Научная статья на тему 'Адаптация первокурсников образовательных организаций МВД России (на примере Восточно-Сибирского института МВД России)'

Адаптация первокурсников образовательных организаций МВД России (на примере Восточно-Сибирского института МВД России) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / МОНИТОРИНГ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ADAPTATION / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION / MONITORING / LEVEL OF ADAPTATION / PREVENTIVE WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фромич Ю.В.

Переход в качественно новые социальные условия, в которых оказывается первокурсник образовательной организации МВД России, может оказывать как мотивирующее, так и демотивирующее воздействие на личность молодого человека. Проведение психологического мониторинга является неотъемлемой частью профилактики дезадаптации курсантов, а соответственно планирования необходимых психопрофилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фромич Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of First-Year Students of Educational Organizations of Internal Affairs of Russia (on the Example of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

The transition to a qualitatively new social conditions, in which there is a first-year student of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia, can have both motivating and demotivating impact on the personality of a young person. Psychological monitoring is an integral part of the prevention of students ‘ maladjustment, and accordingly, the planning of the necessary psychoprophylactic measures.

Текст научной работы на тему «Адаптация первокурсников образовательных организаций МВД России (на примере Восточно-Сибирского института МВД России)»

Адаптация первокурсников образовательных

организаций МВД России (на примере Восточно-Сибирского института МВД России)

Ю. В. ФРОМИЧ,

старший преподаватель-методист учебного отдела (Восточно-Сибирский институт МВД России) E-mail: Fromich@yandex.ru

Adaptation of First-Year Students of Educational Organizations of Internal Affairs of Russia (on the Example оf the East Siberian Institute оf the Ministry оf Internal Affairs оf Russia)

Y. V. FROMICH,

Senior Lecturer-Methodist of the Educational Department (East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Переход в качественно новые социальные условия, в которых оказывается первокурсник образовательной организации МВД России, может оказывать как мотивирующее, так и демотивирующее воздействие на личность молодого человека. Проведение психологического мониторинга является неотъемлемой частью профилактики дезадаптации курсантов, а соответственно планирования необходимых психопрофилактических мероприятий.

Адаптация, профессионально-психологический отбор, мониторинг, уровни адаптации, профилактическая работа.

УДК 159.9

The transition to a qualitatively new social conditions, in which there is a first-year student of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia, can have both motivating and demotivating impact on the personality of a young person. Psychological monitoring is an integral part of the prevention of students ' maladjustment, and accordingly, the planning of the necessary psychoprophylactic measures.

Adaptation, professional psychological selection, monitoring, level of adaptation, preventive work.

Поступив в образовательную организацию МВД России, курсант оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, предъявляющих достаточно жесткие требования к личности молодого человека. Переход в качественно новые социальные условия является стрессом для организма. Их воздействие на социально и эмоционально незрелую личность (возраст большинства абитуриентов — 16—18 лет, период завершения физического и психического развития) может вызвать срыв адаптационных процессов и проявиться в виде различных нарушений в учебной и служебной деятельности.

Осуществление психологического сопровождения в образовательных организациях МВД России реализуется при проведении профессио-

нально-психологического отбора кандидатов на обучение, динамического психологического обследования в течение всего периода обучения, социально-психологической работы в подразделениях, а также профессионально-психологической подготовки курсантов и слушателей к учебной и служебной деятельности.

В соответствии с типовой программой морально-психологического обеспечения образовательной деятельности в ведомственных образовательных организациях МВД России психологическая работа с переменным составом в ФГКОУ ВО ВСИ МВД России разделена на несколько этапов.

1) Профессиональная ориентация, адаптация курсантов первого курса к условиям учебной и служебной деятельности.

2) Развитие профессионально значимых качеств личности курсантов 2—4 курсов.

3) Подготовка слушателей-выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Первый этап психологической работы направлен на выработку у курсантов оптимальных морально-психологических ресурсов для выполнения требований, предъявляемых учебой. Наиболее активно процесс адаптации курсантов института проходит в первый семестр обучения. Большинство из первокурсников полностью или частично адаптируются к условиям учебной и служебной деятельности. Психологами Восточно-Сибирского института МВД России проводится «мониторинг адаптации». Проведение психологического мониторинга является неотъемлемой частью профилактики дезадаптации курсантов первого года обучения [2, 4].

Мониторинг подразумевает несколько этапов.

1) В период прохождения вступительных испытаний (в том числе профессионально-психологического отбора).

2) В период первоначального обучения (через 3—4 месяца с момента зачисления).

3) В конце первого учебного года

В период профессионально-психологического отбора проводится изучение психологических свойств личности, уровня интеллектуального развития. Отмечаются особенности, способствующие затруднению адаптации. Отдельное внимание уделяется исследованию социально-психологических условий жизни абитуриента, изучению его ценностно-мотива-ционной сферы. В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения. Составляется список лиц с риском развития дезадаптивных явлений, требующих повышенного внимания.

На следующем этапе в начальный период обучения осуществляется мониторинг психологического состояния курсантов. Содержательная и функционально-смысловая сторона этого этапа состоит в нарастании эмоциональных переживаний, формирующих состояние напряженности [2, 3]. Общими для всех курсантов являются чувство тревоги, симптомы напряженности, которые они испытывают в самом начале обучения.

На процесс адаптации к новым условиям, по мнению самих первокурсников, оказывают влияние следующие условия: уровень сплоченности в коллективе (в том числе тип отношений между курсантами), удовлетворенность взаимоотношениями с начальствующим составом курсов и групп, состояние социально-психологического климата в учебных коллективах.

Результаты проводимого «мониторинга адаптации» позволяют выделить разные уровни

адаптации первокурсников к условиям учебной и служебной деятельности в институте.

Так, при высоком уровне адаптации курсант.

1) Положительно относится к учебному заведению, воспринимает адекватно требования курсовых офицеров.

2) Демонстрирует стабильность поведения, удовлетворен взаимоотношениями с непосредственным начальством.

3) Легко усваивает учебный материал, занимает благоприятное статусное положение в группе.

При среднем уровне адаптации курсант.

1) Также демонстрирует положительное отношение к организации.

2) Понимает учебный материал, но больше сосредоточен тогда, когда занят чем-то интересным.

3) Выстраивает хорошие отношения со многими однокурсниками.

При низком уровне адаптации.

1) Отрицательно или безразлично относится к организации.

2) Нередки жалобы на состояние здоровья, нарушает дисциплину.

3) Учебный материал усваивает фрагментарно, друзей в группе нет.

Исходя из этого, можно говорить о следующей категории курсантов, испытывающих затруднения в процессе адаптации.

1) Курсанты, предъявляющие жалобы на состояние здоровья и самочувствие.

2) Курсанты, имеющие поведенческие проблемы.

3) Курсанты, испытывающие трудности в межличностном общении.

4) Курсанты, имеющие проблемы в обучении.

Так, курсанты, испытывающие затруднения в процессе адаптации, показывают отклонения уровня тревожности от средненормативных — 28 %; отказались бы выбрать эту организацию — 19 %; имеют высокие показатели мотивации на избегание неудач — 28 %; оценивают требования руководства курса как высокие или излишне завышенные — 36 %; также завышенными считают требования младшего начальствующего состава курса — 25 %.

Трудности в межличностном общении: 29 % курсантов эмоционально холодно относятся к своим товарищам; 20 % не выказывают желание общаться с одногруппниками; 38 % отметили, что недостаточно знают своих товарищей.

Для этой категории курсантов характерен затяжной адаптационный период [1]. Именно этим курсантам следует уделить особое внимание.

Динамика адаптационного процесса не имеет четко выраженных временных показателей: она зависит от индивидуальных особенностей молодого человека и от условий, в которых он находится. Трудности в адаптации для большинства курсантов возникают в начале обучения, но продолжаются относительно недолго.

Анализ полученных результатов исследования показал, что спустя 3 месяца учебы значительная часть первокурсников субъективно оценивает себя как адаптирующуюся

к новым условиям. Положительная групповая динамика, преобладание средненормативных показателей уровня тревожности, приемлемость требований как курсовых офицеров, так и младшего начальствующего состава, отмеченная курсантами, — все это позволяет говорить о позитивном влиянии на ход адаптации проводимых в институте профилактических мероприятий в рамках плана психологического обеспечения и по программе воспитательной работы.

Список литературы:

1. Воронов М. С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2003.

2. Дукманов М. В. Некоторые проблемы адаптации молодых сотрудников к службе в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

3. Красноштанова Н. Н. Формирование способов адаптивного поведения в экстремаль-

ных ситуациях у будущих военных специалистов: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2003.

4. Фромич Ю. В. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в ведомственных учебных заведениях МВД России // Современные проблемы профессионального обучения: опыт и пути решения: опыт и пути решения: материалы Первой всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. Иркутск: ИрГУПС, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.