ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ-МИГРАНТОВ
Мелисбек к. М.1, Боднар Э.Л.2
'Мелисбек кызы Мээрим — магистрант;
2Боднар Эльвира Львовна - доцент, кафедра общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
г. Екатеринбург
Аннотация: в работе представлены результаты сравнительного исследования социально-психологических особенностей подростков-мигрантов из Средней Азии и подростков-уроженцев России. Рассмотрены данные, полученные по трем методикам: жизнестойкость по С. Мадди, школьная тревожность по Б. Филлипсу, социально-психологическая адаптированность по К. Роджерсу и Р. Даймонду. В выборку вошли 120 учащихся в возрасте от 13 до 15 лет 7-х, 8-х, 9-х классов МАОУ СОШ № 147 г. Екатеринбурга (из них: 49 дети-мигранты, 71 дети-коренные жители).
Различия в показателях жизнестойкости, тревожности, адаптированности в этих группах не обнаружены. Однако, если выделить в группе мигрантов подгруппу подростков- инофонов, то эта подгруппа (15 чел.) значимо отличается от подростков-коренных жителей по ряду признаков: «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (1эмп= 2,4 при р<0.01=2,63; р<0.05=1,99), «адаптивность» (1эмп= 2,1 при р<0.01=2,63; р<0.05=1,99), «приятие себя» (1эмп= 2,4 прир<0.01=2,63;р<0.05=1,99).
Ключевые слова: подростки-мигранты, подростки-инофоны, жизнестойкость, тревожность, адаптация.
Результаты.
Согласно нашей гипотезе, возможны различия показателей жизнестойкости, тревожности и адаптивности детей-мигрантов и детей местных жителей. Однако на общей выборке статистически значимых различий между сравниваемыми группами не выявлено (1^= 0,9 при р<0.01=2.63; р<0.05=1,98).
Но более подробный анализ выборки показал, что большинство подростков-мигрантов - 34 из 49 - проживают вместе с родителями в России 10 и более лет. Они составляют критическую массу всей группы мигрантов, и этим, видимо, и объясняется отсутствие различий между группами: они преодолели сложный период социокультурной адаптации и приобрели определённый опыт, в котором жизнестойкость является одним из основных факторов «приспособляемости». Большую роль в этом для них играет поддержка и одобрение не только от родителей, но также и от большого количества родственников и от диаспоры. Это положительно влияет на развитие такого компонента жизнестойкости как «вовлеченность» (человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он чувствует свою значимость, ценность [4]. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если вовлеченность выражена мало, то человек будто выходит из жизни, чувствует себя лишним, отвергнутым) [3]. Кроме того, семьям мигрантов свойственно иметь большое количество детей, а значит, такой стиль воспитания, как гиперопека, маловероятен. Тогда ребёнок имеет больше возможности проявлять инициативу и нести ответственность за свои поступки.
Поэтому далее мы сосредоточили внимание на 15 подростках, чьи семьи мигрировали недавно и проживают в России от 8 месяцев до 5 лет. В силу этого они владеют языком лишь на пороговом, так называемом бытовом уровне. Таких людей называют инофонами [5].
Сравнение группы подростков-инофонов с их русскоязычными одноклассниками показало, что значимые различия между ними есть, хотя их и не много. Различия обнаружены:
по шкале «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» из методики диагностики уровня школьной тревожности Б. Филлипса (11эмп= 2,4 при р<0.01=2,63 р<0.05=1,99).
по двум шкалам методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:
«адаптивность», (1эмп= 2,1 при р<0.01=2,63, р<0.05=1,99); «приятие себя», (1эмп= 2,4 при р<0.01=2,63, р<0.05=1,99)
По всем этим показателям приспособляемости инофоны уступают своим русскоязычным одноклассникам. Заключение.
Гипотеза о том, что возможны различия показателей жизнестойкости, тревожности и адаптивности детей-мигрантов и детей-местных жителей, подтверждена частично. Сравнение подростков-коренных жителей и подростков-мигрантов, живушдх в России более 10 лет показало отсутствие различий. Такие дети из семей мигрантов, многие из которых и родились в России, нормально вписаны в свое социальное окружение. Однако подгруппа подростков-инофонов обнаружила сниженные показатели приспособляемости по параметрам «устойчивость к стрессу», «адаптивность» и «принятие себя».
Список литературы
1. Гусев А.Н. Школьная психодиагностика. Руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений. / под ред. А.Н. Гусева, 2008.
2. Данилова М.В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. ред. В.А. Попова. Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», 2009. 187 с.
3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. М.: Смысл, 2006.
4. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Смысл. 2005. №6. С. 17-21.
5. Международный научно исследовательский журнал; статья «Специфика речевого развития детей-инофонов» (Страницы: 22-24 Выпуск: № 4 (46) Часть 3).
6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйло. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002.
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА ВЗРОСЛОГО В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ Позднякова О.В.
Позднякова Ольга Владимировна - бакалавр, кафедра возрастной и педагогической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Аннотация: в данной статье автор рассматривает само понятие «образ», а также формирование образа взрослого у подростков. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об определенных различиях в характеристиках образа взрослого у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Ключевые слова: подростковый возраст, чувство взрослости, образ, формирование образа, образ взрослого.
В настоящее время вопрос о формировании образа взрослого в подростковом возрасте является значимым условием развития личности и её вхождения во взрослую жизнедеятельность. Актуальность проблемы подросткового возраста заключается еще и в том, что от того насколько полно и глубоко будет сформирован образ взрослого, а, следовательно, вытекающее из него
108