Научная статья на тему 'Опыт психологического сопровождения образовательного процесса в строительном вузе: направления и результаты'

Опыт психологического сопровождения образовательного процесса в строительном вузе: направления и результаты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / STUDENT / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яруллина Ляйля Ринатовна, Сибгатуллин Рустем Рубенович

В статье анализируются проблема психологического сопровождения образовательного процесса в учебном заведении. Описывается опытно-экспериментальная работа с целью изучения необходимости психологического сопровождения, способствующего социальной и профессиональной ориентации личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A CONSTRUCTION HIGHER EDUCATION INSTITUTION: DIRECTIONS AND RESULTS

The article analyzes the problem of psychological support of the educational process in an educational institution. Experimental work is described with the aim of studying the need for psychological support that contributes to the social and professional orientation of the students' personality.

Текст научной работы на тему «Опыт психологического сопровождения образовательного процесса в строительном вузе: направления и результаты»

Выводы. Полноценное психологическое здоровье представляет собой сложный динамический комплекс внутренних процессов и продуктивных гармоничных отношений человека к миру, с миром и самим собой в процессе развития. На личностном уровне психологическое здоровье выступает как совокупный эффект и результат продуктивной социализации человека, формирования адекватной картины мира, позитивного самосознания и конструктивных паттернов жизнедеятельности. В структурном плане психологическое здоровье складывается на основе целостности трех взаимосвязанных компонентов: психосоматического, функционально-психологического и ментального, в которой ведущую роль играет ментальная составляющая, отражающая ценностно-смысловой план личностной организации, относящийся к сфере сознания и самосознания.

Литература:

1. Братусь, Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур, ред. М., 1997.

2. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2010. №. 3. С. 17-21.

3. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67-95.

4. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества. Сер. "Труды Института психологии РАН" / Отв. Ред.: А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М., 2014. 317 с.

5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека // Полноценно функционирующий человека. М.: Прогресс, 1994. С. 234-247.

6. Сергиенко Е.А. Субъективный возраст и психологическое здоровье // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2014. С. 257-280.

7. Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 4 (10). С. 98-117.

8. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.

9. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 18-33.

10. Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества // Психолог. 2018. № 3. С. 32-40.

11. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldin publ. company, 1969. 320 p.

12. Deci E, Ryan R.M. Self-Determination theory: a macrotheory of human motivation, development and health // Canadian psychology. 2008. V. 49. № 3. P. 182-185.

13. Ryan R.M., Deci E. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American psychologist. 2000. V. 55. № 1. P. 68-78.

14. Ryff C.D. Love G.D., Essex M.J., & Singer B. Resilience in adulthood and later life // Handbook of aging and mental health. Springer US, 1998. P. 69-96.

15. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological inquiry. 1998. V. 9. №. 1. P. 1-28.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Яруллина Ляйля Ринатовна

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань)

аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии Сибгатуллин Рустем Рубенович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (г. Казань)

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТРОИТЕЛЬНОМ ВУЗЕ: НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация. В статье анализируются проблема психологического сопровождения образовательного процесса в учебном заведении. Описывается опытно-экспериментальная работа с целью изучения необходимости психологического сопровождения, способствующего социальной и профессиональной ориентации личности студентов.

Ключевые слова: студент, психологическое сопровождение, образовательная среда, психологический климат.

Annotation. The article analyzes the problem of psychological support of the educational process in an educational institution. Experimental work is described with the aim of studying the need for psychological support that contributes to the social and professional orientation of the students' personality.

Keywords: student, psychological support, educational environment, psychological climate.

Введение. Система психологического сопровождения личности в образовательном пространстве является необходимым элементом образования, способствующий личностному, интеллектуальному и социальному развитию студентов, для охраны психологического здоровья и оказание психологической поддержки всем участникам образовательного процесса, в частности, обеспечения гармоничного личностного и профессионального становления обучающихся.

Анализ научных исследований данной проблемы показывает, что студенты в процессе профессионального обучения проходят сложные переходные, кризисные этапы. Эти периоды могут приводить в состояние психологической фрустрации, учебного стресса, и, безусловно, негативно отражаются на результативности обучения студентов. Без применения психологического сопровождения эти процессы протекают напряженно и преодолеваются студентами стихийно, что может приводить к социально-

психологической дезадаптации, к изменению установок и положительной мотивации обучающихся. Неразрешенные психологические проблемы, приобретенные в период обучения, могут быть в последствии перенесены на профессиональную деятельность. Среди таких проблем можно назвать и адаптационные трудности к учебному заведению, и снижение учебной и профессиональной мотивации к концу обучения, и повышение уровня тревожности, и сложности во взаимодействии с однокурсниками т.д.

Важным становится в процессе психологического сопровождения обучающихся поддержка первокурсников в период их адаптации к новой среде и деятельности. Успешность адаптации к учебному заведению во многом определяют особенности межличностных отношений, складывающихся в студенческой группе. Своевременное выявление, коррекция конфликтных ситуаций, возникающих в межличностном взаимодействии студентов, а в особенности, профилактика подобных явлений способствует гармоничному «вливанию» новых членов коллектива в студенческую среду. Оказывая психологическую помощь в процессе обучения важным является развитие и укрепление положительной учебной и профессиональной мотивации студентов, позволяющая иметь у них устойчивый интерес к будущей профессиональной деятельности.

Отсюда можно сформулировать следующую цель психологического сопровождения личности в образовательном процессе в учебном заведении - содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытие индивидуальности студента, его личностно-ориентированное развитие и стремление в профессиональному успеху.

Изложение основного материала статьи. Формы работы в рамках программы психологического сопровождения могут быть самые разнообразные: лекции и семинары; групповые и индивидуальные беседы; встречи с практическими психологами, представителями учебного заведения; конференции, дискуссии, круглые столы; тренинги различной направленности, опросы, анкетирования, интервью и психодиагностические исследования для выявления психологических проблем студентов.

Для определения психологического сопровождения образовательного процесса в учебном заведении как личностно-ориентированной практики нами была проведена опытно-экспериментальная работа в строительном учебном заведении. Психолого-педагогическое исследование состояло из констатирующего, формирующего, контролирующего экспериментов.

На констатирующем этапе исследования, экспериментально подтверждена необходимость изучения прежде всего, личностных характеристик обучающихся, на этапе начала адаптации к новой образовательной среде в средних и высших учебных заведениях, где самостоятельность обучающихся возрастает многократно и нет контроля со стороны родителей. Ответственность за свои действия полностью перелагаются на самих студентов.

Также, процесс адаптации к новой общественной и жизненной среде, сопровождается стрессовыми ситуациями, которые могут привести к затруднительным ситуациям у обучающихся. Результаты исследования наличия учебного стресса и стрессоустойчивости среди обучающихся 1-го курса и 3-го курса, показали нам, что из 149-ти человек: 78% могут справиться со стрессом самостоятельно, а 22% необходима психологическая поддержка и помощь. Также, в начале адаптационного периода основными причинами возникновения стресса у обучающихся оказались: нехватка времени, беспомощность, низкая работоспособность, нерегулярное питание и большая учебная нагрузка. У студентов третьего курса, причинами для стресса являлись: неумение организовать свое время, проблемы в личной жизни и маленькая стипендия.

Студенты первого курса больше волнуются, переживают в период сессии, чем студенты третьего курса, а это означает, что для студентов первого курса необходимо устраивать беседы либо игровые мероприятия, направленные на снятия стресса во время сессии. В связи с этим возникла необходимость в разработке и апробирования проекта «Сессия на носу» для того, чтобы подготовить студентов к сессии.

На формирующем этапе был апробирован проект психологического сопровождения «Сессия на носу». Проект позволил студентам психологически подготовиться к сессии, повысить уровень стрессоустойчивости и эмоционального развития. Цель формирующего этапа экспериментальной работы - подобрать и апробировать проект на развитие адекватного восприятия стрессовой ситуации. Реализовать проект и проводить мероприятия помогали студенты старших курсов, так называемы «наставники». Их привлечение к данной работе было специально запланированным, так как информация, исходящая из уст самих студентов, воспринимается первокурсниками как более достоверная, поскольку наставники предлагали такие способы и методы подготовки к сессии, которые сами апробировали.

На формирующем этапе эксперимента был реализован проект по адаптации студентов-первокурсников и работы с учебным стрессом, разработанный нами. Проект позволит студентам адаптироваться в вузовской среде, ее требованиям, найти свое место в учебной группе, а также психологически подготовиться к сессии, повысить уровень стрессоустойчивости и эмоционального развития. Данный проект представлен как одна из форм психологического сопровождения, который направлен, в широком смысле слова, на личностное ориентирование студентов-первокурсников.

Цель формирующего этапа экспериментальной работы - апробировать проект по адаптации студентов-первокурсников и на развитие адекватного восприятия стрессовой ситуации. Проект состоял из нескольких этапов. На первом этапе с экспериментальной группой были проведены адаптационные тренинги, где были применены игровые техники на знакомство, командообразование, взаимодействие, диагностику отношений в группе. В заключении «адаптива» проводится выбор актива. С помощью данных техник студенты познакомились друг с другом, университетом; получают информацию об особенностях учебного процесса и внеучебной жизни студенчества, мотивацию на получение профессии; имеют возможность лучше познать себя и окружающих, приобрести навыки успешного общения, взаимодействия со сверстниками и преподавателями. На следующем этапе в рамках Декады социологии и психологии, ежегодно проводимой в нашем учебном заведении, состоялись адаптационные тренинги «Этика поведения студентов» со студентами первого курса. На тренинге студенты познакомились с этическими аспектами поведения студентов в вузе, где были рассмотрены ситуации при общении между студентами, студентами и преподавателями. Адаптационные цели тренинга - знакомство с вузовской средой, ее требованиями, выявление лидеров, сплочение студентов. Студенты выполняли задания, в которых требовалось проявить сообразительность, координацию, лидерские и творческие способности. Также в рамках Декады социологии и психологии и после нее были проведены ряд мероприятий по работе с учебным стрессом. Реализовать мероприятия помогали студенты старших курсов, так называемые «наставники». Их привлечение к данной работе было

специально запланированным, так как информация, исходящая из уст самих студентов, воспринимается первокурсниками как более достоверная, поскольку наставники предлагали такие способы и методы подготовки к сессии, которые сами апробировали. Эти мероприятия были построены в форме семинара-тренинга «Сессия: в помощь студентам», а также психологического тренинга «Учебный стресс и способы работы с ним».

На первом этапе семинара-тренинга «Сессия: в помощь студентам» студенты знакомились с эффективной работой с текстом, при написании лекций, были даны рекомендации по подготовке к экзаменам, проводились игры, необходимые для снятия депрессии и тренировки памяти и быстрой реакции. И на заключительном этапе мероприятий по работе со стрессом были проведены психологические тренинги «Учебный стресс: способы работы с ним». Тренинг призван на разрешение проблем и тревог, вызванных изменением социального статуса, сбивающим с ног потоком новой информации - от расположения кабинетов и знакомства с преподавателями до подготовки к сессии и планирования своего профессионального будущего. На тренинге были использованы элементы релакса с дыхательными упражнениями, ароматерапией. Студенты учились управлять своим психоэмоциональным состоянием, а именно учебным стрессом; лучше понимать самих себя, других людей; учиться выражать свои чувства, переживания; практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время.

На контрольном этапе эмпирического исследования перед нами стояла цель: изучение уровня эмоционального развития после проведенного формирующего эксперимента. Студентам экспериментальной группы была предложена анкета-опрос. Опрос показал, что студентам-первокурсникам помогли знания и практические умения, полученные на проекте «Сессия на носу» при сдаче сессии, они меньше волновались, чем обычно при подобных ситуациях, и что они в определенной степени способны контролировать свои эмоции благодаря навыкам, полученными на проекте.

Выводы. Проведенное исследование, выявило, что психологическое сопровождение является личностно-ориентированной практикой образовательного процесса и необходимость его применения на каждом этапе образовательной адаптации остается актуальной.

Экспериментально определено, что успешная социальная и профессиональная адаптация обучающихся и стрессоустойчивость обеспечивается созданием единой организационной системы управления всеми структурами и подразделениями образовательного учреждения (включая психолого-педагогическую службу и студенческое самоуправление) путем интеграции методов психологического сопровождения с целью применения на каждую личность отдельно.

В процессе и по результатам эксперимента подтвердилась гипотеза, что важнейшим условием, обеспечивающим эффективность работы по психологическому сопровождению, является координация действий всех субъектов образовательного процесса и личностное ориентирование обучающихся.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в разработке модели психологического сопровождения как личностно-ориентированной практики образовательного процесса в учебных заведениях.

Литература:

1. Пилюгина Е. И., Бережнова О. В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента вуза // Молодой ученый. — 2012. - № 10.- С. 289-291.

2. Яруллина Л.Р., Сибгатуллин Р.Р. Проблема психологического сопровождения образовательного процесса в средних специальных и высших учебных заведениях // Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной А.М. Новикову «Методология профессионального образования». - М., ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016.- С. 571-574.

3. Яруллина Л.Р., Сибгатуллин Р.Р. Социализация личности студента строительного вуза в рамках психологического сопровождения // Вестник экономики, права и социологии. - Казань, №4., 2017.-С. 317-322.

4. Сибгатуллин Р.Р. Яруллина Л.Р., Психологическое сопровождение как личностно-ориентированная практика образовательного процесса в учебном заведении в рамках учебной дисциплины // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы 12-ой Международной научно-практической конференции. - Казань: РИЦ «Школа», 2018. -С. 381-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.