Научная статья на тему 'К вопросу развития образа взрослого в подростковом возрасте'

К вопросу развития образа взрослого в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1345
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ / ОБРАЗ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА / ОБРАЗ ВЗРОСЛОГО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Ольга Владимировна

В данной статье автор рассматривает само понятие «образ», а также формирование образа взрослого у подростков. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об определенных различиях в характеристиках образа взрослого у мальчиков и девочек подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития образа взрослого в подростковом возрасте»

По всем этим показателям приспособляемости инофоны уступают своим русскоязычным одноклассникам. Заключение.

Гипотеза о том, что возможны различия показателей жизнестойкости, тревожности и адаптивности детей-мигрантов и детей-местных жителей, подтверждена частично. Сравнение подростков-коренных жителей и подростков-мигрантов, живушдх в России более 10 лет показало отсутствие различий. Такие дети из семей мигрантов, многие из которых и родились в России, нормально вписаны в свое социальное окружение. Однако подгруппа подростков-инофонов обнаружила сниженные показатели приспособляемости по параметрам «устойчивость к стрессу», «адаптивность» и «принятие себя».

Список литературы

1. Гусев А.Н. Школьная психодиагностика. Руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений. / под ред. А.Н. Гусева, 2008.

2. Данилова М.В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под. ред. В.А. Попова. Владимир: Изд-во «Транзит-ИКС», 2009. 187 с.

3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. М.: Смысл, 2006.

4. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Смысл. 2005. №6. С. 17-21.

5. Международный научно исследовательский журнал; статья «Специфика речевого развития детей-инофонов» (Страницы: 22-24 Выпуск: № 4 (46) Часть 3).

6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйло. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002.

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА ВЗРОСЛОГО В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ Позднякова О.В.

Позднякова Ольга Владимировна - бакалавр, кафедра возрастной и педагогической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация: в данной статье автор рассматривает само понятие «образ», а также формирование образа взрослого у подростков. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об определенных различиях в характеристиках образа взрослого у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Ключевые слова: подростковый возраст, чувство взрослости, образ, формирование образа, образ взрослого.

В настоящее время вопрос о формировании образа взрослого в подростковом возрасте является значимым условием развития личности и её вхождения во взрослую жизнедеятельность. Актуальность проблемы подросткового возраста заключается еще и в том, что от того насколько полно и глубоко будет сформирован образ взрослого, а, следовательно, вытекающее из него

108

стремление к взрослости, «чувству взрослости», зависит вся последующая жизнь подростка. А это значит, что от сформированности образа взрослого будет зависеть: способность решать проблемы, выбор целей и средств их достижения, ориентация либо дезориентация на ценности, нормы и правила взрослого сообщества.

Результаты исследований по психологии, педагогике, социологии К.Д. Любомирского, Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой и др., указывают, что характерные черты формирования личности в современном мире отличаются обширным спектром форм и видов деятельности и образов социального поведения, с одной стороны, и, с другой стороны, отсутствием созданных технологий включения подростков в эти формы деятельности. В связи с этим, существенно возрастает психологическая нагрузка на ориентировку подростков в социальных образцах личности.

Отрочество - это время, когда происходит бурное формирование и изменение организма. Индивид обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под воздействием окружающей среды у подростка формируются высоконравственные эталоны и мировоззрения. Одним из важнейших моментов считается формирование самосознания, самооценки, появление особого интереса к самому себе. Подросток желает разобраться в себе и во взаимоотношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к учебе, и к людям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Главное разногласие данного возраста - это стремление подростка являться взрослым, чтобы окружающие воспринимали его таковым и относились к нему соответственно. Однако у него самого отсутствует ощущение подлинной взрослости. Отсюда в поведении подростка прослеживаются две противоположные тенденции: к независимости (дайте мне все взрослые права и позвольте жить своим умом) и к зависимости от взрослых (взрослые обязанности мне пока что не к чему, я не в состоянии их исполнять, и вообще я рассчитываю на то, что вы не позволите мне совершать никаких ошибок, вся ответственность за мое поведение лежит на вас).

По словам Д.Б. Эльконина, оценка формы, воспринятой как образ взрослого, дает возможность увидеть целостную картину детства, так как «идеальная форма, образ взрослости, является центральной категорией, задающей целостность детства. Образ взрослости, образ совершенного (идеального) взрослого считается единственным способом и опорой представления детьми их будущего» [4, с.6] Поэтому исследование особенности образа взрослого необходимое условие целостного представления детства, его культурных черт.

По мнению Б.Ф. Ломова, компоненты образа, формирующиеся «по законам работы стереотипных звеньев», обычно не осознаются. Однако при некоторых условиях, разрушающих стереотипы восприятия, они могут стать осознаваемыми [5, с. 15]. Другими словами, нестандартная ситуация или изменение каких - либо условий восприятия образа могут сделать осознаваемыми и сам формирующийся образ, и, частично, механизм его формирования.

Как отмечает В.Л. Ситников, понятие образа считается одним из центральных в психологии, так как «именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта». Образы представляют собой комбинацию отражений реального объекта, воспринятого субъектом из предыдущего своего навыка. Содержание каждого отдельного образа неоднородно [6, с. 65]. В свою очередь, данный автор выделяет шесть компонентов образа в сознании человека: реальные и приписываемые компоненты, типичные и индивидуальные компоненты, стабильно актуализируемые и ситуативно актуализируемые компоненты. Их наполнение и соотношение, по утверждению В.М. Ситникова, могут быть различны. Содержание каждого из этих компонентов, а также структура их образов могут находиться в сознании в свернутом виде и осознаваться не полностью [6, с. 65].

Формирование образа - последовательный процесс интеграции единичных его частей в единое целое. Первичные и простейшие образы - представления появляются в процессе восприятия и со временем модифицируются в представления памяти, более или менее статичные и устойчивые. Ранее существующие образы принимают участие в процессе формирования новых представлений, удерживая и фиксируя в сознании определенные образы-эталоны.

Целью нашей экспериментальной работы было изучение содержательных характеристик образа взрослого у мальчиков и девочек подросткового возраста. Мы предположили, что у девочек подросткового возраста образ взрослого будет более полным, целостным и структурированным, в силу их более ранней социализации, в отличие от показателей мальчиков подросткового возраста.

В исследовании приняли участие 49 человек, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в Александровской средней общеобразовательной школе имени героя советского союза Рощепкина В.Д., в том числе 28 мальчиков и 21 девочка.

На первом этапе нашего исследования мы использовали тест Сакса-Леви «Незаконченные предложения».

Результаты данной методики свидетельствуют о том, что взаимоотношения с отцом у многих испытуемых во многом характеризуются как позитивные, эмоционально теплые.

53% испытуемых образ отца (образ взрослого) связывают с хорошими физическими данными.

61% испытуемых имеют оптимистичный настрой на счастливое будущее, они связывают образ взрослого с его профессиональной деятельность, семьей, взаимопомощью, так, например, были ответы: «Когда я буду старым, я буду оказывать помощь детям и внукам», «когда я буду старым, у меня будет большая и дружная семья» и т.д.

И только 8% испытуемых отметили, что будущее представляется ему «унылым и неясным».

82% испытуемых связали образ матери (образ взрослого) с внешним видом, эмоциональными отношениями; доминировали ответы такого рода: большинство матерей очень любят и беспокоятся о своих детях, моя мать и я - друзья, моя мать - красивая, стильная и т.д.

Таким образом, проанализировав результаты данной методики, на уровне тенденций мы видим различия в представлениях образа взрослого у мальчиков и девочек подросткового возраста. 81% девочек подросткового возраста и 46% мальчиков подросткового возраста представляют образ взрослого (образ будущего) светлым, интересным, перспективным. При этом 43% мальчиков подросткового возраста демонстрируют безразличное отношение к образу будущего взрослого.

На втором этапе исследования мы использовали проективную методику «Нарисуй взрослого человека». Полученные результаты на уровне тенденций показывают яркое проявление различий во взглядах на образ взрослого человека. Девочки связывают образ взрослого с внешним видом, прической, одеждой, наличием украшений и очков:

- 43% испытуемых изобразили женский образ и связали его с профессией;

- 33% девочек изобразили девушку в вечернем платье, подробно прорисовав детали внешнего вида;

- 24% - изобразили женский образ совместно с ребенком, с мужским образом.

Мальчики же рисуют взрослого с хорошими физическими данными (мускулы на руках, широкие плечи, большие кулаки, высокий рост), не прорисовывая детали одежды, внешнего вида, лишь иногда подчеркивая детали, характерные для конкретной профессиональной деятельности (фуражки, ремни и т.д.):

- 54% мальчиков изобразили мужской образ с хорошими физическими данными (спортсменов).

- 46% - изобразили мужской образ и связали его с профессией. Результаты исследования показаны в табл. 1.

Таблица 1. Результаты проективной методики «Нарисуй взрослого человека»

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I I

I Мальчики и- Девочки

физические Профессия Внешний вид данные (одежда и т.д.)

Результаты методики свободных описаний, которая была применена на третьем этапе исследования (сочинение на тему: «Каким я представляю себе взрослого человека?») также свидетельствуют об определенных различиях подростков во взглядах на образ взрослого.

Такое качество как «Ум, познание» выделили 64% мальчиков и 90% девочек. Это означает, что, по мнению испытуемых, взрослый человек должен быть «умным, мудрым, образованным».

По мнению 11% мальчиков и 5% девочек взрослый человек должен принимать участие в общественной жизни и в решении социальных проблем.

По мнению мальчиков (18%) и девочек (5%) взрослый человек должен трудиться и зарабатывать деньги, для того чтобы обеспечивать материальное состояние семьи и себя самого.

По мнению 4% испытуемых (мальчиков) взрослый человек должен быть коммуникабельным. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты методики свободных описаний (сочинение на тему: «Каким я представляю себе взрослого человека?»)

Таким образом, девочки, в отличие от мальчиков, связывают образ взрослого с внешним видом, прической, одеждой, наличием украшений и очков.

Мальчики же представляют взрослого с хорошими физическими данными (мускулы на руках, широкие плечи, большие кулаки, высокий рост), не прорисовывая детали одежды, обуви, внешнего вида, лишь иногда подчеркивая детали, характерные для конкретной профессиональной деятельности (фуражки, ремни, портфели и т.д.).

Девочки, так же как и мальчики, считают, что важной чертой в образе взрослого человека, должна быть его профессиональная деятельность. Но при этом девочки в большей степени выделяют умственные способности и наличие высшего образования.

Чувство взрослости занимает одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка. Образ взрослого, как считает большинство психологов, выступает отправной точкой появления данного новообразования. Подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, чаще всего, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.

Также при помощи U критерия Манна-Уитни мы сравнили между собой показатели девочек и мальчиков подросткового возраста. Мы выяснили, что значительных различий нет (зона незначимости), но на уровне тенденций они все же имеются.

Таким образом, девочки, так же как и мальчики, связывают образ взрослого с внешним видом. Девочки образ взрослого описывают с прической, одеждой, наличием украшений и очков. Мальчики же представляют взрослого с хорошими физическими данными (мускулы на руках, широкие плечи, большие кулаки, высокий рост). Они не делают акцент на детали одежды, обуви, внешнего вида, лишь иногда подчеркивая детали, характерные для конкретной профессиональной деятельности (фуражки, ремни, портфели и т.д.).

Девочки, так же как и мальчики, считают, что важной чертой в образе взрослого человека, должна быть его профессиональная деятельность. Но при этом девочки в большей степени выделяют умственные способности и наличие высшего образования. Данные результаты подтверждают гипотезу нашего исследования о том, что у девочек подросткового возраста образ взрослого более полный, структурированный.

Как показывает анализ проведенного диагностического эксперимента, целенаправленное формирование личностных качеств взрослеющего человека, его представлений об окружающих взрослых, должно осуществляться согласованно: и в условиях семьи и в рамках учебно-воспитательного процесса.

Тем не менее, нам хочется выделить ведущую роль в организации этого процесса педагогическому сообществу. При этом, в воспитательной работе необходимо постоянно осуществлять тесную связь педагогического коллектива школы с общественными организациями и родителями. Для большей эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо предусмотреть комплексное использование всех основных средств и методов воспитания. Важную роль в формировании значимых качеств взрослеющей личности в целом играют самовоспитание и самостоятельность.

Для обеспечения успешного процесса формирования личностных качеств подростка, его адекватных представлений об окружающих взрослых можно рекомендовать следующее:

- развивая такие качества как независимость, дисциплинированность, ответственность, требовательность к себе, общественную инициативу и чувство ответственности перед коллективом и друзьями, а также лидерские качества и т.п., следует коллективную учебно-воспитательную работу с подростками совмещать с индивидуальной;

- формировать культуру преодоления неудач и переживания страхов и ошибок;

- принимать во внимание особенные черты современного подростка (сверхчувствительность к обману, неискренности и двойной морали; склонность повышать голос, резкая реакция на высокомерность и напыщенность);

- формировать сознательную морально-нравственную позицию подростков;

- строить свою работу в соответствии с жизненными целями и ценностями подростков;

- содействовать подросткам в создании системы межличностного взаимодействия в коллективе;

- осуществлять учебно-воспитательный процесс как условие с целью для реализации способностей подростка.

Так же, с целью формирования образа взрослого у мальчиков и девочек подросткового возраста, мы считаем возможным проведение семинаров, дискуссий, диспутов, конкурсов на тему: «Каким должен быть взрослый?», «Кто он - настоящий мужчина?», «Что значит быть настоящей женщиной?», «Наши родители - какие они? Что значит быть родителем?» и т.п.

Стоит отметить, что свободное время подросток тратит не всегда целесообразно, затрачивая огромное количество времени на просмотр телевизионных передач, игр на компьютере, что зачастую препятствуют ему совершенствовать физическую, интеллектуальную и профессиональную культуру.

Поэтому мы считаем необходимостью проведения профилактических бесед не только с подростками, но и с их родителями; следует проводить просветительскую работу с родителями о вреде использования гаджетов, о необходимости контроля досуговой деятельности подростка и т.д.

Необходимо признать, что в воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства современной массовой информации. Колоссальное воздействие на развитие подростка оказывает популяризация массовой культуры. Он копирует поведение тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.

В связи с этим мы согласны с большинством специалистов, работающих с подростками и молодежью, что необходимо пропагандировать в средствах массовой информации фильмы, телепередачи, статьи, направленные на расширение представлений о положительных характеристиках образа взрослого - родителя, профессионала, гражданина.

Список литературы

1. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: издание 4, 2003. 228 с. 279 с.

2. Фоменко Н.В. Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова // Народное образование. Педагогика, 2014. С. 201-205.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Изд-во «Азъ», 1992. 427 с. 571 с.

4. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии, 1992. № 3-4. 6-13 с.

5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. 13 с. 16 с.

6. СитниковВ.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых [Текст]. СПб.: Химиздат, 2001. 65 с.

7. Любомирский К.Д. Психологические основания формирования образа значимого взрослого у подростков и юношей: Автореф. дис. канд. псих. наук. Москва, 2006. 24с.

8. Белинская Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2001. 301 с.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.