Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоров В. В.

В ходе исследований использована теория упреждающей адаптации М. Кременя при работе с экспериментальной группой учащихся до поступления в Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь. В статье проведен анализ особенностей адаптации курсантов 1-го курса к новым условиям жизнедеятельности на основе самооценки 103-х респондентов, составляющих контрольную и экспериментальную группы. Для получения данных применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда с целью изучения таких интегральных показателей как адаптивность, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, принятие других и стремление к доминированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ»

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ

Егоров В.В.

В ходе исследований использована теория упреждающей адаптации М. Кременя при работе с экспериментальной группой учащихся до поступления в Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь. В статье проведен анализ особенностей адаптации курсантов 1-го курса к новым условиям жизнедеятельности на основе самооценки 103-х респондентов, составляющих контрольную и экспериментальную группы. Для получения данных применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда с целью изучения таких интегральных показателей, как адаптивность, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, принятие других и стремление к доминированию.

(Поступила в редакцию 2 ноября 2007 г.)

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса называется социальной адаптацией (лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) [1]. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде.

Попадая в новый коллектив, меняя вид деятельности, человек вынужден адаптироваться к новой обстановке. Адаптация при этом состоит в приспособлении человека к существующим в обществе требованиям и оценочным критериям. Это совершается за счет принятия норм и ценностей данного общества. Социальная адаптация представляет собой постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, когда достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. В этом случае говорят о социально-психологической адаптации. Социальная адаптация рассматривается также как «...процесс психодинамического приспособления индивида к условиям социальной среды, обществам, микрообществам в социуме; это также и результат самого процесса социоадаптации» [2, с. 10].

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации.

Большое влияние на формирование специалистов любой профессии оказывает процесс социально-психологической адаптации на первых порах обучения в ВУЗе. Особенно актуальна успешность этого процесса для представителей экстремальных профессий. Поэтому нами были выбраны в качестве предмета исследования такие значимые интегральные показатели адаптации курсантов к условиям жизнедеятельности, как адаптивность, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, приятие других и стремление к доминированию.

Под адаптивностью мы понимаем тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Де-задаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и резуль-

татами функционирования целеустремленной системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами [1].

Эмоциональная комфортность (англ. comfort) представляет собой обобщающую характеристику внутреннего состояния физиологической и психологической удовлетворенности благодаря комплексу максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды. В состоянии эмоциональной комфортности отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.

Самоприятие - эмоционально-оценочная составляющая самосознания, означает не что иное, как осознание себя, сущности своего поведения, отношения к себе и другим. Чтобы стать сущностью (стать личностью для себя), выйти на подлинную субъективность, необходимо себя принять [3].

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.), особенно в период изменения условий жизнедеятельности. Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других.

Экстернальность-интернальность показывает предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

Принятие других - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью межличностного восприятия является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.) [1].

Стремление к доминированию (лат. dominus - господствующий) является элементом мотивационно-потребностной сферы. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать и т. д.

Для наиболее безболезненного процесса адаптации индивида в новом коллективе и приспособления его к видам деятельности в новых условиях целесообразно еще до попадания человека в эти детерминируемые заранее условия провести предварительно подготовку к новым условиям жизнедеятельности. То есть целенаправленно осуществлять упреждающую адаптацию [4] путем осознанного формирования эталонного образа, соответствующего новым условиям жизнедеятельности.

Целью экспериментальной работы являлась проверка гипотезы, предполагающей, что в условиях ВУЗа военного типа более успешно проходит адаптация тех курсантов, у которых согласно теории упреждающей адаптации М.А Кременя до поступления в КИИ МЧС была специальная подготовка (на базе профильных СШ, гимназий и лицеев МЧС Республики Беларусь). Специальная подготовка в нашем случае рассматривалась как процесс формирования у абитуриентов образа новых условий жизнедеятельности [4].

В качестве метода исследования социально-психологической адаптации к условиям КИИ МЧС была выбрана методика К. Роджерса и Р. Даймонда [5]. Вся выборка курсантов была поделена на две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальную выборку

вошли курсанты, обучавшиеся до поступления в КИИ МЧС в профильных классах, гимназиях и лицеях МЧС Республики Беларусь (всего 27 человек). Контрольную выборку представляют курсанты, окончившие обычные классы средних общеобразовательных школ или средние учебные заведения, не связанные со спецификой МЧС (всего 76 курсантов) [6].

Для статистической обработки интегральных показателей авторы методики предлагают интерпретировать данные в соответствии с приведенными нормативами [5]. В зависимости от показанных результатов респонденты попадали в одну из трех групп, причем вторая группа отражает диапазон нормативных данных, в первую группу попадают участники исследования, показавшие результат выше нормативного, в третью - ниже.

Но для достижения цели нашего исследования такая трактовка результатов недостаточна. Для более полного анализа полученных данных нами были проанализированы средние значения самооценки каждого из утверждений респондентов экспериментальной и контрольной групп. Затем анализировались те, по которым разница между контрольной и экспериментальной группой составляла более 10%.

Кроме того, исходя из имеющегося диапазона интегральных показателей всего количества респондентов, выявив наименьший и наибольший фактический показатель, мы «разбили» имеющийся диапазон на три равные группы. В первую из них вошли участники исследования, проявившие наивысшие результаты по анализируемому показателю. В последнюю - показавшие наихудший результат.

Данные по интегральному показателю «Адаптация» распределились следующим образом (таблица 1).

Таблица 1 - Данные по интегральному показателю «Адаптация» (позиции «Адаптивность» и «Деза-даптивность»)

Категории испытуемых % испытуемых по группам Количество испытуемых

1 2 3

Контрольная 43,2 43,2 13,6 76

Экспериментальная 63,0 37,0 0,0 27

Анализ данных таблицы 1 показывает, что две трети курсантов экспериментальной выборки по нашим данным имеют наивысшие результаты по интегральному показателю «Адаптация», в то время как в контрольной - лишь 43,2% респондентов оценили собственную адаптацию как наилучшую. Кроме того, в экспериментальной ни один курсант не попал по данным самооценки процесса адаптации в третью группу, а в контрольной - каждый седьмой.

Так, по позиции «Дезадаптивность» из сравнения тридцати четырех средних значений по каждой из выборок двадцать одно показывает, что представители контрольной выборки оценили свою жизнедеятельность в процессе полугода в стенах КИИ МЧС как менее успешную, чем участники экспериментальной. Причем восемнадцать значений из этой двадцать одной позиции отличаются более чем на 10%. Еще одиннадцать показателей из тридцати четырех средних - на одном уровне. И только два показателя свидетельствуют в пользу лучшей адаптации контрольной выборки.

По позиции «Адаптивность» из тридцати четырех средних значений пятнадцать также представляют курсантов экспериментальной выборки адаптирующимися более благополучно, чем их однокурсники контрольной.

Таким образом, полученные по данному интегральному показателю результаты указывают на более успешную адаптацию участников экспериментальной выборки.

Результаты определения следующего интегрального показателя отражены в таблице 2.

Таблица 2 - Данные по интегральному показателю «Эмоциональный комфорт» (позиции «Эмоциональный комфорт» и «Эмоциональный дискомфорт»)

Категории испытуемых % испытуемых по группам Количество испытуемых

1 2 3

Контрольная 31,6 43,4 25,0 76

Экспериментальная 51,9 29,6 18,5 27

Как видно из таблицы 2, 81,5% курсантов экспериментальной выборки показали высокий уровень эмоционального комфорта (они находятся в первой и второй группах), в то время как курсанты контрольной выборки по этому показателю составляют только 75%. Таким образом, полученные по этому интегральному показателю данные также указывают на более благополучное самочувствие в коллективе курсантов экспериментальной выборки.

По позиции «Эмоциональный комфорт» четыре из семи средних значений выше у экспериментальной выборки, причем по двум из них разница составляет более 10%.

По шести из семи позиций «Эмоционального дискомфорта» контрольная выборка опередила экспериментальную более чем на 10%.

По позиции «Приятие себя» (таблица 3) из сравнения одиннадцати средних значений по каждой из групп семь показывают, что представители экспериментальной выборки оценили себя в процессе полугода в стенах КИИ МЧС более высоко, чем участники контрольной. Причем только по одной позиции из этих одиннадцати - «Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность» курсанты экспериментальной выборки отличаются более чем на 10%. А курсанты контрольной выше оценили себя по позиции «Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру».

Таблица 3 - Данные по интегральному показателю «Самоприятие» (позиции «Приятие себя» и «Неприятие себя»)

Категории испытуемых % испытуемых по группам Количество испытуемых

1 2 3

Контрольная 63,1 30,3 6,6 76

Экспериментальная 63,0 37,0 0,0 27

По позиции «Неприятие себя» из семи средних значений представители экспериментальной выборки по пяти позициям отличаются от представителей контрольной более чем на 10% в сторону более гармоничного самовосприятия.

Эти результаты свидетельствуют также в пользу лучшей адаптации экспериментальной выборки.

По позиции «Внутренний контроль» (таблица 4) из сравнения четырнадцати средних значений по каждой из выборок десять показывают, что представители экспериментальной выборки оценили себя в процессе полугода в стенах КИИ МЧС более высоко, чем участники контрольной.

Таблица 4 - Данные по интегральному показателю «Интернальность» (позиции «Внутренний контроль» и «Внешний контроль»)

Категории испытуемых % испытуемых по группам Количество

1 2 3 испытуемых

Контрольная 48,7 35,5 15,8 76

Экспериментальная 44,4 55,6 0,0 27

Аналогичная картина наблюдается по позиции «Внешний контроль»: пять из восьми показателей свидетельствуют в пользу более лучшей адаптации экспериментальной выборки. Причем три из них отличаются от контрольной более чем на 10%.

Из анализа данных таблицы 4 видно, что примерно одинаковому количеству тестируемых из каждой категории присуждена первая группа. Однако в значениях второй группы присутствует разбежка в результатах теста, а именно из экспериментальной выборки более половины (55,6%) курсантов попали во вторую группу, и никто не оказался в третьей. У контрольной же каждый пятый испытуемый попал в третью группу.

На основе изложенного можно прийти к выводу, что курсанты экспериментальной выборки больше ориентированы на внутренний контроль (интернальность), при котором личности свойственно приписывать ответственность за происходящие с ней события своим способностям, поведению, характеру и т. д. Из этого следует, что представители экспериментальной выборки в лучшей степени, чем контрольной, адаптированы к условиям жизнедеятельности КИИ МЧС.

По позиции «Приятие других» (таблица 5) из сравнения шести средних значений по каждой из выборок значимых различий не обнаружено. А вот по позиции «Неприятие других» пять из семи средних значений по каждой из выборок показывают, что представители экспериментальной выборки отличаются от представителей контрольной более чем на 10% в сторону меньшей неприязни к окружающим.

Таблица 5 - Данные по интегральному показателю «Приятие других» (позиции «Приятие других» и « Неприятие других»)

Категории испытуемых % испытуемых по группам Количество

1 2 3 испытуемых

Контрольная 22,4 59,2 18,4 76

Экспериментальная 37,0 52,0 11,0 27

Анализ данных таблицы 5 показывает, что примерно одинаковому количеству респондентов из каждой категории присуждена вторая группа. Однако сравнение значений первой и третьей групп обнаруживает, что интегральные показатели «Приятие других» у испытуемых экспериментальной выборки почти на 15% (первая группа) больше, чем у контрольной. В то же время число курсантов третьей группы в контрольной выборке почти в два раза больше. Это позволяет также заметить, что респонденты, прошедшие упреждающую адаптацию посредством профильных спецклассов МЧС, лучше адаптируются в курсантском коллективе, чем респонденты, окончившие обычные классы средних общеобразовательных школ.

Интегральный показатель «Стремление к доминированию» включает в себя такие позиции, как «Доминирование» и «Ведомость». Распределение испытуемых, как контрольной, так и экспериментальной выборки, по группам, соответствующим уровню доминирования, приведено в таблице 6.

Таблица 6 - Данные по интегральному показателю «Стремление к доминированию» (позиции «Доминирование» и «Ведомость»)

Категории испытуемых % испытуемых по группам Количество

1 2 3 испытуемых

Контрольная 63,1 30,3 6,6 76

Экспериментальная 63,0 37,0 0,0 27

Из данной таблицы видно, что процент курсантов экспериментальной выборки, вошедших по результатам самооценки в первую группу, превышает процент курсантов контрольной выборки, показавших такие же результаты. Кроме того, в экспериментальной выборке лишь 11% курсантов показали результаты, соответствующие третьей группе, в то время как в контрольной выборке такой результат получили 17% курсантов.

Сопоставив между собой средние самооценки каждого из утверждений респондентов обеих выборок, мы получили следующие результаты: по позиции «Доминирование» из сравнения трех средних значений курсанты экспериментальной выборки показали более высокий результат по позиции «По натуре вожак и умеет влиять на других». Из сравнения шести средних по позиции «Ведомость» пять указывают на большую степень ведомости и конформизма курсантов контрольной выборки, причем по четырем из этих пяти средних значений различие между контрольной и экспериментальной выборками составляет более 10%.

Таким образом, полученные по данному интегральному показателю результаты указывают на то, что курсанты экспериментальной группы более склонны к доминированию, контролю своего социального окружения, воздействию на других, а наличие этих качеств позволяет легче адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. В итоге можно сделать вывод о том, что упреждающие мероприятия по методике М.А. Кременя [4], осуществленные в профильных классах МЧС, положительно сказываются на процессе социально-психологической адаптации курсантов в условиях смены деятельности, учебного коллектива и обстановки. Описанные данные говорят, что вследствие этого курсанты чувствуют себя более уверенно и комфортно, более позитивно воспринимают себя и окружающих, а также более эффективно справляются с возникающими трудностями, что подтверждается результатами, полученными нами ранее [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

2. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Минск: Соврем, слово, 1998. -768 с.

3. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А.Б. Орлов // Вопр. психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.

4. Кремень, М.А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности / М.А. Кремень // Адукацыя i выхаванне. - 1999. - № 3. - С. 22-24.

5. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [Электронный ресурс] / Психологическая лаборатория. Описания психологических тестов, бланки. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.vch.narod.ru/file.htm. - Дата доступа: 25.08.2006.

6. Егоров, В.В. Доминирующие трудности курсантов 1-го курса в процессе адаптации к условиям Командно-инженерного института МЧС / В.В. Егоров // Вестн. Командно-инженер. ин-та МЧС Респ. Беларусь. - 2007. - № 1 (5). - С. 47-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.