Научная статья на тему 'Психологическое здоровье как предмет научно-гуманитарной рефлексии'

Психологическое здоровье как предмет научно-гуманитарной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PERSONOLOGICAL HEALTH DIMENSION / COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Локтева Анна Владимировна

Рассматривается феномен психологического здоровья как сложный динамический комплекс устойчивых внутренних процессов и продуктивных гармоничных отношений личности к миру, с миром и самим собой в процессе развития. Анализ проблемы основывался на методологии социокультурной детерминации психологического здоровья. Представлено личностное измерение психологического здоровья и его структура в рамках трех взаимосвязанных компонентов: психосоматического, функционально-психологического, ментального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шутенко Елена Николаевна, Локтева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HEALTH AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC-HUMANITARIAN REFLECTION

The article considers the phenomenon of psychological health as a multidimensional dynamic complex of sustainable internal processes and productive harmonious relations of the personality to the world, with the world and with himself in the process of development. Problem analysis was based on the methodology of sociocultural determination of the personality psychological health. The authors present the personal dimension of psychological health and its structure within the framework of three interrelated components: psychosomatic, functional-psychological, and mental.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье как предмет научно-гуманитарной рефлексии»

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук Локтева Анна Владимировна

Национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет» (г. Белгород) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ГУМАНИТАРНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Аннотация. Рассматривается феномен психологического здоровья как сложный динамический комплекс устойчивых внутренних процессов и продуктивных гармоничных отношений личности к миру, с миром и самим собой в процессе развития. Анализ проблемы основывался на методологии социокультурной детерминации психологического здоровья. Представлено личностное измерение психологического здоровья и его структура в рамках трех взаимосвязанных компонентов: психосоматического, функционально-психологического, ментального.

Ключевые слова: психологическое здоровье, личностное измерение здоровья, компоненты психологического здоровья.

Annotation. The article considers the phenomenon of psychological health as a multidimensional dynamic complex of sustainable internal processes and productive harmonious relations of the personality to the world, with the world and with himself in the process of development. Problem analysis was based on the methodology of sociocultural determination of the personality psychological health. The authors present the personal dimension of psychological health and its structure within the framework of three interrelated components: psychosomatic, functional-psychological, and mental.

Keywords: psychological health, students, personological health dimension, components of psychological health.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ

в рамках научного проекта № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и

фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу»

на 2018-2020 годы

Введение. Проблема психологического здоровья личности выходит на первый план развития современного российского общества. Устойчивое развитие страны в условиях разрастающегося кризиса и системных трансформациях социума во многом зависит от жизнеспособности его членов. Особое значение имеет воспитание здоровой молодежи как будущей основы общества, готовой противостоять вызовам и рискам современности, способной не только выдержать всю патологию дня сегодняшнего, но и выстроить здоровую и полноценную жизнь дня завтрашнего.

Современный человек живет в мире, переполненном противоречиями и деформациями, в мире спланированного абсурда и хаоса, неопределенности и разобщенности, глубинного распада сознания и традиционных ценностей. Сознание и психика сегодня оказывается под прицелом действия изощренных технологий по промыванию мозгов, под невиданным прежде психологическим давлением со стороны различных деструктивных сил в глобальной борьбе за влияние. Особую тревогу вызывает ухудшение психического здоровья российской молодежи. Авторы указывают на такие социально-психологические дисфункции как стресс социальных изменений, апатия, инфантилизация, потеря социально-экономического самоопределения, аддикция, дерационализация сознания, примитивизация мышления, информомания, снижение социальной идентичности, временной стресс и другие [3, 4, 6, 10].

Изложение основного материала статьи. Проблематика психологического здоровья привлекает внимание многих исследователей различных психологических школ и направлений, относится к приоритетным задачам психологической науки и практики, и входит в круг комплексных исследований ведущих отраслей гуманитарных и естественных наук (психологии, педагогики, медицины, физиологии и др.). При этом долгое время большая часть исследований концентрировались вокруг категории психического здоровья, которому придавался статус сложного и многофакторного явления, лежащего в основе репродуктивных и созидательных возможностей отдельных субъектов и социальных групп в целом (К.С. Schou, J. Hewison, 1998; H. Stam, 2000; S. Wilkinson, 1998; D. Marks, M. Murray, В. Evans, 2000; В.М. Розин, 2000; Э. Фромм, 1998; Б.Г. Юдин, 2000). В качестве основного признака психического здоровья выступало отсутствие болезненных проявлений (А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, Г.К. Ушаков, Ю.А. Александровский, С.Ю. Головин и др.).

Вместе с тем, многие значимые аспекты здоровья личности были исследованы явно неполно. Доминирующие теории и объяснительные подходы, давали редуктивное объяснение феномену здоровья, сводили его многообразные формы и проявления к сугубо биологическим, а также психофизиологическим процессам. Эти подходы признаются сегодня как несоответствующие современным воззрениям о природе, динамике и феноменологии здоровья человека как субъекта полноценной жизнедеятельности (И.В Дубровина, 1997, 2000; Е.А. Сергиенко, 2017; В.М. Розин, 2000; О.С. Васильева, 1998; В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1991; Д. Вутулкас, 1997 и др.).

Как отмечает Е.А. Сергиенко, в психиатрической теории и практике укоренилось представление о роли психосоциальных аспектов психического здоровья [7]. Тем самым, шагом вперед в понимании здоровья человека стало рассмотрение его в более широком контексте социально-психологических факторов и детерминант [1, 2, 4, 6, 7, 9]. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (1946) здоровье определяется как состояние, отвечающее полному душевному, физическому и социальному благополучию человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Дальнейший прогресс исследований в осмыслении здоровья был связан с преодолением негативного определения здоровья (как отсутствия болезни). Большое значение в разработке позитивного определения здоровья сыграла концепция психологического благополучия (Psychological Well-Being), разрабатываемая в рамках исследований по психологии здоровья [11, 12, 13]. Это направление делает акцент на изучении позитивного психологического функционирования (positive psychological functioning) (Ryff, Singer, 1998,

Ryff et а1., 1998) [14, 151. Данная концепция вобрала в себя достижения психоаналитической, гуманистической, трансперсональной и экзистенциальной психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, К.-Г. Юнг и др.).

Эвристичные исследования психологического здоровья ведутся также с позиций антропологического подхода (А.В. Шувалов), экологической психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), эвдемонического подхода (Э. Динер, С. Рифф, Б. Сингер), валеологии, герменевтической психологии, синергетики и других общенаучных и междисциплинарных подходов.

Личностное измерение психологического здоровья. Современные исследования проблематики психологического здоровья в нашей стране перерастают медико-психиатрическую традицию и обращаются непосредственно к личностному измерению данной проблемы, (Е.А. Сергиенко, И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, и др.). Если под термином «психическое здоровье» понимается совокупность отдельных психических процессов и механизмов, то «психологическое здоровье», как отмечает И.В. Дубровина, «... характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья» [3, с. 123].

Новые исследования исходят из принципиального положения о том, что будучи признанным как психически здоровый, человек может быть личностно ущербным, быть больным. Это означает, что на функционально-психическом уровне человек способен хорошо запоминать и мыслить, может ставить сложные цели, может быть деятельным и руководствоваться вполне осознанными мотивами, может достигать определенных успехов и избегать неудач и т.п. Вместе с тем, на личностном уровне он не способен координировать и направлять свою жизнь к человеческому плану бытия, расходиться с ним, удовлетворяется жизненными суррогатами и т. п. [1].

Как отмечает Е.А. Сергиенко, в последние десятилетия научная рефлексия природы и сущности здоровья серьезно изменилась. На смену доминирующему пониманию здоровья как соматического функционирования пришла более широкая трактовка, включающая понятия психического и психологического здоровья [7]. Вместе с тем, оба данных понятия здоровья хотя и тесно взаимосвязаны, но не идентичны. По мнению Е.А. Сергиенко, понятие психического здоровья в большей степени делает акцент на аспектах сохранения психического нормального статуса человека (отсутствие девиантных и делинквентных форм поведения, психических расстройств, аддикций и т. п.) и факторах риска развития различных отклонений психического здоровья. Понятие психологического здоровья, как пишет ученый: «. опирается в значительной степени на внутренние психологические аспекты адаптации личности человека к экологическим факторам, социальным, культурным, что не только позволяет сохранять психологическое равновесие, но и обеспечивает самореализацию и саморазвитие каждого человека» [7, с. 100]. Психологическое здоровье позволяет скорее оценить возможности человека в преодолении различных жизненных трудностей и сохранить свое психологическое благополучие. Однако оба эти понятия, как считает Е.А. Сергиенко, предполагают представление о сложной системе естественнонаучных и гуманитарных составляющих, включающих разные уровни: от психофизиологического, психосоматического до психологического, социально-психологического и культурного. Такие представления легли в основу быстро развивающего направления психологии здоровья [6].

В раскрытии структурных характеристик такого сложного понятия как «здоровье» различные авторы и исследователи выделяют, как правило, несколько уровней организации процессов и феноменов, входящих в сферу данного понятия. И прежде всего, в этом анализе выделяются биологические, психологические, социальные аспекты.

Мы исходим из понимания психологического здоровья личности как совокупного эффекта и результата ее продуктивной социализации, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности [10].

Основные компоненты психологического здоровья. Исходя из существующих подходов и исследований, нам представляется правомерным выделить в общем виде три основных компонента психологического здоровья - психосоматический, функционально-психологический и ментальный. Данные компоненты глубоко взаимосвязаны, опосредуют друг друга и в целом соответствуют трем уровням жизнедеятельности человека: уровню организма, уровню индивида и уровню личности (В.В. Столин) [8].

Если психосоматический компонент отвечает в большей мере за телесно-физиологическую составляющую здоровья, функционально-психологический компонент отвечает за регуляционно-поведенческую составляющую, (обеспечивая устойчивую и согласованную работу психологических функций - низших и высших), то ментальная компонента представляет ценностно-смысловую или духовную составляющую здоровья. Относясь к сфере сознания и самосознания, ментальная компонента вбирает сущностные образования психологического здоровья личности (ценности, смыслы, идеи, идеалы, убеждения, принципы, нравственные нормы и др.). И нужно сказать, что именно данная компонента психологического здоровья российской молодежи серьезно пострадала в ходе трансформации вузовской образовательной системы в постсоветский период и в результате засилья массовой культуры в образовательно-информационном пространстве.

Говоря истматовским языком, психосоматический и функционально-психологический компоненты составляют базис психологического здоровья, а ментальная компонента образует своего рода надстройку, которая управляет этими базовыми компонентами. Бесспорно верна древняя истина о том, что в здоровом теле - здоровый дух, но эта далеко не вся истина о здоровье. Так, если дух оказывается подорванным, то рассыпается и телесное начало. И напротив, крепость и сила духа может выправить телесные дисфункции. заставить жить человека полноценной жизнью.

Нужно отметить, что в возрастном отношении роль выделенных компонентов неоднозначна и может изменяться на разных этапах онтогенеза. Так, на более ранних этапах развития преимущественную роль в здоровье играют психосоматический и функционально-психологический компоненты. Однако по мере взросления все большую роль начинает играть ментальная компонента, которая становится доминирующей в подростковый и юношеский периоды, когда закладываются собственно личностные структуры. И эта ведущая роль сохраняется за ней в течение всей последующей жизни вплоть до поздних этапов, тогда базисные компоненты вновь могут выйти на первый план в силу объективных процессов старения организма. Однако, пока в человеке теплится сознание, роль ментальной компоненты психологического здоровья все равно остается главенствующей.

Выводы. Полноценное психологическое здоровье представляет собой сложный динамический комплекс внутренних процессов и продуктивных гармоничных отношений человека к миру, с миром и самим собой в процессе развития. На личностном уровне психологическое здоровье выступает как совокупный эффект и результат продуктивной социализации человека, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. В структурном плане психологическое здоровье складывается на основе целостности трех взаимосвязанных компонентов: психосоматического, функционально-психологического и ментального, в которой ведущую роль играет ментальная составляющая, отражающая ценностно-смысловой план личностной организации, относящийся к сфере сознания и самосознания.

Литература:

1. Братусь, Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур, ред. М., 1997.

2. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2010. №. 3. С. 17-21.

3. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67-95.

4. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. Сер. "Труды Института психологии РАН" / Отв. Ред.: А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М., 2014. 317 с.

5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека // Полноценно функционирующий человека. М.: Прогресс, 1994. С. 234-247.

6. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст и психологическое здоровье // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2014. С. 257-280.

7. Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4 (10). С. 98-117.

8. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

9. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

10. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества // Психолог. 2018. № 3. С. 32-40.

11. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldin publ. company, 1969. 320 p.

12. Deci E, Ryan R.M. Self-Determination theory: a macrotheory of human motivation, development and health // Canadian psychology. 2008. V. 49. № 3. P. 182-185.

13. Ryan R.M., Deci E. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. V. 55. № 1. P. 68-78.

14. Ryff C.D. Love G.D., Essex M.J., & Singer B. Resilience in adulthood and later life // Handbook of aging and mental health. Springer US, 1998. P. 69-96.

15. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological inquiry. 1998. V. 9. №. 1. P. 1-28.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Яруллина Ляйля Ринатовна

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань)

аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Сибгатуллин Рустем Рубенович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань)

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация. В статье анализируются проблема психологического сопровождения образовательного процесса в учебном заведении. Описывается опытно-экспериментальная работа с целью изучения необходимости психологического сопровождения, способствующего социальной и профессиональной ориентации личности студентов.

Ключевые слова: студент, психологическое сопровождение, образовательная среда, психологический климат.

Annotation. The article analyzes the problem of psychological support of the educational process in an educational institution. Experimental work is described with the aim of studying the need for psychological support that contributes to the social and professional orientation of the students' personality.

Keywords: student, psychological support, educational environment, psychological climate.

Введение. Система психологического сопровождения личности в образовательном пространстве является необходимым элементом образования, способствующий личностному, интеллектуальному и социальному развитию студентов, для охраны психологического здоровья и оказание психологической поддержки всем участникам образовательного процесса, в частности, обеспечения гармоничного личностного и профессионального становления обучающихся.

Анализ научных исследований данной проблемы показывает, что студенты в процессе профессионального обучения проходят сложные переходные, кризисные этапы. Эти периоды могут приводить в состояние психологической фрустрации, учебного стресса, и, безусловно, негативно отражаются на результативности обучения студентов. Без применения психологического сопровождения эти процессы протекают напряженно и преодолеваются студентами стихийно, что может приводить к социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.