Научная статья на тему 'Психологическое здоровье школьников подросткового возраста'

Психологическое здоровье школьников подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1242
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ШКОЛЬНИКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SCHOOL CHILDREN / ADOLESCENCE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В., Загашева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье школьников подросткового возраста»

УДК 159.922.6

Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В., Загашева М.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА14

Санкт-Петербургский государственный институт культуры,

Санкт-Петербург, Россия

Подростковый возраст - период значительных физиологических изменений организма и становления личности. Важнейшей социальной средой, в условиях которой закладываются основы физического и психологического здоровья на данном возрастном этапе является школа.

Феномен психологического здоровья в отечественной возрастной психологии впервые подробно был описан И.В. Дубровиной. Согласно определению автора, «психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности» [1]. О.В. Хухлаевой были выделены следующие уровни психологического здоровья: креативный, адаптивный и дезадаптивный [2].

С целью изучения психологического здоровья подростков, нами было исследовано 399 учащихся седьмых классов 13 школ Санкт-Петербурга. В исследовании были использованы следующие методики: опросник социально-психологической адаптированности Роджерса-Даймонд, личностный дифференциал, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО), методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Результаты методики Роджерса-Даймонд позволили выявить школы с различным соотношением подростков с высоким, средним и низким уровнем социально-психологической адаптации. В частности, в трех из 13 обследован-

14Golyanich V.M., Bondaruk A.F., Khodakovskaia O.V., Zagasheva M.V. Psychological health of schoolchildren in adolescent. golyanich58@mail.ru, bondaruk59@bk.ru, olga-khodakovskaya@yandex.ru, mz1975@mail.ru

ных школ доля лиц с высоким и средним уровнем адаптации превышала 60%, в то время как в трех других школах она не превышала 40%.

По результатам диагностики с использованием методики ПОЛО установлено, что доля подростков с выраженными деструктивно-дефицитарными свойствами личности составляет от 31 до 50 %.

Анализ результатов методики «Личностный дифференциал» показал, что доля подростков с низкими значениями шкалы «Оценка» в выборке составляет от 22 до 48 %, доля подростков с низкими значениями шкалы «Сила» составляет от 53 до 75%, а доля лиц с низкими показателями шкалы «Активность» в школах колеблется от 48 до 80 %.

При оценке результатов тестирования по методике Филлипса было установлено, что доля подростков с высоким и средним уровнем общей школьной тревожности составляет 38,1%. В некоторых школах этот показатель достигает уровня 45-66 %.

Таким образом, исследование позволило распределить школы по преобладанию подростков, психологическое здоровье которых можно отнести к креативному, адаптивному и дезадаптивному уровню. Первая и третья группа объединили по 3 школы из 13 обследованных. Ко второй группе могут быть отнесены 7 школ. К основным неблагоприятным характеристикам психологического здоровья подростков в исследованной выборке мы отнесли: обесценивание себя; непринятие других при выраженном стремлении к доминированию; неразвитость волевых качеств, пассивное отношение к жизни; неблагоприятные эмоциональные состояния (чаще тревожные). Сохранение подобных проблем в постпубертатном периоде может стать мощным предиктором невротических состояний и личностных расстройств, психосоматических и аддиктивных заболеваний. Полученные результаты позволяют заключить, что существует актуальная потребность во внедрении в практику системы образования здоровьес-берегающих и здоровьеформирующих психолого-педагогических технологий.

Литература

1. Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.

Ключевые слова: психологическое здоровье, школьники, подростковый воз-

раст.

Key words: psychological health, school children, adolescence. УДК. 614.37

Громова В.В., Вознесенская М.Е.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ЗАЧЕМ ИГРАЮТ ШКОЛЬНИКИ?15

ГБОУ ДО «Дом детского творчества» Приморского района Санкт-Петербурга, victoriagr@mail. ru

Виртуальная реальность все глубже входит в наш мир. Зритель все больше приобретает качества субъекта реальности, сотворца «реальности»: испытывая эффект обратной связи, переживая эмоции и чувства воспроизводимого объекта; ощущая шок от утраты границ возможного; разрушая и воссоздавая целостность мира. Все это в находит наиболее полное отражение в компьютерных играх. Игры перестают быть уделом только развлечения, а становятся сферой взаимодействия человека и окружающего мира. Объектом нашего исследования стала проблема освоения детьми виртуального пространства компьютерной игры. Психологический портрет виртуального героя, который с нашей точки зрения должен ответь на вопрос о причинах погружения человека в виртуальный мир.

Нами было проведено анкетирование 284 школьников 5-11 классов ГБОУ СОШ № 246 и ГБОУ СОШ № 579 Приморского района СПб на предмет выявления предпочтений выбора той или иной компьютерной игры, причин таких предпочтений, а так же зарисовки психологического портрета любимого героя в виртуальном пространстве игры. Анализу подвергались два основных вопроса, обращенных к детям:

1. Какая компьютерная игра, и по каким причинам тебе более всего нравится?

2. Какие качества любимого героя тебе нравятся?

По результатам анкетирования были получены следующие результаты: 1. По возрастным характеристикам всех респондентов можно условно раз-

15Gromova V.V., Voznesenskaya M.E. Computer games: why play students? / State Budget Institution of additional education of children's creativity House Primorsky district of St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.