УДК 159.9
Бакиров Р.Р. преподаватель кафедра уголовного процесса ФГКОУ ВО «Казанский юридический институт МВД Российской Федерации»
г.Казань
ПСИХОЛОГИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: Целью статьи является исследование психологических особенностей осуждённых и выявление основных проблем, негативно влияющих на их психику в период отбывания наказания в условиях изоляции и после освобождения. При подготовке статьи применялся методологический подход, методы наблюдения, беседы, социометрии, в процессе исследования - принципы общей, социальной, юридической психологии. В статье делается вывод о недостаточно эффективной работе социальных и психологических служб российской уголовно -исполнительной системы по причине отсутствия в России грамотной системы ресоциализации осуждённых, согласно которой работа психологической службы по подготовке возвращения человека в свободное общество должна начинаться с первых дней отбытия наказания, в связи с чем, в статье предложены соответствующие меры для повышения эффективности работы психологических и социальных служб с осуждёнными и их ресоциализации, благодаря которым улучшится психологическая составляющая среди осуждённых, снизится уровень рецидивной преступности.
Ключевые слова: осуждённый, заключённый, изоляция, психолог, психика, психология, психопативное поведение, психокоррекция, пробация, ресоциализация.
Bakirov R.R. teacher
department of criminal procedure
Federal State Educational Institution of Higher Education "Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
Kazan
PSYSHOLOGY OF CONVICTS
Abstract: The purpose of the article is to study the psychological characteristics of convicts and identify the main problems that negatively affect their psyche during the period of serving a sentence in isolation and after it. A
methodological approach was used in the preparation of the article, methods of observation, conversation, sociometry, and the principles of general, social, and legal psychology were used in the research process. The conclusion is made about the insufficiently effective work of social and psychological services of the Russian penitentiary system due to the lack of a competent system of re-socialization of convicts in Russia, according to which the work of the psychological service to prepare for the return of a person to a free society should begin from the first days of serving a sentence, in this connection, the article suggests appropriate measures to improve the efficiency of psychological and social services with convicts and their re-socialization, thanks to which the psychological component among convicts will improve, the level of recidivism will decrease.
Keywords: convict, prisoner, isolation, psychologist, psyche, psychology, psychopathic behavior, psychocorrection, probation, resocialization.
Небезызвестно, что лишение свободы человека, помещение его в условия изоляции от общества - это всегда крушение его жизненных планов, кардинальная смена образа его жизни, порождающая в нём изменение психического состояния, поведенческого проявления, происходящие на фоне адаптации осужденного к условиям пенитенциарного учреждения. В настоящее время в функционировании пенитенциарной системы России по-прежнему имеется ряд проблем, в том числе, по причине нехватки специальных психологических знаний и коммуникативных умений у сотрудников пенитенциарных учреждений, хотя, эффективность исправительных воздействий на осужденного в своем большинстве предопределяется психологической компетентностью указанных сотрудников по вопросам стратификации среды осужденных, способностью грамотно выявлять и учитывать их индивидуально-личностные психологические особенности в выстраивании взаимоотношений и воспитательной работе. Исправительная система нуждается в совершенствовании, в связи с чем, возникает потребность применения специальных социально-психологических механизмов, направленных на решение задач, стоящих перед этой системой.
Российское законодательство постоянно совершенствуется, развиваясь в соответствии с существующими реалиями, что подтверждает и принятая в этом году Концепция развития уголовно -исполнительной системы России (далее - УИС России) до 2030 года1, одной из целей которой является создание и развитие системы пробации. Обозначенная в Концепции цель обусловлена тем, что на сегодняшний день российские осужденные к жизни в гражданском обществе не адаптированы (потеря
1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138 -р // Собрание законодательства РФ. - 2021. -№ 20. - Ст. 3397
социальных связей, отсутствие жилья, средств к существованию, востребованности профессиональных навыков), УИС России не имеет грамотную систему пробации, что в совокупности приводит к росту рецидивной преступности.
Согласно сведениям Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), на начало января 2021 года в учреждениях УИС России содержалось 482 900 человек (обвиняемые, подозреваемые, осуждённые), это на 381 000 человек меньше, чем в 2010 году, что позволило спуститься России в мировом рейтинге с 20 на 26 место по количеству заключённых на 100 000 человек населения2. Означает ли такая, на первый взгляд, положительная динамика то, что россияне стали меньше совершать преступления, или суды стали чаще применять наказания, которые не связаны с лишением свободы? Утвердительного ответа на эти вопросы дать нельзя, стоит лишь признать, что одни проблемы в указанной сфере нивелируются, другие усугубляются, порождая новые.
Ядром всех статистических данных по качественным и количественным показателям осуждённых выступает их психология: в любом противоправном поступке находят свое выражение психология человека, его личности и, как следствие, поведения3. Важность изучения психологии осуждённых обоснована тем, что именно психологическая характеристика личности преступника кладётся в основу при принятии уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений4 (избрание меры пресечения, квалификация преступления, назначение вида наказания и определение вида исправительного учреждения для его отбывания), а знание личностных качеств, обусловивших противоправное поведение, позволяет правильно организовать воспитательный процесс осуждённого и принять взвешенное решение о его условно-досрочном освобождении (далее - УДО).
Достаточно давно в ФСИН России функционирует Управление воспитательной, социальной и психологической работы (штат - более 1 500 человек), основная цель деятельности которой - социальная работа с осуждёнными (социальная защита, решение социальных проблем, содействие в ресоциализации после освобождения). В УИС России функционирует психологическая служба, базовыми направлениями деятельности которой являются психодиагностическое обследование
2 Федеральная служба исполнения наказаний России - официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2021. -Режим доступа: https://fsin.gov.ru, свободный. Загл. с экрана
3 Пономарев, С. Б. Пенитенциарный стресс как специфический вид дистресса / С. Б. Пономарев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 5. - С. 39
4 Первозванский, В. Б. О совершенствовании уголовно-исполнительной политики / В. Б. Первозванский // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 3. - С. 4
осуждённых, разработка программ и тренингов для их психокоррекции и ресоциализации5.
Работа психолога с осуждёнными - колоссальный труд, работа с тонкой душевной организацией, от уровня профессионализма которой зависит конечный результат. Рассмотрим ряд аспектов психологии осуждённых. Большинство психологов настроено на помощь осуждённым, но большинство из них выгорают от общей атмосферы и бумажной работы, и остаются один или два психолога на 1 500-2 000 заключённых. Среди осуждённых работает трудноизменяемая установка: посещаешь психолога, значит, чем-то болеешь. Но к психологу чаще идут по причине существования в учреждениях УИС России системы социальных лифтов: участие в психологической службе как мероприятии - перспективный случай для улучшения условий содержания осуждённого, отказ от участия - «чёрная галочка» в личном деле.
Начинающие работу с осуждёнными психологи изначально видят толпу людей в чёрных робах, воспринимаемую как единую безликую преступную массу, из которой, кажется, вычленить конкретного индивида, личность практически невозможно. После психологического тестирования каждому из осуждённых предлагается индивидуальная консультация, и только в процессе личного общения психолог раскрывает каждого осуждённого как личность со своими мыслями, взглядами на жизнь, принципами, устремлениями и переживаниями6.
Не секрет, что сегодня мы друг друга практически не слушаем и не слышим, предпочитая общению живому общение в сетях социальных, где можно надеть маску, пытаясь выдавать себя за того, кем в реальности не являешься. В заключении в маске жить невозможно: осуждённые вынуждены их сбрасывать, поскольку в условиях изоляции всё и у всех на виду. Грамотный психолог в начале своего общения с осуждённым всегда задаёт вопрос о том, считает ли он себя виновным в преступлении, за которое отбывает наказание? Когда собеседник признаётся, что он виновен и осознаёт это, тогда и начинается психологическая перезагрузка. К сожалению, как утверждают сотрудники ФСИН России, большинство осуждённых считают себя жертвами обстоятельств, и когда закон их не оправдывает, они оправдывают сами себя, придумывая несуществовавшие факты и обстоятельства совершенного преступления и веря в них7. Человек не может жить долго с чувством вины, такова его психология.
5 Федеральная служба исполнения наказаний России - официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2021. -Режим доступа: https://fsin.gov.ru, свободный. Загл. с экрана
6 Пенитенциарная психология: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы : учебное пособие для вузов / В. М. Поздняков [и др.] ; под общей редакцией В. М. Позднякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - С.67
7 Федеральная служба исполнения наказаний России - официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2021. -Режим доступа: https://fsin.gov.ru, свободный. Загл. с экрана
Социологические исследования на базе ФСИН России пришли к выводам о том, что осуждённые на протяжении всего срока отбывания наказания в виде лишения свободы переживают трижды сложные адаптивные ситуации: первичная адаптация к условиям изоляции, адаптация к сложившимся в учреждении условиям, адаптация к условиям жизни после выхода на свободу, в связи с чем, их адаптивные способности за время отбытия наказания значительно снижаются, а в условиях свободы им крайне трудно избавиться от отрицательных последствий, в результате чего и возникают адаптационные проблемы к жизни на свободе.
Психологи выделяют несколько основных фатальных изменений в психике человека, попавшего в заключение8: обострение чувства осторожности, подозрительности (постоянное ожидание провокации, подвоха от сокамерников, сотрудников ФСИН России); превалирование в поведении базовых инстинктов (минимальные желания, носящие простой и однообразный характер - вкусная еда, спокойный сон, прогулка на свежем воздухе и другие); выработка стойкой неприязни к сотрудникам правоохранительной системы (в своих бедах осуждённым проще винить не себя, а их); дизадаптация после отбытия срока наказания или освобождения по УДО (ощущение ненужности, отвержения обществом).
Человек, попадая за решётку, испытывает глубочайший стресс, его самосознание меняется, окружающий мир он начинает воспринимать как среду агрессивную, личность меняется в сторону депрессии, истерического и психопативного поведения, сопровождающегося растерянностью, отчаянием, подавленностью9. В контексте сказанного интересны результаты исследования, проведенного А. А. Золотарёвой посредством анкетирования осуждённых одной из колоний строго режима, по вопросу изучения роли апатии в формировании депрессивного синдрома заключённых. Сделан вывод о формировании мужского депрессивного синдрома как сложного поэтапного процесса, начинающегося с манифестации переживаний (скуки, одиночества, безнадёжности) и приводящего на поздних стадиях к апатии. По мнению А. А. Золотарёвой, на психологические симптомы заключённых не оказывают влияния базовые социально-демографические характеристики (возраст, семейное положение, наличие/отсутствие детей, срок отбывания наказания) за исключением уровня образования осуждённого, которое влияет на
8 Пенитенциарная психология: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы : учебное пособие для вузов / В. М. Поздняков [и др.] ; под общей редакцией В. М. Позднякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - С.67
9 Пенитенциарная психология: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы : учебное пособие для вузов / В. М. Поздняков [и др.] ; под общей редакцией В. М. Позднякова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - С.42
переживание им чувств безнадёжности, в связи с чем, автором делается вывод о важности образовательных мероприятий в среде заключённых10.
Вновь обращаясь к статистике, видим, что в 2020 году из учреждений УИС России освободились 234 745 осуждённых, из них 604 -несовершеннолетних. Впервые в условия изоляции в 2020 году попало 144 861 человек, повторно - 81 756, в третий раз и более - 149 527. В российских уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ) на конец 2020 года состояло на учёте 463 717 человек, при этом 16 732 человека сняты с учёта в связи с совершением ими нового преступления11.
Освобождаясь, осуждённые словно попадают в чужой мир: супруги с ними разводятся, дети и иные родственники общаться отказываются, знакомые отворачиваются, на работу устроиться практически невозможно из-за криминального прошлого, биржа труда не помогает, собственного или постоянного жилья у большинства не имеется, денег на существование не хватает, государство никак не помогает, общество бывших заключённых не принимает, агрессия и стресс на социальную несправедливость накапливаются, и человек вновь совершает преступление. Кто-то из бывших заключённых идет на преступление осознанно, потому что не видит иного выхода в тупиковой жизненной ситуации: ему хочется вернуться в тюрьму - туда, где ему всё знакомо, где его понимают, где он будет одет, накормлен и будет иметь свое место для сна. Второй путь у бывшего осуждённого тоже имеется: наверстать упущенное и жить по закону на свободе, адаптируясь к новому миру, но, получив несколько отказов, бывший осуждённый сдаётся и возвращается к первому пути. Почему же так происходит?
Солидаризируясь с Ю. М. Заборовской, считаем, что обозначенные выше проблемы не единственные, главная и первостепенная проблема заключается в том, что в России до сих пор не разработана грамотная система ресоциализации осуждённых, психологическая служба ФСИН России работает не достаточно эффективно12 [3, с. 58]. Указанные функции берут на себя некоммерческие и общественные организации и объединения, частные центры помощи экс-осужденным, реабилитационные центры при исправительных учреждениях (на сегодняшний день их более 20), центры социальной адаптации. Региональные бюджеты оказывают финансовую помощь центрам занятости и центрам социальной адаптации, ряд организаций получают дотации из бюджета, президентские и иные гранты, возможную помощь оказывают волонтёры и неравнодушные граждане.
10 Золотарева, А. А. Роль апатии в формировании мужского депрессивного синдрома у заключенных / А. А. Золотарева // Психология и право. - 2021. - № 1. - С. 2-13
11 Федеральная служба исполнения наказаний России - официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://fsin.gov.ru, свободный. Загл. с экрана
12 Заборовская, Ю. М. Социально-психологические причины преступного поведения инвалидов и пожилых лиц / Ю. М. Заборовская // Российский следователь. - 2021. - № 2. - С. 58
Считаем, что ресоциализацией осуждённых в первую очередь должно заниматься государство, а не общество, и со стороны государства нужна не просто поддержка, которая исходит сейчас, а нормативно -правовое регулирование данного вопроса, разработка грамотной и рабочей системы ресоциализации, консолидации такой системы с усилиями институтов гражданского общества. Пробелы в работе социальных и психологических служб ФСИН России на сегодняшний день очевидны, но их наличие - не вина самих специалистов, а недоработка и недофинансирование государства.
В качестве положительного примера для России можно привести пенитенциарную систему Германии, визитной карточкой которой выступает многоаспектный и многовекторный процесс ресоциализации осуждённых. Германский опыт обращения с осуждёнными с точки зрения демократических начал и общественных институтов общепризнан во всём мире. В контексте изучения психологии осуждённых примечателен германский опыт созданием в России именно такой системы ресоциализации, которая будет восприниматься как процесс, включающий комплекс мер психолого-педагогического, юридического, экономического, медицинского, организационного характера, в совокупности дающих возможность ведения заключенными после отбытия наказания законопослушной жизни. С 1977 года в Уголовно-исполнительном кодексе Германии, с 2006 года - в корреспондирующих ему статьях кодексов федеральных земель закреплено положение о том, что исполнение уголовного наказания должно научить осуждённого жить после освобождения в социальной ответственности без правонарушений13.
Важным при достижении обозначенной цели немецкая уголовно-исполнительная система считает тотализацию осуждённых, при которой работа по подготовке возвращения человека в свободное общество начинается с первых дней отбытия наказания, с акцентом на активирующую систему исполнения наказаний - комплексную деятельность, включающую в себя: индивидуальные психологические тренинги, которые направлены на подавление страха, негатива, агрессии; социально-терапевтические групповые тренинги, направленные на исключение конфликтов среди осуждённых; психотерапевтические меры в отношении отдельных категорий осуждённых (страдающих наркоманией, алкоголизмом или иными психическими отклонениями); поэтапная интеграция в общество путем решения социальных проблем осуждённого (урегулирование имущественных, финансовых долгов, конфликтов с родственниками, помощь в завершении и/или получении специального образования, навыков и умений профдеятельности) и другие.
13 Зарубежное законодательство на русском языке - официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2021. -Режим доступа: http://www.worldbiz.ru, свободный. Загл. с экрана
Обобщая сказанное, следует констатировать, что работа психологических и социальных служб с осуждёнными и их ресоциализация должна выступать в качестве первостепенной цели российской пенитенциарной системы, для чего на сегодняшний день необходимы:
- перераспределение кадров в штате ФСИН России посредством сокращения не рядовых сотрудников, оказывающих непосредственное влияние на функционирование Службы, а руководящих должностей, управленческого звена и сотрудников, не зарекомендовавших себя за срок службы положительными достижениями в труде, с целью увеличения штатных ставок для психологов и социальных работников ведомства;
- регулярное и обязательное повышение квалификации психологов ФСИН России, в том числе, УИИ России путем прохождения специальных курсов, подготовок по различной проблематике всех отраслей психологии (если психолог перестаёт саморазвиваться и самосовершенствоваться, то в работе наступает затор: невозможно окончить университет и быть психологом высокого уровня, чтобы быть именно помогающим психологом, важно регулярно совершенствовать свои профессиональные компетенции);
- разработка и внедрение в России в кротчайшие сроки эффективной системы пробации, включающей психологическую, воспитательную, социальную работу с осуждёнными с первых дней их пребывания в учреждениях УИС России до момента их полной адаптации (минимум один год с момента отбытия срока наказания или освобождения по УДО);
- разработка и принятие в кротчайшие сроки (а не до 2024 года, как планируется в ранее упомянутой Концепции) Федерального закона «О системе пробации в Российской Федерации», регламентирующего функции такой системы, задачи и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления (в частности, возложение на УИИ обязанности об оказании психологической и социально-правовой помощи освобождённым от наказания УДО);
- разработка и принятие Федерального закона «О психологической помощи российским гражданам», содержащего перечень особо уязвимых с психологической точки зрения категорий граждан, в том числе осуждённых (отбывающих наказание и освободившихся от отбывания наказания);
- расширение в УИИ России штата психологов и социальных служб;
- усовершенствование научно-методической базы и системы 1Т-технологий в деятельности УИИ России;
- проработка вопроса взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав МВД России14 с учреждениями ФСИН России с целью возможного посещения состоящих на учёте в комиссии несовершеннолетних - злостных правонарушителей, в отношении которых предстоит решение вопроса об определении их в воспитательные колонии (для многих несовершеннолетних правонарушителей личное посещение колонии, возможно, будет некой психологической терапией и шансом понять, что они выбирали не правильный путь);
- оказание государством более действенной поддержки государственным организациям и учреждениям, оказывающим психологическую и юридическую помощь гражданам, а также малому и среднему бизнесу, готовому открывать частные психологические и юридические фирмы для оказания такой помощи, в том числе, осуждённым (и бывшим осуждённым); возможна поддержка грантами узкопрофильных фирм, которые планируют оказывать психологическую и юридическую помощь только обозначенной категории граждан; такое предложение особо актуально, учитывая то, что уголовно-исполнительная система - ведомство относительно закрытое, а психологическую и юридическую помощь осуждённым имеют право оказывать не только пенитенциарные специалисты, но и специалисты (психологи, юристы) гражданского общества. Благодаря предлагаемым мерам улучшится, в первую очередь, психологическая составляющая среди осуждённых, во -вторых, снизится уровень рецидивной преступности.
Использованные источники:
1. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995: в ред. от 10.02.2020 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 45. - Ст. 5829.
2. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 20. - Ст. 3397.
3. Заборовская, Ю. М. Социально-психологические причины преступного поведения инвалидов и пожилых лиц / Ю. М. Заборовская // Российский следователь. - 2021. - № 2. - С. 57-60.
4. Золотарева, А. А. Роль апатии в формировании мужского депрессивного синдрома у заключенных / А. А. Золотарева // Психология и право. - 2021. -№ 1. - С. 2-13.
14 Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (в ред. от 10.02.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 45. - Ст. 5829.
5. Первозванский, В. Б. О совершенствовании уголовно-исполнительной политики / В. Б. Первозванский // Уголовно -исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 3. - С. 4-8.
6. Пенитенциарная психология: психологическая работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы : учебное пособие для вузов / В. М. Поздняков [и др.] ; под общей редакцией В. М. Позднякова. -Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 222 с.
7. Пономарев, С. Б. Пенитенциарный стресс как специфический вид дистресса / С. Б. Пономарев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2020. - № 5. - С. 37-40.
8. Федеральная служба исполнения наказаний России - официальный сайт [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://fsin.gov.ru, свободный. Загл. с экрана.