УДК 159.922.6
Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В., Загашева М.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА14
Санкт-Петербургский государственный институт культуры,
Санкт-Петербург, Россия
Подростковый возраст - период значительных физиологических изменений организма и становления личности. Важнейшей социальной средой, в условиях которой закладываются основы физического и психологического здоровья на данном возрастном этапе является школа.
Феномен психологического здоровья в отечественной возрастной психологии впервые подробно был описан И.В. Дубровиной. Согласно определению автора, «психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности» [1]. О.В. Хухлаевой были выделены следующие уровни психологического здоровья: креативный, адаптивный и дезадаптивный [2].
С целью изучения психологического здоровья подростков, нами было исследовано 399 учащихся седьмых классов 13 школ Санкт-Петербурга. В исследовании были использованы следующие методики: опросник социально-психологической адаптированности Роджерса-Даймонд, личностный дифференциал, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО), методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Результаты методики Роджерса-Даймонд позволили выявить школы с различным соотношением подростков с высоким, средним и низким уровнем социально-психологической адаптации. В частности, в трех из 13 обследован-
14Golyanich V.M., Bondaruk A.F., Khodakovskaia O.V., Zagasheva M.V. Psychological health of schoolchildren in adolescent. golyanich58@mail.ru, bondaruk59@bk.ru, olga-khodakovskaya@yandex.ru, mz1975@mail.ru
ных школ доля лиц с высоким и средним уровнем адаптации превышала 60%, в то время как в трех других школах она не превышала 40%.
По результатам диагностики с использованием методики ПОЛО установлено, что доля подростков с выраженными деструктивно-дефицитарными свойствами личности составляет от 31 до 50 %.
Анализ результатов методики «Личностный дифференциал» показал, что доля подростков с низкими значениями шкалы «Оценка» в выборке составляет от 22 до 48 %, доля подростков с низкими значениями шкалы «Сила» составляет от 53 до 75%, а доля лиц с низкими показателями шкалы «Активность» в школах колеблется от 48 до 80 %.
При оценке результатов тестирования по методике Филлипса было установлено, что доля подростков с высоким и средним уровнем общей школьной тревожности составляет 38,1%. В некоторых школах этот показатель достигает уровня 45-66 %.
Таким образом, исследование позволило распределить школы по преобладанию подростков, психологическое здоровье которых можно отнести к креативному, адаптивному и дезадаптивному уровню. Первая и третья группа объединили по 3 школы из 13 обследованных. Ко второй группе могут быть отнесены 7 школ. К основным неблагоприятным характеристикам психологического здоровья подростков в исследованной выборке мы отнесли: обесценивание себя; непринятие других при выраженном стремлении к доминированию; неразвитость волевых качеств, пассивное отношение к жизни; неблагоприятные эмоциональные состояния (чаще тревожные). Сохранение подобных проблем в постпубертатном периоде может стать мощным предиктором невротических состояний и личностных расстройств, психосоматических и аддиктивных заболеваний. Полученные результаты позволяют заключить, что существует актуальная потребность во внедрении в практику системы образования здоровьес-берегающих и здоровьеформирующих психолого-педагогических технологий.
Литература
1. Практическая психология образования / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
2. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -176 с.
Ключевые слова: психологическое здоровье, школьники, подростковый воз-
раст.
Key words: psychological health, school children, adolescence. УДК. 614.37
Громова В.В., Вознесенская М.Е.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ЗАЧЕМ ИГРАЮТ ШКОЛЬНИКИ?15
ГБОУ ДО «Дом детского творчества» Приморского района Санкт-Петербурга, victoriagr@mail. ru
Виртуальная реальность все глубже входит в наш мир. Зритель все больше приобретает качества субъекта реальности, сотворца «реальности»: испытывая эффект обратной связи, переживая эмоции и чувства воспроизводимого объекта; ощущая шок от утраты границ возможного; разрушая и воссоздавая целостность мира. Все это в находит наиболее полное отражение в компьютерных играх. Игры перестают быть уделом только развлечения, а становятся сферой взаимодействия человека и окружающего мира. Объектом нашего исследования стала проблема освоения детьми виртуального пространства компьютерной игры. Психологический портрет виртуального героя, который с нашей точки зрения должен ответь на вопрос о причинах погружения человека в виртуальный мир.
Нами было проведено анкетирование 284 школьников 5-11 классов ГБОУ СОШ № 246 и ГБОУ СОШ № 579 Приморского района СПб на предмет выявления предпочтений выбора той или иной компьютерной игры, причин таких предпочтений, а так же зарисовки психологического портрета любимого героя в виртуальном пространстве игры. Анализу подвергались два основных вопроса, обращенных к детям:
1. Какая компьютерная игра, и по каким причинам тебе более всего нравится?
2. Какие качества любимого героя тебе нравятся?
По результатам анкетирования были получены следующие результаты: 1. По возрастным характеристикам всех респондентов можно условно раз-
15Gromova V.V., Voznesenskaya M.E. Computer games: why play students? / State Budget Institution of additional education of children's creativity House Primorsky district of St. Petersburg