Научная статья на тему 'Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте'

Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте»

Ундуск Елена Николаевна,

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, кафедра психологии развития и образования, доцент, г. Санкт-Петербург

Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте

Каждый возрастной период человека отличается своей неповторимостью и уникальностью, характеризуется образованием и проявлением новых тенденций в физическом, когнитивном, психосексуальном и социальном развитии. Одним из интересных и, вместе с тем, сложных периодов становления личности является подростковый период. Сложность данного периода состоит в том, что в психологии и поведении подростка представлены черты ребенка и начинают проявляться черты взрослого человека. Именно в данный переломный период происходят глубокие телесные изменения, меняется характер мышления, осваивается новый социальный опыт, расширяются и усложняются общественные отношения с окружающими.

Ведущим новообразованием подросткового возраста является рост самосознания, повышенная склонность к самонаблюдению и самоанализу.

Существенные изменения в самосознании подростка приходятся на долю его самоотношения, под которым понимается сложное структурное и многофункциональное образование, отражающее отношение личности к своему «Я» как носителю определенных черт, свойств и качеств, как к члену общества и субъекту деятельности. К его структурно -содержательным компонентам, согласно концепции В.В.Столина и С.Р.Пантилеева, относятся: самоуважение, самопринятие, самообвинение, самоуверенность, глобальная самооценка и др., функционирующие в строго определенном режиме. В частности, в режиме психологической защиты функционируют самоуважение, глобальная самооценка, самопринятие, самоинтерес и др. [1]. Для большей наглядности приведем примеры.

1. Так, самоуважение функционирует в режиме «замещения»: подросток, желающий, но не чувствующий в себе способность добиваться уважения со стороны своих «преуспевающих» сверстников, чувствующий себя неуверенно среди них, будет пытаться перенести, «переадресовать» накопленные негативные реакции на более «слабых» своих сверстников или младших по возрасту ребят в виде вербальной или физической агрессии.

2. Самопринятие функционирует в режиме «отрицания»: подростки становятся особенно невнимательными к той информации, которая противоречит установкам личности и провоцирует негативное самоощущение («выключение» подростка из ситуации семейного скандала в системе «ребенок-родитель»).

В режиме интракоммуникации (внутренний диалог): самоинтерес и самопонимание. Функция самоадаптации реализуется самопринятием, самоуверенностью, саморуководством и глобальной самооценкой, выраженной высокими значениями.

Если обратиться конкретно к особенностям самоотношения подростков, то из большого ряда их можно выделить три основных:

• Формирование отношения личности подростка к самому себе происходит под влиянием отношения к нему других. Это можно процитировать словами И.И.Чесноковой [7, с. 119]: «мое отношение к себе первоначально формируется на основе моего отношения к другому: сравнивая, сопоставляя себя с другими, я выражаю отношение и к самому себе». Постепенно, уже ближе к юношескому периоду и позже, формирование отношения личности к себе осуществляется под влиянием отношения к ней других.

• В раннем-среднем подростковом возрастах «усиливается склонность к самонаблюдению, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение» [2, с.10]. После 15 лет самоуважение возрастает, а система частных самооценок начинает отличаться стабильностью. Вместе с тем, эмоциональные реакции становятся более дифференцированными и осознанными,

отмечается рост самоинтереса. К 17 годам ядром самоотношения выступает аутосимпатия, самоуважение [5]; при этом отмечается потенциальная конфликтность самоотношения, в частности «неустойчивость «образа Я» и уровня самоуважения».

• Поскольку найденный для себя «эталон взрослости» [7] не всегда соответствует действительным возможностям подростка и не находит способов реализации, то возникающая неадекватная самооценка на начальных этапах формирования может отразиться на переоценивании или недооценивании своих качеств, а также несоответствию уровня притязания уровню возможностей.

В ходе изучения степени выраженности проблемных переживаний российскими подростками в разных жизненных областях (Л.А.Регуш, О.Е.Байтингер, О.Соломатина, А.Г.Грецов, Е.Н.Андреева и др.) было обнаружено, что проблемы в сфере собственного «Я» переживаются ими как менее значимые, в отличие от проблем в других областях (например, «будущее», «взаимоотношение с родителями» и др.). Причина столь странного обстоятельства кроется, во-первых, в срабатывании защитных механизмов системы самоотношения. Во-вторых, объясняется слабой осознанностью своих возможностей и способностей, невозможностью четкого выделения критериев «хорошести» и «плохости» своей деятельности и поведения. Недостаточная сформированность представлений о себе, знаний «что я хочу» и «что я могу» связана с амбивалентным (противоречивым) чувством «за» и «против» в адрес своего «Я». Это служит одним из внутриличностных механизмов, приводящих к переживанию проблем в сфере собственного «Я». На фоне таких острых переживаний, о которых подростки предпочитают не рассказывать, зачастую реализуется поведение, выходящее за рамки просоциального.

Таким образом, противоречия в самоотношении, как и сам негативный фон самоотношения подростков отражается в переживании проблем в разных жизненных областях, что находит свое проявление в социальной дезадаптации.

Исходя из вышесказанного, необходимо наметить основные линии поведения, направленные на оказание помощи подростку осознать свои достоинства и недостатки, возможные противоречия в пределах самоотношения. Это необходимо, поскольку подросток еще не в состоянии самостоятельно разобраться в сложной системе человеческих отношений, выделить себя из этой системы, осознать свое отношение к другим и к самому себе [1]. То есть одним из условий снижения у подростков негативных переживаний по поводу собственного «Я» является повышение осознанности своей личности. Именно взрослый здесь будет выполнять условно «воспитывающую» функцию, в ходе которой происходит закладка необходимых личностных качеств и их осознание, и «помогающую» функцию, более сложную, носящую корректирующий характер, в ходе которой совершается необходимый разбор возникающих трудностей и проблем подростка, осознание их, и выработка новых, более эффективных стратегий по их разрешению. Разберем каждую функцию в отдельности.

«Воспитывающая» функция состоит в оказании необходимых психопрофилактических мер или линий поведения, направленных на снижение вероятности возникновения у детей и подростков противоречий между структурно-функциональными компонентами самоотношения [1]. К таким линиям поведения относятся:

1. Актуализация воспитательных мер, их своевременный характер («действовать на месте», то есть порицания или наказания должны осуществляться сразу же за проступком подростка).

2. Аргументация примененного наказания (объяснение ребенку и подростку за что его наказывают или порицают).

Рассмотренные линии поведения помогают подростку осознать наличие

взаимосвязи между его личностными особенностями и совершаемым поступком.

3. Предъявлять ребенку и подростку посильные требования, выполнения которых должно сопровождаться итоговой оценкой. При этом задания должны подразумевать личную заинтересованность в их выполнении. Это приводит к возникновению у подростка ощущения, что его понимают, ему доверяют.

4. Оценкой должна сопровождаться не личность подростка в целом, при совершении им каких-либо поступков (в противном случае происходит наклеивание

«ярлыков»), а те его недостатки, на основе которых они были совершены. При этом возможна похвала подростка в целом в случае положительного результата работы.

5. Выстраивать одну согласованную линию оценивания обоими родителями.

6. Подчеркивать достоинства, не игнорировать их (в особенности это касается

асоиальных подростков), тем более, если реализация задания далась подростку с трудом. При этом, как подчеркивает В.Г.Маралов [4], важно избегать сравнительной характеристики его достижений с достижениями других детей, но осуществлять сравнение с собственными достижениями подростка.

Каждая линия поведения, при ее несоблюдении со стороны взрослого, может дать отрицательные результаты и усилить рассогласования структурных компонентов в

самоотношении подростка, его негативное самоотношение, что в конечном итоге отразиться на уровне его проблемных переживаний. Даное утверждение аргументируется следующими примерами:

1. При непосильных заданиях, сопровождаемых многократными утешениями

подростка, могут возникнуть противоречия между высоким уровнем положительного отношения других (обусловленного поддержкой со стороны взрослого) и низкой самоуверенностью (реакция «я не справлюсь»).

2. При игнорировании достоинств подростка со стороны взрослых, его успешности в выполняемой им деятельности возможно возникновение и закрепление противоречия между низким ожиданием положительного отношения других и высоким самоуважением, функционирующим в режиме «защиты Я».

В целях уменьшения риска появления и закрепления негативного фона самоотношения или противоречий между его компонентами необходимо помочь подростку осознать свои достоинства и недостатки в ходе проведения диалогового общения с помощью открытых вопросов, семантика которых позволяла бы обнаружить связь между личностными чертами и поступками подростка. Помогающая функция по своей сущности является корректирующей, и поэтому весьма трудоемка, поскольку направлена на:

- Ликвидацию уже имеющихся негативных особенностей личности;

- Осознание новых личностных изменений, устанавливающихся противоречий;

- Определение перспектив развития личности [1].

Итак, рассмотрим ряд вопросов. Которые должны быть подвергнуты совместному обсуждению и анализу [4]:

- Какие свои личностные особенности ты бы отнес к достоинствам, а какие к недостатким? Какими установками при этом ты руководствуешься?

- Какие твои личностные особенности помогают тебе или мешают при взаимодействии с окружающими людьми?

- Опиши свое отношение к себе. Какие твои черты вызывают у тебя одобрение, а какие негодование, не нравятся тебе?

- Как, и каким образом, ты утверждаешь себя в глазах других людей? Насколько позитивны или негативны эти способы самоутверждения?

- Каковы твои ближайшие жизненные цели ближайшие жизненные цели и как ты собираешься их достигнуть? Какие внутренние ресурсы для этого будут использованы? Каких результатов в конечном итоге достигнешь?

Если рассмотреть семантическое содержание вопросов, то можно увидеть постепенное их усложнение: сначала вопросы носят обобщенный характер, вопросы которые подростком могут самостоятельно подниматься, но на которые он не всегда может самостоятельно без помощи взрослых ответить. Последующая серия вопросов касается наличия связи между выраженностью тех или иных личностных качеств и характером выполняемой деятельности с другими. Последний ряд вопросов является самым сложным, и разбирается на завершающем этапе, поскольку вскрывает проблему ближайшей перспективы подростка в личностном и профессиональном контекстах, взаимосвязи внутренних ресурсов и степени достажения поставленных целей.

Безусловно, большую помощь в осознании подростками противоречий в самоотношении оказывают психологи-специалисты, работающие на базе школ психологических центров. Однако, неоспоримо, что данная работа будет более успешной, а действия взрослых более результативными, если она будет уже реализовываться в семье в рамках воспитетельной работы.

В заключении хочется отметить тот факт, что, поскольку сам подросток еще не в состоянии разобраться в сложной сиситеме человеческих отношений, осознать свое отношение к самому себе и отношение к другим людям, то решающими для этого будут -адекватно выстроенные линии поведения со стороны взрослых, основанные на взаимном уважении и тепримости по отношению к друг к другу. Именно благодаря этому возможна реализация поставленной задачи - помочь подростку осознать имеющиеся у него личностные качества, ресурсы. Возможные противоречия в самоотношении, тем самым снизить остроту переживания проблем в разных жизненных областях и уменьшить вероятность выбора им асоциальных линий поведения.

Литература

1. Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис. ...канд.псих.наук. СПб., 2003.

2. Кон И.С. Какими они себя видят. М.: Знание, 1975.

3. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск.: Беларусь, 1988.

4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. М., 2001.

5. ФельдштейнД.И. Трудный подросток. Душанбе.: Ир фон, 1972.

6. Пантилеев С.Р. Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара.: БАХРАХ-М, 2000. С.208-242.

7. ЧесноковаИ.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.