Научная статья на тему 'Организация оценки уровня ресоциализации и социальной адаптации осужденных'

Организация оценки уровня ресоциализации и социальной адаптации осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
285
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ФАКТОРЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / УЧЕТ И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ / МОНИТОРИНГ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ / CONVICTS / FACTORS OF RESOCIALIZATION / SOURCES OF INFORMATION / ACCOUNTING AND ANALYSIS OF FACTORS / MONITORING OF QUANTIFY LEVEL OF RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терехин Валерий Ильич, Чернышов Виктор Валентинович

в статье обосновываются принципы организации оценки ожидаемого уровня ресоциализации осужденных на различных этапах отбытия наказания, которые ориентированы на систематический учет факторов ресоциализации и встраивание в действующую систему учета и анализа эффективности управления учреждениями УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Терехин Валерий Ильич, Чернышов Виктор Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ORGANIZATION LEVEL OF RESOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION OF CONVICTS

the article substantiates principles of assessment of the expected level of resocialization of convicts in various stages of completion of sentence, which are focused on the systematic incorporation of the factors of resocialization and integration into the existing system of recording and analysis of the effectiveness of correctional system facilities management.

Текст научной работы на тему «Организация оценки уровня ресоциализации и социальной адаптации осужденных»

УДК 343.848 ББК 67.409.18 Т35

V.l. TEREKHIN*, V.V. CHERNYSHOV"

ASSESSMENT OF THE ORGANIZATION LEVEL

OF RESOCIALIZATION AND SOCIAL ADAPTATION

OF CONVICTS о

a

а

Аннотация: в статье обосновываются принципы организации оценки ожидаемого уровня ресоциали-зации осужденных на различных этапах отбытия наказания, которые ориентированы на систематический учет факторов ресоциализации и встраивание в действующуюсистему учета и анализа эффективности управления учреждениями УИС.

Ключевые слова: осужденные факторы ресоциализа-ции, источники информации, учет и анализ факторов, мо-ниторингколичесгвеннойоценкиуровняресоциализации.

ВАЛЕРИИ ИЛЬИЧ ТЕРЕХИН*, ВИКТОР ВАЛЕНТИНОВИЧ ЧЕРНЫШОВ**

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ОСУЖДЕННЫХ

Annotation: the article substantiates principles of assessment of the expected level of resocialization of convicts in various stages of completion of sentence, which are focused on the systematic incorporation of the factors of resocialization and integration into the existing system of recording and analysis of the effectiveness of correctional system facilities management.

Key words: convicts, factors of resocialization, sources of information, accounting and analysis of factors, monitoring of quantify level of resocialization.

В ранее опубликованных работах нами был предложенметод оценки эффективности деятельности учреждений УИС, основанный на определении вероятности совершения осужденными рецидивных преступлений после отбытия наказаний1. Преимущества предложенной методики состоят; во-первых, в формировании количественно определяемых системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений, соответствующих целям правоохранительной системы; во-вторых, в развитии принципа индивидуализации работы с осужденными путем формирования кластеров, близких по вероятности ресоциализации осужденных; в-третьих, в повышении обоснованности факторов, определяющих причины совершения преступления и возможности ресоциализации осужденных, и др.

Практическая реализация предложенного метода, способного обеспечить объективную перманентную оценку вероятности совершения рецидивного преступления каждым осужденным, находящимся в учреждении УИС, и на этой основе - формирование совокупности мер повышения эффективности управления в УИС, заключается прежде всего в информационном обеспечении практической апробации метода с целью его доработки и развития.

Предложения по процедуре проведения системной оценки эффективности учреждения УИС по критерию ресоциализации лиц, осужденных к лишению свободы, и использования результатов оценки в управлении учреждениями УИС представлены в таблице 1.

д f

* Доктор экономических наук, профессор;

** кандидат юридичеких наук, доцент (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].

■8-

0

1

I &

>3 -Q

£ ^

<D ^

i

<D С

>3

-Q

0 £

1 t

Практическое использование разработанного метода и создание на его основе методики оценки эффективности учреждений УИС предполагают формирование источников стабильной и достоверной информации и способов количественной оценки информации по вероятности риска рецидивов после освобождения.

Предложения по организации работ по получению информации и персонифицированным оценкам вероятности рецидивных преступлений осужденных, содержащихся в ИК:

1. Состав и оценка факторов, определяющих вероятность совершения рецидивных преступлений осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержатся в таблице 2. Эти данные должны рассматриваться как некоторая «история болезни» осужденного, которая ведется в течение всего периода пребывания осужденного в учреждениях УИС, и передаваться в другие учреждения при переводе в них осужденного.

2. Качество учета динамики социального портрета осужденного (полнота, объективность и достоверность), отбывающего наказание в учреждении УИС (п. 2, 3 табл. 2), являются условием эффективности использования разработанного метода. Для обеспечения этого условия необходимо принятие четкого регламента организации получения, обработки и анализа информации по каждому осужденному.

3. Риск рецидива совершения нового преступления освобожденным из исправительного учреждения в основном зависит от его трудового и бытового устройства. В настоящее время конкретно этим вопросом после освобождения осужденного из места лишения свободы практически никто не занимается, кроме самого осужденного. Целесообразно создание органа, на который была бы возложена такая обязанность.

Для осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, не имеющих социально полезных связей, необходимо создание реабилитационных центров, в которые такая категория освобожденных помещалась бы на срок примерно до трех месяцев. За этот период ему была бы оказана помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства.

4. Усилия органов исполнительной власти, к которым относятся также органы уголовно-исполнительной системы, по выполнению задач исправления осужденных и профилактике преступлений могут быть успешными только при условии взаимодействия с общественными организациями и объединениями.

В целях привлечения различных органов исполнительной власти и общественных объедине-

ний к процессу исправления осужденных и профилактике преступлений желательно каждому учреждению и каждому территориальному органу УИС иметь соответствующую программу. Она может составляться либо ежегодно, либо на 2-3 года. Инициатором и основным разработчиком программы должна выступать администрация исправительной колонии, для этого необходимо подключать все заинтересованные общественные объединения и органы власти. Согласовывать и утверждать данную программу целесообразно на уровне руководстваадминистрации субъектаРФ, а также территориальных органов УИС. Структура программы может быть различной, например состоять из трех разделов:

1. Пенитенциарное взаимодействие органов УИС с органами исполнительной власти и общественными объединениями.

2. Постпенитенциарное взаимодействие.

3. Анализ результатов взаимодействия (за определенный период, например за квартал, полугодие, год).

Разделы программы следует наполнить конкретным содержанием работы в зависимости от решаемых оперативных либо перспективных задач. Они могут быть весьма разнообразными. Например, в 1-й раздел программы целесообразно включить следующие мероприятия:

- провести круглый стол по обсуждению проблем взаимодействия с органами исполнительной власти и общественными объединениями;

- заключить договор с областным отделением Союза предпринимателей малого и среднего бизнеса о сотрудничестве по изысканию и размещению заказов на изготовление продукции, выпускаемой исправительным учреждением, перепрофилированию производства, рекламе рынков сбыта продукции и т. д.;

- провести заседание попечительского совета, на котором заслушать отчет о его работе.

Во 2-й раздел программы можно включить следующие мероприятия:

- разработать анкету (опросный лист) для изучения социальной адаптации лиц, освободившихся из исправительных учреждений, их трудового и бытового устройства по месту жительства, провести анкетирование этих лиц;

- администрации области проработать вопрос о создании реабилитационного центра для лиц, освободившихся из исправительных учреждений и утративших социально полезные связи, и т. д.

В 3-й раздел программы войдет ежеквартальное проведение собраний членов попечительских советов, представителей администрации субъекта РФ, местной администрации, соци-

альных служб, на которых проводить анализ ре-зультатоввзаимодействия организаций, участвующих в социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Таким образом, для повышения эффективности сотрудничества с органами местной власти, службами социальной защиты, здравоохранения необходимопринять меры по укомплектованию

наиболее профессионально подготовленными, образованными сотрудниками, так как прогрессивная международная пенитенциарная практика показывает, что разносторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься специалисты - социальные работники.

Таблица 1

Процедура оценки и управления эффективностью учреждений УИС

по критерию ресоциализации

д

f

ш ■Ö о а

О" ^

Сс

Этап

Содержание и последовательность работ по оценке эффективности и источники информации

Использование результатовоценки в управлении

1

2

3

Предпенит енциарный

Анализ данных по личности осужденного, поступившего в учреждение. Материалы полиции, следствия, суда и др.

Анализ личности осужденного социологами, психологами и другими специалистами учреждения. Внутренняя документация учреждения.

Составление социального портрета осужденного и отнесение его к одной из классификационных групп в соответствии с предложенной системой. Характеристики осужденного, материалы анализа специалистами учреждения.

Оценка вероятности ресоциализации осужденного. Методика, составленная на основании настоящей работы.

Контроль объективности оценок уровня ресоциализации контингента. Выполняется специалистами территориальных органов с участием представителей общественности

Специалисты учреждения разрабатывают (или используют типовой для определенной группы осужденных) для каждого осужденного индивидуальный план мер по ресоциализации.

Специалисты территориальных органов и федерального центра проводят анализ и разрабатывают меры по повышению объективности оценок и обоснованности планов роста ресоциализации осужденных_

Пенитенци арный

Учет по системе индикаторов, предложенной в методике, составленной на основании настоящей работы.

К оррекция социального портрета осужденного, составленного на предыдущем периоде на основе внутреннего анализа специалистами учреждения поведения и изменений личности осужденного. Периодически, например, ежегодно.

Коррекция индивидуальных ресоциализационных мер, разработанных на предыдущем этапе, на основе изменений социального портрета осужденного, включая обоснование предложений по изменению строгости наказания и УДО.

Обоснование содержания и проведение работы по подготовке осужденного к освобождению, включая инициацию мер по подготовке к его «встрече» в социуме (органы полиции, МСУ, УИИ и др.). Оценка ожидаемых условий жизнедеятельности осужденного после отбытия наказания.

Оценка уровней ресоциализации осужденного на момент его освобождения.

У становление связей учреждений УИС с органами постпенитенциарного контроля за жизнедеятельностью осужденного и обоснование предложений по работе с осужденным после его освобождения.

Формирование предложений по совершенствованию организации работы с осужденными в период их пребывания в учреждениях соответствующего типа

Анализ вклада учреждения УИС в изменение социального портрета осужденного за период его пребывания в учреждении УИС.

Оценка эффективности деятельности учреждения за отчетный период.

Совершенствование системы мер по организации работы с осужденными в учреждениях, территориальных органах, ФСИН России.

Обоснование предложений по совершенствованию методики оценки уровня ресоциализации

1

2

Постпенит енциарный

Организация «встречи» в ожидаемом месте его постпенитенциарного пребывания. Для освобождаемых с высоким уровнем ожидаемой ресоциализации это преимущественно анализ и контроль решения вопросов с местом жительства и трудоустройством Для освобождаемых с низким уровнем ожидаемой ресоциализации это преимущественно вопросы систематического контроля поведения Учет фактических действий правоохранительных органов на местах, органов управления А ТО по обеспечению освобождаемых из мест лишения свободы работой и местом проживания. Учет и факторный анализ постпенитенциарной рецидивной преступности. (Организация учета и анализа преступности требуют принятия определенных нормативных актов по включению этих вопросов в компетенцию правоохранительных органов.) Обоснование предложений по совершенствованию постпенитенциарной ресоциализационной работы в стране_

Совершенствование нормативно-правовых актов по обеспечению единого поля действий в вопросах снижения преступности за счет снижения рецидивов.

Формирование достоверной и представительной информации для оценки эффективности принятых и принимаемых правоохранительных норм и правил

Таблица 2

Источники информации по факторам риска ресоциализации осужденного и ее количественной оценки

Факторы риска Источник информации Уровень риска по группам, балл Необходимые дополнения и изменения системы учета

1 2 3 4

1. Образ жизни до осуждения к лишению свободы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1. Среда и образ жизни 1. Изучение личного дела осужденного. 2. Беседы с осужденным, в том числе с его окружением 1.1.1. Склонности к противоправным действиям не наблюдалось. 1.1.2. Неоднократные административные наказания. 1.1.3. Криминальная среда. Наличие судимостей Внести изменения в действующие нормативные документы о приобщении имеющихся материалов к личному делу: 1. Из органа полиции по месту жительства (следователь). 2. Справка о привлечении к административной ответственности, если такое было (следователь)

1.2.Социально-бытовой статус 1. Изучение личного дела осужденного. 2. Беседы с осужденным 1.2.1. Работа (уче ба): стабильная, часто меняемая, не работал. 1.2.2. Семейное положение: полная устойчивая семья, неустойчивая семья, отсутствие семьи К личному делу необходимо приобщать: 1. Характеризующие документ! от участкового инспектора по месту жительства (дознаватель, следователь). 2. Характеристику с места работы, учебы (дознаватель, следователь)

Продолжение таблицы 2

2

3

4

2. Персонализированные факторы риска

2.1. Категория совершенного преступления

1. Изучение личного дела осужденного и приговора суда

2.1.1. Особо тяжкое преступление.

2.1.2. Тяжкое преступление.

2.1.3. Преступление небольшой и средней тяжести

Приобщение к личному делу документа из ГИЦ РФ о судимостях (следователь)

2.2. Рецидив преступлений

1. Изучение личного дела осужденного и приговора суда

2.2.1. Однократное преступление.

2.2.2. Многократные преступления.

2.2.3. Участие в ОПГ

Приобщение к личному делу документа из ГИЦ РФ о судимостях (следователь)

2.3.

Прокриминальна я позиция (оправдание совершенного преступления)

1. Изучение личного дела осужденного и приговора суда (признал себя виновным, признал частично, не признал себя виновным, раскаялся в совершенном преступлении)

2.3.1. Да.

2.3.2. Позиция не выяснена.

2.3.3. Нет

Приобщение к личному делу письменного раскаяния или извинения за причиненный ущерб перед потерпевшими в период рассмотрения уголовного дела в суде или в период отбывания наказания (суд приобщает к личному делу или отражает в приговоре)

2.4. Особенности

личности,

влияющие на

вероятность

рецидива

(агрессивность,

склонность к

приме-нению

насилия

и др.)

1. Изучение личного дела осужденного

2. Изучение медицинской карты осужденного.

3. Изучение материалов психологичес кой службы учреждения и рекомендаций психологов на осужденных, прибывших из другого учреждения

2.4.1. Да.

2.4.2. Позиция не выяснена.

2.4.3. Нет

Внести изменения в действующие ведомственные нормативные документы о том,что:

1. Психологическое изучение личности начинать с момента прибытия лица в СИЗО, при вступлении приговора в законную силу и переводе осужденного в ИК приобщать к личному делу психологическую характеристику и рекомендации для дальнейшей индивиду ально-воспитательной работы (психолог СИЗО, ИК)_

2.5.

Необоснованное позиционировани е себя в обществе

1. Изучение личного дела осужденного и приговора суда

2. Личная беседа с осужденным

3. Изучение осужденного сотрудниками воспитательного отдела, отдела безопасности и оперативным отделом

2.5.1. Да.

2.5.2. Позиция не выяснена.

2.5.3. Нет

Приобщение к личному делу материалов о поведении осужденного из органа полиции по месту жительства (дознаватель, следователь)

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4

2.6. Систематическое употребление психотропных и наркотических средств 1. Изучение личного дела осужденного и приговора суда 2. Изучение медицинской карты. 3. Тестирование психологов 2.6.1. Да. 2.6.3. Нет Необходимо приобщение к личному делу ориентировок и других имеющихся документов органами внутренних дел об употреблении осужденным психотропных и наркотических средств до осуждения Приобщение документово том, состоял ли на учете в наркологическом диспансере (дознаватель, следователь)

3. Факторы риска, определяемые поведением в учреждении УИС

3.1. Отношение к труду 1. Изучение личного дела и тетради инди-видуально-воспита-тельной работы с осужденным. 2. Изучение производственной характеристики, выполнения норм выработки, отношения к обучению в профессиональном училище 3.1.1. Добросовестное отношение к трудовой деятельности. 3.1.2. Негативное отношение к трудовой деятельности. 3.1.3. Отказ от участия в трудовой деятельности При рассмотрении вопроса об изменении условий содержания осужденного в исправительном учреждении (перевод из обычных условий содержания в облегченные или в строгие условия) производственный персонал готовит характеристику на осужденнощ которая приобщается к личному делу осужденного (производственный персонал учреждения)

3.2. Образ жизни в учреждении. Отношение к установленному порядку отбывания наказания 1. Изучение личного дела осужденного, характеристики на осужденного. 2. В каких условиях содержится осужденный 3.2.1. Нарушений правил поведения в учреждении не было. 3.2.2. Отдельные не злостные нарушения правил поведения. 3.2.3. Систематические нарушения, в том числе злостные При аттестации осужденного необходимо приобщать к личному делу характеристику и справку о поощрениях и взысканиях (начальник отряда, воспитатель)

3.3. Отношение к криминальной субкультуреи криминальным лидерам 1. Изучение личного дела осужденного, характеристики, из личной беседы, тестирования выявление отношение к активу 3.3.1. Негативное отношение. 3.3.2. Неопределенное отношение. 3.3.3. Стремление к лидерству. 3.3.4. Лидер криминально группы в учреждении Отношение осужденного к активу необходимо учитывать при аттестовании и указывать в характеристиках (начальник отряда, воспитатель)

3.4. Социально полезные связи с социумом (включая отношение к религии) Изучение: 1) личного дела осужденного; 2) характеристики на осужденного; 3) из личных бесед с осужденным; 4) изучение карточек в комнате свиданий; 5) изучение переписки осужденного 3.4.1. Систематическая социально полезная связь с социумом. 3.4.2. Социально полезная связь эпизодическая. 3.4.3. Отсутствие социально полезной связи При посещении осужденного близкими родственниками и другими лицами воспитательному аппарату следует встречаться с ними, беседовать, о чем составлять справки и приобщать их к личному делу осужденного (начальник отряда, воспитатель)

Продолжение таблицы 2

2

3

4

3.5. Жизненные планы и намерения после освобождения

1. Из личных бесед с осужденным.

2. Из характеризующих материалов отдела воспитательной работы.

3. Из документов работников социальных служб учреждения.

4. Результаты тестирования психолога

3.5.1. Устойчивое стремление к социальной адаптации.

3.5.2. Неопределенное отношение к социаль ной адаптации.

3.5.3. Устойчивое неприятие законопослушного поведения

1. Работникам социальной службы учреждения направлять письма родственникам с целью перспектив их взаимоотношений после освобождения из учреждения осужденного (сотрудники социальных служб).

2. Психологам имеющиеся материалы (выводы и предложения) направлять в органы внутренних дел для дальнейшего использования (психологи)

4. Факторы риска рецидива, инициируемые внешней средой (после освобождения)

4.1. Возможности трудоустройства с учетом специальности, квалификации, обоснованности притязаний и др.

1. Изучение личного дела.

2. Из беседы с осужденным.

3. Из документов работников социальных служб учреждения

4.1.1. Возможность получения устойчивой работы.

4.1.2. Наиболее вероятна малоквалифицированная низкооплачиваемая работа.

4.1.3. Отказ от легальной работы

Необходима разработка государственной программы льгот для предприятий различных форм собственности, которые трудоустраивают лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, или же установления квот для предприятий всех форм собственности по трудоустройству освобождающихся из мест лишения свободы (сотрудники Минэкономразвития). У становление контроля за трудовым и бытовым устройством бывшего осужденного, о чем обязать службы трудоустройствав письменной форме ставить в известность исправительные учреждения, из которых освободился осужденный (сотрудники муниципальных социальных служб)

4.2. Ожидаемые

жилищные

условия

1. Изучение личного дела.

2. Из беседы с осужденным.

3. Из документов работников социальных служб учреждения.

4. Из беседы с родственниками осужденного

4.2.1. Жилищные условия могут быть защитным фактором от рецидивов.

4.2.2. Ожидаемое место проживания в общежитии или при найме жилья.

4.2.3. Отсутствие определенного места жительства

Для осужденных, у которых утеряны социальные связи и нет жилья после освобождения, необходимо создание на законодательном уровне реабилитационных центров для оказания помощи в реабилитации и решении вопроса с жильем и работой работниками социальных служб. Осужденных пенсионеров, инвалидов 1 или 2 группы, не имеющих социальных связей, направлять в комплексные центры социального обслуживания (муниципальные органы власти, социальные службы)

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.3. Семейное положение

1. Изучение личного дела.

2. Из беседы с осужденным.

3. Из беседы с родственниками осужденного.

4. Из документов ра-бо тнико в со циальных служб учреждения.

5. Анализ переписки осужденного с родственниками

4.3.1. Полная устойчивая семья.

4.3.2. Семьи до осуждения не было.

4.3.3. Семья распалась в период отбытия наказания

Для осужденных, у которых утеряны социальные связи и нет жилья после освобождения, необходимо создание на законодательном уровне реабилитационных центров для оказания помощи в реабилитации и решении вопроса с жильем и работой р або тниками со циаль-ных служб (муниципальные органы власти, социальные службы)

4.4. Финансовые проблемы

1. Из беседы с осужденным.

2. Из бухгалтерии о наличии исполнительных листов и как они погашались в период отбывания наказания.

3. Результаты тестирования осужденного

4.4.1. Устойчивое финансовое положение.

4.4.2. Наличие долгов.

4.4.3. Завышенные потребности

Решение вопроса на законодательном уровне о выделении денежных средств не только на проезд к месту предполагаемого жительства, суточных, но и на первое время, например суточных на семь дней при отсутствии денег на лицевом счету (администрация исправительного учреждения)_

4.5. Социальное окружение (социальная среда

1. Изучение личного дела.

2. Из беседы с осужденным.

3. Из переписки осужденного с близкими родственниками, друзьями и знакомыми

4.5.1. Устойчивые связи в социуме, являющиеся защитой от рецидива совершения преступления.

4.5.2. Социальные связи не являются фактором защиты от рецидивов.

4.5.3. Социальное окружение - фактор по -вышенного риска (криминальная среда)

Создание службы пробации для поиска временного места проживания; устройство на работу оформление документов, удостоверяющих личность; получение образования или повышение квалификации; коррекция социального поведения или социальная реабилитация (региональные органы власти)

4.6. Качество контроля жизнедеятельности и помощь в социальной адаптации со стороны правоохранительных орга нов и муниципальных служб

1. Изучение личного дела осужденного

2. Изучение документов, характеризующих осужденного за весь период отбывания наказания.

3. Анализ причин совершения бывшими осужденными но -вых преступлений

4.6.1. Эффективность деятельности службы пробации:

- высокая;

- низкая.

4.6.2. Эффективность деятельности органов и местной власти:

- высокая;

- низкая

За осужденными, отрицательно характеризующимися, осуществление надзора после освобождения из мест лишения свободы в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (региональные органы МВД России)

Список использованной литературы

1 См.: ТерехинВ.И., ЧернышовВ.В. Количественнаяоценкауровняресоциализации и социальнойадапта-ции осужденных // Человек: преступление и наказание: науч журн. / Академия ФСИН России. 2013. № 2; Терехин В.И. Идентификация и оценка рисков рецидивных преступлений осужденных отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Там же. №2 3; Его же. Эффективность УИС: сущность и методы количественной оценки. Рязань, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.