Хисамбеев Ш.Р., Пономарёва О.Н., Гагарин А.В., Шукова Г.В., Знаменская И.И., Апанович В.В., Петренко В.Ф. Экопсихологические исследования-4. - Коллективная монография / Психологический институт РАО. Москва-Санкт-Петербург, 2016. - 380 с.
7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. - 456 с.
УДК 378
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕМАТИКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ВЛАСТЯМИ И МЕСТНЫМИ СООБЩЕСТВАМИ: РЕАЛИЗАЦИЯ
«ТРЕТЬЕЙ МИССИИ ВУЗОВ»8 Рязанова Н.Е.
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»,
Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлена методология и технологии реализации практико-ориентированных методов работы с Повесткой 2030 и тематикой Целей устойчивого развития ООН. Представлены основные подходы к технологиям реализации проектного подхода в обучении: Проектных лабораторий и Молодёжных моделей международных мероприятий. Рассмотрены основные векторы необходимости реализации повестки ЦУР для регионов России, актуальность проектного подхода для региональных властей и образовательных организаций. Изучены основные драйверы и ограничения в реализации данных образовательных технологий в информальном обучении. Подчёркнут процесс трансформации психологического восприятия тематики устойчивого развития лицами, принимающими решения. Раскрыты сложности преподавательского состава в работе по технологиям проектного обучения в высшей школе и необходимость самообучения и получения собственно опыта и навыков по наращиванию у молодёжи компетенций образования для устойчивого развития, обозначенных ЮНЕСКО.
Ключевые слова: проектный подход в обучении, образование для устойчивого развития, образовательные технологии, новые образовательные технологии, технология Проектных лабораторий, технологии Молодёжного Моделирования международных процессов, драйверы и ограничения в образовании для устойчивого развития, проектирование устойчивого развития регионов.
PSYCHOLOGICAL PERCEPTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE
REGION BY AUTHORITIES AND LOCAL COMMUNITIES: IMPLEMENTATION OF
THE «THIRD MISSION OF HEIS» Ryazanova N.E.
Moscow State Institute of International Relations is an academic institution run by the Ministry of
Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The paper presents methodology and technologies of implementing practice-oriented methods of working with Agenda 2030 and the UN sustainable development goals. The main approaches to technologies of project approach implementation in training: Project laboratories and Youth models of international events are presented. The main vectors of the need to implement the CSD agenda for the Russian regions, the relevance of the project approach for regional
8 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00722.
authorities and educational organizations are considered. The main drivers and limitations in the implementation of these educational technologies in informal learning are studied. The transformation process of sustainable development topics psychological perception by decision makers is emphasized. The difficulties of teaching staff in the work on project-based learning technologies in higher education and the need for self-study and gaining experience and skills in building youth competences in education for sustainable development identified by UNESCO were revealed.
Keywords: project approach in learning, education for sustainable development, educational technologies, new educational technologies, technology of Project Laboratories, technology of Youth Modeling of international processes, drivers and limitations in education for sustainable development, design of sustainable development of regions.
Введение. Условно по тематике все ЦУР можно разделить на три кластера: экономический, социальный и экологический. Российская Федерация в разработке ЦУР практически не принимала активного участия, хотя подписала Повестку 2030 и приняла ЦУР к реализации. Данный факт никак не локализован в требованиях государственных или отраслевых документах [2,3,4]. Хотя в названиях государственных стратегий и перспективных планов развития регионов словосочетания «устойчивое экономическое развитие» находят отражение. Однако это совершенно не ограничивает руководителей регионов и местные сообщества, НКО и просто активисты действовать в интересах реализации ЦУР для своего региона. Важно отметить, что государственные и региональные власти до 2018 года не воспринимали тематику устойчивого развития, как план к реальному действию для своего региона, указывая на тот факт, что первые же ЦУР (Ликвидация нищеты, Ликвидация голода, Гендерное равенство и т.п.) не актуальны для большинства регионов России.
С 2017 года Российская ассоциация содействия ООН (РАС ООН), реализуя поддержку и распространение тематики деятельности ООН, разработало методику молодёжной работы с региональной повесткой в виде программы «Цели устойчивого развития ООН: федеральное, региональное и тематическое преломление» в нескольких технологиях: в виде Проектных лабораторий и Молодёжных моделей международных мероприятий.
Цель проекта: вовлечение молодежи в практическую и научную деятельность для достижения ЦУР ООН.
Задачи проекта:
• Повышение уровня информированности молодёжи и местных сообществ, а также уровня экообразования и экокультуры населения.
• Раскрытие возможностей работы целевых групп над скорейшим достижением ЦУР.
• Привлечение народных масс для достижения ЦУР посредством информированных и имеющих навыки организационной работы лидеров.
• Выработка молодежного видения организации работы и действий для достижения ЦУР ООН в каждом федеральном округе.
Методология и методы. Каждый изложенный ниже метод направлен прежде всего на то, чтобы изменить отношение ЛПР к тематике УР, принять её цели и ценности, понять, как действовать в интересах своего региона или предприятия и объединить усилий всех стейк-холдеров для реализации ЦУР.
Технология Проектных лабораторий. В РФ вступило в силу Положение о проектной деятельности. На уровне высшего образования методология Проектных лабораторий фундаментально опирается на ключевые компетенции, предложенные ЮНЕСКО в качестве компетенций Образования для устойчивого развития (ОУР) [5,6,7], которые лежат в основе составленных кейсов для регионального развития на основе принципов УР [8].
Перед началом работы научный руководитель составляет методические рекомендации, ориентированные на студентов, магистрантов, аспирантов и молодёжных лидеров в регионе или в конкретной тематике, содержащие: формулировку миссии, целей, задач проектной лаборатории, ожидаемый результат, дорожную карту реализации проекта и рекомендуемые литературные источники. К игре приглашаются студенты разных университетов, разных факульте-
тов и кафедр. Такой подход даёт возможность студентам, обучающимся на разных направлениях подготовки прокачать свои hard и soft skyls, а также приобрести абсолютно все компетенции образования для устойчивого развития [1].
Технология Молодёжных моделей международных мероприятий. Основной многолетней отработанной Моделью в рамках работы РАС ООН является Модель ООН. За десятилетия свое существования она помогла тысячам молодых людей примерять на себя и осознать свои возможности и перспективы в роли переговорщика, юриста, дипломата, модератора международного процесса. В рамках Моделей международных процессов, основанных на Целях устойчивого развития ООН опыт РАС ООН пока ограничивается несколькими направлениями работы, три их которых дали наилучший педагогический и психологический результат: Молодёжная Модель Арктического совета, климатических переговоров по Парижскому соглашению, Всемирного Водного форума. Методология подготовки и проведения этих мероприятий максимально точно моделирует реальный процесс, работа строится по принципам международных правил и норм, регламента, работы тематических секций, ведения двусторонних и многосторонних переговоров правила составления и процесса принятия соглашений, резолюций и иных видов документов, принятие которых в дальнейшем обяжет все государства-участники выполнять эти нормы. К участию в данных Моделях приглашаются студенты и магистранты; аспиранты и молодые преподаватели приглашаются к руководству секретариатами и выступают экспертами и консультантами. Моделирование продолжается несколько дней, проводится в соответствии с установленными правилами, готовит молодёжь к участию в реальных международных процессах. Результаты.
Технология Проектных лабораторий.
Основными результатами технологии являются:
• Возможность разработки подходов и критериев для национальной и региональной адаптации ЦУР к региональной тематике России;
• Отработка технологии подготовки качественных специалистов для достижения ЦУР в России методами проектного подхода в обучении на основе прокачки компетенций ЮНЕСКО в области ОУР;
• Пповышение уровень осведомленности местных сообществ и молодежи о ЦУР и возможностях и способах их реализации на федеральном, региональном и тематическом уровнях;
• Осознание педагогическими работниками образовательных организаций и местными органами власти реальности тематической работы с молодёжью с целью вовлечения их в практическую и научную деятельность для достижения ЦУР ООН;
• Создание презентаций, получение навыка представления итогового доклада по факту создания проекта и Аналитического отчёта о проектной работе;
• Приглашение экспертами жюри из реального сектора экономики и органов государственной власти или научных организаций наиболее сильных игроков или даже команд на практики и стажировки - главный призом для молодёжи.
Технология Молодёжных моделей международных мероприятий.
Основными результатами технологии являются:
• Критический предварительный отбор преподавательским составом актуальных международных процессов по тематике, по технологиям организации и проведения, по текущим процессам, по итоговым результатам;
• Создание универсальных методрекомендаций, чтобы процесс моделирования можно было повторить ещё многократно с другим составом участников;
• Длительная предварительная подготовка и приобретение навыка тематического взаимодействия, навыков научного исследования и чтения, систематизации данных литературного поиска, умение адаптировать полученные теоретические знания в практический навык за игровым столом;
• Умение вести корректный диалог, апеллировать к реально существующим фактам, релевантно использовать научные факты и прогнозировать различные сценарии общественно-политических процессов, которые последуют в тех или иных случаях при выполнении, невыполнении или некорректном выполнении принятых международных соглашений;
• Формирование навыка создания, проработки, представления и обсуждения резолюций и иных международных документов, корректно увязывающих разные задачи из разных ЦУР, так, чтобы это не привело к противоречию, а открыло возможности поддержки одних задач другими, в таком случае студенты получают навык реального управления эмерджентными системами (эко-социо-экономическими);
• Формирование навыка учёта многосторонних мнений и позиций, умение балансировать интересы и позиции разных сторон, находить разумные компромиссы для совместного движения к поставленным целям.
Драйверы и ограничения. Основная организационная проблема - это сложность поставленных задач, методических указаний, нехватка времени для подготовки. Команды игроков готовятся к главному мероприятию (представлению проекта) более двух месяцев в свободное от основных занятий время. Речь идёт о реализации ОУР в рамках информального подхода. Первое время команды раскачиваются и с трудом воспринимают лидера, а реальные результаты получаются за 2-3 ночи накануне игры. Это сильно выматывает всех участников и очень сильно отвлекает от учебного процесса. Планируя такие масштабные мероприятия надо учитывать технические дедлайны курсовых работ и текущего контроля, чтобы информальная деятельность вписывалась в текущую студенческую жизнь максимально комфортно.
Основная психологическая проблема - столкновение поколений, когда «взрослые» специалисты не понимают, как можно ставить серьёзные задачи и ждать их реального решения от молодёжи 19-24 лет. Автор многократно сталкивался с конфликтом на местах, где данный подход реализовывался в рамках крупных региональных форумов на молодёжных площадках.
Основная технологическая проблема: у университетских преподавателей есть свои «подводные камни» при реализации данной методики, они утверждают, что подготовить и провести такую лабораторию на высоком уровне тяжело, так как у них самих отсутствуют необходимые навыки по проектной деятельности, а методических рекомендаций для студенческого сообщества пока практически не существует. Приходится ограничиваться технологией небольших кейс-стадиз, разбивающих глобальную задачу на ряд небольших, что порождает фрагментарность исследования, противоречащую идеологии ЦУР, «бесшовной» (seamless) технологии. Итог - нет заказа от региона или отрасли на молодёжный креатив, проектную деятельность, формат. После двух-трёх подобных практик у молодёжи отмечено два основных вектора: 1 - опускаются руки от невостребованности их предложений у потенциальных работодателей; приходит разочарование и нежелание выходить за границы учебного времени и тратить своё личное время на подготовку к мероприятиям; 2 - рациональная злость на ситуацию и желание работать над качеством своих проектных предложений, стремление понять в чём их неактуальность или оторванность от жизни, желание понять, как приземлить свои мечты, но без потери их новизны и актуальности. Второй подход жизнеспособен и в дальнейшем именно эти «выжившие» в борьбе на рынке труда становятся сами фактическими тренерами в интеллектуальных играх для более молоды ребят. Реальным драйвером для дальнейшего продвижения и реализации проектного подхода для местных властей и обучающейся молодёжи можно считать локализацию требования Проектного подхода в системе государственного управления.
Обсуждение. Проектный подход в информальном обучении, реализованный посредством работы студенческих научных обществ, землячеств, тематических клубов, кружковой работы и иными формами и методами даёт большой социально значимый результат, когда молодёжь задумывается что и как она может дать для улучшения социально-экономической ситуации в
своём регионе и в стране в целом, а желание реализовать задачи ЦУР своими методами для своего региона станет драйвером.
Список литературы
1. Гавриков А.Л, Мухлаева Т.В. Международный контекст образования для устойчивого развития. // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 127-132.
2. Игнатов А.А., Михневич С.В., Попова И.М., Сафонкина Е.А., Сахаров А.Г., Шелепов А.В. (2018) Подходы ведущих стран-доноров к внедрению ЦУР в национальные стратегии устойчивого развития // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 164-188 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-10 URL:https://iorj.hse.ru/2019-14-1/252925992.html Дата обращения: 30.01.2020
3.Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Логинова А.Д., Лавровский Е.П., Понедельник И.В. (2019) Опыт локализации и внедрения Целей устойчивого развития в странах - лидерах в данной сфере // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 207-224. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-12
URL: https://iorj.hse.ru/2019-14-1/252926210.html Дата обращения: 30.01.2020
4. Сахаров А.Г., Колмар О.И. (2019) Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. - Т. 14. - № 1. - С. 189-206 (на русском ианглийском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-11 URL: https://iorj.hse.ru/ 2019-14-1/252926099.html Дата обращения: 30.01.2020
5. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. - UNESCO, 2017. - 71 с.
6. Halverson, E. R., & Sheridan, K. (2014). The Maker Movement in Education. Harvard Educational Review, 84, 495-504. https://doi.org/10.17763/haer8 4.4.34j1g68140382063.
7. Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). (2018). IPCC Special Report on Global Warming of 1.5C. Retrieved March 27, 2019, from https://www. ipcc.ch/sr15/
8. Godwell Nhamo, Vuyo Mjimba Editors Sustainable Development Goals And Institutions Of Higher Education / ISBN 978-3-030-26156-6 ISBN 978-3-030-26157-3 (eBook) https://doi.org/10.1007/978-3-030-26157-3
УДК 159.9
О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЕТОДОМ ЛОГОТЕРАПИИ Смолова Л.В.
Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной работы,
Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются возможности применения метода логотерапии для формирования экологического поведения. Описывается авторский опыт работы с различными социальными группами. Указывается, что бессмысленное поведение формально и не устойчиво; поиск собственных смыслов будет способствовать формированию экологического поведения.
Ключевые слова: психология взаимодействия с окружающей средой, экологическая психология, экологическое поведение, устойчивое развитие, логотерапия, смысл.
THE POSSIBILITY OF FORMATION OF ECOLOGICAL BEHAVIOR BY
LOGOTHERAPY METHOD Smolova L.V.
St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work E-mail: [email protected]