ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПОДРОСТКОВ
Фролова Т.А.
Фролова Татьяна Алексеевна - ученица 11 класса, ГКП на ПХВ «Школа-гимназия 31», г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: современный мир- это время цифровых технологий. У современных подростков социальные сети занимают центральное место в их жизни. Интернет-сайты могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психику и эмоциональное состояние подростков. Во многом результат будет зависеть от воспитания взрослых.
Ключевые слова: социальные сети, психика, общение, взаимодействие, интернет.
THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF SOCIAL MEDIA ON TEENAGERS
Frolova T.A.
Frolova Tatiana Alekseevna - student of the 11th grade, GCP ON PHV "SCHOOL-GYMNASIUM 31 ", ASTANA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the modern world is a time of digital technologies. For modern teenagers, social media is central to their lives. Internet sites can have both positive and negative effects on the psyche and emotional state of adolescents. In many ways, the result will depend on the upbringing of adults. Keywords: social networks, psyche, communication, interaction, internet.
XXI век - это время компьютерных технологий и новинок. У современных подростков социальные сети занимают центральное место в их жизни. Платформы, такие как Instagram, TikTok, ВКонтакте, предоставляют подросткам возможности для общения, самовыражения и самоутверждения.
Современные подростки значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Уточняем, социальная сеть — это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Как же используют подростки сайты социальной сети?
Большинство подростков создает, по крайней мере, основной профиль, с их именем, возрастом, статусом, фотографией и интересами, но многие идут намного далее. Много подростков наносят регулярные визиты, чтобы обновить их профили и посетить профили других.
Сообщение с другими - ключевой аспект использования социальных сетей. Подростки могут повесить общественные объявления или могут использовать бюллетени или личные сообщения, чтобы сообщить с теми на их друзьях список. Большинство подростков использует сайты, чтобы поддержать отношения с их текущими друзьями.
• Приблизительно 50 % подростков также используют сайты, чтобы завести новых друзей.
• Подростки используют сайты, чтобы сделать социальные планы с их друзьями, и иногда флиртовать.
• Проверяют свои аккаунты в социальных сетях более 5 раза в день
• Создают фальшивые «левые» аккаунты, не удостоверяющие их личность
• Занимаются хакерством, в основном для развлечения
Однако они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психику и эмоциональное состояние подростков. Давайте рассмотрим различные аспекты психологического воздействия социальных сетей на подростков, включая их влияние на самооценку, уровень тревожности и социальные навыки.
Положительное влияние социальных сетей
1. Социальная поддержка и самовыражение
Социальные сети позволяют подросткам находить единомышленников и вступать в сообщества по интересам. Это особенно важно для тех, кто чувствует себя изолированным или не находит поддержки в реальной жизни. Виртуальные сообщества помогают подросткам высказывать свои мысли, делиться творчеством и чувствовать поддержку, что в конечном итоге способствует их саморазвитию и росту уверенности в себе.
2. Образовательные и информационные ресурсы
Многие социальные платформы содержат образовательный контент, который помогает подросткам расширять свои знания и развивать новые навыки. Сюда входят видеоуроки, статьи, блоги и форумы. Например, подростки могут узнавать о новых научных открытиях, изучать иностранные языки или даже готовиться к экзаменам.
Отрицательное влияние социальных сетей
1. Нарушение самооценки и развитие комплексов.
Одним из самых значительных факторов негативного воздействия социальных сетей на подростков является их влияние на самооценку. Постоянное наблюдение за идеализированными образами других пользователей, а также за количеством лайков и комментариев может вызвать у подростков чувство неполноценности. Это приводит к тому, что они начинают сравнивать себя с другими, что в свою очередь вызывает завышенные ожидания и неудовлетворенность своим внешним видом или достижениями.
2. Развитие зависимости.
Многие подростки проводят в социальных сетях значительное количество времени, что может привести к формированию зависимости. Зависимость от социальных сетей проявляется в постоянном желании проверять обновления, публиковать посты и получать обратную связь. Это может вызывать рассеянность, снижение успеваемости и ухудшение общего психического состояния, вплоть до депрессии.
3. Уровень тревожности и депрессии.
Многочисленные исследования показывают, что чрезмерное использование социальных сетей связано с повышенным уровнем тревожности и депрессии у подростков. С одной стороны, социальные сети становятся источником негативных новостей и кибербуллинга, а с другой — создают у подростков нереалистичные ожидания от жизни. Это ведет к появлению чувства тревоги и даже симптомов депрессии.
Влияние на социальные навыки и межличностные отношения
Социальные сети могут как улучшить, так и ухудшить социальные навыки подростков. Они упрощают процесс общения, но при этом могут ограничивать развитие навыков живого общения. Многие подростки предпочитают виртуальное взаимодействие, избегая личных встреч и диалогов, что снижает их способность к построению глубоких межличностных отношений. Искусственные друзья в социальных сетях лишают подростков возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
Заключение
Каким же вырастет это новое поколение? Примитивными существами или неким новым типом человека? Ответить на этот вопрос крайне сложно, ведь мы не знаем, мы можем только предполагать, что будет потом. Но одно можно сказать точно, что след от влияния Интернета отразиться на нашем «завтра». Так как дети - это наше будущее.
Мы - это результат воспитания наших родителей. Но все больше времени вы проводим в социальных сетях. Мы нашли аналогию реальным друзьям, прогулкам и реальному общению. Подрастающее поколение теперь воспитывается Интернетом. Ведь ребенок больше будет похож на свое время, чем на своих родителей.
Многие родители думают, что если ребенок сидит дома, за компьютером, то это убережет его от опасностей. Но они глубоко ошибаются, проводя время в социальных сетях, ребенок подвергается еще большему риску. То, что соц. сети негативно влияют на подростка - это доказанный факт. Но столько времени, сколько «сидим» мы за каким-нибудь «контактом» — это немыслимо. Мы сами уничтожаем свое будущее.
Ведь все зависит от нас: какими будем мы - таким и будет наше продолжение. О ближайшем будущем и страшно думать.
Просто нужно вовремя остановиться и принимать соответствующие меры.
Социальные сети оказывают многогранное влияние на подростков, и их воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Важно, чтобы подростки и их родители осознавали эти риски и старались формировать здоровые цифровые привычки. Сбалансированный подход к использованию социальных сетей, включающий временные ограничения и критическое отношение к публикуемому контенту, может помочь снизить негативные последствия и извлечь максимальную пользу из этих цифровых платформ.
Список литературы /References
1. АзимоваА.В. Пользователи социальных сетей: кто они? Вопросы психологии. 2013. №7. С.9-16.
2. Балашов, А.И. Психология подростка: учебник / А.И. Балашов. — М.: ТК Велби: Проспект, 2017. -342 с.
3. Семеновских С.Т. Феномен «клипового мышления» Образовательной вузовской среде// Интерент-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2014, № 5 URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 06.12.2021)
4. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.
5. Положение детей в мире, 2017 год: дети в цифровом мире [Электронный ресурс]. Доклад ЮНИСЕФ. URL: https://www.unicef.org/uzbekistan/media/706/file (дата обращения: 23.07.2019)