Научная статья на тему 'УПРЕЖДАЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРЕЖДАЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бантюкова Е. М.

Статья посвящена упреждающей адаптации курсантов к новым условиям жизнедеятельности. Понятие «упреждающая адаптация» раскрывается в соответствии с психолого-педагогическими и системными подходами. В статье формулируются, анализируются, прогнозируются и решаются задачи по организации специального психолого-педагогического сопровождения курсантов к новым условиям жизнедеятельности средствами образования. Особое значение уделяется прогнозированию упреждающей адаптации и ее проведению на подготовительном этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРЕЖДАЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 355.23:159.923.2

УПРЕЖДАЮЩАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ФАКУЛЬТЕТА К НОВЫМ

УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бантюкова Е.М.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

e-mail: bantyukova.elena@gmail.com

Статья посвящена упреждающей адаптации курсантов к новым условиям жизнедеятельности. Понятие «упреждающая адаптация» раскрывается в соответствии с психолого-педагогическими и системными подходами. В статье формулируются, анализируются, прогнозируются и решаются задачи по организации специального психолого-педагогического сопровождения курсантов к новым условиям жизнедеятельности средствами образования. Особое значение уделяется прогнозированию упреждающей адаптации и ее проведению на подготовительном этапе обучения.

The article is devoted to the proactive adaptation of students to the new conditions of professional activity. The notion of the concept of «anticipatory adaptation» is disclosed in accordance with the psychological-pedagogical and systemic approaches. We formulate, analyse, forecast and solve the tasks on the organization of special psychological and pedagogical support of cadets in the new conditions of life activity by means of education. Particular attention is paid to forecast of anticipatory adaptation and the need to conduct at all stages of preporatory training.

(Поступила в редакцию 14 декабря 2012 г.)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время образование выступает ведущим фактором социального, военного и экономического развития государства, так как важнейшей ценностью современного общества является человек, способный к поиску и принятию нестандартных решений. В связи с этим при ориентации на создание профессиональной армии основной целью профессорско-преподавательского состава военного факультета становится создание системы упреждающей адаптации, обеспечивающей необходимость формирования нового эталонного образа, «приближенного» к новым условиям жизнедеятельности, так как в противном случае возникает дезадаптация. Для ее ликвидации необходимо организованное психолого-педагогическое взаимодействие офицеров морально-психологических структур, преподавательского состава по формированию нового эталонного образа, соответствующего новым предстоящим условиям жизнедеятельности. Если такая системная работа будет целенаправленно осуществляться, то дезадаптация будет отсутствовать еще до того момента, пока испытуемый окажется в новых условиях.

Называя проблемы, стоящие перед высшей военной школой, в первую очередь нужно отметить консервативность и закрытость для родителей, общества и курсантов психолого-педагогических трудностей обучения и адаптации в военном вузе. В настоящее время становится очевидным необходимость психологического сопровождения образовательного процесса в военном вузе, так как образовательная среда военного вуза специфична, имеет свои особенности и противоречия:

- осложнение проблем адаптации курсантов на подготовительном этапе к вхождению в образовательную деятельность военного вуза;

- возрастание требований военного образования к личности офицера и недостаточный уровень готовности преподавателей к решению этой задачи в период адаптации курсантов;

- признание необходимости процесса управления адаптацией курсантов и слабая практическая разработанность адаптирующих средств.

Адаптация курсантов к учебе и армейской службе становится первым и решающим испытанием. При отсутствии специально организованного психолого-педагогического сопровождения адаптация проходит болезненно, может носить «затяжной» характер, реализоваться по пути неустойчивой психической деятельности, может привести к глубоким психическим изменениям. У первокурсника с первого дня резко ограничиваются контакты с родными и близкими людьми, происходит блокирование многих привычек в силу специфики военной службы, приходится ломать свои стереотипы. Военная служба порождает постоянную публичность, непрерывное пребывание на глазах у сослуживцев. Доктор психологических наук В.И. Лебедев пишет: «... когда человек знает, что за ним наблюдают, он все время старается удержаться в какой-то ролевой функции, что вызывает эмоциональную напряженность» [1, с. 23-34].

Проблема упреждающей адаптации курсантов в условиях воинской службы становится более острой. Мы считаем, что упреждающая адаптация позволяет курсанту представить отличие прежних условий жизнедеятельности от новых и как новые условия профессиональной жизнедеятельности подходят для него, исходя из его желаний, интересов, склонностей, стремлений.

Под упреждающей адаптацией мы понимаем специально организованное психолого-педагогическое сопровождение средствами образования к новым условиям жизнедеятельности военнослужащих адекватности текущего образа, который формируется на основе психического отражения реальной деятельности, эталонному образу и представлению ожидаемого будущего. Процесс упреждающей адаптации - стремления к соответствию текущего образа вновь предстоящих условий, сформированному ранее привычному образу жизнедеятельности. Как правило, эталонный образ не соответствует текущему образу новых условий, возникает необходимость формирования нового эталонного образа, максимально приближенного к новым условиям жизнедеятельности.

Выявленные проблемы и противоречия позволяют нам обозначить проблему исследования.

Цель исследования: выявить особенности упреждающей адаптации курсантов к условиям жизнедеятельности военнослужащих на военном факультете.

Объект исследования: адаптация курсантов к новым условиям жизнедеятельности.

Предмет исследования: упреждающая адаптации курсантов к новым условиям жизнедеятельности.

База исследования: военный факультет Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». В исследовании приняли участие курсанты первого курса обучения специальности 1-950103 - тыловое обеспечение войск. Всего - 25 курсантов в возрасте 18-20 лет.

Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, наблюдение, психодиагностические методы: методика оценки адаптационных способностей (МОАС), опросник Р. Кэттела (форма «С») [6, с. 31].

Проблема упреждающей адаптации в сфере исследований отечественных психологов

Необходимо отметить, что курсант оказывается в совершенно новых, отличных от предыдущей жизни условиях. Военная служба по своим характеристикам выходит за пределы обыденного и рассматривается как разновидность деятельности в особых условиях. Особая роль в общем процессе подготовки военных кадров, становлении военного мастерства офицера принадлежит его адаптации, которая должна носить упреждающий характер. Анализ специальной литературы по интересующей нас проблеме позволяет сделать вывод о том, что попытки исследования феномена упреждающей адаптации существовали и ранее.

Концептуальной основой решения проблемы упреждающей адаптации к деятельности может выступать идея опережающего отражения, под которой Анохин [2, с. 91-111] понимает приспособление к будущим, еще не наступившим событиям. Данная способность «. позволяет с наибольшей выгодой приспосабливаться к будущим часто опасным явлениям внешнего мира задолго до того, как эти явления будут иметь место» [2, с. 107].

Делая акцент на процессуальном аспекте адаптации к изменяющимся условиям деятельности, группа исследователей под руководством А.А. Деркача выделяет подготовительный этап адаптации, состоящий «...преимущественно в аккумулировании релевантной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности». В зависимости от индивидуальных психологических свойств и мотивационной сферы личности этот этап может протекать или в активно целенаправленной, или в пассивной форме. Ученый аргументирует следующие этапы: этап стартового психического напряжения, связанный с состоянием нервно-психического переживания подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности; этап острых психических реакций входа, на котором индивид начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды; этап завершающего психического напряжения, характеризующийся в случае благоприятного развития адаптационного процесса своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни; этап острых психических реакций выхода, состоящий из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду обитания [3, с. 29].

На сегодняшний день не проводилось комплексное исследование и анализ феномена упреждающей адаптации в процессе вхождения курсантов в новые условия жизнедеятельности, не проводилась экспериментальная проверка средств их полного или частичного упреждения. Это сфера наших будущих исследований.

Исследования, проведенные Ф.3. Меерсоном и М.Г. Пшенниковой [4, с. 85], показали, что «предварительная адаптация обладает достоверным защитным эффектом». Обнаружено, что предварительная адаптация организма человека к физическим нагрузкам может способствовать более легкому течению возникшей болезни и более быстрому выздоровлению [5, с. 44]. Прямой защитный эффект адаптации проявляется следующим образом: «...адаптация к умеренному действию определенного фактора предупреждает повреждение организма большой дозой того же самого фактора». Перекрестный защитный эффект адаптации имеет место, когда «...адаптация к действию определенного фактора повышает резистентность организма к повреждающему действию совершенно других факторов» [5, с. 18].

Явление упреждающей адаптации получило отражение в работе А.А. Налчаджяна [6], трактующего предварительную адаптацию, или преадаптацию в качестве одной из адаптивных стратегий, используемых людьми в проблемных ситуациях с целью их избегания или предотвращения. В качестве преадаптации он рассматривает профориентацию. С позиции ученого [6, с. 101-106, с. 61-62], предварительная адаптация основана на предвосхищении проблемной ситуации, которая включает следующие моменты: а) возникновение препятствия перед целенаправленной деятельностью субъекта, переживание им наличия этой преграды; б) переживание трудности, которую предстоит преодолеть; в) эмоциональные переживания преимущественно отрицательного характера; г) временное незнание способов, путей решения задач, выхода из ситуации; д) осознание необходимости принятия решения.

Близка нашей проблеме, исходя из теоретических посылок, проблема упреждающей адаптации М.А. Кременя [7]. Успешная адаптация к новым условиям жизнедеятельности, с позиции ученого [7, с. 23], имеет место при адекватности текущего образа, который формируется на основе психического отражения реальной деятельности, эталонному образу,

представлению ожидаемого. При рассогласованиях между параметрами жизнедеятельности возникает несоответствие между эталонным и текущим образами, т. е дезадаптация. Опережающее отражение действительности: осознанное формирование у субъекта эталонного образа, соответствующего новым условиям жизнедеятельности, при обязательном изучении его «опорных субъективных ценностей» рассматривается М.А. Кременем [5, с. 24] в качестве фактора эффективной упреждающей адаптации.

На наш взгляд, для проявления сущности упреждающей адаптации, разработки упреждающих адаптирующих средств, необходимо выявить особенности психологической адаптации/дезадаптации курсантов к новым условиям жизнедеятельности на военном факультете, а именно как индивидуальные психологические характеристики личности курсантов влияют на процесс адаптации, чтобы упредить развитие негативного сценария адаптации курсантов военного факультета к новым условиям жизнедеятельности.

Анализ и интерпретация результатов исследования

С помощью методики адаптационных способностей (МОАС) был выделен адаптационный потенциал курсантов военного факультета, а также индивидуальные психологические особенности военнослужащих и необходимость исследования упреждающей адаптации.

Методика разработана на основе 16-факторного опросника Р. Кэттела и адаптирована для экспресс-диагностики адаптационных способностей сотрудников силовых структур [6, с. 226]. Данная методика позволяет решить три диагностические задачи: оценка адаптационного потенциала военнослужащего, оценка реального уровня адаптированности военнослужащих, определение вероятного типа дезадаптивного поведения. Методика представляет собой перечень вопросов теста Кэттела, формирующих лишь восемь факторов, составляющих интегрированное понятие «адаптационных способностей» личности и один дополнительный фактор, позволяющий оценить уровень субъективного переживания условий службы (рис. 1).

Рисунок 1 - Результаты диагностики адаптационных способностей курсантов

на начальном этапе обучения

Из вышеприведенной диаграммы следует, что: для 11 % курсантов военного факультета характерен высокий уровень адаптационных способностей на начальном периоде обучения на военном факультете; для 17 % - удовлетворительный уровень адаптационных

способностей; для 63 % - низкий уровень адаптационных способностей; а для 9 % характерно состояние дезадаптации, что доказывает необходимость проведения исследований упреждающей адаптации курсантов военного факультета к условиям жизнедеятельности.

Для получения достоверности проведенного исследования, была применена корреляция Спирмена (рис. 2).

Рисунок 2 - Коэффициент корреляции Спирмена

После интерпретации полученных данных, можно сделать следующие выводы:

Процесс адаптации личности к военной службе по призыву - сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер. Полученные коэффициенты корреляций свидетельствуют выраженные значения и могут рассматриваться как показатели конструктной валидности.

В результате проведенного исследования были выделены личностные особенности военнослужащих, детерминирующие успешность адаптации к воинской службе: эмоциональная стабильность - фактор С, согласно методике Кэттела, личность с отрицательным полюсом С легко раздражается, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, эта личность безвольна; фактор Н - четко определенный фактор, который характеризует степень активности курсантов в социальных контактах, при этом следует учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента, курсанты с высокими оценками этого фактора имеют склонность к профессиям риска, что очень важно для профессии офицера, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки; оперативность мышления и общий уровень вербальной культуры и эрудиции - фактор В; практичность - фактор М; фактор О - спокойствие, умение справляться со своими неудачами, уверенные в себе; фактор Q4 - собранность, энергичность, высокая мотивация; МБ - адекватная самооценка; Q3 - самоконтроль.

Таким образом, в результате корреляционного анализа нам удалось выявить связь между личностными особенностями военнослужащих с показателями их адаптации/ дезадаптации:

а) для адаптивных военнослужащих характерно: адекватная самооценка, потребность в общении и совместной деятельности, эмоциональный комфорт, развита ответственность за происходящее, экстраверсия, смелость, активность, внутренний контроль, тревожность, минимальный уровень субъективных переживаний условий военной службы;

б) для дезадаптивных военнослужащих характерно: низкий уровень самооценки, нежелание сотрудничать, высокий уровень эмоционального дискомфорта, меньше проявляется потребность в установлении близких эмоциональных отношений по направлению от индивида к другим людям, высокий уровень субъективных переживаний условий военной службы;

в) для военнослужащих с высоким коэффициентом адаптационных способностей характерно: экстраверсия, потребность индивида создавать и поддерживать отношения с другими людьми, потребность в общении, совместной деятельности, ответственность за происходящие события, нервно-психическая устойчивость, внутренний контроль, эмоциональный комфорт, потребность включения от других людей к индивиду.

г) для военнослужащих с низким коэффициентом адаптационных способностей характерно: низкая самооценка, тревожность, напряженность, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, ведомость, внешний контроль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При интерпретации феномена упреждающей адаптации курсантов к новым условиям жизнедеятельности необходимо отметить то, что курсанты, осуществляющие вхождение в профессиональное образование и профессиональную деятельность на начальном этапе военной службы переживают кризис юности, связанный с апробированием различных социальных ролей, а в первую очередь профессиональной роли защитника Отечества, построением новых социальных связей и отношений с другими, в специфичной военной среде, строго регламентированной требованиями общевоинских уставов, активным освоением профессиональной деятельности. Кризис юности может оказывать влияние на процесс адаптации, курсантов.

Необходимо признать, тот факт, что начальный этап военной службы чреват выбором молодыми людьми неадекватных средств их разрешения, деструктивными вариантами развития их личности (суицидальные попытки, межличностные конфликты и т. д.), немотивированным уходом из военного вуза.

Для упреждающего сопровождения и управления адаптационным процессом курсантов к новым условиям жизнедеятельности, предупреждения негативных проявлений нужна особая система деятельности преподавателей военного факультета, военных психологов, медиков по управлению адаптационным процессом будущих специалистов, именуемая нами «упреждающая адаптация», связанная с психолого-педагогическим сопровождением средствами образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мальцев, Л.С. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины /Л.С. Мальцев. - Минск: Асобны дах, 2002. - 223 с.

2. Анохин, П.К. Опережающее отражение действительности/П.К. Анохин //Вопросы психологии № 7. - Москва, 1962. - С. 97 - 111.

3. Меерсон, Ф.3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам /Ф.3. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - Москва: Медицина, 1988.

4. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван: АН Арм. ССР, 1988.

5. Кремень, М.А. Упреждающая адаптация /М.А. Кремень. - Минск: Адукацыя { выхаванне № 4. -Минск, 2004. - С. 124 - 128.

6. Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по психодиагностике для студентов специальности «Практическая психология» / Н.В. Ильинич, Н.В. Сараева. -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. - С. 31-37.

7. Соловьев, И.В. Рабочая книга психолога внутренний войск /И.В. Соловьев. - Москва: ГКВВ МВД России, 1997. - 226 с.

8. Соловьев, И.В. Управление по работе с личным составом Главного командования ВВ МВД России /И.В. Соловьев. - Москва, 1997. - С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.