УДК: 159.9.072.423
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ: ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ХУСАНОВА МОХИНАБОНУ ЖАМОЛИДДИНОВНА
студент Международного Университета Кимё в Ташкенте, г. Ташкент, Республики Узбекистан
ORCID ID 0009-0007-6444-7783.
АСАТУЛЛАЕВА ОДИНАХОН ИСМАТУЛЛАЕВНА студент Международного Университета Кимё в Ташкенте, г. Ташкент, Республика Узбекистан
ORCID ID 0009-0001-1713-7762 АННОТАЦИЯ
Причиной возникновения выгорания, тревожного состояния и развития депрессии у студентов являются факторы, в большей степени связанные с учебным процессом - длительный и ненормированный учебный процесс, частые изменение расписания, учеба в состоянии дефицита времени, трудности в организации режима дня, высокая степень ответственности, трудности в интеллектуальном развитии и адаптации, наличие конфликтных ситуаций в межличностном общении.
Ключевые слова: депрессии, учебный процесс, адаптация к учебному процессу, психологическое здоровье студентов
PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS: PREDISPOSING FACTORS KHUSANOVA MOKHINABONU ZHAMOLIDDINOVNA
student of the International University of Kimyo in Tashkent,
Tashkent, Republic of Uzbekistan ORCID ID 0009-0007-6444-7783 ASATULLAEVA ODINAKHONISMATULLAEVNA
student of Kimyo International University in Tashkent, Tashkent,
Republic of Uzbekistan ORCID ID 0009-0001-1713-7762 ABSTRACT
The cause of burnout, anxiety and the development of depression in students are factors more related to the educational process - a long and irregular educational process, frequent changes in the schedule, study in a state of time deficit, difficulties in organizing the daily routine, a high degree of responsibility, difficulties in intellectual development and adaptation, the presence of conflict situations in interpersonal communication.
Keywords: depression, learning process, adaptation to learning process, psychological health of students
TALABALARNING RUHIY SOG'LIGI: TA SIR ETUVCHI OMILLAR
XUSANOVA MOXINABONU JAMOLIDDINOVNA
Toshkent shahridagi Kimyo xalqaro universiteti talabasi, O'zbekiston Respublikasi, Toshkent, ORCID ID 0009-0007-6444-7783
ASATULLAEVA ODINAXONISMATULLAYEVNA Toshkent shahridagi Kimyo xalqaro universiteti talabasi, O'zbekiston Respublikasi, Toshkent, ORCID ID 0009-0001-1713-7762
ANNOTATSIYA
Talabalarda charchash, tashvish va ruhiy tushkunlik rivojlanishining sabablari asosan ta'lim jarayoni bilan bog'liq bo'lgan omillardir: uzoq va tartibsiz o'quv jarayoni, jadvalning tez-tez o'zgarishi, vaqt tanqisligi holatida o'qish, kundalik mashg'ulotlarni tashkil etishdagi qiyinchiliklar, yuqori darajadagi mas'uliyat, intellektual rivojlanish va moslashishdagi qiyinchiliklar, shaxslararo muloqotda ziddiyatli vaziyatlarning mavjudligi.
Kalit so'zlar: depressiya, o'quv jarayoni, o'quv jarayoniga mosla-shish, talabalarning ruhiy salomatligi
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьёзную угрозу психическому здоровью студента, так как этот возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в их стиле жизни. И данные факторы могут стать причиной развития тревожного состояния у студентов в процессе их учебной деятельности, и при длительном его продолжении может перерасти в депрессию.
Депрессия является довольно серьезным психическим заболеванием, которое в настоящее время можно наблюдать среди всех возрастных групп. Так, согласно оценкам ВОЗ, депрессию испытывает 3,8% населения, то есть около 280 млн человек - [1]. Проявляется она следующими симптомами: подавленное настроение, чувство грусти, опустошенности, снижение концентрации внимания, нарушения сна, изменение аппетита и массы тела, отсутствие веры в будущее, патологическое чувство вины, сильная усталость, раздражительность. Нередко возникают и суицидальные мысли, несущие прямую опасность жизни и здоровью человека. И по этой причине мы решили исследовать психоэмоциональное состояние студентов медицинского направления Международного Университета Кимё в Ташкенте.
Цель исследования. Изучить влияние учебной нагрузки на психическое здоровье студентов, так как обучение в медицинской сфере является одним из непростых. Провести анализ психического и физического состояний обучающихся. Провести анкетирование и опрос для определения степени депрессии и наличие тревожного состояния у студентов в предэкзаменационный период. Определить
наиболее частые факторы, влияющие на их развитие. Выделить факторы, отрицательно влияющие на учебный процесс.
Материалы и методы исследования. Для определения свойства и уровня тревожности у учащихся, была использована Шкала Тревоги Спилбергера (Spielberger State-Trait Anxiety Inventory), который состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 -отсутствие тревожности). А для того, чтобы измерить настроение, определяющее наличие депрессивного состояния и в точности оценить степень его тяжести, был использован Опросник Депрессии Бека (Beck Depression Inventory) - [6], включающий в себя пункты эмоциональных и физических симптомов. Также было проведено открытое анкетирование и беседа со студентами, с целью выявления психогенных факторов, влияющих на процесс их обучения.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами были проведены опрос и анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов, так как именно в начальные годы медицинской школы, студенты сталкиваются с большими трудностями как в плане учебной, так и социальной адаптации. В процессе приняли участие 150 студентов, обучающиеся по специальностям лечебное дело и стоматология, возраст которых составил от 17 до 25 лет. Для подготовки вопросов открытого анкетирования, были взяты самые частые факторы, встречающиеся среди студентов медицинского направления.
В процессе анкетирования опросником депрессии Бека - [6], учащиеся отвечали по пунктам, содержащие вопросы про эмоциональное и физическое состояние, а также про суицидальные побуждения. И так результаты показали, что всего лишь у 2% депрессия отсутствует и 6% чувствуют себя нормально, при этом находят себя слегка тревожными. У 34% наблюдается слабовыраженная и у 36%
умеренная депрессии. Весьма немалым оказался показатель крайней степени депрессии- 20%.
Рис. 1. Результаты по опроснику Бека (Beck Depression
Inventory)
Если разделить эти показатели по гендерным особенностям, можно выделить, что наиболее высокими показателями среди юношей являются: умеренная депрессия- 47% и слабо выраженная депрессия- 35, 3%. В то время как у девушек, показатели сильно выраженной депрессии также набрали значимый результат- 24,2%. Что говорит нам об их большей склонности к депрессии. Как и утверждает ВОЗ, женщины в большей мере подвержены депрессии, чем мужчины (20-26% против 8-12% соответственно) - [2].
Отдельно нужно выделить пункт про суицидальные побуждения, так как у заметного количества студентов были мысли или желания, при этом приблизительно 5% опрошенных воспринимают суицид как решение проблемы.
А по показателям теста тревоги мы выявили, что 64% студентов переживают умеренную степень тревожности из-за предстоящих экзаменов и подготовки к ним, а у 12% ее степень высокая.
Рис. 2. Результаты по Шкале тревоги Спилбергера (Spielberger
State-Trait Anxiety Inventory) Также был проведен опрос с целью узнать мнение учащихся про расписание занятий и сколько времени участники тратят на выполнение домашних заданий. По полученным результатам, студенты были разделены на 4 группы: те, кто заканчивают все до 22:00; те, кто стараются закончить до 00:00, оставшееся выполняют на утро; третья группа- заканчивают все к 1:00; четвертая- еле заканчивают до 2, и то не до конца. Что касается расписания, 48% опрошенных нами студентов утвердили, что им трудно адаптироваться к расписанию занятий.
Табл. 1. Время занятости студентов выполнением домашних заданий
Время занятости Количество студентов (%)
1 группа До 22:00 8
2 группа До 00:00 52
3 группа До 01:00 14
4 группа До 02:00 26
В процессе открытого анкетирования, нами было выявлено, что у 15% есть мнение о преждевременном окончании учебы, у 20% нет собственного желания и заинтересованности в учебном процессе,
ибо они обучаются по желанию родителей, у 22% студентов вообще появились мысли о неправильном выборе профессии.
Выводы. При анализе полученных результатов анкетирования, выяснилось, что причиной возникновения выгорания, тревожного состояния и развития депрессии у студентов являются факторы, в большей степени связанные с учебным процессом - длительный и ненормированный учебный процесс, частые изменение расписания, учеба в состоянии дефицита времени, трудности в организации режима дня, высокая степень ответственности, трудности в интеллектуальном развитии и адаптации, наличие конфликтных ситуаций в межличностном общении.
С целью помочь студентам, разработали свои брошюры, включающие моменты учебного процесса по тайм-менеджменту, касательно учебной нагрузки и распространили среди студентов для повышения их грамотности в плане правильного распределения их времени.
А также обсудив эти вопросы с руководством нашего учебного заведения, были созданы следующие возможности для студентов: снизили нагрузку уроков в день, переставив в расписании предметы по их сложности (близкие по тематике в один, остальные по другим дням; сложные по мнению студентов предметы были поставлены в середину недели, так как в эти дни продуктивность у студентов наблюдается высокая); выделили релакс тайм для отдыха студентов и стабильного обеденного перерыва; хронометраж в учебном процессе меняется в сторону овладения практическими навыками для повышения интереса и желаний студентов в процессе обучения.
Список литературы:
1. Депрессивное расстройство (депрессия). Всемирная организация здравоохранения; 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression
2. К 2030 году депрессия станет первой по распространенности причиной нетрудоспособности населения планеты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/01/04/uchenye-k-2030-godu-depressiia-stanet-pervoj-po-rasprostranennosti-prichinoj-netrudosposobnosti-naseleniia-planety.html
3. Руженкова В.В., Хамская И.С., Гомеляк Ю.Н. Депрессия у студентов медицинского вуза: распространенность, динамика и коморбидность // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2022. - Т. 122. №6-2. - С. 7-11. - DOI 10.17116/jnevro20221220627. - EDN BSBZKY.
4. Семенова Ю.В., Шошорина М.С., Пушкина К.В. Оценка психоэмоционального состояния обучащихся // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. - Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2018. - С. 486491. - EDN YSYLXV.
5. Тишова А.О., Пушкина К.В. Исследование психологических особенностей учебного стресса студентов-медиков // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. - Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2018. - С. 506-510. - EDN YSYLZB.
6. Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression. //Arch Gen Psychiatry. 1961 Jun; 4: 561-571.
7. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 224 с.