Научная статья на тему 'Концептуальные основы создания службы пробации и перспективы совершенствования ресоциализации осужденных к наказаниям без лишения свободы в Российской Федерации'

Концептуальные основы создания службы пробации и перспективы совершенствования ресоциализации осужденных к наказаниям без лишения свободы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пробация / ресоциализация / социальная адаптация / осужденные / не связанные с изоляцией от общества наказания / probation / resocialization / social adaptation / convicts / punishments not related to isolation from society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Роман Алексеевич Волховский

В статье рассматриваются концептуальные основы формирования в Российской Федерации службы пробации в рамках отечественной пенитенциарной системы. Автором подтверждается перспектива качественного расширения в связи с созданием службы пробации возможностей деятельности по ресоциализации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Роман Алексеевич Волховский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual foundations for the creation of a probation service and the prospects for improving the resocialization of convicts sentenced to punishment without imprisonment in the Russian Federation

The article examines the conceptual foundations of the formation of a probation service in the Russian Federation within the framework of the domestic penitentiary system. The author confirms the prospect of a qualitative expansion, in connection with the creation of a probation service, of the possibilities of activities for the resocialization of convicts.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы создания службы пробации и перспективы совершенствования ресоциализации осужденных к наказаниям без лишения свободы в Российской Федерации»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 165—167. State service and personnel. 2022;( 1):1 65 — 1 67.

Научная статья

УДК 343.1(47) NIION: 2012-0061-01/22-041

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-165-167 MOSURED: 77/27-008-2022-01-241

Концептуальные основы создания службы пробации и перспективы совершенствования ресоциализации осужденных к наказаниям без лишения свободы в Российской Федерации

Роман Алексеевич Волховский

Псковский государственный университет, Псков, Россия, pskov1822@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основы формирования в Российской Федерации службы пробации в рамках отечественной пенитенциарной системы. Автором подтверждается перспектива качественного расширения в связи с созданием службы пробации возможностей деятельности по ресоциализации осужденных.

Ключевые слова: пробация, ресоциализация, социальная адаптация, осужденные, не связанные с изоляцией от общества наказания.

Для цитирования: Волховский Р.А. Концептуальные основы создания службы пробации и перспективы совершенствования ресоциализации осужденных к наказаниям без лишения свободы в Российской Федерации / / Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 165—167. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-165-167.

Original article

Conceptual foundations for the creation of a probation service and the prospects for improving the resocialization of convicts sentenced to punishment without imprisonment in the Russian Federation

Roman A. Volkhovsky

Pskov State University, Pskov, Russia, pskov1822@mail.ru

Abstract. The article examines the conceptual foundations of the formation of a probation service in the Russian Federation within the framework of the domestic penitentiary system. The author confirms the prospect of a qualitative expansion, in connection with the creation of a probation service, of the possibilities of activities for the resocialization of convicts.

Keywords: probation, resocialization, social adaptation, convicts, punishments not related to isolation from society.

For citation: Volkhovsky R.A. Conceptual foundations for the creation of a probation service and the prospects for improving the resocialization of convicts sentenced to punishment without imprisonment in the Russian Federation // State service and personnel. 2022;(1):165—167. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-165-167.

■ "Ж Российской Федерации в настоящее время систему профилактики правонарушений .А^^абсолютно справедливо входят мероприятия по ресоциализации и социальной адаптации осужденных, в том числе приговоренных к альтернативным лишению свободы наказаниям.

Согласно действующему российскому законодательству основные усилия по реализации указанной деятельности возложены на учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), в частности, на уголовно-исполнительные инспекции

© Волховский Р.А. М., 2022.

(УИИ), которые обеспечивают данную деятельность как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими правоохранительными органами, общественными организациями, структурами гражданского общества, органами государственной и муниципальной власти [1].

Однако уже сейчас начат новый процесс реформирования УИС, целью которого является формирование в Российской Федерации службы про-бации, что закреплено в принятой в 2021 г. Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Концепция).

№ 1/2022

Государственная служба и кадры

На наш взгляд, переход к созданию службы пробации в России представляет собой закономерный этап развития отечественных учреждений УИС, исполняющих альтернативные лишению свободы наказания, которые начали свое самостоятельное становление в 90-е годы XX в.

Более того, заметим, что собственные службы пробации уже созданы и успешно функционируют в большинстве стран постсоветского пространства.

Обстоятельный анализ данных официальной статистики Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) показывает, что ежегодно по учетам УИИ проходит порядка миллиона осужденных [3].

Если принять во внимание поддержанное высшим руководством страны весной 2021 г. стремление ФСИН России и Минюста России активизировать замену осужденным, уже отбывшим в местах лишения свободы некоторую часть своего наказания, оставшейся его части на принудительные работы, а также в целом количественно расширить практику назначения за совершение уголовно наказуемых деяний наказаний, не связанных с лишением свободы, то становится ясно, что без создания качественно новой для российской пенитенциарной системы службы пробации, во главе угла деятельности которой будет стоять ре-социализация и социальная адаптация осужденных, обеспечить общественную безопасность и профилактику повторной преступности будет довольно сложно.

Концептуальные основы создания в Российской Федерации службы пробации, изложенные в Концепции, сводятся к следующему.

Во-первых, к определению последовательности этапов ее формирования и хронологии их реализации. Создание системы пробации планируется провести в два этапа.

На первом этапе (с 2021 по 2024 г.) планируется разработать и законодательно закрепить нормативно-правовые основы деятельности системы пробации, сформировать ее организационную структуру и создать соответствующую материально-техническую базу новой системы.

На втором этапе (с 2025 по 2030 г.) предполагается приступить к практической реализации органами пробации своих функций по ресоциали-зации и социальной адаптации осужденных.

Во-вторых, намечается также проведение отдельных изменений в работе УИС, направленных на достижение концептуальных задач двух этапов создания системы пробации.

К данным изменениям относятся:

1) развитие системы УИИ;

2) совершенствование научно-методической базы кадрового обеспечения отечественной пенитенциарной системы;

3) модернизация материально-технического обеспечения УИИ посредством внедрения в ее деятельность современных информационных и цифровых технологий;

4) усиление межведомственного и иного взаимодействия российской пенитенциарной службы с различными государственными органами и общественными организациями в целях обеспечения социальной помощи и адаптации осужденных, а также лиц, отбывших наказание.

Более детальное теоретическое рассмотрение положений Концепции позволяет выделить следующие принципы, закладывающиеся в организацию основ системы пробации:

1) направленность в первую очередь на ресоци-ализацию и социальную адаптацию осужденных;

2) трехуровневая система пробации — допени-тенциарная, пенитенциарная, постпенитенциарная;

3) единство функционирования системы про-бации на всех уровнях;

4) преемственность деятельности по пробации осужденных на всех уровнях;

5) профилактика повторной преступности;

6) формирование у осужденных установки на законопослушное поведение;

7) восстановление утраченных осужденными общественных связей и вовлечение их в новые формы социального взаимодействия [2].

Создание полноценной системы пробации, главными задачами которой будут ресоциализа-ция и социальная адаптация осужденных, впервые открывает реальную возможность организации и проведения с осужденными к наказаниям, альтернативным лишению свободы, систематических ресоциализирующих мероприятий.

В настоящее время вследствие целого ряда причин, от недостаточного нормативно-правового регулирования механизма ресоциализации осужденных до нехватки финансирования и квалифицированных кадров, сотрудники УИИ реализуют мероприятия по ресоциализации осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, формально. Такое положение дел приводит к тому, что осужденные не имеют возможности, а потому уже и не желают видеть доступных путей к исправлению, в результате чего они совершают новые преступления, причем зачастую по тем же самым уголовным составам, что и прежде.

На наш взгляд, субъектам, которые будут ответственны за разработку и дальнейшее принятие нормативно-правовых актов, призванных определить облик и организационное содержание системы пробации, необходимо тщательно подойти к рассмотрению вопроса ресоциализации и социаль-

№ 1/2022

ной адаптации осужденных к наказаниям, альтернативным лишению свободы, чтобы эти мероприятия не обошли стороной данную категорию осужденных.

Список источников

1. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

3. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях / Офиц. сайт

ФСИН России // URL: https://fsin.gov.ru (Дата обращения: 15.07.2021)

References

1. Federal Law № 182-FZ of 23.06.2016 «On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.04.2021 № 1138-r «On the Concept of development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/

3. Characteristics of persons registered in criminal enforcement inspections / Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia / / URL: https://fsin.gov.ru (Accessed: 15.07.2021)

Информация об авторе

Волховский Р.А. — аспирант

Information about the author

Volkhovsky R.A. — postgraduate student

Статья поступила в редакцию 02.1 1.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.