Научная статья на тему 'Лидерство и жизнестойкость монгольских студентов, обучающихся в России'

Лидерство и жизнестойкость монгольских студентов, обучающихся в России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
538
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОНГОЛЬСКИЕ СТУДЕНТЫ / LEADERSHIP / VIABILITY / ORGANIZING AND COMMUNICATION SKILLS / MONGOLIAN STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления лидерства и жизнестойкости у монгольских студентов. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на разных факультетах Российского университета дружбы народов. В качестве методик исследования использовались «Тест жизнестойкости» (Hardiness Survey) (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева), «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) (В. В. Синявского, В. А. Федорошина), тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. И. Жарикова, Е. Л. Крушельницкого). Определены уровни выраженности лидерства и жизнестойкости, а также особенности связей и различий в проявлениях данных качеств личности. Данные сравнительного анализа позволяют сформулировать ряд актуальных выводов и рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в вузе для развития лидерских способностей и повышения показателей жизнестойкости у иностранных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership and Viability of Mongolian Students Studying in Russia

The article presents the results of empirical study of peculiarities of leadership and viability expression of Mongolian students. The study involved 40 respondents aged 18 to 25 years, enrolled in different faculties of Peoples' Friendship University of Russia. The following instruments were used in the research: «Hardiness Survey» by S. Maddi (adapted by D. A. Leontiev), «Communicative and organizing skills» (COS) by V. V. Sinyavskiy and V. A. Vedoroshin, and «Leadership skills diagnostic test» by E. I. Zharikov and E. L. Krushelnitskiy. The levels of leadership and viability expressiveness and peculiarities of relations and differences in demonstration of these personality traits were defined. The data of the comparative analysis allows to formulate a number of topical conclusions and recommendations on the organization of educational process at universities with the aim of the development of leadership skills and increaseof the viability indicators among foreign students.

Текст научной работы на тему «Лидерство и жизнестойкость монгольских студентов, обучающихся в России»

УДК 159.923: 316.6

ЛИДЕРСТВО И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ

О. Б. Михайлова

Михайлова Ольга Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: mikhaylova_ob@pfur.ru

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления лидерства и жизнестойкости у монгольских студентов. В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на разных факультетах Российского университета дружбы народов. В качестве методик исследования использовались «Тест жизнестойкости» (Hardiness Survey) (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева), «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) (В. В. Синявского, В. А. Федорошина), тест «Диагностика лидерских способностей» (Е. И. Жарикова, Е. Л. Крушельницкого). Определены уровни выраженности лидерства и жизнестойкости, а также особенности связей и различий в проявлениях данных качеств личности. Данные сравнительного анализа позволяют сформулировать ряд актуальных выводов и рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в вузе для развития лидерских способностей и повышения показателей жизнестойкости у иностранных учащихся.

Ключевые слова: лидерство, жизнестойкость, организаторские и коммуникативные способности, монгольские студенты.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-335-341 Введение

Академическая мобильность современных молодых людей способствует тому, что для получения высшего образования в Россию приезжает значительное количество иностранных студентов. Каждый студент, получающий образование за рубежом, так или иначе переживает трудности адаптации к новому культурному пространству и новой образовательной среде. Исключение не составляют и монгольские студенты, приезжающие в Россию для получения высшего образования. Как показывают многочисленные исследования, проводимые в России и за рубежом, большинство студентов оказываются не готовы к обучению и проживанию в новых условиях. Они испытывают многочисленные трудности, от адаптации к процессу и организации учебной деятельности до психофизиологической адаптации к климату. Молодые люди, для которых обучение в вузе связано с разлукой с семьей, началом самостоятельной жизни, оказываются в психологически сложной ситуации.

Несмотря на то, что в последние десятилетия уделялось значительное внимание исследованию проблем адаптации иностранных студентов к

российским условиям образования, в частности кафедрой социальной и дифференциальной психологии Российского государственного университета дружбы народов (А. И. Крупновым, С. И. Кудиновым, И. А. Новиковой, О. В. Мас-ловой и др.), изучению особенностей развития социально-психологических качеств молодых людей в условиях новой культурной среды уде -лено недостаточно внимания.

Особый интерес представляет выявление характерных лидерских качеств у иностранных студентов и их возможных связей с особенностями проявлений жизнестойкости. В представляемом исследовании предполагается определить особенности проявлений лидерства и жизнестойкости у монгольских студентов. Внимание к изучению группы студентов из Монголии определяется стремлением выявить специфику развития личностных качеств и способностей у иностранных студентов, обучающихся в России. Представленные материалы являются продолжением цикла исследований по проявлению лидерский качеств и способностей у студентов.

Теоретический анализ проблемы исследования

В разработке исследований лидерских качеств личности с точки зрения поведенческого подхода большую роль играли работы зарубежных исследователей (К. Левин, К. Агирис, Дж. Грэн, Д. МакГрегор, Р. Стогдилл, Дж. Хемфилл, Е. Хол -ландер, К. Джиб, С. Шатл, З. Лайкерт, С. Эванс и др.). Представители поведенческого подхода считали, что на эффективность лидерства оказывают влияние особенности взаимоотношений и специфика ситуации [1].

В настоящее время современные подходы к исследованию феномена лидерства и развития лидерских качеств и способностей в юношеском возрасте затрагивают самый широкий спектр проблем от личностных до групповых [2-4].

В юношеском возрасте становление лидерства связано с целым рядом особенностей: 1) своеобразием личностного развития; 2) характером обучающей среды; 3) ситуацией прецедента лидерства; 4) особенностью отношений с преподавателями и сверстникам [2, 5]. Многие проблемы развития группового лидерства остаются неразрешёнными в условиях современной юношеской среды общения. Так, исследования, проводимые на студенческой аудитории в 20132015 гг. в Российском университет дружбы на-

родов, показывают, что большинство российских студентов обладают средним и низким уровнем выраженности лидерских способностей [2, 5, 6]. Новизна данного исследования состоит в изучении лидерских способностей и выявлении возможных связей с проявлениями жизнестойкости у монгольских студентов, обучающихся в РУДН.

Изучение особенностей поведения и деятельности монгольских студентов в России последние несколько лет осуществлялось рядом российских и монгольских исследователей (И. А. Андрияновой, Т. Орсоо, А. В. Ивановым, Т. А. Артамоновой, Б. Энхжаргал, Б. Лхамцэрэн, О. Буяндэлгэр и др.) Учеными исследовались особенности одаренности, организованности, учебной деятельности и черт характера (Л. И. Ларионовой, Т. Орсоо, О. Буяндэлгэр, А. Энх-Амгалан, Э. Ганболд и др.) [7-9]. Однако исследований лидерских качеств и жизнестойкости на выборке монгольских студентов, обучающихся в России, не проводилось.

В данной работе жизнестойкость рассматривается как личностный ресурс адаптации и развития иностранных студентов в условиях высшей школы. Феномен жизнестойкости современные ученые рассматривают в контексте конструктивного влияния на эффективность деятельности. Психологический конструкт, предложенный С. Кобейса и С. Мадди (КоЬЬа8а, Maddi, 1984), рассматривается как внутренний ресурс, который позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации [10]. Д. А. Леонтьев полагает, что феномен жизнестойкости является мерой способности личности преодолевать стрессовые ситуации [11].

Исследования поведения человека в сложных жизненных ситуациях в последнее время очень актуальны, что объясняется информационной насыщенностью и ускорением ритма жизни современного человека. Возникло новое общество, которое предъявляет новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность ложится на самого человека. Чтобы занимать лидирующее положение в группе, реализовать свои возможности, чувствовать себя значимым, необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести и развивать такие качества личности, которые позволяли бы развивать личностную и профессиональную успешность и способствовали эффективной самореализации.

В отечественной психологии жизнестойкость рассматривалась в исследованиях в контексте технологий совладания со сложными ситуациями, характеристик смысла жизни и акме, понятием жизнетворчества, а также личностного качества студентов, обучающихся в высшей школе [12-15]. Продолжая данную тему, в представленной работе жизнестойкость рассматривается как внутренний источник и ориентир лидерской активности, развивающей способности к лидерству.

Процедура, выборка и методики исследования

Эмпирическое исследование выполнено на базе Российского университета дружбы народов в 2015-2016 гг. с применением психодиагностического инструментария: теста жизнестойкости (Hardiness survey) С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева; методики «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС), предложенной В. В. Синявским, В. А. Федорошиным; теста «Диагностика лидерских способностей» (Е. И. Жарикова, Е. Л. Крушельницкого). Результаты исследования были подвергнуты корреляционному анализу, выполненному с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

В исследовании приняли участие 40 студентов из Монголии (28 девушек и 12 юношей), обучающихся на 2-4-х курсах дневного отделения в Российском университете дружбы народов на различных факультетах (аграрный, гуманитарных и социальный наук, инженерный, медицинский, филологический, экологический, экономический, юридический). Возраст респондентов колеблется от 18 до 25 лет. Исследование проводилось при активном участии Солонго Сугарбаатар - студентки 4-го курса отделения психологии филологического факультета, которой удалось организовать опрос среди студентов-соотечественников.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе был сделан анализ результатов теста на выявление лидерских качеств по методике Е. И. Жарикова, Е. Л. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей», позволяющей оценить способность человека быть лидером. Монгольские студенты в целом в выборке показали средний и низкий уровень лидерских способностей: в ней отсутствуют респонденты с сильно выраженным лидерством и склонностями к диктатуре. Много респондентов имеет средний уровень (43%) лидерских способностей, чуть больше студентов (23 респондента - 57%) - низкий. В данной группе студентов лидерские способности выражены с небольшим преимуществом на низком уровне.

Такой результат, возможно, связан с тем, что специфика обучения в инокультурной среде и недостаточно активная стратегия адаптации не способствуют проявлению лидерских способностей у монгольских студентов. Погруженность в учебный процесс, некоторая замкнутость и пассивность, характерная для студенческой аудитории, объясняются и тем, что, возможно, не развиваются мотивы активного взаимодействия и существуют внутренние барьеры для развития межкультурного общения.

Для выявления дополнительных характеристик лидерских способностей (коммуникативных и организаторских) нами была использована методика «Коммуникативные и организаторские

способности» (КОС) В. В. Синявского и В. А. Фе-дорошина.

Из 40 респондентов 14 студентов имеют высокий и очень высокий уровень коммуникативных способностей, 17 респондентов - низкий и 9 респондентов - средний. Большинство монгольских студентов (23 человека из 40) имеют развитые коммуникативные способности, следовательно, для проявления лидерства у большинства из выборки достаточно развиты навыки коммуникации.

У 27% опрошенных отмечается низкий уровень коммуникативных способностей, у 15% - уровень ниже среднего, т. е. 42% студентов испытывают затруднения в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своего мнения, не проявляют инициативы в общественной деятельности, но 58% монгольских студентов имеют достаточно развитые коммуникативные способности для проявления лидерства.

При исследовании организаторских способностей получены следующие данные: 40% студентов имеют низкий уровень, 20% - ниже среднего. Таким образом, 60% монгольских студентов имеют низкие и ниже среднего организаторские способности. Они испытывают трудности в организации персональной деятельность

и не могут влиять на группу сокурсников, но у 40% студентов средние, высокие и очень высокие организаторские способности, т.е. они обладают достаточным потенциалом для организации как собственной деятельности, так и общественной. Очень высокий уровень организаторских способностей выражен только у 8% студентов. Можно сказать, что лишь небольшая группа монгольских студентов испытывает потребность в организаторской деятельности, способна принимать самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается того, чтобы оно было принято другими. Исходя из полученных нами результатов можно предположить, что у испытуемых отсутствует ценностно-мотивационная направленность, способствующая развитию лидерских качеств в процессе обучения.

Сравнительный качественный анализ выраженности коммуникативных и организаторских способностей в группах со средним и низким уровнем лидерских способностей (по методике Е. Жарикова, Е. Крушельницкого «Диагностика лидерских способностей») показал, что у студентов со средним уровнем лидерских способностей выше организаторские по сравнению с коммуникативными способностями, а у респондентов с низким уровнем лидерских способностей более выражены коммуникативные (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительные данные коммуникативных организаторских способностей при разном уровне лидерских способностей

Организаторские способности монгольских студентов позволяют проявить лидерские качества в учебной деятельности, тогда как коммуникативные являются компенсаторными по отношению к лидерским качествам, поэтому более коммуникативные студенты не склонны проявлять лидерство в студенческой среде.

Исследование особенностей проявления жизнестойкости у монгольских студентов позволило получить следующие результаты: для

65% студентов характерен средний уровень жизнестойкости, 22% - высокий уровень и лишь у 13% - низкий.

По шкале вовлечённость группы со средним и низким уровнями лидерских способностей показали идентичные результаты, по шкалам контроль, принятие риска и общему индексу жизнестойкости показатели у студентов с низким уровнем лидерских способностей оказались выше (рис. 2).

100

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Жизнестойкость

■ Средний уровень лидерских способностей (средние значения)

1:1 Низкий уровень лидерских способностей (средние значения)

Рис. 2. Результаты показателей жизнестойкости у студентов с разным уровнем лидерских способностей

Таким образом, у студентов с низкими лидерскими способностями, но более высокими коммуникативными более высокие показатели жизнестойкости. Вероятно, для приспособления к новым кросс-культурным и образовательным условиям монгольским студентам важно развивать коммуникативные способности и следовать за большинством. Для той группы, которая проявляет более высокие лидерские и организаторские способности, характерны более низкие показатели жизнестойкости. Возможно, в этот возрастной период у монгольских студентов развитие личностного потенциала связано с доминированием коммуникативных способностей, развивающих жизнестойкость, но способствующих конформизму, тогда как проявление организаторских и лидерских способностей приводит к снижению жизне стойкости.

В группе монгольских студентов с низким уровнем лидерских способностей определены значимые корреляции по шкалам: вовлеченность - коммуникативные способности (г = 0,67 при р < 0,01); принятие риска - коммуникативные способности (г = 0,58, р < 0,01); контроль - коммуникативные способности (г = 0,71 прир < 0,01); уровень лидерских способностей и общий индекс жизнестойкости (г = 0,73 прир < 0,01).

У студентов со средним уровнем лидерских способностей также выявлены значимые корреляции по шкалам: вовлеченность - организаторские способности (г = 0,59 при р < 0,01); принятие риска - организаторские способности (г = 0,68 при р < 0,01); контроль - организаторские способности (г = 0,75 при р < 0,01).

Исследование проявлений жизнестойкости у монгольских студентов показало, что большая их часть обладает средним и высоким уровнями показателей жизнестойкости. В результате проведенного качественного и количественного анализа гипотеза о существовании различий в проявлениях жизнестойкости у монгольских студентов с разным уровнем выраженности лидерских качеств

подтвердилась. В целом более высокие показатели жизнестойкости обнаружены у группы с низким уровнем лидерских способностей. Возможно, это связано с тем, что личностные ресурсы студентов направлены на адаптацию к инокультурной среде и организацию учебной деятельности, а не на проявление лидерских качеств в студенческой среде.

Выводы

Монгольские студенты, обучающиеся в России, не продемонстрировали высокие лидерские способности по нескольким причинам, обусловленным адаптационными и культурно-историческими предпосылками.

Во-первых, испытуемые учатся в иностранной для них среде, они должны обладевать другим языком, другой культурой, адаптироваться к другому социальному обществу, менталитету. Трудности, которые они испытывают на первых порах жизни в незнакомой среде, оказывают влияние на психологию поведения, в том числе и лидерского: человек не уверен в себе, в своих силах и способностях. Некоторым монгольским студентам трудно общаться, они стараются промолчать, боятся сделать ошибку и быть неправильно понятым, так как испытывают коммуникативные барьеры из-за недостаточного знания русского языка, культуры, традиций и обычаев принимающего общества.

Во-вторых, можно предположить, что ряд культурно-исторических особенностей сказывается на личностных проявлениях лидерства и жизнестойкости представителей монгольского этноса.

В-третьих, в исследованиях лидерских способностей, проведенных в выборках российских студентов, обучающихся в РУДН в 2013-2015 гг., также не было выявлено значительного количества учащихся, обладающих высоким уровнем лидерских способностей. Скорее всего, можно говорить о складывающейся тенденции: совре-

менные студенты не обладают высоким уровнем лидерских способностей в этот возрастной период. Возможно, их лидерский потенциал проявится в другом возрасте при условии активной профессиональной деятельности.

Для развития жизнестойкости и лидерских способностей иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, необходимо активно внедрять практические занятия, способствующие более быстрой адаптации к инокультурной среде и развитию профессиональных качеств . Важно , чтобы каждый из них мог активно вступать во взаимодействие с представителями других культур, не испытывая языкового барьера и не замыкаясь на общении только со студентами-соотечественниками. В организации учебного процесса необходимо предоставлять большую инициативу студентам в интерактивных взаимодействиях, больше обращая внимание на развитие коммуникативных и организаторских. Развивающий эффект данных форм интерактивного обучения должен ориентироваться на следующие результаты: высокую мотивационную активность и формирование профессиональной идентичности у всех участников образовательного процесса, обусловленную наличием единой цели. В многонациональных группах студентов очень важно в кратчайшие сроки объединить молодых людей единым стремлением овладеть специальными знаниями, интересом к будущей профессии и погружением в культурно-образовательную среду, которая формирует у них мотивацию приобщения к профессиональному сообществу.

Необходима организация социального взаимодействия: работая в небольшой интернациональной группе, студенты держатся более свободно и уверенно, снимаются психологические барьеры обучения, мнения каждого принимаются и ценятся группой, устанавливается тесный психологический контакт.

Актуальны развитие личностных качеств, повышение самооценки: важно, чтобы все студенты имели возможность обучаться как лидирующей роли, так и роли рядового участника группы в ситуации группового принятия решения. Интерактивные занятия должны развивать способность к открытому взаимодействию с представителями других культур при сохранении собственной индивидуальности.

Имеет значение формирование конструктивных коммуникативных навыков всех участников образовательного процесса. При организации дидактического взаимодействия необходимо создать условия, когда иностранные студенты не только свободно общаются, но и умеют отстаивать свои профессиональные идеи, могут быть убедительными и эффективно влиять на группу.

В условиях интерактивного обучения иностранные студенты участвуют в процессе ор-

ганизованного саморазвития и развития своих будущих коллег, помогая им в анализе личных профессиональных затруднений, потребностей и мотивов. Таким образом, создаётся возможность для реального профессионального взаимодействия, в ходе которого способность к лидерству формируется посредством функции социального взаимодействия.

Библиографический список

1. Михайлова О. Б., Косталес А. И. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности // Вестн. Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2011. № 3. С. 29-33.

2. Иванов А. В., Артамонова Т. А., Энхжаргал Б. Перспективы формирования созидательных жизненных установок у российских и монгольских студентов на Алтае // Ценности и смыслы. 2015. № 5 (39). С. 71-79.

3. Никитина Е. А., Кузнецова А. А. Жизнестойкость как личностный ресурс студента в условиях высшей школы // Изв. Юго-Западного гос. ун-та. Сер. Лингвистика и педагогика. 2014. № 2. С. 79-85.

4. Хоч Н. С. Психологическая жизнестойкость как ресурс адаптации студентов из Тувы к образовательной среде научных центров Сибири // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=10953 (дата обращения: 25. 07. 2016).

5. Буяндэлгэр О. Уровень субъективного контроля у монгольских студентов с различными акцентуациями характера // Среднее профессиональное образование. 2011. № 7. С. 71-72.

6. Орсоо Т. Этнопсихологическая специфика организованности арабских и монгольских студентов // Вестн. Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 113-120.

7. Менегетти А. Психология лидера / пер. с итал. М., 2010. 256 c.

8. Михайлова О. Б., Каминская Э. А. Особенности лидерских способностей и инновационности у студентов бакалавриата // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 28-34.

9. Мадди С. Теории личности : сравнительный анализ. СПб., 2002. 539 с.

10. Филонович С. Р. Теория лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1, № 2. С. 3-24.

11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.

12. Спивак В. А. Лидерство : компетентностный подход и концепция факторов успеха лидера // Изв. С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. 2012. № 3. С. 64-71.

13.Михайлова О. Б. Гендерные особенности становления инновационного потенциала у студентов // Вестн. Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2014. № 2. С. 42-49.

14.Леоненко Н. О., Чечулина К. С. Жизнестойкость как ресурс позитивного развития личности студентов // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 170-172.

15.Соболева Е. В., Шумакова О. А. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов // Вестн. Орл. гос. ун-та. Сер. Новые гуманитарные исследования. 2014. № 2 (37). С. 84-86.

Образец для цитирования:

Михайлова О. Б. Лидерство и жизнестойкость монгольских студентов, обучающихся в России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 335-341. Б01: 10.18500/2304-97902016-5-4-335-341.

Leadership and Viability of Mongolian Students Studying in Russia

Olga В. Mikhailova

Peoples' Friendship University of Russia

10/2, Miklukho-Maklay str., Moscow, 117198, Russia

E-mail: mikhaylova_ob@pfur.ru

The article presents the results of empirical study of peculiarities of leadership and viability expression of Mongolian students. The study involved 40 respondents aged 18 to 25 years, enrolled in different faculties of Peoples' Friendship University of Russia. The following instruments were used in the research: «Hardiness Survey» by S. Maddi (adapted by D. A. Leontiev), «Communicative and organizing skills» (COS) by V. V. Sinyavskiy and V. A. Vedoroshin, and «Leadership skills diagnostic test» by E. I. Zharikov and E. L. Krushelnitskiy. The levels of leadership and viability expressiveness and peculiarities of relations and differences in demonstration of these personality traits were defined. The data of the comparative analysis allows to formulate a number of topical conclusions and recommendations on the organization of educational process at universities with the aim of the development of leadership skills and increase of the viability indicators among foreign students.

Key words: leadership, viability, organizing and communication skills, Mongolian students.

References

1. Mihailova O. B., Kostales A. I. Problemy megkulturnoyi adaptastii inostranyh studentov i ikhproyavleniya v strate-giyah adaptivnosti (Problems of Intercultural Adaptation and the Specifics of Foreign Students' Psychical States). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Ser. Psychology and Pedagogics), 2011, no. 3, pp. 29-33 (in Russian).

2. Ivanov A. V., Artamonova T. A., Enkhzhargal B. Perspek-tivy formirovaniya sozidatel'nykh zhiznennykh ustanovok u rossiyskikh i mongol 'skikh studentov na Altae (Prospects of formation of creative vital installations at Russian and Mongolian students in Altai). Tsennosti i smysly (Values and meanings), 2015, no. 5 (39), pp. 71-79 (in Russian).

3. Nikitina E. A., Kuznetsova A. A. Zhiznestoykost' kak lichnostnyy resurs studenta v usloviyakh vysshey shkoly (Hardiness as Personal Student's Resource in The Higher School). Izv. Yugo-Zapadnogo gos. un-ta. Ser. Lingvistika ipedagogika (Proceedings of Southwest State University. Ser. Linguistics and Pedagogic), 2014, no. 2, pp. 79-85 (in Russian).

4. Khoch N. S. Psikhologicheskaya zhiznestoykost'kak resurs adaptatsii studentov iz Tuvy k obrazovatel'noy srede nauch-nykh tsentrov Sibiri (Psychological hardiness as resource adaptation of students from Tuva to educational scientific centers of Siberia Wednesday). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education), 2013, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10953 (accessed 27 July 2016) (in Russian).

5. Buyandelger O. Uroven ' sub ''ektivnogo kontrolya u mongol'skikh studentov s razlichnymi aktsentuatsiyami kharaktera (Level of subjective control of Mongolian students with various aaccentuations of character). Srednee professional'noe obrazovanie (The Journal of Secondary Vocational Education), 2011, no. 7, pp. 71-72 (in Russian).

6. Orsoo T. Etnopsikhologicheskaya spetsifika organizovan-nosti arabskikh i mongol 'skikh studentov (Ethnopsychologi-cal specifics of Arab and Mongolian students' orderliness). Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Ser. Psychology and Pedagogics), 2012, no. 3, pp. 113-120 (in Russian).

7. Menegatti A. Psikhologiya lidera (Psychology of leader). Moscow, 2010. 256 p. (in Russian).

8. Mikhaylova O. B., Kaminskaya E. A. Osobennosti lider-skikh sposobnostey i innovatsionnosti u studentov baka-lavriata (Specifics of innovativeness and leadership skills in undergraduate students). Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve (Educational Psychology in Polycultural Space), 2015, no. 32 (4), pp. 28-34 (in Russian).

9. Maddi S. Teorii lichnosti: sravnitel'nyy analiz (Personality theories: comparative analysis). St.-Petersburg, 2002. 265 p. (in Russian).

10.Filonovich S. P. Teoriya liderstva vmenedzhmente: istoriya i perspektivy (Leadership theory in management: history and prospects). Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta (Russian Management Journal), 2003, no. 2, pp. 3-24 (in Russian).

11. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestoykosti (Hardiness Test). Moscow, 2006. 56 p. (in Russian).

12.Spivak V. A. Liderstvo: kompetentnostnyy podkhod i kontseptsiya faktorov uspekha lidera (Leadership: competence approach and concept of leader success factors). Izv. Sankt-Peterburg. un-ta ekonomiki ifinansov (The news of the St.-Petersburg University of Economics), 2012, no. 3, pp. 64-71 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mikhaylova O. B. Gendernye osobennosti stanovleniya innovatsionnogo potentsiala u studentov (Gender specifics of innovation potential development in students). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika (Bulletin of Russian Peoples'

Friendship University. Ser. Psychology and Pedagogics), 2014, no. 2, pp. 42-49 (in Russian).

14.Leonenko N. O., Chechulina K. S. Zhiznestoykost' kak resurs pozitivnogo razvitiya lichnosti studentov (Hardiness as positive resource for personality development of students). Sotsial'no-ekonomicheskie nauki i gumanitarnye issledovaniya (The Socio-economic Sciences and Hu-

manities Studies), 2014, no. 2, pp. 170-172 (in Russian).

15.Soboleva E. V., Shumakova O. A. Zhiznestoykost' kak adaptatsionnyy resurs inogorodnikh studentov (Hardiness as adaptive resource of nonresident students). Vestn. Orlov. gos. un-ta. Ser. Novye gumanitarnye issledovaniya (OGU Bulletin. Ser. New Humanitarian Research), 2014, no. 2 (37), pp. 84-86.

Please cite this article in press as:

Mikhailova O. В. Leadership and Viability of Mongolian Students Studying in Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser Educational A^eology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 335-341. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-335-341.

УДК 316.6

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ЖИЗНЕ ЦЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

А. К. Акименко

Акименко Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия E-mail: akimenko_ak@mail.ru

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей временной перспективы, выполненного в сравнительном аспекте на выборке старшеклассников городских и сельских школ (N = 140). Применялись опросники «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудачи» Т. Элерса, «МТЖЦ» В. Ф. Сопо-ва, Л. В. Карпушиной, «Графический тест временных кругов и линий» Т. Коттла, методика «Незаконченных предложений» Д. Сакса, С. Леви, тест-опросник «Уровень субъективного контроля» УСК Дж. Роттера, методика исследования самооценки и уровня притязаний Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн. Выявлена взаимозависимость между особенностями временной перспективы, жизненными ценностями и такими характеристиками личности, как уровень субъективного контроля (интернальный/экстернальный), самооценка и притязания личности, мотивационная установка на достижение цели или избегание неуспеха. Полученные данные позволяют прояснить возможные детерминанты личностного самоопределения старшеклассников городских и сельских школ и могут быть использованы в работе социально-психологических служб образовательных учреждений.

Ключевые слова: временная перспектива, жизненные ценности, мотивация достижения, мотивация избегания неуспеха, уровень субъективного контроля.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-341 -345 Введение

В связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране в настоящее время наблюдается выраженная тенденция изменения ценностно-смысловых структур, в определенной мере обеспечивающих гармоничную целостность «Я-концепции» лич-

ности, успешность ее самореализации и построения временной перспективы. На современном этапе развития общества происходит значительная переоценка человеком ценностей, в результате возникают «размытый» образ будущего, неясность жизненной перспективы, гетерохронность жизненных целей и смыслов. Наряду с этим социальная реальность настоящего требует от личности высокого уровня стрессоустойчивости, конкурентоспособности, устремленности в будущее, активной жизненной позиции и гибкости стратегий адаптации в изменяющихся реалиях.

Особый интерес в этой связи представляет исследование временной перспективы и жизненных ценностей в раннем юношеском возрасте, когда идет активный процесс становления личности, связанный с ее самоопределением и выбором жизненного пути. Актуален, на наш взгляд, и сравнительный анализ жизненных планов и перспектив субъектов, находящихся в различных условиях социализации, - старшеклассников городских и сельских школ.

Теоретические основы изучаемой проблемы

В последние годы в психологии широко обсуждается проблема трудностей молодежи, возникающих при ценностном распоряжении своим временем и их временной перспективой, определении личностно значимых целей и их реализации (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Головаха, А. А. Кроник). Особое значение приобретает изучение временной перспективы в юношеском возрасте, когда представление о своем будущем, осознание прошлого, конструирование жизненного пути становится основой личностного самоопределения [1]. В это же время процесс осложняется тем, что выбор главного направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.