Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / КУРСАНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEOPLE / ADAPTATION / СADET / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чурыбкин Николай Николаевич, Плотникова Елена Игоревна

В статье рассматриваются актуальные и проблемные вопросы профилактики и преодоления дезадаптации курсантов и постоянное ее психологическое сопровождение в процессе всего образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT EDUCATIONAL MALADJUSTMENT OF THE CADETS OF YOUNGER COURSES OF MILITARY SCHOOLS

This article discusses the actual and problem prevention and overcoming maladjustment among cadets and constant psychological support during the entire educational process.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

¡il ¡m iffî

H.H. ЧУРЫБКИН, Е.И. ПЛОТНИКОВА

N.N. CHURYBKIN, E.I. PLOTNIKOVA

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

PSYCHOLOGICAL SUPPORT

УЧЕБНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

EDUCATIONAL MALADJUSTMENT OF THE CADETS OF YOUNGER COURSES OF MILITARY SCHOOLS

Сведения об авторах: Чурыбкин Николай Николаевич - доцент кафедры применения беспилотных летательных аппаратов Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии подполковник, кандидат технических наук, доцент (г. Рязань. E-mail: NikNikl62@yandex.ru);

Плотникова Елена Игоревна - аспирант кафедры педагогики и менеджмента в образовании Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина (г. Рязань. E-mail: kalina.el@mail.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные и проблемные вопросы профилактики и преодоления дезадаптации курсантов и постоянное ее психологическое сопровождение в процессе всего образовательного процесса.

Ключевые слова: дезадаптация, адаптация, курсант, психологическое сопровождение.

Information about the authors: Nikolay Churybkin -Associate Professor, candidate of technical Sciences, associate Professor of the Department of un manned aerial vehicles, guard lieutenant colonel, Ryazan guards higher airborne command school (Ryazan. E-mail: NikNikl62@yandex.ru); Elena Plotnikova - Post-graduate student of the Department of pedagogy and management in education of Ryazan state University named after S.A. Yese-nin ( Ryazan. E-mail: kalina.el@mail.ru ).

Summary. This article discusses the actual and problem prevention and overcoming maladjustment among cadets and constant psychological support during the entire educational process.

Keywords: people, adaptation, cadet, psychological support.

Исследование причин возникновения дезадаптации курсантов позволяет найти эффективные способы преодоления остающейся актуальной на сегодняшний момент проблемы. Необходимо понимание и знание этапов адаптации курсантов, а, следовательно, необходимо проведение мероприятий в виде лекций и презентаций для кадровых офицеров и курсантов группами психологической работы для более быстрого и успешного

прохождения адаптационного периода вновь прибывшего личного состава и постоянное его психологическое сопровождение в процессе всего образовательного процесса.

Человек находится в адаптированном состоянии тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение может

носить активно целенаправленный или же пассивный характер.

Психическая адаптация является сложным процессом, который наряду с собственной психической адаптацией включает в себя еще два аспекта:

• первый - оптимизацию постоянного взаимодействия индивида с определением адаптации;

• второй - установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими напряжениями.

В психологической литературе выделяют ряд этапов адаптации (см. схему) и дезадаптации в условиях военной службы.

Подготовительный этап характеризуется состоянием неопределенности, часто присутствует страх (человек еще не знает, что ждет его на новом месте).

Стартовое психическое напряжение усугубляется длительным ожиданием перехода (от человека пока еще ничего не зависит, и это может привести к неадекватному поведению при вхождении в новую среду). Этап острых психических реакций входа характеризуется изменением жизненных стереотипов, пересмотром взглядов на учебу и на взаимоотношения с окружающими. Именно на этом этапе требуется более тщательное наблюдение за курсантом. Возможны три варианта прохождения этого этапа:

1. Относительно спокойно происходящая выработка защитных реакций в ответ на воздействие психогенных факторов.

2. Неустойчивая психическая деятельность, способная привести к нервно-психическим заболеваниям, но в рамках психологической нормы.

3. Глубокие психические изменения.

Завершающим этапом адаптационного процесса является реадаптация-восстановление стереотипов поведения, замена старых стереотипов на уже сформировавшиеся новые способы поведения.

В повседневной жизни курсанта эти этапы легко проследить. Важно отметить, что длительность каждого из них и адаптации в целом зависит от многих факторов и условий. У каждого курсанта она индивидуальна. Процесс адаптации длится от одного-двух месяцев до года. Это достаточно большой срок для того, чтобы можно было вовремя заметить и скорректировать возможные отклонения.

Дезадаптация может быть истолкована как относительно кратковременное ситуативное со-

стояние, являющееся следствием воздействия новых, непривычных раздражителей изменившейся среды, сигнализирующее о нарушении равновесия между психической деятельностью и требованиями среды или побуждающее к переадаптации.

В этом смысле дезадаптация -необходимый составной компонент адаптационного процесса, проявляющийся на этапе острых психических реакций входа.

Дезадаптация может быть достаточно устойчивым сложным психическим состоянием, выражающемся в неадекватном реагировании и поведении личности, обусловленном функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей или же на запредельном режиме. Для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью необходимо на протяжении всей службы проводить обследование психологами с целью выявления склонных к данному проявлению людей, а также с целью прогнозирования и возможностью вовремя помочь решить данную проблему для улучшения образовательного процесса. Для этого также необходимо проводить наблюдение офицерами за курсантами, так как они больше времени проводят с курсантами, чем психолог. Совместная работа приводит к лучшему результату психологического сопровождения. Психологу группы психологической работы легче справиться с выявлением каких-либо проблем при помощи офицеров.

Профилактика и преодоление дезадаптации курсантов младших курсов представляют собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих «запуск» успешного личностно-профессио-нального становления будущего офицера в военном вузе.

Эффективность этих процессов будет достигнута, если:

а) педагогическая среда военного вуза обеспечивает активный

процесс самостоятельного вхождения курсанта в принципиально новую для него культуру;

б) взаимодействие в системе «преподаватель - курсант» имеет ценностно-рефлексивный характер;

в) профессиональная подготовка будущего офицера обеспечивает развитие социальных, профессиональных компетенций как у курсантов, так и у преподавателей военного вуза.

Выявить сущность процесса дезадаптации - это значит представить его как органическое, внутренне связанное и функционирующее целое. Именно такой подход к исследованию процесса дезадаптации открывает возможности определить специфику данного явления, дать объективный анализ внешних и внутренних факторов, лежащих в основе его проявления, вскрыть механизмы, детерминирующие этот процесс. В конечном итоге это поможет разработать и реализовать на практике концептуальное видение процессов профилактики и преодоления дезадаптации курсантов младших курсов военного вуза.

Следовательно, влияние внешних и внутренних факторов на процесс дезадаптации человека вообще и курсанта младшего курса военного вуза, в частности, требует дальнейших исследований уже на новой методологической основе. Сложность состоит в том, что:

• во-первых, многообразие форм дезадаптации свидетельствует о многообразии и комплексности факторов, ее детерминирующих;

• во-вторых, трудно выявить интенсивность влияния внешних и внутренних факторов на те или иные формы дезадаптации;

• в-третьих, роль и влияние этих факторов нельзя признать стабильными.

Факторы, которые в данное время оказывают значительное воздействие на формирование тех или иных видов дезадаптации, могут быть нейтральными на другом эта-

с*

Л

¿А

<ги

На

пе общественного развития. Следствием сказанного является вывод, что только системные исследования, направленные на изучение и выявление взаимодействующих и взаимодетерминирующих факторов, могут дать объективную картину роли внешних и внутренних факторов в провоцировании различных форм дезадаптации курсантов младших курсов военного вуза.

Именно системный подход в выявлении роли внешних и внутренних факторов в становлении различных видов дезадаптации позволил свести основные выводы как бы к двум положениям:

— внешние (социальные) факторы - действуют через внутренние (психологические условия) и тем самым себя определяют;

— внутренние (психологические) факторы - активно действуют через внешние и этим самым себя изменяют.

Такая взаимодетерминация ориентирует ученых и педагогов-практиков на изучение и выявление всей совокупности социальных, биологических и психологических факторов, детерминирующих процесс дезадаптации курсантов младших курсов военного вуза, а также выявление такого их комплекса, который

оказывает решающее воздействие на их поведение.

Понять явление дезадаптации и типичные формы ее проявления у курсантов младших курсов военного вуза не представляется возможным без осмысления процессов социализации, индивидуализации и адаптации личности. Термин «социализация» одними социальными психологами рассматривается как: «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит». Более полно данное явление раскрывается следующим определением: «социализация -это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности». Личность здесь рассматривается не как существо пассивное, поскольку речь идет не только об усвоении опыта, но и его воспроизведении.

Для выявления динамики качественных и количественных изменений, происходящих в процессе профилактики и преодоления дезадаптации курсантов младших курсов военного вуза, необходимо изучить реальный

уровень дезадаптации. Для этого используются как лонгитюд-ная форма исследования, которая предполагает длительное и регулярное изучение психических образований курсантов по одним и тем же параметрам, так и исследование на основе поперечных срезов, когда широко применяются опросные методы, тесты, эксперименты и др.

Среди психометрических методов, связанных с разработкой психодиагностических методик исследования процессов профилактики и преодоления дезадаптации курсантов младших курсов военного вуза, используется метод опроса, который дает дополнительную информацию по выявлению всей совокупности причин, детерминирующих процесс их дезадаптации. Наиболее широкое распространение получили экспериментальные методы, которые позволяют получить принципиально новое научное знание в исследуемых процессах. Среди них ведущее место занимают следующие эксперименты:

— констатирующий;

— преобразующий;

— связанный с получением контрольных срезов.

Обработка опытно-экспериментальных данных осуществля-

Схема 1. Этапы психологической адаптации

лась с помощью статистических методов, которые позволили получить информацию об уровне развития мотивационной структуры личности, степени сформированное™ внутренней позиции курсантов младших курсов военного вуза в их профессиональном самоопределении и др. Вместе с тем полученные статистические результаты без дальнейшего их качественного анализа не могут дать полной информации об исследуемых процессах.

По итогам исследования в каждом учебном подразделении целесообразно проводить служебные совещания с представлением результатов исследования и их анализом, а также рекомендации психологов.

Успешность процессов профилактики и преодоления дезадаптации курсантами младших курсов военного вуза во многом зависит от того, насколько научно обоснованно и педагогически грамотно будет проведена работа по выявлению типологических особенностей курсантов, страдающих различными формами дезадаптации.

Ценность указанных выше подходов в разработке типологии различных форм дезадаптации курсантов заключается в том, чтобы убедиться, насколько тот или иной подход объективно вскрывает причины дезадаптации курсантов; выявляет дополнительные резервы профилактики и преодоления дезадаптации; открывает перспективы запуска внутренних механизмов активности курсантов; реализует идеал «самопричинности» курсанта в его личностно-про-фессиональном становлении; ориентирует процесс педагогического обеспечения профилактики и преодоления дезадаптации на взаимодействие и взаимосодействие всех субъектов педагогического процесса с целью развития изначально присущей им социальной природы и индивидуальности.

Дезадаптация есть нарушение взаимодействия курсанта со средой военного вуза, избранной профессией и самим собой.

Усиленный и обоснованный интерес к изначально присущим человеку внутренним пусковым механизмам развития личности послужил основанием в качестве основополагающего признака новой типологии взять степень дезадаптации личности курсанта. При этом выделяют поверхностную, углубленную и глубинную дезадаптации курсантов младших курсов военного вуза. Именно такой подход открывает перспективы выявления «легких» форм дезадаптации курсантов, когда слабо сформированные негативные стереотипы поведения при адекватных педагогических условиях могут быть подвергнуты сомнению, переосмыслены и рассматриваться курсантом как стимул развития скрытых, неиспользованных резервов его субъектности в профилактике и преодолении поверхностных форм дезадаптации. Вместе с тем выявление углубленных и глубинных форм дезадаптации призывает преподавателей и самих курсантов к толерантности, развитию волевых усилий, активной деятельностной позиции, прежде чем появятся первые надежды, связанные с необходимостью переосмысления и усвоения новых жизнеутверждающих смыслов и современных профессионально-образовательных ценностей в их личностно-профессиональном становлении.

Такой подход в разработке типологических особенностей дезадаптации курсантов является наиболее адекватным в работе с молодежью, когда усилия преподавателей и самих дезадаптированных курсантов не могут дать сиюминутного позитивного результата.

Поверхностным типом дезадаптации обладают бывшие выпускники сельских школ, не имеющие положительного опыта личных и деловых взаимоотношений, способствующих их самоутверждению в принципиально ином окружающем их микросоциуме. Вот почему существенным фактором в развитии адаптационных возможностей курсантов с поверхностным типом дезадаптации является здоровая, доброжелательная атмосфера в учебной группе, когда принимаются любые индивидуальные различия, уважение к личности выражается открыто, ошибки служат для приобретения нового опыта, общение откровенно и доверительно, личная ответственность и честность становятся неотъемлемой частью взаимоотношений как со стороны курсантов, так и преподавателей.

Таким образом, самым эффективным способом является ранее выявленная дезадаптация курсантов военного вуза, что позволяет грамотно с помощью психологического сопровождения улучшить его образовательную деятельность, моральную и психологическую адаптацию в новых для него непривычных условиях службы. Преподавательскому составу также важно понимать этапы адаптации, поскольку это постепенный процесс, в котором необходимы поддержка и положительный пример курсантам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория и практика воспитания военнослужащих [Текст]: учеб. пособие.- М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 239 с.

2. Войтович, Л. В. Профилактика и преодоление дезадаптации курсантов младших курсов в педагогическом процессе института ФСБ России пограничного профиля [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01.-Хабаровск, 2006.228 с.

МАЙ - ИЮНЬ 2019 № 3 (18) йЗО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.