей миссии, и его гармоничное развитие, и счастье. Безусловно, внутренняя позиция индивида предпочтительнее внешней, ибо она затрагивает самую суть индивида - его сущность, индивидуальность.

Любая педагогическая технология базируется на личностных качествах преподавателя, его нравственном и духовном развитии, профессиональных знаниях [11. С. 172-186]. Говоря словами Ошо Раджниш, методики сами по себе ни хороши, ни плохи. Все зависит от человека, в чьих руках они являются инструментом и оживают. Поэтому к личностным качествам педагога всегда предъявлялись повышенные требования.

Современные технологии представляют синтез достижений педагогической науки и практики, где сочетаются традиционные элементы прошлого опыта и того, что рождено современным общественным прогрессом. Они невозможны без философского и психологического обоснования, что является их фундаментом. Педагогические технологии строятся на основе четкого представления об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от ведущего фактора развития можно выделить: биогенные технологии, социальные, психогенные., идеалистические. Все технологии обучения можно разделить на пять направлений: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные, технологии развивающего обучения, авторские школы. Все они хорошо известны и описаны в соответствующей литературе [9, 13, 15].

Технология обучения во многом определяется той концепцией или школой, к которой принадлежит ее автор. Наиболее обоснованная и широко признанная концепция называется ассоциативно-рефлекторной. Основанием данной концепции послужили открытия в области работы головного мозга, сделанные И.М.Сеченовым, И.П.Павловым. В рамках этой концепции разработаны и широко известны такие направления, как теория формирование понятий, теория содержательного обучения; теория поэтапного формирования умственных действий. Широкое распространение, особенно на Западе, получили бихевиористические теории научения, гештальттеория усвоения, суггестивные теории обучения, нейролингвистическое программирование. За каждой концепцией стоят школы, их основатели и тысячи последователей.

Перечисленные теории обучения и ассоциативно-рефлекторная концепция далеко не полно раскрывают возможные механизмы обучения и воспитания человека и тем более его эволюцию. Эволюция человека (человечества) - уникальное явление Природы, и какие бы теории и концепции не были представлены в настоящее время, в дальнейшем появятся более глубокие обоснования феномена обучения и саморазвития человека. В частности, автором статьи разрабатывается и успешно внедряется в учебный процесс в вузе целостная модель обучения и саморазвития [11], в которой общепризнанные подходы к обучению и развитию дополняются новым пониманием процесса раскрытия сознания.

Суть данной модели обучения заключается в том, чтобы определенными психолого-педагогическими приемами активизировать внутренний, глубинный, духовный слой сознания и соединить его с бытийным и рефлексивным слоями сознания [7]. Это становится возможным, когда психика индивида находится в нейтральном, спокойном состоянии. Спокойное, уравновешенное состояние сознания определяется как расширенное сознание, при этом индивид получает ответы на собственные вопросы из собственного сознания, подсознания и сверхсознания. Вопрошающий (он же и отвечающий) и ученик (он же и учитель) сливаются в единое целое. В данной модели обучения наиболее полно реализуется принцип, согласно которому человек понимается как универсальная самообучающаяся сверхсистема. Синтетическая модель обучения приемлема не только в организации и проведении учебного процесса, но и в любой деятельности, когда человек стремится к раскрытию своих потенциальных возможностей и творческому их воплощению в жизнь.

Обучение и самообучение, познание и самопознание - это единый взаимосвязанный жизненный процесс развития Личности. Невозможно одно отделить от другого, и, безусловно, в основе всего лежит личная воля индивида. Не стоит забывать, что главный учитель - это сама жизнь, и когда мы принимаем ее такой, как она есть, с полным вниманием и доверием, любовью и смирением (не это ли самое трудное?), тогда частная жизнь человека сливается с Целостной Жизнью Космоса. Может быть, этому стоит учиться человечеству?

Литература

1. Адамовский А. У необычных школ появляется надежда? // Первое сентября. № 42. 1999 г.

2. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования пространства личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под. ред, Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 239-248,

3. Делор Жак. Образование: Необходимая утопия // Педагогика. 1998. № 5. С. 3-16.

4. Добротолюбие: В 12 т. Т. 1. М.: Русский Духовный Центр, 1993. 336 с.

5. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Высшее образование в России. 1992. №3.

6. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая книга, 1997. 336 с.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.

8. Зиновкина М. Вузовский педагог XXI века // Высшее образование в России. 1998. №3. С. 13-15.

9. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб., 1992. 175 с.

10. Корнеенков С.С. Развитие личности как раскрытие индивидуальности в гуманистической психологии и педагогике // Современные проблемы высшего образования в странах АТР: Материалы региональной научно-методической конференции. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1998. С. 149-152.

11. Корнеенков С.С. Психологические теории личности и ее потребностей: Психосинтез: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1998. 258 с.

12. Коссов Б., Крупное А. Гуманизация - системообразующий фактор // Высшее образование в России. 1999. № 3. С. 73-77.

13. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.315 с.

14. Савельев А., Романкова Л. О будущей Доктрине высшего образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 9-12.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1999. 256 с.

16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.

17. Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 17-24.

18. Суп из топора варят только в сказке // Поиск. 1999. №34. 27 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.