Научная статья на тему 'Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения'

Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье подростков в контексте их самоопределения»

жается. Отсюда можно сделать вывод о том, что феномен алекситимии и аддикция по типу трудоголизма находятся в прямом соотношении. Поэтому возможной профилактикой тругоголизма является преодоление страха перед собственными переживаниями, глубокими отношениями с другими людьми. Уход в работу, различные занятия, хобби, алкоголь, а суть любой аддикции заключается именно в этом, по сути, представляет собой бегство от жизни. Но бегство не спасает от проблем, страхов и тревог, а лишь усиливает их.

В качестве продолжения начатого исследования нам представляется возможным последующее составление психологического портрета испытуемых с разными степенями выраженности трудоголизма, которое позволит более глубоко понять как природу явления трудоголизма, так и отдельно взятого человека, страдающего этим видом зависимости, и далее составить возможные варианты оказания психологической помощи этим людям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородулин В.Н., Котлярова С.В., Чиченкова Н.Н. Исследование феномена алекситимии в наркологии // II Городская научно-практическая конференция «Медицина XXI века» (междисциплинарные аспекты) // Сборник докладов, Таганрог, 2001.

2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М.: «Академический проект», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. - 460 с.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: «МЕДпресс», 1999. - 592 с.

4. Михайлова Л. Суровые будни трудоголика // http://add.net.ru

5. Нарицын Н.Н. Трудоголики или бегство в никуда // http ://www.naritsyn.ru/read/all/man/trudogol.htm

6. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С.Даулинга / Пер с англ. Р.Р.Муртазина. - независимая фирма «Класс», 2000. - 240 с. - (Библиотека психологии, психоанализа и психотерапии, вып. 85).

7. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом «БАХ-РАХ-М», 2001. - 672 с.

8. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Изд-во высшей школы психологии, 2003. - 367 с.

9. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М. Смысл, 2002. - 287 с.

10. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С.Драбкиной. -М.: Независимая фирма «Класс», 1999. - 576с. - (Библиотека психологии и психотерапии).

С.А. Панченко ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Важным моментом в формировании основ психологического здоровья личности, необходимым условием её благоприятного развития является умение строить жизненную перспективу, т.е. ставить перед собой цели, планировать пути их достижения. Подростковый период рассматривается как отправная точка в развитии профессионального и личностного самоопределения. Именно в этом возрасте фор-

мируются предпосылки для его реализации. Психологическая готовность к самоопределению свидетельствует об определенной зрелости личности, так как обеспечивает её внутреннее равновесие и сохранение психологического здоровья.

С точки зрения самосознания подростка самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и реализуется в новой, общественно значимой позиции. Это порождает у него стремление к самоутверждению, самовыражению, проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными, к самовоспитанию и формированию жизненной перспективы, адекватной жизненным силам. Все это способствует продвижению личности к самоактуализации, сохранению и развитию её психологического здоровья, активизирует психические ресурсы.

Важнейшим фактором, влияющим на профессиональное самоопределение, является познавательный интерес. С целью исследования особенностей самоопределения современных подростков была проведена диагностика степени выраженности интересов учащихся 9 классов («Карта интересов» А.Е. Голомштока). Для выявления связи между уровнем психологического здоровья, гармоничностью личностного развития и особенностями самоопределения использовались методики Л. Соб-чик «Индивидуально-типологический опросник», «Тест-опросник самоотношения» (Столин В.В., Пантелеев С.Р.). Было обследовано 77 человек (из них 35 мальчиков и 42 девочки).

По степени сформированности интересов все испытуемые распределились на четыре основные группы: I - учащиеся, имеющие достаточно развитые интересы (49%), II - школьники, у которых круг интересов чрезвычайно широк, но они ещё недостаточно дифференцирован (22%), III - подростки со слабо сформированной структурой интересов (17%), IV - учащиеся, у которых интерес к различным сферам деятельности отсутствует (12%).

Было выявлено, что существуют определенные половые различия в формировании интересов подростков. Число мальчиков в первой группе несколько превышает численность девочек (54% и 45% соответственно), в последней же группе картина противоположна (6% мальчиков и 17% девочек). Девочки преобладают и во второй группе, где отсутствует дифференциация интересов (24% девочек, 20% мальчиков). В группе со слабо развитыми интересами мальчиков больше (20%), чем девочек (14%).

Таким образом, если процесс формирования устойчивой структуры интересов выступает одним из необходимых условий самоопределения, то можно утверждать, что он интенсивнее протекает в старшем подростковом возрасте у мальчиков.

В ходе исследования предпринимались попытки определить как взаимосвязаны между собой степень личностной зрелости и уровень сформированности интересов учащихся. Самоопределение предполагает достаточно высокий уровень личностной зрелости. Однако в настоящее время у значительного числа подростков наблюдаются различного рода трудности в личностном становлении. В результате экспериментального исследования удалось установить отклонения в личностном развитии, в психологическом здоровье, нарушающие процесс самоопределения подростков.

Анализ соотношения выявленного круга интересов и личностных особенностей учащихся показал, что наблюдается достаточно устойчивая связь между трудностями личностного становления подростков и их самоопределением. Так трудности с самоопределением имеет подавляющее число учащихся (82%), у которых выявлены отклонения психологического здоровья. У подростков, имеющих проблемы в личностном развитии, интересы либо слабо развиты (65%), либо наблюдается отсутствие их дифференциации (27%).

Прослеживается устойчивая связь между сложностями в процессе самоопределения у школьников и такими личностными проблемами, как неуверенность, тревожность и эмоциональная неустойчивость. При слабом развитии интересов у подростков присутствуют неуверенность (54%), тревожность и эмоциональная неустойчивость (по 45%). Внутриличностный конфликт обнаружен у 18% учеников.

При недостаточно дифференцированных интересах тревожность проявляется в 50% случаев, неуверенность - в 56%, эмоциональная нестабильность - в 44%. Внутриличностный конфликт выявлен у 31% учащихся. При отсутствии выраженных интересов у подростков тревожность обнаружена у 14%, эмоциональная лабильность - у 43%, неуверенность - у 43%, внутриличностный конфликт - у 29%.

У школьников, которые испытывают определенные трудности в личностном становлении, но интересы достаточно выражены, компенсация происходит за счет высокого самопринятия, самоинтереса и достаточного уровня саморуководства. В то же время у учащихся, имеющих низкий (63%) и средний (31%) уровень саморуководства, интересы развиты слабо. На степень сформированности интересов учеников сказывается и уровень познавательной активности.

В результате, затруднения в дифференциации старшими подростками собственных интересов препятствуют развитию мотивационной сферы, построению жизненной перспективы, профессиональному и личностному самоопределению. Это приводит к отклонениям в их психологическом здоровье.

Самоопределение как длительный процесс осмысления, пересмотра и установления целей и жизненных ориентиров сопровождается постепенным усложнением мотивационной сферы, под влиянием которой интересы подростков приобретают все большую глубину и устойчивость, а некоторые из них принимают характер стойкого увлечения.

В возрасте 16-17 лет происходит дальнейшая интеграция и дифференциация интересов в соответствии с полом, объединяются познавательные и профессиональные интересы, усиливается взаимосвязь интересов с индивидуальнопсихологическими свойствами личности. Именно поэтому к периоду ранней юности у психологически здорового школьника должна сложиться дифференцированная система интересов, которая создает благоприятные условия для его профессионального и личностного самоопределения.

Для выявления степени сформированности устойчивых интересов у учащихся через год была проведена повторная диагностика. Сопоставительный анализ результатов показал, что углубление интересов произошло у 33% старшеклассников, устойчивый характер они приобрели у 46%. Однако при этом низкий уровень развития интереса к различным сферам деятельности выявлен у 17%, причем наблюдается дальнейшая тенденция к его снижению (в течение года на 16%). Снижение уровня развития интересов обнаружено у 21% школьников. Обращает на себя внимание снижение и углубление интереса, которое происходит у девушек (47%).

Анализ особенностей личностного развития учащихся, у которых выявлено снижение уровня интересов, показал, что у 88% наблюдаются различного рода отклонения психологического здоровья: у 43% повышена тревожность, 48% неуверенны в себе, у 29% проявляется эмоциональная нестабильность. По-видимому, для определенной части старшеклассников (в основном, девушек) необходимость выбора оказывается весьма болезненной. Причем возникающее в этом случае напряжение сказывается не только на уровне психологического здоровья, но и снижает их познавательную активность.

Таким образом, можно отметить наличие определенной связи между уровнем зрелости личности, её психологическим здоровьем и особенностями процесса самоопределения. Причем сложности в личностном развитии в старшем подростковом

возрасте приводят к затруднениям в процессе самоопределения и на следующем возрастном этапе, в ранней юности.

Важнейшим психологическим условием возникновения и развития жизненных перспектив, профессионального и личностного самоопределения подростков являются их ценностные ориентации. Поэтому в ходе исследования учитывалась и степень их дифференциации, направленность системы ценностей.

Анализ основных жизненных ценностей учащихся показывает, что значительное число подростков не имеет достаточно дифференцированной их структуры. Это свидетельствует о несложившейся системе жизненных ценностей, о недостаточном уровне личностной зрелости. Все это ведет к нарушению психологического здоровья, препятствует профессиональному и личностному самоопределению.

При рассмотрении вероятных трудностей самоопределения подростков, приводящих к нарушениям психологического здоровья, были проанализированы преобладающие ценностные ориентации в каждой группе, выделенной в ходе исследования. Механизм дифференциации ценностей, обеспечивающий формирование системы ценностных ориентаций личности ещё не сложился у 68% учащихся первой группы, 58% - второй, 50% - третьей, 78% - четвертой. Они не имеют дифференцированной структуры ценностей.

Для подростков первой и четвертой групп важным является признание со стороны окружающих людей, мнение которых оказывает значительное влияние на процесс их личностного и профессионального самоопределения. Вместе с тем для учащихся первой группы с достаточно развитыми интересами важными ценностями являются саморазвитие, наличие цели и смысла жизни, самостоятельность. В то время как в четвертой группе, в которой интерес к различным сферам деятельности отсутствует, определяющее значение имеют самостоятельность и материальные ценности.

Значительный интерес представляют школьники первой группы, у которых достаточно развитым интересам соответствует слабо дифференцированная система ценностей. Вероятно, компенсацией в большинстве случаев является нацеленность подростков на саморазвитие, определение целей и смысла собственной жизни. В четвертой группе подобной компенсации не происходит, что ведет к значительным нарушениям психологического здоровья.

Во второй группе, где интересы подростков еще не достаточно дифференцированы, на первое место выдвигаются такие ценности, как наличие цели и смысла жизни, профессиональные и учебно-профессиональные интересы, самостоятельность. Затем следует признание со стороны окружающих, саморазвитие и учеба. Это свидетельствует о том, что интересы и система ценностей учащихся этой группы находятся в процессе становления, что, возможно, и вызывает внутреннее напряжение, усиливая тревожность, неуверенность. Все это приводит к возникновению у них внутриличностного конфликта.

В третьей группе, имеющей слабо развитые интересы, для школьников важны ценности саморазвития, наличия цели и смысла жизни, в сочетании с материальной обеспеченностью. Признание окружающих, самостоятельность, профессиональные и учебно-профессиональные ценности имеют для них меньшее значение. Внутри-личностное напряжение у значительной части подростков этой группы снижается, возможно, потому, что механизм дифференциации, обеспечивающий формирование системы ценностных ориентаций личности, у них находится в стадии формирования.

На уровень психологического здоровья учащихся оказывает влияние и тот факт, что ценность творчества у них имеет минимальное значение. В то время как

многие исследователи выделяют творчество как один из критериев психологического здоровья личности.

Анализ смысложизненных ориентаций подростков позволил выявить противоречие между высокой ценностью смысла жизни и тем, что они недостаточно прилагают усилий для его осознания. Достаточно часто задумываются о смысле своей жизни только 50% учащихся, иногда - 29%, редко - 18%, никогда не думали об этом - 3%. Смысл своей жизни способны определить 85% опрошенных, причем осознаётся он чаще как цель.

Часть подростков только начинают размышлять над этой проблемой, выделяя при этом несколько смыслов жизни. Это подтверждает тот факт, что система ценностей у них ещё недостаточно иерархизирована. В данном случае показателем психологического здоровья подростков, их готовности к самоопределению является способность к разрешению ценностно-смысловых противоречий.

Таким образом, важное место в процессе профессионального и личностного самоопределение занимает психологическое здоровье личности. Психологически здоровый подросток способен осознать своё место в настоящем и будущем, определить свои жизненные цели, построить жизненную перспективу.

В результате основы психологической готовности к самоопределению должны быть заложены в старшем подростковом возрасте. Именно в этот период должны сложиться система ценностей и интересов, ответственное отношение к собственным поступкам и действиям, что станет личностным ресурсом профессионального самоопределения. За выбор пути человек несет персональную ответственность, так как в процессе самоопределения он сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать.

Д.В. Склярова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен - этническое возрождение. Сущность этого явления заключается в возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни. Возрастание интереса к концепциям идентичности наблюдается во всем мире. Для российского общества, в котором происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, проблема актуализации различий стала особенно болезненной.

При исключительном интересе, как с точки зрения науки, так и с точки зрения практики, в исследовании проблемы этнической идентичности остается еще много спорных и нерешенных вопросов.

Во-первых, анализ этнической идентичности осложнен неоднозначностью понятия «этнос» (В.С. Агеев, Л.А. Алиева, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, М.М. Громыко, Л.Д. Дробижева, В.И. Козлов, И.С. Кон, А.Г. Кузьмин, Г.А. Кураев, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, А.А. Сусоколов, З.В. Пибоди и др.).

Во-вторых, на сегодняшний день, как отмечают авторы, особенно слабо разработанной остается проблема структуры этнической идентичности (Г.М. Андреева, И.Ю. Киселев, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядов, L. Chante, W. Doise и др.). В структуру этнической идентичности включаются элементы субъективной схемы, отражающей принадлежность к социальным общностям (D. Abrams, K.J. Georgen,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.