УДК 159
Кравчик Константин Борисович
аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
Половые различия
МЕЖДУ ПАРАМЕТРАМИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НОРМАЛЬНЫМ УМСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ, УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ УСЛОВИЯХ (В СЕМЬЕ ИЛИ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ)
Konstantin B. Kravchik
graduate student.
St. Petersburg State University [email protected]
The gender differences
BETWEEN THE PARAMETERS OF HARDINESS, SOCIAL ADAPTATION AND EXPERIENCE DIFFICULT SITUATIONS IN PUPILS WITH NORMAL MENTAL DEVELOPMENT, PUPILS WITH MENTAL RETARDATION, BRINGING UP IN DIFFERENT FAMILY ENVIRONMENTS (IN THE FAMILY OR BOARDING-SCHOOL)
Аннотация. В данной статье рассматриваются половые различия в проявлении жизнестойкости в сравнении её выраженности у старшеклассников и старшеклассниц с задержкой психического развития и у старшеклассников и старшеклассниц с нормальным ходом психического развития. В жизни каждого общества бывают периоды, когда происходят те или иные социальные изменения или смена стиля жизни, связанные с экономической, политической ситуацией, это период чего-то неопределенного и неизведанного, неизвестности своего будущего. В данной работе проявление жизнестойкости также сравнивается в контексте сред воспитания. Группы разделены на воспитывающихся в семье и воспитывающихся в интернате.
Ключевые слова: жизнестойкость, социальная адаптация, совладающее поведение, старшеклассники с задержкой психического развития.
Annotation. This article describes the theme of gender differences in the manifestation of hardiness, in the comparison of its severity in the pupils with mental retardation and pupils with normal mental development. In the life of every society there are times of certain social changes or change of lifestyle-related economic and political situation; this is the period of something indefinite and unknown, uncertainty of the future. In this paper the manifestation of hardiness is also compared in the context of education. Groups are divided on bringing up in a family and living in a boarding school.
Keywords: hardiness, social adaptation, coping behavior pupils with mental retardation
Бесспорно, последнее время насыщено разного рода катаклизмами, и не только природными, в основном они связаны с человеческим фактором (войны, теракты, насилие). В современном мире ни для кого не секрет, что он полон опасностей и все к этому уже настолько привыкли, что утрачена вера в «добрый» мир, но, как бы то ни было, мы работаем с данностью, с реальностью, а значит, надо как-то адаптироваться под этот нелегкий мир. Одно из главных качеств адаптации к миру - это способность преодолевать жизненные трудности, стрессовые ситуации, недаром сейчас очень много исследований посвящено совпадающему поведению,
жизнестойкости, преодолению трудных ситуаций. Нет сомнений, это весьма полезные и прикладные исследования, однако не так часто можно встретить исследования, посвященные изучению жизнестойкости и тому, как справляются с проблемами старшие подростки с задержкой психического развития. Подобные исследования редки для лиц с задержкой психического развития. Именно в этом и заключается уникальность нашего исследования. Впервые в истории коррекционной психологии исследовался феномен жизнестойкости не только на выборке старшеклассников без психических отклонений, но и у старших подростков с задержкой психиче-
50
ского развития, которые воспитываются в семье, а также у старших подростков с задержкой психического развития, которые воспитываются в интернатном учреждении.
Цель - изучить различия по полу между параметрами жизнестойкости, социальной адаптации и переживанием трудных ситуаций у старшеклассников с нормальным ходом психического развития, старшеклассников с задержкой психического развития, воспитывающихся в разных семейных средах.
Гипотезы
Существуют различия по полу между юношами и девушками по параметрам социальной адаптации.
Жизнестойкость у юношей и у девушек в целом не различается.
Процедура проведения:
Подготовка и проведение эксперимента проходили с января 2013 года по сентябрь 2014 года. На начальном этапе мы выбирали необходимые методики для изучения жизнестойкости. Нами были подобраны следующие стандартизированные методики:
1. Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, 2006).
2. Шкала социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация Т.В. Снегиревой) (Снегирева, 1978).
3. Опросник «Способы совпадающего поведения» Лазаруса (В адаптации Крюковой и соавт. 2007).
4. Методика «Индекс жизненного стиля» (Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова, 2005).
5. Проблемная анкета» Seiffge-Krenke (В адаптации, Регуш).
Нами было использованы количественные методы обработки данных.
Основной этап исследования заключался в проведении тестирования с использованием стандартизированных методик.
Исследование проводилось на 4 выборках
1. старшеклассники, с нормальным ходом развития, у которых есть семья.
2. старшеклассники, с нормальным ходом развития, у которых нет семьи.
3. Старшеклассники с ЗПР, которые живут в семье.
4. Старшеклассники с ЗПР, которые живут в интернате.
Выбор методик исследования связан с природой исследуемых объектов, а также с обозначенными проблемами и целями исследования, конкретно поставленных задач и математической обработкой данных.
Методы сбора обработки эмпирических данных
1. статистический анализ количественных данных проводился с целью получения объективной информации о социальной адаптации и жизнестойкости изучаемых групп;
2. интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности.
Методы математической обработки экспериментальных данных
Статистическая обработка эмпирических данных проводилась в соответствии с целями и гипотезами данной работы, в частности для изучения различий по полу между параметрами социаль-н ой адаптацией, жизнестойкостью, применялся дисперсионный анализ.
Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью программы Statsoft Statistica 10.
Выраженность параметров социальной адаптации у юношей и девушек во всех 4 группах показало следующее (таблица 1 и рисунок 1).
Таблица 1
Средние значения выраженности параметров социальной адаптации у юношей и девушек во всех 4 группах
средние ЮНОШИ девушки F Р Std.Dev. Std.Dev.
Адаптивность 115,931 96,72 12,171 0,000627 32,99323 37,08885
Приятие себя 43,35632 47,4 3,013 0,084526 14,68426 14,90057
Приятие других 26,6092 33,58667 8,1436 0,004893 13,97453 17,13704
Эмоциональный комфорт 29,18391 34,66667 6,0909 0,014641 12,8963 15,37929
Внутренний контроль 51,85057 53,94667 2,424 0,121434 9,382726 7,450546
Доминирование 17,21839 26,34667 9,7259 0,002155 16,33047 20,88481
51
120
Адаптивность Приятие себя Приятие других Эмоциональный Внутренний Доминирование
комфорт контроль
Рисунок 1 - выраженность параметров социальной адаптации у юношей и девушек во всех 4 группах
Наиболее выраженные значения переменных по выборкам
Для выборки «юношей» наиболее выраженные значения имеются по следующим переменным:
Адаптивность (M = 115,931);
Внутренний контроль (M = 51,85057);
Приятие себя (M = 43,35632).
Для выборки «девушек» наиболее выраженные значения имеются по следующим переменным:
Адаптивность (M = 96,72);
Внутренний контроль (M = 53,94667);
Приятие себя (M = 47,4).
Наименее выраженные значения переменных по выборкам
Для выборки «юношей» наименее выраженные значения имеются по следующим переменным:
Доминирование (M = 17,21839);
Приятие других (M = 26,6092).
Для выборки «девушек» наименее выраженные значения имеются по следующим переменным:
Доминирование (M = 26,34667);
Приятие других (M = 33,58667).
Статистически достоверно различаются следующие переменные:
Адаптивность(р< = 0,000627);
Приятие других(р< = 0,004893);
Эмоциональный комфорт(р< = 0,014641); Доминирование(р< = 0,002155).
Изучение выраженности параметров жизнестойкости у юношей и девушек во всех 4 группах показало следующее (таблица 2 и рисунок 2).
Таблица 2
Средние значения выраженность параметров жизнестойкости у юношей и девушек во всех 4 группах
средние юноши девушки F Р Std.Dev. Std.Dev.
вовлеченность 25,41379 26,58667 0,96 0,328685 8,619275 6,201772
контроль 51,85057 53,94667 2,424 0,121434 9,382726 7,450546
принятие риска 13,82759 13,62667 0,08 0,777531 4,459656 4,558252
Наиболее выраженные значения переменных по выборкам
Для выборки «юношей» наиболее выраженные значения имеются по следующим переменным:
контроль (M = 51,85057); вовлеченность (M = 25,41379).
Для выборки «девушек» наиболее выраженные значения имеются по следующим переменным:
контроль (M = 53,94667); вовлеченность (M = 26,58667).
Наименее выраженные значения переменных по выборкам
Для выборки «юношей» наименее выраженные значения имеются по следующим переменным:
принятие риска (M = 13,82759);
Для выборки «девушек» наименее выраженные значения имеются по следующим переменным:
принятие риска (M = 13,62667);
52
Рисунок 2 - выраженность параметров жизнестойкости у юношей и девушек во всех 4 группах
Теоретическая значимость работы
Проанализированы теоретические предпосылки понятия жизнестойкости С. Мадди, их связь с социальной адаптацией. Было эмпирически показано, что явление жизнестойкости - это целостная характеристика личности, представляющая собой сложную взаимозависимость между совпадающем поведением, социальной адаптацией и переживанием трудных ситуаций.
Практическая значимость исследования
Впервые было проведено изучение жизнестойкости вкупе с особенностями социальной адап-
Литература:
1. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / ЛИ. Вассерман,
О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. Спб. : Издательство: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 50 с.
2. Дрынкина А.С. Особенности социально-психологической адаптации детей из неблагополучных семей / АД. Дрынкина // Журнал практического психолога 2005. № 5. С.114-124.
3. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладения (адаптация методики WCQ). / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога М. : 2007. № 3. С. 93-112.
4. Леонтьев ДА. Тест жизнестойкости : Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова М. : Смысл, 2006.
5. Наследов АД. Математические методы в моделировании психологических исследований.
6. Наш проблемный подросток; Под ред Л. А. Регуш. СПб. : Союз, 1999. 144 с.
тации и на выборке старшеклассников с задержкой психического развития.
Полученные результаты будут полезны для работы социального педагога с целью помочь старшеклассникам справляться с трудными ситуациями. Безусловно, понимая специфику жизнестойкости у лиц с задержкой психического развития, будет полезно учитывать эти результаты для проф. консультирования на те профессии, которые требуют высокой напряженности в работе.
Literature:
1. Vasserman L.I. Psihologicheskaya diagnostika indeksa zhiznennogo stilya / L.I. Vasserman, O.F. Eryshev, E.B. Klubova. Spb. : Izdatel'stvo SPb NIP-NI im. V.M. Behtereva, 2005. 50 s.
2. Drynkina A.S. Osobennosti sotsial'no-psiholo-gicheskoi adaptatsii detei iz neblagopoluchnyh se-mei / A.S. Drynkina // Zhurnal prakticheskogo psi-hologa. 2005. № 5. S.114-124.
3. Kryukova T.L. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptatsiya metodiki WCQ) / T.L. Kryukova, E.V. Kuftyak // Zhurnal prakticheskogo psihologa. M. : 2007. № 3. S. 93-112.
4. Leont'ev D.A. Test zhiznestoikosti : Metodi-
cheskoe rukovodstvo po novoi metodike psiholog-icheskoi diagnostiki lichnosti s shirokoi oblast'yu primeneniya. Prednaznachaetsya dlya profession-al'nyh psihologov-issledovatelei i praktikov /
D.A. Leont'ev, E.I. Rasskazova. M. : Smysl, 2006.
5. Nasledov A.D. Matematicheskie metody v mod-elirovanii psihologicheskih issledovanii.
6. Nash problemnyi podrostok; Pod red. L.A. Regush. SPb. : Soyuz, 1999. 144 s.
53
7. Фетискин НЛ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / НЛ. Фетискин, ВБ. Козлов, ГМ. Мануйлов. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 193-197
8. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York : McGraw-Hill, 1966.
9. Maddi. Hardiness and Mental Health / Maddi, R. Salvatore, and Khoshaba, M. Deborah // Journal of Personality Assessment. 1994, Oct. V. 63. P. 265-274.
7. Fetiskin N.P. Sotsial'no-psihologicheskaya diag-n ostika razvitiya lichnosti i malyh grupp / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. M. : Izd-vo Instituta Psi-hoterapii, 2002. S. 193-197.
8. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. New York : McGraw-Hill, 1966.
9. Maddi. Hardiness and Mental Health / Maddi, R. Salvatore, and Khoshaba, M. Deborah // Journal of Personality Assessment. 1994, Oct. V. 63. P. 265-274.
54