Научная статья на тему '159. 9 о возможности формирования экологического поведения методом логотерапии'

159. 9 о возможности формирования экологического поведения методом логотерапии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология взаимодействия с окружающей средой / экологическая психология / экологическое поведение / устойчивое развитие / логотерапия / смысл / environmental psychology / environmental behavior / sustainable development / Logotherapy / meaning

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смолова Л. В.

В статье обсуждаются возможности применения метода логотерапии для формирования экологического поведения. Описывается авторский опыт работы с различными социальными группами. Указывается, что бессмысленное поведение формально и не устойчиво; поиск собственных смыслов будет способствовать формированию экологического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF FORMATION OF ECOLOGICAL BEHAVIOR BY LOGOTHERAPY METHOD

The article discusses the possibilities of using Logotherapy method to shape environmental behavior. The author's experience with various social groups is described. It is claimed that meaningless behavior is formal and inconsistent; while search of self-meaning will encourage eco behavior and sustainability.

Текст научной работы на тему «159. 9 о возможности формирования экологического поведения методом логотерапии»

своём регионе и в стране в целом, а желание реализовать задачи ЦУР своими методами для своего региона станет драйвером.

Список литературы

1. Гавриков А.Л, Мухлаева Т.В. Международный контекст образования для устойчивого развития. // Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 127-132.

2. Игнатов А.А., Михневич С.В., Попова И.М., Сафонкина Е.А., Сахаров А.Г., Шелепов А.В. (2018) Подходы ведущих стран-доноров к внедрению ЦУР в национальные стратегии устойчивого развития // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 164-188 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-10 URL:https://iorj.hse.ru/2019-14-1/252925992.html Дата обращения: 30.01.2020

3.Ланьшина Т.А., Баринова В.А., Логинова А.Д., Лавровский Е.П., Понедельник И.В. (2019) Опыт локализации и внедрения Целей устойчивого развития в странах - лидерах в данной сфере // Вестник международных организаций. Т. 14. № 1. С. 207-224. DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-12

URL: https://iorj.hse.ru/2019-14-1/252926210.html Дата обращения: 30.01.2020

4. Сахаров А.Г., Колмар О.И. (2019) Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций. - Т. 14. - № 1. - С. 189-206 (на русском ианглийском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2019-01-11 URL: https://iorj.hse.ru/ 2019-14-1/252926099.html Дата обращения: 30.01.2020

5. Цели образования в интересах устойчивого развития. Задачи обучения. - UNESCO, 2017. - 71 с.

6. Halverson, E. R., & Sheridan, K. (2014). The Maker Movement in Education. Harvard Educational Review, 84, 495-504. https://doi.org/10.17763/haer8 4.4.34j1g68140382063.

7. Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). (2018). IPCC Special Report on Global Warming of 1.5C. Retrieved March 27, 2019, from https://www. ipcc.ch/sr15/

8. Godwell Nhamo, Vuyo Mjimba Editors Sustainable Development Goals And Institutions Of Higher Education / ISBN 978-3-030-26156-6 ISBN 978-3-030-26157-3 (eBook) https://doi.org/10.1007/978-3-030-26157-3

УДК 159.9

О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЕТОДОМ ЛОГОТЕРАПИИ Смолова Л.В.

Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной работы,

Санкт-Петербург, Россия E-mail: lidia_smolova@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждаются возможности применения метода логотерапии для формирования экологического поведения. Описывается авторский опыт работы с различными социальными группами. Указывается, что бессмысленное поведение формально и не устойчиво; поиск собственных смыслов будет способствовать формированию экологического поведения.

Ключевые слова: психология взаимодействия с окружающей средой, экологическая психология, экологическое поведение, устойчивое развитие, логотерапия, смысл.

THE POSSIBILITY OF FORMATION OF ECOLOGICAL BEHAVIOR BY

LOGOTHERAPY METHOD Smolova L.V.

St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work E-mail: lidia_smolova@mail.ru

Abstract. The article discusses the possibilities of using Logotherapy method to shape environmental behavior. The author's experience with various social groups is described. It is claimed that meaningless behavior is formal and inconsistent; while search of self-meaning will encourage eco behavior and sustainability.

Keywords: environmental psychology, environmental behavior, sustainable development, Logotherapy, meaning

Тема экологического поведения - заботливого и сохраняющего отношения к окружающей среде - в современном мире является исключительно актуальной. Несмотря на существование новых экологических технологий, позволяющих более бережно относиться к ресурсам, решение экологических проблем связано, прежде всего, с изменением установок и поведения людей в направлении более осознанного и ответственного отношения к окружающей среде.

Наибольшую эффективность в формировании экологического поведения имеют психологические направления, нацеленные на обращение к самому человеку, его ценностям и смыслам. Именно они помогают ему осознать личную необходимость включенности в действия, предлагаемые государством, муниципалитетами, общественными организациями по заботе об окружающей среде. Одним из таких направлений является логотерапия.

Логотерапия - направление в психологии, предложенное в начале ХХ века австрийским психологом В. Франклом, в центре внимания которого лежит феномен смысла [2, 3].

В название своей терапии Франкл вкладывает слово «логос», что в переводе с греческого расшифровывается как «смысл» или «дух». Логотерапия, таким образом, трактуется как психологическое направление, целью которого является расширение поля осознавания клиента, побуждение к осознанию собственной ответственности, выявлению смыслов.

С точки зрения логотерапии, бытие человека разворачивается на трех уровнях измерения: соматическое (физическое), психическое и ноэтическое. К соматическому измерению причисляются все телесные феномены и потребности; в психическое входят чувства, влечения, желания, умственные способности человека, приобретенные модели поведения. Первые два измерения - динамические, они постоянно меняются в зависимости от внутреннего состояния и внешних условий.

В ноэтическом находятся категории, присущие исключительно человеку и отличающие его от животного царства: Совесть, Красота, Свобода, Любовь, Вера, Смысл и т.д. Это категории менее подверженные изменениям и зависящие от внешних условий. Они являют собой определённую устойчивость и могут проявляться вне зависимости от физического и психического состояния человека - здоровья или болезни, радости или горя, успешности или неуспеха. В ноэтическом Франкл видел духовное начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого.

Эти три измерения составляют здоровую личность; их невозможно отделить друг от друга. Однако чаще всего человек обеспокоен своим телесным и психическим уровнем и принимает решения исходя из психофизических потребностей, забывая о своей человеческой природе.

Именно присутствие ноэтического измерения позволяет человеку совершить акт самодистанцирования как способности отодвинуть при необходимости свои желания, представления, чувства и намерения, разотождествиться с ними, - чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторого расстояния. У человека появляется возможность занять позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к себе.

Кроме того, ноэтическое измерение дает возможность совершить акт самотрансцен-денции как способности выйти за пределы самого себя, возвыситься над своими телесными и психическими потребностями, забыть о них во имя чего-то, имеющего первостепенную важность: ради чего-то или кого-то, ради какого-то дела, человека или «во имя Родины».

Особенностью работы в логотерапии является то, что логотерапевт обращается к но-этическому измерению (и категориям, находящимся в нем) вне зависимости от картины мира

клиента. Логотерапевт придерживается взгляда, что у любого человека всегда есть человеческое измерение с огромным количеством ресурсов; важно только обнаружить доступ к ним.

Несмотря на то, что идеи логотерапии могут казаться чересчур философскими и оторванными от действительности, они уже находят широкое применение, не ограничиваясь психологическим консультированием, но распространяются на иные области: педагогику, управление персоналом, социальную работу. Они могут быть внедрены и в область психологии взаимодействия с окружающей средой.

Смысл - явление неповторимое, связанное с уникальностью человека и уникальностью ситуации. В силу сложности этой категории, крайне трудно говорить о технологиях обнаружения смысла. Поиск смысла не линеен и лишен каких-либо шаблонов.

На основании собственного опыта опишем приемы, которые могут помочь людям выявить смыслы и ценности, обнаружить личные связи и отношения с экологическим поведением. Это может происходить при общении с фокусной группой (группой, объединенной по какому-либо социально-психологическому признаку), которой необходимо помочь сформировать определённое экологическое поведение. Например: школьникам - активно участвовать в сборе макулатуры; рабочему коллективу - использовать кружки вместо одноразовых стаканчиков; членам клуба - не сорить не только на территории клуба, но и рядом с ним; жильцам дома - производить раздельный сбор мусора; жителям деревни - не рвать в лесу цветы, занесенные в Красную Книгу и т.д.

Формой работы для взрослых может стать групповая работа, происходящая в контексте собрания коллектива; для детей занятие может проводиться в виде игры.

Несомненно, смысл - глубоко личное явление. Его нельзя заимствовать или передать другому. Даже единомышленники могут иметь сходные смыслы; и, тем не менее, они не будут идентичными. Однако в силу ограниченных ресурсов (прежде всего временных) условия не позволяют работать со смыслами участников фокусной группы индивидуально. Скорее это характерно для психологического консультирования.

Однако групповой вариант выявления смыслов в фокусной группе может быть полезным, поскольку будет вскрывать связи, о которых участники сами никогда не думали. С помощью общения в группе появляется возможность увидеть разносторонний и разноплановый взгляд на обсуждаемую категорию. Это может стать неоценимой помощью в выявлении индивидуальных смыслов.

В логотерапии большое внимание уделяется процессу принятию решений. Как человек совершает выбор? Как он даёт жизнь каким-то одним возможностям, а другие так и остаются не реализованным потенциалом?

Указывается [1, 4], что критериями совершения выбора могут быть:

• влечение к удовольствию / к осмысленному поведению;

• ориентация на удовлетворение собственных потребностей в настоящем / в будущем;

• ориентация на себя, на собственные потребности / на других.

Зачастую человек принимает решения, удовлетворяющие его актуальным желаниям, ориентируясь на себя и свои потребности больше, чем на потребности других.

Эти идеи созвучны с идеями Д. Медоуза и коллег [5], исследовавших взгляд людей на события в пространственно-временном континууме и обнаруживших, что чем дальше по времени от настоящего момента находятся события, тем меньшую актуальность они имеют; более всего люди обеспокоены своими насущными проблемами. Также было обнаружено, что временной и пространственный характер интересов конкретного человека зависит от его культуры, накопленного опыта и срочности стоящих перед ним задач.

- Стоит ли мне выбрасывать бумажку прямо на улицу или донести ее до урны?

- Зачем я должен строить скворечники, ведь лично мне они не нужны?

- Зачем лично мне заниматься раздельным сбором мусора? Ведь быстрее и удобнее выкинуть все в одно место и не утруждать себя этими сложностями!

- Я не понимаю, почему я не могу сорвать в лесу дикую орхидею и поставить ее на кухне в вазу! Ведь она такая красивая! Сделаю приятное жене. Ну и что, что они занесены в Красную Книгу...

- Почему мы не можем себе позволить постоянно использовать одноразовую посуду в нашей фирме? Ведь это так удобно! Даже если после этого будет очень много мусора.

- В чем смысл моего участия в волонтёрском движении уборки мусора в лесу? Ведь мусорил не я!

Действительно: осознанно или нет, человек находится в состоянии дилеммы, ища решение, наиболее правильное для себя.

У решений, направленных на скоростное удовлетворение своих насущных потребностей много выгоды. Человек удовлетворяет свои желания (физического и психологичного уровня), стремится к быстрому достижению комфорта. Однако заботясь о своих сиюминутных потребностях, он далеко не всегда может взглянуть в будущее: что может произойти в результате его действий? Будет ли это то, чего ему в действительности хочется. Кроме того, радость от удовлетворения психофизических потребностей зачастую недолговечна.

Стремление же к осмысленным действиям требует осознанного откладывания удовольствия во имя какой-то высокой ценности. Человек сам ставит себя в позицию отказа от некоторых своих потребностей, в случае, если они могут принести ущерб кому-то или чему-то. По сути, он сознательно приносит в жертву свой душевный и телесный комфорт. В этих осознанных лишениях он проявляет свои истинно человеческие качества и свойства. Ведь человек - не животное. Он может управлять своими влечениями поскольку с точки зрения логотерапии в каждом есть измерение ноэтического.

Однако за эти добровольные лишения человек бывает вознаграждён соприкосновением с категориями ноэтического: Любовью, Достоинством, Честью, переживанием масштаба своей личности, своей Свободы, но и своей Ответственности. Это тот самый акт самотранс-ценденции, о котором писал Франкл.

В этом контексте уместно вспомнить притчу о трёх строителях.

Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.

Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

- Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, - сказал тот со злобой.

Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

- Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, - сдержанно ответил он.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

- Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

Как мы видим, люди могут находиться абсолютно в одинаковых условиях, но видеть разные смыслы. Именно то, как и куда человек ставит акценты, его позиция в отношении того, чем он занимается - будет определять качество деятельности и общее его состояние.

Если человеку предлагают участие в неком экологическом действии - неосознанно он обращается к своей системе ценностей. Как обсуждалось выше, в логотерапии выделяются ценности творчества, переживания и отношения.

Продуктивным является обсуждение с участниками фокусных групп возможности реализации этих ценностей. Какие ценности переживания, отношения (к миру, незнакомым людям, ближайшему окружению, самому себе), творчества они могут в этом экологическом действии реализовать?

Ведущий может помочь участникам уйти от объяснений и рационализации правильного с их точки зрения поведения - на расширение масштаба и показа перспектив каждому из них. Трансформация может произойти за счёт смены восприятия ситуации.

Например, не предлагать отвечать на вопрос: почему я должен участвовать в акции по уборке мусора в лесу? Но поразмыслить над вопросом: ради чего я мог бы сделать это? Что может произойти в результате?

Расширение смысловых контекстов по различным векторам должно учитывать наиболее комфортный для данного конкретного человека уровень его внутреннего масштаба:

Осмысление настоящего (выбор относительно момента): Я не просто занимаю время от нечего делать или вынужден подчиниться приказу начальства - мои действия осмысленны; это мой выбор, я делаю то, что считаю нужным.

Я в настоящем - я в будущем: Я не просто убираю мусор в лесу - я делаю это для себя, оставляя себе возможность приходить сюда с удовольствием.

Я - ближайшее окружение: Я не просто убираю мусор в лесу - я показываю своим детям мои ценности.

Я - другие: Я не просто убираю мусор в лесу - я доставляю радость людям, которые приедут сюда отдыхать.

Я - Мир: Я не просто участвую в субботнике - я забочусь о чистоте Планеты, ведь это наш общий Дом. Я - Человек Планеты Земля.

Как мы видим, такой подход помогает выявить смыслы как личные отношения с неким эко поведением, в котором предлагается участвовать. Это происходит за счёт расширения масштаба, обретения участниками способности мыслить свободно, системно, широко.

Итак, логотерапия говорит о возможности перетрансформировать поведение человека вследствие изменения его позиции, отношения к ценности эко поведения, поиска личных смыслов. Знание, что в каждом человеке есть уровень ноэтического - как исключительно человеческого измерения - даёт возможность обращаться к этому измерению, даже если оно не видно и человек выбирает не проявлять его на поверхность.

Несомненно, на подобных встречах не всегда уместно напрямую говорить о философии: время ограничено, да и цель собрания состоит совершенно в другом. Однако если ведущий знает о существовании ноэтического, о том, что как бы ни вели себя люди, выражая, на языке логотерапии свои физические и психические потребности, в них всегда есть уровень истинно человеческого, к которому можно обращаться. Несомненно, особое значение здесь имеет сама личность логотерапевта, который своим ноэтическим измерением, силой своей личности, масштабом, цельностью может изменить людей - вдохновить, воодушевить, зажечь. Делая это также естественно и искренне, как это делал В. Франкл.

В логотерапии нет конкретных технологий того, как изменить поведение человека. Чтобы он изменился - он должен захотеть сам. Однако логотерапия предлагает идеи и подходы, дающие человеку возможность уйти от стереотипного не осознанного поведения к осмысленному акту, являющую свободную волю.

Сила логотерапии состоит в том, что она говорит не об ограничениях, но о возможностях. О свободе, о человеческом в человеке, его неиссякаемом потенциале, который он сам зачастую не осознаёт.

Применение работы со смыслами в сочетании с другими вариантами формирования экологического поведения (эко информирование, эко просвещение, эко образование и т. д.) может оказаться очень удачным.

В завершение отметим, что Франкл сравнивал работу логотерапевта с деятельностью окулиста, который улучшает зрение клиента, чтобы тот увидел, что он есть и кем он может стать. Эта метафора может быть использована и в работе по формированию экологического поведения.

Список литературы

1. Лукас Э. Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. М.: Издательство «Новый Акрополь», 2017. - С. 256 (Логотерапия и экзистенциальный анализ)

2. Франкл В. Воля к смыслу/ Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 374 с.

4. Lucas Elisabeth S. (1988) Meaningful Living: A Logotherapy Book.- New York, Grove Pr. - 140 p.

5. Meadows Donella H., Medows Dennis L., Randers Jorgen, Behrens III, William W (1972) The Limits to Growth; A Report for the Club of Rome s Project on the Predicament of Mankind.- New York: Universe Books. Retrieved 26 November 2017.

УДК 502.33

ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ЛИДЕРА ЭКОСИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Тебенькова Е.А.

Ассоциация участников технологических кружков, Москва, Россия Курганский государственный университет, Курган, Россия E-mail: eashu@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждается лидер экосистемных изменений в контексте достижения целей устойчивого развития. Он рассматривается как субъект становящейся «зеленой экономики». С помощью метода глубинного интервьюирования предпринимателей, имеющих свою концепцию преобразования экосистемы и устойчивый бизнес, выделены характеристики лидера экосистемных изменений.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, «зеленая экономика», «зеленая» экосистема, лидер экосистемных изменений.

WHAT IS CHARACTERISTIC FOR THE ECOSISTEM CHANGE LEADER

Tebenkova E.A.

Association of Technology Circle Participants, Moscow, Russia Kurgan State University, Kurgan, Russia E-mail: eashu@mail.ru

Abstract. The article discusses the leader of environmental change in the context of achieving sustainable development goals. He is seen as the subject of an emerging «green economy». Using the method of in-depth interviewing of entrepreneurs with their own concept of ecosystem transformation and sustainable business, the characteristics of the leader of ecosystem changes are identified.

Keywords: sustainable development goals, green economy, green ecosystem, ecosystem change leader.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция устойчивого развития стала руководящим принципом для долгосрочного глобального развития цивилизации. Выделим три ключевых документа Организации Объединенных Наций. Первый из них, достаточно амбициозный, - «Будущее, которое мы хотим» («Future we want») (Рио-де-Жанейро, 2012). В нем четко заявлено, что развитие человечества связано с формированием sustainable development - устойчивого развития. Второй очень важный документ «Цели устойчивого развития» («Sustainable Development Goals», 2015), дает повестку дня на 2030 год и вводит количественную интерпретацию (17 целей, свыше 160 задач, свыше 230 индикаторов). И третий документ - Парижское соглашение по изменению климата (2015), где задана рамка низкоуглеродного развития.

Заявленные в документах цели высветили проблему: а как достичь всех обозначенных результатов? Попытки найти ответ привели к появлению феномена и термина green economy (зеленая экономика). В классическом определении ООН «зеленая экономика» - это экономика, которая сохраняет природный капитал, минимизирует выбросы парниковых газов, рационально использует природные ресурсы, сберегает экосистему и биоразнообразие и, соответственно, обеспечивает при этом рост доходов и занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.