Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егоров В. В.

The theory of anticipated adaptation of M. Kremen was used while working with a group of schoolchild before their entering the CEE of the MES of Belarus. The article presents the analysis of the adaptation dynamics of first year students under new conditions of vital activity on the basis of self - appraisal of 100 respondents making check - and experimental groups. The methods of diagnosis of social and psychological adaptation of K. Rodgers and R. Dimond was used with the purpose of studying such integral indicators as adaptation, emotional comfort, self-acceptance, internality, acceptance of others and domination desire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ»

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ КИИ МЧС ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ УПРЕЖДАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ

Егоров В.В.

The theory of anticipated adaptation of M. Kremen was used while working with a group of schoolchild before their entering the CEE of the MES of Belarus. The article presents the analysis of the adaptation dynamics of first year students under new conditions of vital activity on the basis of self - appraisal of 100 respondents making check - and experimental groups. The methods of diagnosis of social and psychological adaptation of K. Rodgers and R. Dimond was used with the purpose of studying such integral indicators as adaptation, emotional comfort, self-acceptance, internality, acceptance of others and domination desire.

(Поступила в редакцию 30 марта 2008 г.)

ВВЕДЕНИЕ

Для большинства учащихся вузов военного типа первый курс, безусловно, является наиболее трудным в динамике всего обучения. Это объясняется тем, что во время первого этапа обучения у курсантов наиболее интенсивно протекает психофизиологическая и социально-психическая адаптация к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому для оценки процесса адаптации необходимо выяснить характер и содержание субъективных психологических проблем у курсантов.

По характеру трудности бывают ситуационными и личностными. В начальном периоде обучения у большинства курсантов можно констатировать одни и те же ситуационные психологические проблемы. Сразу после зачисления в учебное заведение военного типа у выпускников общеобразовательных школ возникает необходимость перестройки сложившихся до вуза стереотипов поведения, привычных отношений со старшими и сверстниками. В меньшей степени эта проблема касается выпускников суворовских училищ и профильных классов [1]. Но опыт показывает, что усвоенные ими стереотипы также не всегда соответствуют требованиям вуза военного типа. Так что в период 1-го курса наиболее актуально приведение в соответствие с этими требованиями личностных особенностей и субъективных отношений. С началом учебного процесса эти нагрузки переносятся и на интеллектуальную сферу, так что в адаптацию к условиям обучения в военном вузе вовлечена целостная личность курсанта с его интеллектуальными свойствами, личностными особенностями и субъективными отношениями.

Содержание психологических проблем в юношеском возрасте многообразно. У некоторых курсантов появляются проблемы личностного характера, когда чрезмерно актуализируется потребность общения с прежними знакомыми и родными при наличии условий частичной депривации этого общения в воинском коллективе. Другие субъективные отношения могут перерастать из конфликтных в проблемные, например, отношения с младшими командирами, сослуживцами, отдельными преподавателями. Возникновение личностных проблем, не свойственных другим курсантам, чаще всего свидетельствует о недостаточной психической адаптивности и высоком риске дезадаптации [2].

ПАРАДИГМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для наиболее безболезненного процесса адаптации курсанта в новом коллективе и приспособления его к видам деятельности в новых условиях целесообразно, еще до его попадания в эти детерминируемые заранее условия, провести предварительно подготовку к новым условиям жизнедеятельности, т. е. целенаправленно осуществлять упреждающую адаптацию [4] путем осознанного формирования эталонного образа, соответствующего новым условиям жизнедеятельности.

Целью экспериментальной работы являлась оценка динамики приспособления первокурсников к условиям КИИ МЧС. Причем у части респондентов, согласно теории упреждающей адаптации Кременя М.А. [3], до поступления в КИИ МЧС была специальная подготовка (на базе профильных СШ, гимназий и лицеев МЧС Республики Беларусь). Специальная подготовка в нашем случае рассматривалась как процесс формирования у абитуриентов образа новых условий жизнедеятельности. А вторая часть респондентов перед поступлением не имела такой подготовки.

В качестве метода исследования социально-психологической адаптации к условиям КИИ МЧС была выбрана методика К. Роджерса и Р. Даймонда [4]. Вся выборка курсантов была поделена на две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальную выборку вошли курсанты, обучающиеся до поступления в КИИ МЧС в профильных классах, гимназиях и лицеях МЧС Республики Беларусь (всего 26 человек). Контрольную выборку представляют курсанты, окончившие обычные классы средних общеобразовательных школ или средние учебные заведения, не связанные со спецификой МЧС (всего 74 курсанта) [5].

В качестве оцениваемых критериев нами взяты такие значимые интегральные показатели адаптации курсантов к условиям жизнедеятельности, как адаптивность, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, приятие других и стремление к доминированию.

Под адаптивностью мы понимаем тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Адаптивность выражается в согласовании целей и результатов. Дезадаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и результатами функционирования системы: намерения человека не совпадают с деяниями, замыслы — с воплощением, побуждения к действию — с его итогами [6].

Эмоциональная комфортность (англ. comfort) представляет собой обобщающую характеристику внутреннего состояния физиологической и психологической удовлетворенности благодаря комплексу максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды. В состоянии эмоциональной комфортности отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.

Самоприятие — эмоционально-оценочная составляющая самосознания, означает не что иное, как осознание себя, сущности своего поведения, отношения к себе и другим. Чтобы стать сущностью (стать личностью для себя), выйти на подлинную субъективность, необходимо себя принять [7].

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.), особенно в период изменения условий жизнедеятельности.

Экстернальность-интернальность показывает предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.

Приятие других — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью межличностного восприятия является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.) [6].

Стремление к доминированию (лат. dominus - господствующий) является элементом мотивационно-потребностной сферы. Характеризуется стремлением контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, давать советы, убеждать, приказывать, запрещать, отговаривать и т. д.

ЭТАПНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первостепенной задачей экспериментальной работы было проведение срезов в начале первого семестра по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [4]. Данные, полученные на первом этапе исследования, показали достоверную разницу между результатами самооценки курсантов экспериментальной и контрольной выборки [1].

При этом в полученных диапазонах интегральных показателей экспериментальной и контрольной выборки респондентов мы выявляли наименьшие и наибольшие фактические показатели. Затем «разбивали» имеющиеся диапазоны на три равные группы. В первые группы входили участники исследования, проявившие наивысшие результаты по анализируемым показателям, в последние - показавшие наихудшие результаты.

В дальнейшем нами повторена аналогичная процедура исследования уже во втором семестре первого курса. Данные второго этапа экспериментальной работы сопоставлялись с уже полученными, что позволило оценить динамику шести выбранных критериев приспособления первокурсников к условиям КИИ МЧС при наличии и отсутствии упреждающей адаптации. Для адекватного сравнения на втором этапе полученные интегральные показатели мы анализировали по соответствующим диапазонам первого этапа. Таким образом, нам удалось проследить, как изменились соответствующие интегральные показатели относительно начального этапа.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты, полученные нами по итогам обработки данных самооценки ста курсантов 1-го года обучения, отражены в таблице.

Таблица - Поэтапное распределение первокурсников на три группы в зависимости от набранных ими баллов по соответствующим шести интегральным показателям, %

Экспериментальная выборка Контрольная выборка

1-й этап 2-й этап 1-й этап 2-й этап

Интегральные показатели 1-я группа 2-я группа 3-я группа 1-я группа 2-я группа 3-я группа 1-я группа 2-я группа 3-я группа 1-я группа 2-я группа 3-я группа

Адаптация 63,0 37,0 0,0 34,6 65,4 0,0 43,2 43,2 13,6 27,0 25,7 47,3

Самовосприятие 63,0 37,0 0,0 34,6 53,8 11,5 63,1 30,3 6,6 35,1 21,6 432

Приятие других 37,0 52,0 11,0 19,2 73,1 7,7 22,4 59,2 18,4 16,2 44,6 392

Эмоциональная комфортность 51,9 29,6 18,5 23,1 50,0 26,9 31,6 43,4 25,0 25,7 21,6 52,7

Стремление к доминированию 63,0 37,0 0,0 38,5 61,5 0,0 63,1 30,3 6,6 23,0 41,9 35,1

Интерн альность 44,4 55,6 0,0 30,8 42,3 26,9 48,7 35,5 15,8 27,0 28,4 44,6

Общий анализ данных таблицы по всем интегральным показателям показывает, что на втором этапе число участников исследования, проявивших наивысшие результаты по анализируемым показателям (% респондентов 1-й группы), снизилось как в

экспериментальной, так и в контрольной выборке. Этот факт представляется закономерным по ряду причин:

1. Сразу после зачисления жизнедеятельность первокурсников проходила в учебном центре КИИ МЧС, в условиях обособленной территории бывшей военной части, расположенной под Минском в лесной зоне.

2. По окончании 1-го года обучения курсанты переехали в главный корпус КИИ МЧС, расположенный в Минске, в условиях обособленной территории вуза военного типа.

3. По объективным обстоятельствам произошла смена офицерского руководящего состава курса.

В связи с изложенными причинами курсанты встретились с такими факторами, как:

• необходимость переадаптации к городским условиям вуза военного типа;

• усложнение динамики режима жизнедеятельности;

• относительное ограничение возможности передвижения;

• усложнение учебной программы (добавление новых учебных дисциплин);

• увеличение числа физических нагрузок в связи с учебной программой (пожарный спорт, аварийно-спасательная подготовка);

• необходимость несения службы в караулах (дежурная смена ПАСЧ при КИИ);

• увеличение количества нарядов;

• усиление служебной дисциплины;

• необходимость подчинения большему количеству офицеров, не являющихся прямыми начальниками;

• необходимость выполнения хозяйственных работ по постройке общежития.

Перечисленные факторы привели к относительному увеличению учебной и трудовой

нагрузки, что в свою очередь повлекло за собой некоторую психоэмоциональную и физиологическую усталость, что выразилось в снижении числа респондентов 1-й группы по каждому интегральному показателю второго этапа.

Что касается сравнения результатов интерпретации самооценки курсантов экспериментальной и контрольной выборки второго этапа, то, аналогично итогам первого этапа [1], курсанты экспериментальной выборки показали более высокие результаты по всем интегральным показателям. Незначительная разница в процентах респондентов, отнесенных к первым группам экспериментальной и соответственно контрольной выборки, наблюдается по позициям: «самовосприятие» - 34,6% и 35,1%; «приятие других» - 19,2% и 16,2%; «эмоциональная комфортность» - 23,1% и 25,7%; «интернальность» - 30,8% и 27,0%. А по числу респондентов, показавших наихудшие результаты, по всем интегральным показателям значительный перевес наблюдается в контрольной выборке. По сравнению процентных значений респондентов вторых групп соответственно по всем интегральным показателям значительное превосходство прослеживается в результатах экспериментальной выборки.

Результаты приведенного анализа динамики приспособления первокурсников к условиям КИИ МЧС при наличии и отсутствии упреждающей адаптации подтверждают выводы, полученные нами по экспериментальным исследованиям, проведенным ранее:

1. Уровень адаптации к новым условиям жизнедеятельности выше у респондентов экспериментальной группы, у которых эталонный образ этих новых условий жизнедеятельности был сформирован более полно к моменту попадания в них с помощью упреждающей адаптации в сравнении с испытуемыми контрольной группы [8].

2. При изменении условий жизнедеятельности спад уровня адаптации закономерен, но его величина может значительно уменьшаться благодаря осуществлению упреждающей адаптации (обучению до поступления в КИИ МЧС в профильных классах, гимназиях и лицеях МЧС).

Таким образом, упреждающие мероприятия по методике М.А. Кременя [3], осуществленные в профильных классах МЧС, положительно сказываются на процессе социально-психологической адаптации курсантов при изменении условий жизне-

деятельности. Описанные данные говорят, что вследствие этого курсанты чувствуют себя

более уверенно и комфортно, более позитивно воспринимают себя и окружающих, а также

более эффективно справляются с возникающими трудностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров, В.В. Особенности приспособления первокурсников к условиям КИИ МЧС при наличии и отсутствии упреждающей адаптации / В.В. Егоров // Вестн. Командно-инженер. ин-та МЧС Респ. Беларусь. - 2008. - № 1(7).

2. Воробьев, В.М. Психолого-педагогическое сопровождение курсантов / В.М. Воробьев [Электронный ресурс]: учеб.-метод, пособие. — СПб, 2003. - Режим доступа: http://spb-admiral.narod.ru/vorobiev_l I .htm. - Дата доступа: 22.08.2007.

3. Кремень, М.А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности / М.А. Кремень // Адукацыя i выхаванне. - 1999. - № 3. - С. 22-24.

4. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [Электронный ресурс] // Психологическая лаборатория. Описания психологических тестов, бланки. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.vch.narod.ru/file.htm. - Дата доступа: 25.08.2006.

5. Егоров, В.В. Доминирующие трудности курсантов 1-го курса в процессе адаптации к условиям Командно-инженерного института МЧС / В.В. Егоров // Вестн. Командно-инженер. ин-та МЧС Респ. Беларусь. - 2007. - № 1(5). - С. 47-55.

6. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А.Б. Орлов // Вопр. психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.

8. Егоров В.В. Формирование образа новых школьных условий жизнедеятельности как путь снижения дезадаптации при переходе в школу / В.В. Егоров // Вестн. Молодеж. науч. о-ва. -Психология. - 2005. - № 2. - С. 50 - 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.