Научная статья на тему 'НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пищевое поведение / пищевое поведение студентов иностранцев / булемия / перфекционизм / интероцептив-ная некомпетентность. / eating behavior / eating behavior of foreign students / bulemia / perfectionism / interoceptive incompetence.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Шутова Светлана Владимировна, Золотухина Алла Юрьевна, Берёзин Илья Владиславович

Пищевое поведение – это формы поведения, установки, привычки и эмоции, касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека. Пищевое поведение оценивается, как девиант-ное (отклоняющееся) или гармоничное (адекватное) в зависимости от множества параметров, например, качественные и количес-твенные показатели питания, место которое занимает приём пищи в иерархии ценностей человека. У иностранных студентов чаще наблюдаются расстройства пищевого поведения, чем у российских студентов. Статистически значимые различия отме-чены для таких характеристик, как булемия, перфекционизм и интероцептивная некомпетентность. Полученные результаты, скорее всего, объясняются стрессорным напряжением в связи с началом обучения в вузе, когда происходит не только смена места проживания, но и смена климатогеографических условий. Данные адаптогенные факторы вызывают значительное напряжение функциональных систем организма, и могут вызвать истощение ресурсов организма, и как следствие срыв адаптационных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Шутова Светлана Владимировна, Золотухина Алла Юрьевна, Берёзин Илья Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EATING DISORDERS IN MEDICAL STUDENTS

Eating behaviors are behaviors, attitudes, habits, and emotions concerning food that are different for each individual. Eating behavior is assessed as deviant (deviant) or harmonious (adequate) depending on many parameters, for example, qualitative and quantitative indicators of nutrition, the place that food takes in the hierarchy of human values. Foreign students are more likely to have eating disorders than Russian students. Statistically significant differences were noted for characteristics such as bulemia, perfectionism and interoceptive incompetence. The results obtained are most likely explained by the stress stress in connection with the start of study at the university, when there is not only a change in place of residence, but also a change in climatogeographic conditions. These adaptogenic factors cause significant stress on the functional systems of the body, and can cause depletion of the body's resources, and as a result, disruption of adaptation mechanisms.

Текст научной работы на тему «НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

УДК: 159.9.072.423

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ: ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ХУСАНОВА МОХИНАБОНУ ЖАМОЛИДДИНОВНА

студент Международного Университета Кимё в Ташкенте, г. Ташкент, Республики Узбекистан

ORCID ID 0009-0007-6444-7783.

АСАТУЛЛАЕВА ОДИНАХОН ИСМАТУЛЛАЕВНА студент Международного Университета Кимё в Ташкенте, г. Ташкент, Республика Узбекистан

ORCID ID 0009-0001-1713-7762 АННОТАЦИЯ

Причиной возникновения выгорания, тревожного состояния и развития депрессии у студентов являются факторы, в большей степени связанные с учебным процессом - длительный и ненормированный учебный процесс, частые изменение расписания, учеба в состоянии дефицита времени, трудности в организации режима дня, высокая степень ответственности, трудности в интеллектуальном развитии и адаптации, наличие конфликтных ситуаций в межличностном общении.

Ключевые слова: депрессии, учебный процесс, адаптация к учебному процессу, психологическое здоровье студентов

PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS: PREDISPOSING FACTORS KHUSANOVA MOKHINABONU ZHAMOLIDDINOVNA

student of the International University of Kimyo in Tashkent,

Tashkent, Republic of Uzbekistan ORCID ID 0009-0007-6444-7783 ASATULLAEVA ODINAKHONISMATULLAEVNA

student of Kimyo International University in Tashkent, Tashkent,

Republic of Uzbekistan ORCID ID 0009-0001-1713-7762 ABSTRACT

The cause of burnout, anxiety and the development of depression in students are factors more related to the educational process - a long and irregular educational process, frequent changes in the schedule, study in a state of time deficit, difficulties in organizing the daily routine, a high degree of responsibility, difficulties in intellectual development and adaptation, the presence of conflict situations in interpersonal communication.

Keywords: depression, learning process, adaptation to learning process, psychological health of students

TALABALARNING RUHIY SOG'LIGI: TA SIR ETUVCHI OMILLAR

XUSANOVA MOXINABONU JAMOLIDDINOVNA

Toshkent shahridagi Kimyo xalqaro universiteti talabasi, O'zbekiston Respublikasi, Toshkent, ORCID ID 0009-0007-6444-7783

ASATULLAEVA ODINAXONISMATULLAYEVNA Toshkent shahridagi Kimyo xalqaro universiteti talabasi, O'zbekiston Respublikasi, Toshkent, ORCID ID 0009-0001-1713-7762

ANNOTATSIYA

Talabalarda charchash, tashvish va ruhiy tushkunlik rivojlanishining sabablari asosan ta'lim jarayoni bilan bog'liq bo'lgan omillardir: uzoq va tartibsiz o'quv jarayoni, jadvalning tez-tez o'zgarishi, vaqt tanqisligi holatida o'qish, kundalik mashg'ulotlarni tashkil etishdagi qiyinchiliklar, yuqori darajadagi mas'uliyat, intellektual rivojlanish va moslashishdagi qiyinchiliklar, shaxslararo muloqotda ziddiyatli vaziyatlarning mavjudligi.

Kalit so'zlar: depressiya, o'quv jarayoni, o'quv jarayoniga mosla-shish, talabalarning ruhiy salomatligi

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьёзную угрозу психическому здоровью студента, так как этот возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в их стиле жизни. И данные факторы могут стать причиной развития тревожного состояния у студентов в процессе их учебной деятельности, и при длительном его продолжении может перерасти в депрессию.

Депрессия является довольно серьезным психическим заболеванием, которое в настоящее время можно наблюдать среди всех возрастных групп. Так, согласно оценкам ВОЗ, депрессию испытывает 3,8% населения, то есть около 280 млн человек - [1]. Проявляется она следующими симптомами: подавленное настроение, чувство грусти, опустошенности, снижение концентрации внимания, нарушения сна, изменение аппетита и массы тела, отсутствие веры в будущее, патологическое чувство вины, сильная усталость, раздражительность. Нередко возникают и суицидальные мысли, несущие прямую опасность жизни и здоровью человека. И по этой причине мы решили исследовать психоэмоциональное состояние студентов медицинского направления Международного Университета Кимё в Ташкенте.

Цель исследования. Изучить влияние учебной нагрузки на психическое здоровье студентов, так как обучение в медицинской сфере является одним из непростых. Провести анализ психического и физического состояний обучающихся. Провести анкетирование и опрос для определения степени депрессии и наличие тревожного состояния у студентов в предэкзаменационный период. Определить

наиболее частые факторы, влияющие на их развитие. Выделить факторы, отрицательно влияющие на учебный процесс.

Материалы и методы исследования. Для определения свойства и уровня тревожности у учащихся, была использована Шкала Тревоги Спилбергера (Spielberger State-Trait Anxiety Inventory), который состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 -отсутствие тревожности). А для того, чтобы измерить настроение, определяющее наличие депрессивного состояния и в точности оценить степень его тяжести, был использован Опросник Депрессии Бека (Beck Depression Inventory) - [6], включающий в себя пункты эмоциональных и физических симптомов. Также было проведено открытое анкетирование и беседа со студентами, с целью выявления психогенных факторов, влияющих на процесс их обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Нами были проведены опрос и анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов, так как именно в начальные годы медицинской школы, студенты сталкиваются с большими трудностями как в плане учебной, так и социальной адаптации. В процессе приняли участие 150 студентов, обучающиеся по специальностям лечебное дело и стоматология, возраст которых составил от 17 до 25 лет. Для подготовки вопросов открытого анкетирования, были взяты самые частые факторы, встречающиеся среди студентов медицинского направления.

В процессе анкетирования опросником депрессии Бека - [6], учащиеся отвечали по пунктам, содержащие вопросы про эмоциональное и физическое состояние, а также про суицидальные побуждения. И так результаты показали, что всего лишь у 2% депрессия отсутствует и 6% чувствуют себя нормально, при этом находят себя слегка тревожными. У 34% наблюдается слабовыраженная и у 36%

умеренная депрессии. Весьма немалым оказался показатель крайней степени депрессии- 20%.

Рис. 1. Результаты по опроснику Бека (Beck Depression

Inventory)

Если разделить эти показатели по гендерным особенностям, можно выделить, что наиболее высокими показателями среди юношей являются: умеренная депрессия- 47% и слабо выраженная депрессия- 35, 3%. В то время как у девушек, показатели сильно выраженной депрессии также набрали значимый результат- 24,2%. Что говорит нам об их большей склонности к депрессии. Как и утверждает ВОЗ, женщины в большей мере подвержены депрессии, чем мужчины (20-26% против 8-12% соответственно) - [2].

Отдельно нужно выделить пункт про суицидальные побуждения, так как у заметного количества студентов были мысли или желания, при этом приблизительно 5% опрошенных воспринимают суицид как решение проблемы.

А по показателям теста тревоги мы выявили, что 64% студентов переживают умеренную степень тревожности из-за предстоящих экзаменов и подготовки к ним, а у 12% ее степень высокая.

Рис. 2. Результаты по Шкале тревоги Спилбергера (Spielberger

State-Trait Anxiety Inventory) Также был проведен опрос с целью узнать мнение учащихся про расписание занятий и сколько времени участники тратят на выполнение домашних заданий. По полученным результатам, студенты были разделены на 4 группы: те, кто заканчивают все до 22:00; те, кто стараются закончить до 00:00, оставшееся выполняют на утро; третья группа- заканчивают все к 1:00; четвертая- еле заканчивают до 2, и то не до конца. Что касается расписания, 48% опрошенных нами студентов утвердили, что им трудно адаптироваться к расписанию занятий.

Табл. 1. Время занятости студентов выполнением домашних заданий

Время занятости Количество студентов (%)

1 группа До 22:00 8

2 группа До 00:00 52

3 группа До 01:00 14

4 группа До 02:00 26

В процессе открытого анкетирования, нами было выявлено, что у 15% есть мнение о преждевременном окончании учебы, у 20% нет собственного желания и заинтересованности в учебном процессе,

ибо они обучаются по желанию родителей, у 22% студентов вообще появились мысли о неправильном выборе профессии.

Выводы. При анализе полученных результатов анкетирования, выяснилось, что причиной возникновения выгорания, тревожного состояния и развития депрессии у студентов являются факторы, в большей степени связанные с учебным процессом - длительный и ненормированный учебный процесс, частые изменение расписания, учеба в состоянии дефицита времени, трудности в организации режима дня, высокая степень ответственности, трудности в интеллектуальном развитии и адаптации, наличие конфликтных ситуаций в межличностном общении.

С целью помочь студентам, разработали свои брошюры, включающие моменты учебного процесса по тайм-менеджменту, касательно учебной нагрузки и распространили среди студентов для повышения их грамотности в плане правильного распределения их времени.

А также обсудив эти вопросы с руководством нашего учебного заведения, были созданы следующие возможности для студентов: снизили нагрузку уроков в день, переставив в расписании предметы по их сложности (близкие по тематике в один, остальные по другим дням; сложные по мнению студентов предметы были поставлены в середину недели, так как в эти дни продуктивность у студентов наблюдается высокая); выделили релакс тайм для отдыха студентов и стабильного обеденного перерыва; хронометраж в учебном процессе меняется в сторону овладения практическими навыками для повышения интереса и желаний студентов в процессе обучения.

Список литературы:

1. Депрессивное расстройство (депрессия). Всемирная организация здравоохранения; 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression

2. К 2030 году депрессия станет первой по распространенности причиной нетрудоспособности населения планеты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/01/04/uchenye-k-2030-godu-depressiia-stanet-pervoj-po-rasprostranennosti-prichinoj-netrudosposobnosti-naseleniia-planety.html

3. Руженкова В.В., Хамская И.С., Гомеляк Ю.Н. Депрессия у студентов медицинского вуза: распространенность, динамика и коморбидность // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. - 2022. - Т. 122. №6-2. - С. 7-11. - DOI 10.17116/jnevro20221220627. - EDN BSBZKY.

4. Семенова Ю.В., Шошорина М.С., Пушкина К.В. Оценка психоэмоционального состояния обучащихся // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. - Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2018. - С. 486491. - EDN YSYLXV.

5. Тишова А.О., Пушкина К.В. Исследование психологических особенностей учебного стресса студентов-медиков // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов. - Чебоксары: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, 2018. - С. 506-510. - EDN YSYLZB.

6. Beck A.T., Ward C.H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression. //Arch Gen Psychiatry. 1961 Jun; 4: 561-571.

7. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.