Научная статья на тему 'Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития'

Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2563
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития»

Вып. 18. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - С.101-124.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С.245-272.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. - 1996. - №6.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. - М., 1984. - Т.4. С.5-243; Т.5. С.137-198.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304с.

6. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. - 88с.

7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 54с.

8. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984. - 343с.

9. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 360с.

10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.- 425с.

11. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознания. - М., 1966.

12. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.11-24.

13. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 310с.

14. Исаев В.И. Возрастная психология // Вопросы психологии. - 1998. - №5.

15. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995. - 300с.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: Воронеж, 1995.- С.15-27.

17. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 54с.

18. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. - М., 1959.

19. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М.: НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР, 1974. - 35с.

20. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. - М., 1999.

21. Агапов В.С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224с.

22. Белоконь М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. - Краснодар: КубГУ, 1999. - 18с.

23. Деев В.Г. Зависимость содержания самооценки правонарушителей от уровня направленности их личности. - М.: Наука, 1983. - 170с.

24. Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480с.

25. Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 18с.

26. Аллахвердян С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста): Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 24с.

С.А. Панченко ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ИХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Особенности психологического здоровья подростков не могут быть поняты вне процесса развития личности, её роста, кризиса и созревания. Основу психологического здоровья личности составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между подростком

и средой, различными аспектами его «Я», рациональным и эмоциональным, разумом и интуицией и т.п. Противоречия, характерные для этого возрастного этапа, острый характер протекания полового созревания могут стать основой для нарушений личностного и психического развития подростка, его психологического здоровья. Сложности в разрешении этих противоречий препятствуют становлению зрелой личности, выходу её на качественно новую социальную позицию, на которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.

Для выявления тенденций личностного развития подростков, определяющих особенности их психологического здоровья, было проведено в 2003-2004 и 2004-2005 учебные годы обследование учащихся 8-х (123 чел.) и 9-х классов (65 чел) по методике «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик. Анализ материалов исследования показал, что характерными чертами портрета современного подростка является эмоциональная неустойчивость (45%), повышенный уровень сензитивности (43%), избыточная общительность (37%), агрессивность (35%), высокая тревожность (34%), что зачастую ведет к усилению внутреннего эмоционального напряжения, к внутриличностному конфликту (28%). В среде подростков наблюдается рост замкнутости и социальной пассивности (30%). У некоторых из них (65%) эти черты приобретают дезадаптирующий характер, что можно считать показателем нарушения их психологического здоровья.

Ведущие тенденции личностного развития, проявляясь на первичных уровнях самосознания как типологические базисные черты, постепенно (по мере созревания личности) могут перерасти в личностные свойства. Анализ динамики изменения степени акцентуации и дезадаптации индивидуально-типологических характеристик личности показал их рост по таким показателям, как избыточная общительность и спонтанность. Практически на прежнем уровне сохраняется агрессивность. Остальные характеристики приобретают большую устойчивость. Однако, количество подростков, имеющих отклонения психологического здоровья, несмотря на положительную динамику, остается значительным.

В целях определения причин нарушения психологического здоровья было проведено исследование круга проблем, волнующих подростков, определяющих их потребности, особенностей сложившейся у них системы жизненных ценностей, уровня самоотношения. Результаты обследования учащихся 9-х классов (61 чел.) показали, что при ранжировании типичных проблем первые шесть мест из десяти занимают те, которые связаны с взаимоотношениями с окружающими людьми (с родителями, общением со сверстниками, учителями, близкими друзьями, пониманием подростка другими). Вопросы самопонимания, понимания подростками окружающих людей, самопринятия, проблемы самопознания волнуют их в значительно меньшей степени. Относительно низкий уровень значимости самопознания, по-видимому, определяется тем, что усваиваемые подростками взгляды и установки во многом обусловлены существующими в современном обществе идеалами, и нематериальные ценности, ценности более высокого порядка недоступны большинству из них, пока не удовлетворены их базовые потребности. Низкий уровень развития рефлексии на себя и других у подростка затрудняет процесс становления самосознания, степень развития которого, в свою очередь, определяет «внутреннюю позиции» личности, её психологическое здоровье.

Выявить трудности формирования самосознания, приводящие к отклонениям в психологическом здоровье, нарушениям в межличностных отношениях, фрустрации потребности в общении, уважении и признании со стороны окружающих людей позволило исследование самоотношения подростков по методике «Тест-опросник самоотношения» (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), в котором приняли участие 118 школьников 14-15 лет. Низкий уровень глобального самоотношения, т.е. внут-

ренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя, показали 24% подростков. Недостаточно развито самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия и ожидание отношения к себе у 38% учащихся. Не готовы к конкретным действиям по отношению к своему «Я», которые проявляются в самоконтроле, самообвинении, самопринятии, 43% школьников. Наиболее проблемными оказались такие зоны, как низкий уровень ожидания положительного отношения других людей (у 65% подростков), самопонимания (у 58%), саморуководства (у 51%), самоуважения (у 42%).

Психологическое здоровье подростков обусловлено наличием у него позитивного самоотношения, которое во многом определяется отношением к нему со стороны других людей, тем, какое отношение к своей личности он ждет. Низкий уровень ожидания положительного отношения со стороны других людей приводит к тому, что подросток как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, в результате он не принимает себя, не ставит перед собой задачи на самопознание, на увеличение самоуважения. Непременным условием его самоутверждения, взросления, становления личной идентичности, сохранения психологического здоровья является удовлетворение потребности подростка в признании и уважении его как личности, в самоуважении. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

Исследования показывают, что низкий уровень самоуважения способствует возникновению агрессивного поведения: в этом случае потребность защитить свое Я может стать доминирующей над другими мотивами, и поведение других людей в этом случае подросток интерпретирует как угрожающее, что толкает его зачастую на превентивные действия. Фрустрация потребности в общении, признании со стороны окружающих людей, приводит к нарушениям в процессе обретения собственной идентичности. В поисках своей идентичности подросток в первую очередь обращается к своим сверстникам. Осознание своей непохожести на других, при недостатке навыков самоанализа и интимного общения порождает острое чувство непо-нятости и одиночества, что становится для подростка проблемой.

Изучение отношения подростков к одиночеству показывает, что большинство (59%) видит только отрицательные моменты этого состояния, 31% отмечают и отрицательные и положительные его стороны, 7% - положительные, у 3% отношение не определено. У значительной части опрошенных подростков (72%) одиночество связано с негативными ассоциациями, причем во многом они определяются эмоциональными переживаниями, связанными с отсутствием общения.

Подростковый страх одиночества перерастает в мучительное и напряженное состояние, связанное с тоской, субъективным ощущением духовной и душевной изоляции, непонятости, чувством неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. У некоторой части подростков стремление разрешить эту проблему обостряет аффилиативную потребность в принадлежности к какой-нибудь группе, которая превращается у них, в непобедимое стадное чувство. Оно зачастую приводит к тому, что они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если не своей - какой угодно кампании (И.С. Кон, 1989). Здесь они надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Однако избыточное общение приобретает поверхностный характер. За поверхностной общительностью в большинстве случаев скрывается отстраненность и безразличие к другим. Желание быть понятым при отсутствии рефлексивной позиции в отношении к окружающим приводит к росту агрессивности подростка в процессе самоутверждения, нарушает его внутреннее равновесие, психологическое здоровье. При этом у него не формируется умение устанавливать глубокие личностные отношения, происходит фрустрация этой потребности,

появляется тревожность, неуверенность, эмоциональная нестабильность, возникает внутриличностный конфликт.

Поверхностная общительность, как стремление убежать от одиночества, приводящая к возникновению зависимости подростка от общения, снижает уровень самоинтереса, что затрудняет процесс самопознания и саморазвития, ведет к нарушению личностного развития подростка, его психологического здоровья.

У психологически здоровой личности определение одиночества в большей степени связано с положительными суждениями. Подросток в этом случае начинает осознавать его необходимость для личностного развития, как возможность осмыслить собственную жизнь. Подростки, стремясь определить свое место в окружающем мире, свой нравственный идеал, смысл своей жизни, тем самым определяют свое отношение к этому миру. Позитивное отношение к нему способствует формированию эмоционально окрашенного образа, который становится не только образцом для подростка, но и своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития. В результате реализуется потребность подростка в осмысленном существовании, в идеалах, формировании бытийных, духовных ценностей, которые становятся основой отношений с другими людьми, с самим собой, с окружающим миром, сохраняя при этом его психологическое здоровье.

Анализ основных жизненных ценностей подростков показывает, что на первые места выходят интимное общение, самостоятельность и наличие смысла и цели жизни. Затем следуют такие ценности, как признание со стороны окружающих и саморазвитие, профессиональные и учебно-профессиональные, общественно-по -литические и материальные, семейно-бытовые, отношения со старшими. Наименее выражены у подростков альтруистические ценности и ценность учебы, нравственные и досуг, внешняя привлекательность, статус, творчество. При этом значительное число подростков не имеют достаточно дифференцированной структуры ценностей. Для них предложенные ценности оказываются на одном уровне, представляются одинаковыми по своему значению, что свидетельствует о не сложившейся системе жизненных ценностей, о недостаточном уровне личностной зрелости, что ведет к нарушению психологического здоровья.

Анализ смысложизненных ориентаций подростков выявляет противоречие между высокой ценностью наличия смысла жизни и тем, что они не достаточно прилагают усилий для его осознания. Достаточно часто задумываются о смысле своей жизни только 50% подростков, иногда 29%, редко 18%, никогда не думали об этом 3%. Смысл своей жизни определяют лишь 85% опрошенных, причем осознаётся он чаще как цель. Часть подростков, только начиная задумываться над этой проблемой, выделяет несколько смыслов жизни. Это подтверждает тот факт, что система ценностей у них ещё недостаточно иерархизирована. В данном случае показателем психологического здоровья явится способность подростков к разрешению ценностно-смысловых противоречий.

Анализ материалов исследования дает возможность утверждать, что психологическое здоровье современных подростков напрямую связано и закономерно вытекает из характеристик процесса формирования его личности. Психологически здоровая личность - это целостная психическая структура, возникающая в процессе жизни и воспитания и выполняющая определенную функцию во взаимоотношениях человека с окружающей средой.

В связи с этим можно выделить следующие причины снижения психологического здоровья современных подростков: 1) неудовлетворенность уровнем общения со сверстниками, страх одиночества приводит к расширению круга общения, его поверхностности, что не снимает чувства одиночества, а лишь маскирует его, усиливая внутреннее эмоциональное напряжение; 2) низкий уровень ожидания по-

ложительного отношения к себе затрудняет личностное развитие подростков, т.к. ведет к снижению ценности самопознания, самопонимания. В результате подросток не стремится познать и понять себя и окружающих людей, у него не формируются толерантные установки по отношению к себе и другим; 3) несформированность альтруистических и нравственных ценностей, сложности в понимании подростками окружающих людей вызывают трудности социализации, обретения собственной идентичности; 4) низкая потребность в самопознании, самопонимании, творчестве вызывают сложности в становлении позитивного самосознания, формировании устойчивого самопринятия, самоуважения, приводит к снижению личностной ценности подростка. Тормозит его самоопределение, развитие целостной, психологически здоровой личности и низкое саморуководство, в этом случае стремление подростка к самостоятельности приходит в противоречие с низким уровнем самоконтроля, что приводит к внутриличностному напряжению.

Для коррекции отклонений психологического здоровья подростков необходима систематическая работа, способствующая гармонизации взаимодействия с окружающими людьми и с самим собой. Это возможно при условии формирования у подростка толерантного сознания, основанного на понимании и принятии как других людей, так и собственной личности.

Е.Г. Гвозденко

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «АКМЕ»

На сегодняшний день в сфере производственных отношений все возрастающую роль начинает играть человеческий фактор. Всестороннее развитие сотрудников становится залогом интенсификации производства, вызывая появление инновационных форм и методов кадрово-психологического сопровождения персонала. Однако следует отметить, что в России кадрово-психологическое сопровождение персонала является зарождающимся и недостаточно востребованным видом деятельности. Интересно, что при довольно высоком уровне научно-методологической разработки проблемы личностно-профессионального развития, на сегодняшний день нет устойчивой системы психологических служб, не отработаны целевые программы и комплексы психотехнологий по развитию субъектов труда. Менеджеры разных уровней управления ищут психологические структуры, ответственные за рост профессионализма подчиненных. А сотрудники постоянно включены в борьбу за конкурентоспособность и востребованность на рынке рабочей силы.

В особенно сложную ситуацию попадают молодые специалисты, поступающие на производство и нуждающиеся в адаптации к новой социальной ситуации развития. В то время как успешная интеграция в производство в процессе адаптации определяет профессиональное становление: наращивание профессионального мастерства, должностной рост и полную трудовую отдачу сотрудника организации-работодателю. В свою очередь, эффективность процессов адаптации и профессионализации зависят как от личностных ресурсов молодого специалиста, так и от системы адекватного психологического сопровождения данной категории работников.

В нашем исследовании теоретически освещена и эмпирически проработана проблема развития смысловой сферы личности молодых специалистов газовой промышленности в процессе достижения вершин профессионального мастерства (профессионального «акме»), конкретизированы научно-методологические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.